Город на Неве (Санкт-Петербург)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Формирование у учащихся представления о Санкт-Петербурге как одном из красивейших городов России, его географическом положении, истории, культуре и достопримечательностях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Город на Неве (Санкт-Петербург)
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Формирование у учащихся представления о Санкт-Петербурге как одном из красивейших городов России, его географическом положении, истории, культуре и достопримечательностях.
Задачи урока:
• Образовательные:
• Познакомить учащихся с географическим положением Санкт-Петербурга.
• Познакомить с историей основания города.
• Познакомить с основными достопримечательностями Санкт-Петербурга.
• Расширить знания об архитектуре и культуре города.
• Развивающие:
• Развивать познавательный интерес к истории и культуре России.
• Развивать умение работать с картой и другими источниками информации.
• Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
• Развивать коммуникативные навыки (работа в паре, группе).
• Воспитательные:
• Воспитывать чувство гордости за свою страну и ее культурное наследие.
• Воспитывать бережное отношение к историческим памятникам.
• Воспитывать любовь к родному краю.
Планируемые результаты:
• Предметные: Учащиеся должны знать географическое положение Санкт-Петербурга, историю его основания, основные достопримечательности.
• Метапредметные: (УУД – универсальные учебные действия)
• Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
• Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
• Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); перерабатывать полученную информацию (делать выводы в результате совместной работы всего класса).
• Личностные: Проявлять интерес к изучению истории и культуры своей страны, осознавать свою принадлежность к российской культуре, испытывать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование:
• Учебник окружающего мира для 2 класса (А.А. Плешаков и др.)
• Рабочие тетради
• Карта России
• Иллюстрации с видами Санкт-Петербурга
• Карточки для самостоятельной работы
• Карточки для игры "Найди пару"
• Мультимедийное оборудование (проектор, экран)
• Аудиозапись (например, гимн Санкт-Петербурга или классическая музыка)
Ход урока:
I. Организационный момент (1-2 минуты)
• Приветствие.
• Проверка готовности к уроку.
• Создание положительного эмоционального настроя.
• Включение аудиозаписи (тихая классическая музыка или гимн Санкт-Петербурга)
II. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности (5-7 минут)
• Цель: Актуализация знаний о городах России, создание проблемной ситуации, вызывающей интерес к теме урока.
• Метод: Беседа, проблемные вопросы, загадки.
• Действия учителя:
• Учитель: "Ребята, какие города России вы знаете?" (Ученики перечисляют).
• Учитель: "Чем города отличаются друг от друга?" (Размером, историей, культурой, достопримечательностями).
• Учитель: "Отгадайте загадку:
* "Город чудный, город древний,
* Он на Неве стоит,
* Белых ночей волшебство
* Над ним царит."
• Учитель: "О каком городе идет речь?" (Санкт-Петербург)
• Учитель: "Что вы знаете об этом городе?" (Ответы учеников).
• Учитель: "Хотели бы вы узнать о нем больше?"
III. Самоопределение к деятельности (3-5 минут)
• Цель: Формулирование темы и целей урока учащимися.
• Метод: Подводящий диалог.
• Действия учителя: Организует обсуждение проблемной ситуации.
• Действия учеников: Формулируют тему урока ("Город на Неве - Санкт-Петербург").
• Учитель: "Какие цели мы поставим на урок?" (Узнать, где находится Санкт-Петербург; узнать историю его основания; познакомиться с достопримечательностями города; узнать о его культуре).
IV. Изучение нового материала (15-20 минут)
• Цель: Формирование первичных представлений о Санкт-Петербурге.
• Методы: Рассказ учителя, работа с картой, демонстрация презентации, работа с учебником.
1. Географическое положение:
* Учитель: "Ребята, давайте найдем Санкт-Петербург на карте России. В какой части страны он находится?" (На северо-западе).
* Учитель: "На берегах какой реки стоит Санкт-Петербург?" (На реке Неве).
* Учитель: "Как вы думаете, почему город называют "Город на Неве"?" (Потому что он расположен на реке Неве).
* Учитель показывает на карте Финский залив, Ладожское озеро.
* Учитель: "Санкт-Петербург - это морской порт, так как он расположен на берегу Финского залива".
2. История основания:
* Учитель: "Санкт-Петербург был основан в 1703 году Петром I. Он хотел построить город, который был бы похож на европейские города".
* Учитель: "Как вы думаете, почему Петр I решил строить город именно в этом месте?" (Стратегическое значение, выход к Балтийскому морю).
* Учитель показывает иллюстрацию с изображением Петра I.
* Учитель рассказывает о строительстве Петропавловской крепости, которая стала первым сооружением города.
3. Достопримечательности:
* Учитель показывает слайды презентации с изображением основных достопримечательностей Санкт-Петербурга:
* Петропавловская крепость: "Это историческое ядро города, здесь находится Петропавловский собор, где похоронены российские императоры".
* Зимний дворец: "Это бывшая резиденция российских императоров, сейчас здесь находится Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира".
* Дворцовая площадь: "Это главная площадь Санкт-Петербурга, здесь проходят парады и праздники".
* Медный всадник: "Это памятник Петру I, установленный на Сенатской площади".
* Разводные мосты: "Это одна из визитных карточек Санкт-Петербурга, ночью мосты разводятся, чтобы пропустить корабли".
* Невский проспект: "Это главная улица города, здесь много магазинов, кафе, театров и других интересных мест".
* Казанский собор: "Один из самых красивых соборов города".
* Учитель: "Ребята, какие из этих достопримечательностей вам больше всего понравились? Почему?"
4. Работа с учебником:
* Учитель: "Откройте учебник на странице… Прочитайте текст о Санкт-Петербурге. Найдите ответы на вопросы:
* Как назывался Санкт-Петербург раньше? (Петроград, Ленинград)
* Какие реки и каналы протекают через город? (Нева, Мойка, Фонтанка и др.)
* Чем славится Санкт-Петербург?"
* Ученики читают текст и отвечают на вопросы.
V. Физкультминутка (2-3 минуты)
• Цель: Снятие напряжения, активизация внимания.
• Варианты:
• Имитация движений, связанных с темой урока (например, показать, как плывет кораблик по Неве, как разводятся мосты).
• Общие упражнения для снятия напряжения.
VI. Закрепление изученного материала (10-12 минут)
• Цель: Закрепление полученных знаний, развитие умения применять их в практических ситуациях.
• Методы: Игры, работа в паре, самостоятельная работа.
1. Игра "Найди пару"
* Учитель раздает карточки, на которых изображены достопримечательности Санкт-Петербурга и их названия, но разрезанные на две части.
* Ученики должны найти пару: изображение достопримечательности и ее название.
2.Работа в паре:
* Учитель раздает карточки с вопросами по теме урока.
* Ученики работают в паре, отвечают на вопросы, делятся своими знаниями.
* Примеры вопросов:
* На берегах какой реки стоит Санкт-Петербург?
* Кто основал Санкт-Петербург?
* Как называется главная улица Санкт-Петербурга?
* Какой музей находится в Зимнем дворце?
* Что такое разводные мосты?
* Почему Санкт-Петербург называют "Северной Венецией"? (много рек и каналов)
3. Самостоятельная работа (карточки):
* Учитель раздает карточки с заданиями разного уровня сложности.
* Ученики выполняют задания самостоятельно.
* Карточка 1 (легкий уровень):
* Заполните пропуски в предложениях:
* Санкт-Петербург стоит на реке ______.
* Санкт-Петербург основал ________.
* Главная улица Санкт-Петербурга - это ________.
* Карточка 2 (средний уровень):
* Ответьте на вопросы:
* Что такое Петропавловская крепость?
* Что вы знаете о Зимнем дворце?
* Почему Санкт-Петербург называют "Городом на Неве"?
* Карточка 3 (сложный уровень):
* Напишите небольшой рассказ о Санкт-Петербурге (5-7 предложений).
* Объясните, почему Санкт-Петербург является важным городом для России.
VII. Рефлексия деятельности. Итог урока (2-3 минуты)
• Цель: Подведение итогов урока, оценка своей деятельности на уроке.
• Метод: Вопросы для рефлексии, продолжение предложений.
• Вопросы:
• О каком городе мы сегодня говорили на уроке?
• Что нового вы узнали о Санкт-Петербурге?
• Что вам понравилось на уроке больше всего?
• Что было самым сложным?
• Продолжите предложения:
* Сегодня я узнал…
* Мне было интересно…
* Я хочу узнать больше о…
• Учитель: "Спасибо за активную работу на уроке! Вы все молодцы!"
VIII. Домашнее задание (1 минута)
• Учебник: прочитать текст о Санкт-Петербурге, ответить на вопросы.
• Творческое задание (по выбору):
• Нарисовать рисунок с изображением одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга.
• Найти интересные факты о Санкт-Петербурге и рассказать о них на следующем уроке.
• Составить кроссворд по теме "Санкт-Петербург".
Тест по теме "Город на Неве" (Санкт-Петербург) для 2 класса
Инструкция: Внимательно прочитайте вопрос и выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Обведите букву с правильным ответом кружком.
1. На берегах какой реки расположен Санкт-Петербург?
а) Москва-река
б) Волга
в) Нева
2. Кто основал город Санкт-Петербург?
а) Иван Грозный
б) Екатерина II
в) Пётр I
3. В каком году был основан Санкт-Петербург?
а) 1603
б) 1703
в) 1803
4. Как называлась первая постройка в Санкт-Петербурге?
а) Зимний Дворец
б) Петропавловская крепость
в) Медный всадник
5. Как называется главная улица Санкт-Петербурга?
а) Арбат
б) Тверская
в) Невский проспект
6. В каком дворце расположен один из крупнейших музеев мира – Эрмитаж?
а) Меншиковский дворец
б) Зимний дворец
в) Летний дворец
7. Как называется памятник Петру I на Сенатской площади?
а) Железный дровосек
б) Царь-пушка
в) Медный всадник
8. Чем знамениты мосты Санкт-Петербурга?
а) Тем, что они самые длинные в мире
б) Тем, что они сделаны из золота
в) Тем, что их разводят ночью
9. Как еще называют Санкт-Петербург из-за большого количества рек и каналов?
а) Северный полюс
б) Северная Венеция
в) Город солнца
10. Какое море омывает Санкт-Петербург через Финский залив?
а) Черное море
б) Балтийское море
в) Белое море
Ответы:
1. в
2. в
3. б
4. б
5. в
6. б
7. в
8. в
9. б
10. б
Как использовать тест:
• Распечатайте тест для каждого ученика.
• Объясните инструкцию.
• Дайте ученикам время для выполнения теста (5-7 минут).
• Соберите тесты и проверьте их.
• Обсудите ответы на вопросы всем классом.
Оценивание:
• Можно использовать систему оценивания по количеству правильных ответов. Например:
• 9-10 правильных ответов – "отлично"
• 7-8 правильных ответов – "хорошо"
• 5-6 правильных ответов – "удовлетворительно"
• Менее 5 правильных ответов – требуется повторение материала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".
Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

Река Нева - главная река города Санкт-Петербурга (презентация)
Презентация сопровождает урок по истории и культуре города Санкт-Петербурга. Конспект урока размещён на сайте....

Река Нева - главная река города Санкт-Петербурга (конспект)
Методическая разработка урока по истории и культуре города Санкт Петербурга для учащихся 3 класса общеобразовательной школы. Урок может быть использован в качестве внеклассного занятия. К конспекту пр...

Дневник "Путешествуя по Санкт-Петербургу" 2 класс ( приложение к программе "Город над вольной Невой")
Дневник разработан с учётом возрастных особенностей детей и является приложением к программе "Город над вольной Невой"....

Конспект занятия по истории города «Путешествие по Санкт – Петербургу» в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом) Тема занятия: «Казанский собор»
Цели: - Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся.- Пробуждение интереса и стремления к изучению родного города Санкт-Петербурга. Задачи:...

Интерактивная презентация "Город над вольной Невой..." День рождения Санкт-Петербурга
Тема презентации - Санкт-Петербург, его основание, его особенности.Содержит интерактивные задания в виде вопросов, фоторебусов, вовлекает детей в образовательный процесс, на основе подсказок и наводящ...

Интерактивная презентация "Город над вольной Невой..." День рождения Санкт-Петербурга
Презентация про Санкт-Петербург, его основание, особенности названия.Содержит интерактивные задания в виде вопросов, фоторебусов, вовлекает детей в образовательный процесс, на основе подсказок и навод...
