Технологическая карта урока окружающего мира «Страна, открывшая путь в космос» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование представления у обучающихся о жизни страны в послевоенное время; узнать о величайших открытиях учёных нашей страны, позволивших вывести человека в космос
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать представление обучающихся о жизни страны в послевоенное время; 2) ознакомление с биографией первого космонавта. | Предметные: 1) формирование у учащихся представлений и ведущей роли России в освоении космического пространства; 2) систематизация знаний и представлений учащихся о первооткрывателях космоса.
|
Развивающие: 1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; 2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле; 3) развивать умение обобщать изучаемые факты. | Личностные: 1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв; 2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках. |
Воспитательные: 1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе; 2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Дата: 23.04.2025 Школа: №1 Класс: 4Б Урок: 5 Время: 11:20 - 12:00 Кабинет: 106 | Студент: Галимова Е.А. Группа: 45 Учитель: Абакумова И.В. Методист: |
Тема урока «Страна, открывшая путь в космос»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование представления у обучающихся о жизни страны в послевоенное время; узнать о величайших открытиях учёных нашей страны, позволивших вывести человека в космос
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать представление обучающихся о жизни страны в послевоенное время; 2) ознакомление с биографией первого космонавта. | Предметные:
|
Развивающие: 1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; 2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле; 3) развивать умение обобщать изучаемые факты. | Личностные:
2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках. |
Воспитательные: 1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе; 2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
УМК: УМК «Школа России» А.А. Плешаков: 4 кл.: в 2 ч./А.А. Плешаков - Ч.2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Приветствует обучающихся. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята. - Проверьте все ли у вас готово к уроку. -Я надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно. Теперь мы можем начинать наше занятие. | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | 1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. 2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». - Для проверки домашнего задания мы проведём блиц-опрос: - Когда началась Вторая мировая война? - Когда Германия напала на Советский Союз? - Сколько городов получили звание «город-герой»? - Назовите их. - Почему война называется Великой Отечественной? (На борьбу поднялся весь народ.) - Сколько дней длилась блокада Ленинграда? - Когда советская армия перешла в наступление? - Когда разгорелось сражение под Курском? - Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков? - Когда начался штурм Берлина? Кто им руководил? - Какой день стал Днём Победы? - Сколько человек потеряла наша страна в этой войне? | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. -1939 год. -22 июня 1941 г. -7 - Санкт-Петербург, Волгоград, Москва, Новороссийск, Мурманск, Смоленск, Тула. -900 дней. -1942 год. -Летом 1943 года. -1944 год. -В апреле 1945 года. -Г.К. Жуков. -9мая. -Свыше 27миллионов. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | Презентация (Слайд 1) |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. Отгадайте загадку Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост — И поднимется до звёзд. - Ребята, с чем ассоциируется у вас ракета? Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? – На уроке мы будем искать ответ на вопрос: Какая бывает промышлен | 1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. 2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме. -Ракета. - О космосе. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | Презентация (слайд ) |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Практический Внешний контроль |
Вся послевоенная история прошла под знаком борьбы за мир. ХХ век – это не только революции и войны. ХХ век дал миру величайшие открытия. И мы сегодня будем говорить о достижениях послевоенного времени. Несмотря на то, что наша страна находилась в тяжёлом положении после войны с фашизмом, необходимо было восстанавливать города и села, налаживать экономику, поднимать разрушенное хозяйство, тем не менее, наша страна оказалась первой в освоении космоса. Издревле люди обращали свои взоры на звёздное небо, их интересовали небесные просторы. Сначала люди наблюдали за небом невооружённым глазом, затем, с развитием научно-технического прогресса, появляются инструменты для наблюдения за звёздами, но человек всегда мечтал полететь к звёздам. В умах учёных много лет Жила мечта заветная – Взлететь при помощи ракет В пространство межпланетное. Космос… А что это такое? (в переводе с греческого – «мир», «вселенная»). Люди всегда мечтали полететь в космос. Но сделать это было непросто. - Как вы думаете, почему? - Можно ли полететь в космос на самолёте или вертолёте? Почему? Сила притяжения Земли очень велика. Чтобы улететь от неё достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели. Кроме того, в космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолёт, ни вертолёт, потому что они в своём полете опираются именно на воздух. Поэтому для полётов в космос используют особые двигатели – реактивные. - Давайте проведём опыт. У меня есть воздушный шарик. Попробуем надуть воздушный шарик и отпустить его. - Что происходит с шариком? (шарик стремительно носится по классу из стороны в сторону). - Как вы думаете, что толкает шарик? Причём сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У нас получился простейший реактивный двигатель, который может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива. |
Один из учащихся группы проводит опыт, остальные наблюдают. - воздух | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Практический метод (упражнение) Внешний контроль |
Игра: «Путешествие в космическое пространство». - Ребята, хотите совершить путешествие в космос? - Давайте создадим экипажи: 1 экипаж – «Мир» 2 экипаж – «Восток» 3 экипаж – «Союз» Будем работать на общий результат. Давайте вспомним правила работы в группах. 1. Работать сообща. 2. Уметь выслушать друг друга. 3. Слушать других, не перебивая, внимательно. 4. Уметь распределять обязанности между собой, чётко знать долю своей работы. 5. Уметь договариваться, помогать друг другу. - Космонавтам в полёте нужно быть очень внимательными, уметь всё замечать. – С какого космодрома мы будем стартовать? (с космодрома Байконур). - Вы готовы к полёту? 5, 4, 3, 2, 1, 0 СТАРТ. Познавательные задания. - Космонавты, отправляющиеся в полёт, выполняют задания, проводят исследования, научные опыты и мы продолжаем с вами выполнять все задания успешно и благополучно чтобы завершить свой полёт. |
1. Работать сообща. 2. Уметь выслушать друг друга. 3. Слушать других, не перебивая, внимательно. 4. Уметь распределять обязанности между собой, чётко знать долю своей работы. 5. Уметь договариваться, помогать друг другу. - с космодрома Байконур | П : умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | |
Физкультминутка | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И, П Словесные методы (инструктаж) Практические методы (упражнение) Внешний контроль |
Работа по карточкам. Первое задание «Знакомство с «космическим» словарём». - Знаете ли вы значения этих слов? Составление космического словаря (по три слова каждой команде) Космонавтика – отрасль науки для исследования и освоения космического пространства. Космодром – комплекс сооружения для сборки и запуска космических кораблей. Космический корабль – космический аппарат для полёта человека в космос. Космонавт – человек, испытывающий космическую технику в космическом полёте. Скафандр – индивидуальное герметическое снаряжение, обеспечивающее жизнедеятельность человека в условиях отличных от нормальных. Иллюминатор – застеклённое непроницаемое окно на корабле. Орбита – от латинского «orbita» - колея, путь. Орбитальная станция – пилотируемый или автоматический аппарат, длительное время функционирующий на орбите. Невесомость – состояние, при котором отсутствует сила притяжения. (Сведения из Энциклопедического словаря) - А сейчас вам необходимо поработать с вот такими мини-кейсами, где дана инструкционная карта, информационные листы. -Итак, экипаж «Мир». Ваша задача была…(подготовить сообщение об основных этапах освоения космоса). Слушаем докладчиков. - Следующий экипаж «Восток». Вашей задачей было…(подготовить сообщение об особенностях существования человека в космическом пространстве). Заслушиваем докладчиков. - Следующий экипаж «Союз». Вашей задачей было…(подготовить сообщение о первом космонавте – Ю.А.Гагарине). Слушаем докладчиков. Работа по учебнику «Бортовой журнал». - Космические полёты со временем стали обыденным делом. Пришло время, когда на Орбите Земли появились орбитальные станции. Об одной из таких космических путешественниц мы прочитаем в «бортовом журнале». - Как вы думаете, что такое «бортовой журнал» и для чего он нужен? (Бортовой журнал – это документ, в котором космонавты ведут записи своих наблюдений в космосе). Дети читают статью в учебнике «Космическая путешественница». Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс 2 часть стр. 151 – 152. - Что интересного узнали из текста? (Космическая станция «Мир» появилась 20 февраля 1986 года.На ней жили и работали экспедиции не только советских космонавтов, но и космонавтов других стран). - Какие научные открытия были сделаны учёными с помощью этой станции? (Астрономы открыли новые звёзды, медики изобрели новые лекарства, учёные получили представления об экологическом состоянии нашей планеты и это помогает сохранить экологию нашей Земли) - С помощью космических станций исследуются недра Земли, определяют местонахождения полезных ископаемых; управляют курсом кораблей в океанах; ведётся военная разведка, чтобы защитить границы нашей Родины от врагов. |
Бортовой журнал – это документ, в котором космонавты ведут записи своих наблюдений в космосе Космическая станция «Мир» появилась 20 февраля 1986 года.На ней жили и работали экспедиции не только советских космонавтов, но и космонавтов других стран Астрономы открыли новые звёзды, медики изобрели новые лекарства, учёные получили представления об экологическом состоянии нашей планеты и это помогает сохранить экологию нашей Земли. | Р: выполнение контроля и оценки работы. | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | Исследовательская работа экипажей. - Не каждый человек может быть космонавтом. - Сейчас мы проведём работу по экипажам: «Каким должен быть космонавт». Задания. 1 экипаж «Мир» - психологи. - Запишите слова, которыми можно охарактеризовать космонавта. Обобщите свои мнения и сделайте вывод. (Космонавт – это профессия необычная, требующая особой подготовки: как внутреннего настроя, так и физических данных.Космонавта можно охарактеризовать такими словами: образованный, целеустремлённый, дисциплинированный, ответственный, смелый, надёжный, человек – патриот, любящий свою Родину.) 2 экипаж «Восток» - врачи. - Представьте себе, что вы врачи. Разработайте режим дня космонавта сохраняющим его работоспособность и здоровье. Обобщите свои мнения и сделайте вывод. (Режим дня - важнейшая часть его жизни, требующая собранности, выработки дисциплины и формирования мужественного характера.В режим дня космонавта обязательно должны войти следующие моменты: полноценный сон, физические упражнения, разумное чередование труда и отдыха). 3 экипаж «Союз» - диетологи. - Представьте себе, что вы диетологи. Разработайте режим питания космонавта. Составьте меню космонавта. Обобщите свои мнения и сделайте вывод. (Космонавтам необходимо полноценное питание. Есть пища вкусная, а есть полезная. Для космонавтов в наше меню вошли полезные продукты: фрукты, овощи, молочные продукты, мясные, растительные масла, крупы). - Почему у космонавтов еда в тюбиках? (Для удобства, так как космонавты находятся в состоянии невесомости). - Только ли космонавтам надо совершенствовать свои внутренние и физические качества, следить за своим питанием, режимом дня – за своим здоровьем? (Каждый человек должен следить за своим здоровьем с самого детства.От здоровья человека зависит его настроение, ритм его жизни, его отношения с другими людьми, его успешность). | 1 Космонавт – это профессия необычная, требующая особой подготовки: как внутреннего настроя, так и физических данных.Космонавта можно охарактеризовать такими словами: образованный, целеустремлённый, дисциплинированный, ответственный, смелый, надёжный, человек – патриот, любящий свою Родину. 2 Режим дня - важнейшая часть его жизни, требующая собранности, выработки дисциплины и формирования мужественного характера.В режим дня космонавта обязательно должны войти следующие моменты: полноценный сон, физические упражнения, разумное чередование труда и отдыха 3 Космонавтам необходимо полноценное питание. Есть пища вкусная, а есть полезная. Для космонавтов в наше меню вошли полезные продукты: фрукты, овощи, молочные продукты, мясные, растительные масла, крупы | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Что интересного для себя вы узнали сегодня на уроке? - Давайте вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы её? | Оценивают свою работу. | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. "Страна, открывшая путь в космос". УМК "Школа России". 4 класс
Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа России"....

Урок по окружающему миру «Страна, открывшая путь в космос».4 класс УМК "Школа России
Урок спроектирован с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания образования. Урок окружающего мира в 4 классе «Страна, открывшая п...
Урок окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос".
Познакомить учащихся с этапами освоения космоса в СССР, показать основные направления развития СССР до 1961 года....

Конспект урока окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: · формирование знаний о первом полете в космос;· формирование представлений...
Урок окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос" (4 класс)
Представлены технологическая карта урока...

Технологическая карта окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос", 4 класс, УМК "Школа России"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАДата: 29.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: 4Время: 11:20-12:00 Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Александ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страна, открывшая путь в космос» (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРАЖАЮЩЕГО МИРА Дата:29.04.2022 г....
