Технологическая карта урока окружающего мира «Страна, открывшая путь в космос» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Галимова Елизавета Альбертовна

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование представления у обучающихся о жизни страны в послевоенное время; узнать о величайших открытиях учёных нашей страны, позволивших вывести человека в космос

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать представление обучающихся о жизни страны в послевоенное время;

2) ознакомление с биографией первого космонавта.

Предметные:

1) формирование у учащихся представлений и ведущей роли России в освоении космического пространства;

2) систематизация знаний и представлений учащихся о первооткрывателях космоса.

 

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;

3) развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekh_karta_okruzhayuschego_mira_4_klass.docx47.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Дата: 23.04.2025

Школа: №1

Класс:

Урок: 5

Время: 11:20 - 12:00   Кабинет: 106

Студент: Галимова Е.А.

Группа: 45

Учитель: Абакумова И.В.

Методист:

Тема урока «Страна, открывшая путь в космос»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование представления у обучающихся о жизни страны в послевоенное время; узнать о величайших открытиях учёных нашей страны, позволивших вывести человека в космос

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать представление обучающихся о жизни страны в послевоенное время;

2) ознакомление с биографией первого космонавта.

Предметные:

  1. формирование у учащихся представлений и ведущей роли России в освоении космического пространства;
  2. систематизация знаний и представлений учащихся о первооткрывателях космоса.

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;

3) развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

  1. осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

УМК: УМК «Школа России» А.А. Плешаков: 4 кл.: в 2 ч./А.А. Плешаков - Ч.2.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

 1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята.

- Проверьте все ли у вас готово к уроку.

-Я надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно. Теперь мы можем начинать наше занятие.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

- Для проверки домашнего задания мы проведём блиц-опрос:

- Когда началась Вторая мировая война?

- Когда Германия напала на Советский Союз?

- Сколько городов получили звание «город-герой»?

- Назовите их. - Почему война называется Великой Отечественной? (На борьбу поднялся весь народ.)

- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

- Когда советская армия перешла в наступление?

- Когда разгорелось сражение под Курском?

- Когда    территория    Советского    Союза    была    полностью освобождена от захватчиков?

- Когда начался штурм Берлина?  Кто им руководил?

- Какой день стал Днём Победы?

- Сколько человек потеряла наша страна в этой войне?

 Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

-1939 год.

-22 июня 1941 г.

-7

- Санкт-Петербург, Волгоград, Москва, Новороссийск, Мурманск, Смоленск, Тула.

-900 дней.

-1942 год.

-Летом 1943 года.

-1944 год.

-В апреле 1945 года.

-Г.К. Жуков.

-9мая.

-Свыше 27миллионов.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Презентация

(Слайд 1)

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации.

Отгадайте загадку

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост

— И поднимется до звёзд.

- Ребята, с чем ассоциируется у вас ракета?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

– На уроке мы будем искать ответ на вопрос:  Какая бывает  промышлен

 1. Выдвигают        варианты        формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.

2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

-Ракета.

- О космосе.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

Презентация

(слайд )

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический

Внешний контроль

  1. Организовывает работу обучающихся.

Вся послевоенная история прошла под знаком борьбы за мир. ХХ век – это не только революции и войны. ХХ век дал миру величайшие открытия. И мы сегодня будем говорить о достижениях послевоенного времени.

Несмотря на то, что наша страна находилась в тяжёлом положении после войны с фашизмом, необходимо было восстанавливать города и села, налаживать экономику, поднимать разрушенное хозяйство, тем не менее, наша страна оказалась первой в освоении космоса.

Издревле люди обращали свои взоры на звёздное небо, их интересовали небесные просторы. Сначала люди наблюдали за небом невооружённым глазом, затем, с развитием научно-технического прогресса, появляются инструменты для наблюдения за звёздами, но человек всегда мечтал полететь к звёздам.

В умах учёных много лет

Жила мечта заветная –

Взлететь при помощи ракет

В пространство межпланетное.

Космос… А что это такое? (в переводе с греческого – «мир», «вселенная»).

Люди всегда мечтали полететь в космос. Но сделать это было непросто.

- Как вы думаете, почему?

- Можно ли полететь в космос на самолёте

или вертолёте? Почему?

Сила притяжения Земли очень велика. Чтобы улететь от неё достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели. Кроме того, в космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолёт, ни вертолёт, потому что они в своём полете опираются именно на воздух. Поэтому для полётов в космос используют особые двигатели – реактивные.

- Давайте проведём опыт. У меня есть воздушный шарик. Попробуем надуть воздушный шарик и отпустить его.

- Что происходит с шариком? (шарик стремительно носится по классу из стороны в сторону).

- Как вы думаете, что толкает шарик?

Причём сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У нас получился простейший реактивный двигатель, который может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива.

 

Один из учащихся группы проводит опыт, остальные наблюдают.

- воздух

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы( беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

Игра: «Путешествие в космическое пространство».

- Ребята, хотите совершить путешествие в

космос?

- Давайте создадим экипажи:

1 экипаж – «Мир»

2 экипаж – «Восток»

3 экипаж – «Союз»

Будем работать на общий результат. Давайте

вспомним правила работы в группах.

1. Работать сообща.

2. Уметь выслушать друг друга.

3. Слушать других, не перебивая, внимательно.

4. Уметь распределять обязанности между собой, чётко знать долю своей работы.

5. Уметь договариваться, помогать друг

другу.

- Космонавтам в полёте нужно быть очень

внимательными, уметь всё замечать.

 – С какого космодрома мы будем стартовать? (с космодрома Байконур).

- Вы готовы к полёту?

5, 4, 3, 2, 1, 0 СТАРТ.

 Познавательные задания.

- Космонавты, отправляющиеся в полёт, выполняют задания, проводят исследования,

научные опыты и мы продолжаем с вами выполнять все задания успешно и благополучно чтобы завершить свой полёт.

  1. Отвечают на вопросы учителя.
  2. Выполняют работу в рабочих тетрадях.

1. Работать сообща.

2. Уметь выслушать друг друга.

3. Слушать других, не перебивая, внимательно.

4. Уметь распределять обязанности между собой, чётко знать долю своей работы.

5. Уметь договариваться, помогать друг

другу.

- с космодрома Байконур

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует самостоятельную работу.
  2. Контролирует работу.

Работа по карточкам.

Первое задание «Знакомство с «космическим» словарём».

- Знаете ли вы значения этих слов?

Составление космического словаря (по три слова каждой команде)

Космонавтика – отрасль науки для исследования и освоения космического пространства.

Космодром – комплекс сооружения для сборки и запуска космических кораблей.

Космический корабль – космический аппарат для полёта человека в космос.

Космонавт – человек, испытывающий космическую технику в космическом полёте.

Скафандр – индивидуальное герметическое

снаряжение, обеспечивающее жизнедеятельность человека в условиях отличных от нормальных.

Иллюминатор – застеклённое непроницаемое

окно на корабле.

Орбита – от латинского «orbita» - колея, путь.

Орбитальная станция – пилотируемый или

автоматический аппарат, длительное время функционирующий на орбите.

Невесомость – состояние, при котором отсутствует сила притяжения. (Сведения из Энциклопедического словаря)

- А сейчас вам необходимо поработать с вот

такими мини-кейсами, где дана инструкционная карта, информационные листы.

-Итак, экипаж «Мир». Ваша задача была…(подготовить сообщение об основных

этапах освоения космоса). Слушаем докладчиков.

- Следующий экипаж «Восток». Вашей задачей было…(подготовить сообщение об особенностях существования человека в космическом пространстве). Заслушиваем докладчиков.

- Следующий экипаж «Союз». Вашей задачей было…(подготовить сообщение о первом

космонавте – Ю.А.Гагарине). Слушаем

докладчиков.

Работа по учебнику «Бортовой журнал».

- Космические полёты со временем стали обыденным делом. Пришло время, когда на Орбите Земли появились орбитальные станции.

Об одной из таких космических путешественниц мы прочитаем в «бортовом журнале».

- Как вы думаете, что такое «бортовой журнал» и для чего он нужен?

(Бортовой журнал – это документ, в котором

космонавты ведут записи своих наблюдений

в космосе).

Дети читают статью в учебнике «Космическая путешественница».

Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс 2 часть стр. 151 – 152.

- Что интересного узнали из текста?

(Космическая станция «Мир» появилась 20 февраля 1986 года.На ней жили и работали экспедиции не только советских космонавтов, но и космонавтов других стран).

- Какие научные открытия были сделаны

учёными с помощью этой станции?

(Астрономы открыли новые звёзды, медики

изобрели новые лекарства, учёные получили

представления об экологическом состоянии

нашей планеты и это помогает сохранить

экологию нашей Земли)

- С помощью космических станций исследуются недра Земли, определяют местонахождения полезных ископаемых; управляют курсом кораблей в океанах; ведётся военная разведка, чтобы защитить границы нашей Родины от врагов.

  1. Выполняют самостоятельную работу. 

Бортовой журнал – это документ, в котором

космонавты ведут записи своих наблюдений

в космосе

Космическая станция «Мир» появилась 20 февраля 1986 года.На ней жили и работали экспедиции не только советских космонавтов, но и космонавтов других стран

Астрономы открыли новые звёзды, медики

изобрели новые лекарства, учёные получили

представления об экологическом состоянии

нашей планеты и это помогает сохранить

экологию нашей Земли.

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Исследовательская работа экипажей.

- Не каждый человек может быть космонавтом.

- Сейчас мы проведём работу по экипажам:

«Каким должен быть космонавт».

Задания.

1 экипаж «Мир» - психологи.

- Запишите слова, которыми можно охарактеризовать космонавта. Обобщите свои мнения и сделайте вывод.

(Космонавт – это профессия необычная, требующая особой подготовки: как внутреннего

настроя, так и физических данных.Космонавта можно охарактеризовать такими словами: образованный, целеустремлённый, дисциплинированный, ответственный, смелый, надёжный, человек – патриот, любящий свою Родину.)

2 экипаж «Восток» - врачи.

- Представьте себе, что вы врачи. Разработайте режим дня космонавта сохраняющим

его работоспособность и здоровье. Обобщите свои мнения и сделайте вывод.

(Режим дня - важнейшая часть его жизни,

требующая собранности, выработки дисциплины и формирования мужественного характера.В режим дня космонавта обязательно должны войти следующие моменты: полноценный сон, физические упражнения, разумное чередование труда и отдыха).

3 экипаж «Союз» - диетологи.

- Представьте себе, что вы диетологи. Разработайте

режим питания космонавта. Составьте меню космонавта. Обобщите свои мнения и сделайте вывод. (Космонавтам необходимо полноценное питание. Есть пища вкусная, а есть полезная.

Для космонавтов в наше меню вошли полезные продукты: фрукты, овощи, молочные

продукты, мясные, растительные масла, крупы).

- Почему у космонавтов еда в тюбиках? (Для удобства, так как космонавты находятся в состоянии невесомости).

- Только ли космонавтам надо совершенствовать свои внутренние и физические качества, следить за своим питанием, режимом дня – за своим здоровьем?

(Каждый человек должен следить за своим

здоровьем с самого детства.От здоровья человека зависит его настроение, ритм его жизни, его отношения с другими людьми, его успешность).

1

Космонавт – это профессия необычная, требующая особой подготовки: как внутреннего

настроя, так и физических данных.Космонавта можно охарактеризовать такими словами: образованный, целеустремлённый, дисциплинированный, ответственный, смелый, надёжный, человек – патриот,

любящий свою Родину.

2

Режим дня - важнейшая часть его жизни,

требующая собранности, выработки дисциплины и формирования мужественного характера.В режим дня космонавта обязательно

должны войти следующие моменты: полноценный сон, физические упражнения, разумное чередование труда и отдыха

3

Космонавтам необходимо полноценное питание. Есть пища вкусная, а есть полезная.

Для космонавтов в наше меню вошли полезные продукты: фрукты, овощи, молочные

продукты, мясные, растительные масла, крупы

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

- Что интересного для себя вы узнали сегодня на уроке?

- Давайте вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы её?

Оценивают свою работу.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру «Страна, открывшая путь в космос».4 класс УМК "Школа России

Урок спроектирован с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания образования.     Урок окружающего мира в 4 классе «Страна, открывшая п...

Урок окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос".

Познакомить учащихся с этапами освоения космоса в СССР, показать основные направления развития СССР до 1961 года....

Конспект урока окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        формирование знаний о первом полете в космос;·        формирование представлений...

Урок окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос" (4 класс)

Представлены технологическая карта урока...

Технологическая карта окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАДата: 29.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: 4Время: 11:20-12:00  Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Александ...