Познавательно-исследовательская деятельность «Апельсиновая лаборатория» в средней группе
опыты и эксперименты по окружающему миру

Светлана Васильевна Назарчук

В конспекте расскрывается содержание исследовательной деятельности, когда с помощью опытов у детей расширяются  знания об экзотическом фрукте - апельсине, они узнают разные способа действия  в процессе экспериментирования, у них развивается познавательная активность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность

«Апельсиновая лаборатория». Средняя группа.

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории

Назарчук С. В

Цель: расширять знания об экзотическом фрукте - апельсине, который не растёт в нашей местности, но мы его часто употребляем; создать условия для развития поисково-познавательно- исследовательской деятельности детей, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

Задачи:

-Развивать умение у детей в ходе познавательно-исследовательская деятельности определять свойства, строение, вкусовые качества апельсина.

-Формировать умение у детей делать выводы в ходе наблюдения и экспериментирования, учить находить интересное в привычных объектах, используя их для исследования.

-Развивать познавательную активность, любознательность, самостоятельность детей в выборе необходимого способа действия  

 в процессе экспериментирования.

-Развивать умение составлять описательный рассказ, опираясь на схемы мнемотаблицы.                                                                                                                          -Обогащать словарный запас, прилагательными, обозначающих качества апельсина.  

-Способствовать созданию положительного эмоционального фона в группе средствами ароматерапии.

-Воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование и материалы: свежие апельсины по количеству детей плюс два апельсина для опытов, лупы по количеству детей, два прозрачных контейнера с водой, баночки с запахами (на ватный диск капнуть эфирное масло, нож для фруктов, зубочистки по количеству детей, пластиковые тарелки и стаканчики по количеству детей, чайный пакетик, защитные очки по количеству детей, 10 маленьких туго надутых воздушных шариков.

Предварительная работа:

Дидактическая игра «Фрукты – овощи», рассматривание энциклопедий, чтение на тему «Фрукты», знакомство с моделями «Последовательность роста растений», разучивание физкультминутки, работа с глобусом, беседа о витаминах.

Ход занятия.

Столы в группе составлены кругом. Воспитатель приходит в группу в белом халате, на лбу защитные очки (выглядит как учёный), в руках корзинка.

Предлагаю устроить в вашей группе научную лабораторию! Согласны? У меня в корзинке лежит что-то интересное. Отгадайте, что это такое: «С оранжевой кожей, на мячик похожий, но в центре не пусто, а сочно и вкусно. В нём полезный витамин, это спелый …апельсин!»

Сегодня мы с вами устроим апельсиновую лабораторию и будем изучать апельсины! И узнаем много интересного! А вы знаете, что планете Земля апельсины растут очень давно.  Родина апельсинов - Китай. Поэтому их так и называют: апельсин - китайское яблоко. В нашу страну апельсины привозят из других стран. Вы знаете из каких? (ответы детей)  Из Китая, Индии, Италии,  Египта и Турции  (показ слайда сбор апельсинов).

Беседа с детьми «Что за чудо – апельсин?»

Что вы знаете об апельсине? (Ответы детей) Апельсин это фрукт или овощ? Какой он? (Круглый, оранжевый, покрыт толстой кожурой, имеет яркий приятный запах). На что похож апельсин? (На оранжевый мячик, на яркое солнышко). Послушайте стихотворение:

Апельсин как солнце светит,

Он на блюдечке лежит!

Он о море и о лете,

Всем ребятам говорит! (Д. Ливнев)

Апельсин - круглый бок, он похож на колобок.

Он румяный, сочный, сладкий, и растет он не на грядке.

А вы знаете, как растет апельсин? (На дереве.) ( Показ слайдов: цветущее апельсиновое дерево и дерево с плодами). 

В природе апельсины - это высокие вечнозеленые деревья с блестящими листьями. Они имеют шаровидную крону, цветут белыми душистыми цветами, из которых образуются плоды, которые вы все любите. Апельсины положительно воздействуют на наш организм, укрепляют здоровье, повышают иммунитет благодаря содержанию в них большого количества витаминов.

Ешьте, дети, апельсин,

Это солнца витамин!

Он лучист и ароматен,

И на вкус весьма приятен!

Апельсина сок хорош,

Когда жарко - его пьёшь!

Бодрость получаешь,

Пьёшь и отдыхаешь! (Д. Ливнев)

Свежие апельсины – это отличный десерт, который всем придется по вкусу. А что можно приготовить из апельсинов? (Сок, желе, варенье, джем, компот, мармелад, и много других очень вкусных вещей) (показ слайдов).  А ещё у апельсина очень приятный запах, который может не только поднимать настроение, но даже отгонять болезни.

Но апельсин не только приносит пользу человеку, он может и навредить! У некоторых людей он может вызвать аллергическую реакцию. А если у тебя болит живот, то лучше не есть апельсин, и не пить апельсиновый сок! Но у нас с вами всё хорошо, и мы продолжаем.

Я знаю ещё один секрет про апельсины! Что вы делаете с кожурой, когда съедите апельсин? (Выбрасываем) А испанцы из кожуры придумали делать апельсиновое топливо для автомобилей. Зачем? (ответы детей) Чтобы сохранить природу чистой. А во Франции в честь этого фрукта устраивают ежегодные цитрусовые фестивали, на которых делают очень красивые сооружения и даже целые площади из апельсинов! (слайд)

Давайте поэкспериментируем с апельсином!

Воспитатель просит детей подойти к столу. Возьмите апельсины. Рассмотрите их через лупу. Какая у них кожура? (ответы детей: толстая, бугристая, шероховатая). А как вы думаете, умеют ли апельсины плавать? (Предположения детей). Давайте проверим!

1 опыт «Тонет - не тонет»

Возьмите два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Возьмите очищенный апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? (предположения детей)

Делаем вывод. Так происходит, потому что в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды, потому что воздух легче воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что становится тяжелее воды. Вспомните, где человек применяет свойство  воздуха держать предметы на воде.  (Надувные круги, лодки, корабли).

2 эксперимент «Угадай запах»

А теперь понюхайте апельсины. Вам нравится их запах? Потрите немного кожуру апельсина ладошкой. Заметили, что запах усилился? Воспитатель обращает внимание детей на апельсиновый аромат. Какой апельсин? (Душистый, ароматный). Сейчас мы проведём опыт. Вам нужно будет узнать, в какой баночке апельсиновое эфирное масло. Сделать это легко, оно очень приятно пахнет апельсинами! (Детям предлагается понюхать несколько одинаковых баночек, в которых капнуты разные эфирные масла, и определить апельсиновое).

Делаем вывод. В кожуре апельсинов содержится особое вещество, из него делают эфирное масло, которое добавляют в кремы, шампуни, духи.

3 эксперимент «Сколько долек в апельсине?»

Дети, как вы думаете, как можно узнать, сколько долек в апельсине, не снимая с него кожуру и не разрезая его? (предположения детей) Чтобы узнать, сколько долек в апельсине, надо оторвать зелёную ножку, а под ней будут чётко видны жёлтые бугорки, число которых как раз равно числу долек. Предлагаю проверить, так ли это с помощью лупы. Воспитатель чистит апельсин и пересчитывает количество долек.

4 эксперимент «Рассматривание и изучение апельсиновой дольки».

Воспитатель очищает апельсин, предлагает детям рассмотреть его внутри. Обратить внимание детей, что мякоть апельсина покрыта белой тонкой кожицей. Как же нам поделить апельсин на всех? Он делится на дольки. Раздать детям и рассмотреть дольки апельсина через лупу (покрыты тонкой пленкой, а внутри тоненькие длинные волокна, наполненные соком). Что будет, если на них надавить пальчиком? (Если раздавить их – сок брызнет в разные стороны). Дольки апельсина легко можно проткнуть зубочисткой (они мягкие) А корочка протыкается с трудом (она жесткая, твердая). Провести опыт с зубочисткой.

Дети, а какой апельсин на вкус?  (Сладкий, кисло-сладкий) А еще апельсин называют сочным фруктом? Наверное, в нем много сока. Давайте проверим. Каждому ребёнку нужно разрезать апельсин на две половинки.

Дети давят сок из половинок апельсина, сжимая их руками в пластиковые тарелочки. Много сока получилось, поэтому апельсин называют сочным.

Делаем вывод. Апельсин делится на дольки, каждая из которых наполнена соком.

6 опыт «Волшебный сок»

В большой чашке завариваем теплый чай и разливаем в два прозрачных стакана. Как вы думаете, измениться ли что-то, если мы добавим  в один из стаканов апельсиновый сок? (предположения детей). Воспитатель добавляет сок в один из стаканов и  перемешивает ложечкой. Оцениваем, как изменился цвет. Делаем вывод,  что апельсиновый сок содержит кислоту, которая обесцветила чай, сделала его светлее. Воспитатель рассказывает, что кислота бывает полезной, помогает нам бороться с микробами, но может стать и опасной. Например, если попадёт в глаза, или на ранку на коже, нам будет больно, потому что кислота разъедает нам глаза и кожу.

7 эксперимент «Почему лопнул шарик?»

У каждого ребенка по воздушному шарику. Воспитатель предлагает детям на воздушный шарик брызнуть соком из кожуры апельсина.

Делаем вывод. Шарик лопнет, так как кислота разъела резину, из которой сделан шарик. Поэтому всегда, когда вы кушали апельсины, потом нужно умыть лицо и руки чистой водой.

Подведение итогов.

Вот и закончилась наша работа в лаборатории. Расскажите по схемам, что вы узнали про апельсин? (Дети составляют описательный рассказ).

Какие опыты вам понравились? (ответы детей).

Надеюсь, вам было интересно, и вы узнали кое-что новое. Апельсин очень вкусный и полезный фрукт, в нем содержится много витаминов. Поэтому зимой и весной, когда мало солнышка, нужно как можно чаще кушать апельсины и пить апельсиновый сок. А я вам предлагаю дома вместе  с родителями приготовить что-либо из апельсина или провести какой-нибудь опыт или эксперимент. C:\Users\User\Downloads\1704639775110.jpgC:\Users\User\Downloads\1704639775103.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе на тему: «Подарки от Олафа»

В ходе НОД воспитанники средней группы закрепляют умения называть и находить геометрические фигуры; умение различать геометрические фигуры по: цвету, форме, размеру; совершенствуют счётные н...

Планирование образовательной деятельности по ФГОС в средней группе детского сада на октябрь месяц

Ежедневное планирование образовательной деятельности по ФГОС в средней группе по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Подарю подарок маме» (средняя группа)

Тема: «Подарю подарок маме»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: обобщение знаний детей о празднике мам, развивать навыки сравнения предметов по ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Вода весной" (средняя группа)

Тема: «Вода весной»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: углубление и обобщение знаний о весенних природных явлениях....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Волшебница вода" (средняя группа)

Тема: «Волшебница-вода»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: формирование знаний у детей о значимости воды, о ее пользе для человека, о различных...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Кувшинка" (средняя группа)

Тема: «Кувшинка»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: развитие интереса детей к лепке, учить лепить, используя уже знакомые приемы лепки....