Город на Неве (Санкт-Петербург)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Елизарова Валентина Петровна

Формирование у учащихся представления о Санкт-Петербурге как одном из красивейших городов России, его географическом положении, истории, культуре и достопримечательностях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_na_neve.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Город на Неве (Санкт-Петербург)

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: Формирование у учащихся представления о Санкт-Петербурге как одном из красивейших городов России, его географическом положении, истории, культуре и достопримечательностях.

Задачи урока:

•  Образовательные:

  •  Познакомить учащихся с географическим положением Санкт-Петербурга.

  •  Познакомить с историей основания города.

  •  Познакомить с основными достопримечательностями Санкт-Петербурга.

  •  Расширить знания об архитектуре и культуре города.

•  Развивающие:

  •  Развивать познавательный интерес к истории и культуре России.

  •  Развивать умение работать с картой и другими источниками информации.

  •  Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

  •  Развивать коммуникативные навыки (работа в паре, группе).

•  Воспитательные:

  •  Воспитывать чувство гордости за свою страну и ее культурное наследие.

  •  Воспитывать бережное отношение к историческим памятникам.

  •  Воспитывать любовь к родному краю.

Планируемые результаты:

•  Предметные: Учащиеся должны знать географическое положение Санкт-Петербурга, историю его основания, основные достопримечательности.

•  Метапредметные: (УУД – универсальные учебные действия)

  •  Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

  •  Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  •  Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); перерабатывать полученную информацию (делать выводы в результате совместной работы всего класса).

•  Личностные: Проявлять интерес к изучению истории и культуры своей страны, осознавать свою принадлежность к российской культуре, испытывать чувство гордости за свою Родину.

Оборудование:

•  Учебник окружающего мира для 2 класса (А.А. Плешаков и др.)

•  Рабочие тетради

•  Карта России

•  Иллюстрации с видами Санкт-Петербурга

•  Карточки для самостоятельной работы

•  Карточки для игры "Найди пару"

•  Мультимедийное оборудование (проектор, экран)

•  Аудиозапись (например, гимн Санкт-Петербурга или классическая музыка)

Ход урока:

I. Организационный момент (1-2 минуты)

•  Приветствие.

•  Проверка готовности к уроку.

•  Создание положительного эмоционального настроя.

•  Включение аудиозаписи (тихая классическая музыка или гимн Санкт-Петербурга)

II. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности (5-7 минут)

•  Цель: Актуализация знаний о городах России, создание проблемной ситуации, вызывающей интерес к теме урока.

•  Метод: Беседа, проблемные вопросы, загадки.

•  Действия учителя:

  •  Учитель: "Ребята, какие города России вы знаете?" (Ученики перечисляют).

  •  Учитель: "Чем города отличаются друг от друга?" (Размером, историей, культурой, достопримечательностями).

  •  Учитель: "Отгадайте загадку:

    *  "Город чудный, город древний,

    *  Он на Неве стоит,

    *  Белых ночей волшебство

    *  Над ним царит."

  •  Учитель: "О каком городе идет речь?" (Санкт-Петербург)

  •  Учитель: "Что вы знаете об этом городе?" (Ответы учеников).

  •  Учитель: "Хотели бы вы узнать о нем больше?"

III. Самоопределение к деятельности (3-5 минут)

•  Цель: Формулирование темы и целей урока учащимися.

•  Метод: Подводящий диалог.

•  Действия учителя: Организует обсуждение проблемной ситуации.

•  Действия учеников: Формулируют тему урока ("Город на Неве - Санкт-Петербург").

•  Учитель: "Какие цели мы поставим на урок?" (Узнать, где находится Санкт-Петербург; узнать историю его основания; познакомиться с достопримечательностями города; узнать о его культуре).

IV. Изучение нового материала (15-20 минут)

•  Цель: Формирование первичных представлений о Санкт-Петербурге.

•  Методы: Рассказ учителя, работа с картой, демонстрация презентации, работа с учебником.

  1. Географическое положение:

    *  Учитель: "Ребята, давайте найдем Санкт-Петербург на карте России. В какой части страны он находится?" (На северо-западе).

    *  Учитель: "На берегах какой реки стоит Санкт-Петербург?" (На реке Неве).

    *  Учитель: "Как вы думаете, почему город называют "Город на Неве"?" (Потому что он расположен на реке Неве).

    *  Учитель показывает на карте Финский залив, Ладожское озеро.

    *  Учитель: "Санкт-Петербург - это морской порт, так как он расположен на берегу Финского залива".

  2. История основания:

    *  Учитель: "Санкт-Петербург был основан в 1703 году Петром I. Он хотел построить город, который был бы похож на европейские города".

    *  Учитель: "Как вы думаете, почему Петр I решил строить город именно в этом месте?" (Стратегическое значение, выход к Балтийскому морю).

    *  Учитель показывает иллюстрацию с изображением Петра I.

    *  Учитель рассказывает о строительстве Петропавловской крепости, которая стала первым сооружением города.

  3. Достопримечательности:

    *  Учитель показывает слайды презентации с изображением основных достопримечательностей Санкт-Петербурга:

      *  Петропавловская крепость: "Это историческое ядро города, здесь находится Петропавловский собор, где похоронены российские императоры".

      *  Зимний дворец: "Это бывшая резиденция российских императоров, сейчас здесь находится Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира".

      *  Дворцовая площадь: "Это главная площадь Санкт-Петербурга, здесь проходят парады и праздники".

      *  Медный всадник: "Это памятник Петру I, установленный на Сенатской площади".

      *  Разводные мосты: "Это одна из визитных карточек Санкт-Петербурга, ночью мосты разводятся, чтобы пропустить корабли".

      *  Невский проспект: "Это главная улица города, здесь много магазинов, кафе, театров и других интересных мест".

      *  Казанский собор: "Один из самых красивых соборов города".

    *  Учитель: "Ребята, какие из этих достопримечательностей вам больше всего понравились? Почему?"

  4. Работа с учебником:

    *  Учитель: "Откройте учебник на странице… Прочитайте текст о Санкт-Петербурге. Найдите ответы на вопросы:

      *  Как назывался Санкт-Петербург раньше? (Петроград, Ленинград)

      *  Какие реки и каналы протекают через город? (Нева, Мойка, Фонтанка и др.)

      *  Чем славится Санкт-Петербург?"

    *  Ученики читают текст и отвечают на вопросы.

V. Физкультминутка (2-3 минуты)

•  Цель: Снятие напряжения, активизация внимания.

•  Варианты:

  •  Имитация движений, связанных с темой урока (например, показать, как плывет кораблик по Неве, как разводятся мосты).

  •  Общие упражнения для снятия напряжения.

VI. Закрепление изученного материала (10-12 минут)

•  Цель: Закрепление полученных знаний, развитие умения применять их в практических ситуациях.

•  Методы: Игры, работа в паре, самостоятельная работа.

  1. Игра "Найди пару"

    *  Учитель раздает карточки, на которых изображены достопримечательности Санкт-Петербурга и их названия, но разрезанные на две части.

    *  Ученики должны найти пару: изображение достопримечательности и ее название.

2.Работа в паре:

    *  Учитель раздает карточки с вопросами по теме урока.

    *  Ученики работают в паре, отвечают на вопросы, делятся своими знаниями.

    *  Примеры вопросов:

      *  На берегах какой реки стоит Санкт-Петербург?

      *  Кто основал Санкт-Петербург?

      *  Как называется главная улица Санкт-Петербурга?

      *  Какой музей находится в Зимнем дворце?

      *  Что такое разводные мосты?

      *  Почему Санкт-Петербург называют "Северной Венецией"? (много рек и каналов)

  3. Самостоятельная работа (карточки):

    *  Учитель раздает карточки с заданиями разного уровня сложности.

    *  Ученики выполняют задания самостоятельно.

    *  Карточка 1 (легкий уровень):

      *  Заполните пропуски в предложениях:

        *  Санкт-Петербург стоит на реке ______.

        *  Санкт-Петербург основал ________.

        *  Главная улица Санкт-Петербурга - это ________.

    *  Карточка 2 (средний уровень):

      *  Ответьте на вопросы:

        *  Что такое Петропавловская крепость?

        *  Что вы знаете о Зимнем дворце?

        *  Почему Санкт-Петербург называют "Городом на Неве"?

    *  Карточка 3 (сложный уровень):

      *  Напишите небольшой рассказ о Санкт-Петербурге (5-7 предложений).

      *  Объясните, почему Санкт-Петербург является важным городом для России.

VII. Рефлексия деятельности. Итог урока (2-3 минуты)

•  Цель: Подведение итогов урока, оценка своей деятельности на уроке.

•  Метод: Вопросы для рефлексии, продолжение предложений.

•  Вопросы:

  •  О каком городе мы сегодня говорили на уроке?

  •  Что нового вы узнали о Санкт-Петербурге?

  •  Что вам понравилось на уроке больше всего?

  •  Что было самым сложным?

  •  Продолжите предложения:

    *  Сегодня я узнал…

    *  Мне было интересно…

    *  Я хочу узнать больше о…

•  Учитель: "Спасибо за активную работу на уроке! Вы все молодцы!"

VIII. Домашнее задание (1 минута)

•  Учебник: прочитать текст о Санкт-Петербурге, ответить на вопросы.

•  Творческое задание (по выбору):

  •  Нарисовать рисунок с изображением одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга.

  •  Найти интересные факты о Санкт-Петербурге и рассказать о них на следующем уроке.

  •  Составить кроссворд по теме "Санкт-Петербург".

Тест по теме "Город на Неве" (Санкт-Петербург) для 2 класса

Инструкция: Внимательно прочитайте вопрос и выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Обведите букву с правильным ответом кружком.

1. На берегах какой реки расположен Санкт-Петербург?

  а) Москва-река

  б) Волга

  в) Нева

2. Кто основал город Санкт-Петербург?

  а) Иван Грозный

  б) Екатерина II

  в) Пётр I

3. В каком году был основан Санкт-Петербург?

  а) 1603

  б) 1703

  в) 1803

4. Как называлась первая постройка в Санкт-Петербурге?

  а) Зимний Дворец

  б) Петропавловская крепость

  в) Медный всадник

5. Как называется главная улица Санкт-Петербурга?

  а) Арбат

  б) Тверская

  в) Невский проспект

6. В каком дворце расположен один из крупнейших музеев мира – Эрмитаж?

  а) Меншиковский дворец

  б) Зимний дворец

  в) Летний дворец

7. Как называется памятник Петру I на Сенатской площади?

  а) Железный дровосек

  б) Царь-пушка

  в) Медный всадник

8. Чем знамениты мосты Санкт-Петербурга?

  а) Тем, что они самые длинные в мире

  б) Тем, что они сделаны из золота

  в) Тем, что их разводят ночью

9. Как еще называют Санкт-Петербург из-за большого количества рек и каналов?

  а) Северный полюс

  б) Северная Венеция

  в) Город солнца

10. Какое море омывает Санкт-Петербург через Финский залив?

  а) Черное море

  б) Балтийское море

  в) Белое море

Ответы:

1. в

2. в

3. б

4. б

5. в

6. б

7. в

8. в

9. б

10. б

Как использовать тест:

•  Распечатайте тест для каждого ученика.

•  Объясните инструкцию.

•  Дайте ученикам время для выполнения теста (5-7 минут).

•  Соберите тесты и проверьте их.

•  Обсудите ответы на вопросы всем классом.

Оценивание:

•  Можно использовать систему оценивания по количеству правильных ответов. Например:

  •  9-10 правильных ответов – "отлично"

  •  7-8 правильных ответов – "хорошо"

  •  5-6 правильных ответов – "удовлетворительно"

  •  Менее 5 правильных ответов – требуется повторение материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

Река Нева - главная река города Санкт-Петербурга (презентация)

Презентация сопровождает урок по истории и культуре города Санкт-Петербурга. Конспект урока размещён на сайте....

Река Нева - главная река города Санкт-Петербурга (конспект)

Методическая разработка урока по истории и культуре города Санкт Петербурга для учащихся 3 класса общеобразовательной школы. Урок может быть использован в качестве внеклассного занятия. К конспекту пр...

Дневник "Путешествуя по Санкт-Петербургу" 2 класс ( приложение к программе "Город над вольной Невой")

Дневник разработан с учётом возрастных особенностей детей и является приложением к программе "Город над вольной Невой"....

Конспект занятия по истории города «Путешествие по Санкт – Петербургу» в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом) Тема занятия: «Казанский собор»

Цели: - Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся.- Пробуждение интереса и стремления к изучению родного города Санкт-Петербурга. Задачи:...

Интерактивная презентация "Город над вольной Невой..." День рождения Санкт-Петербурга

Тема презентации - Санкт-Петербург, его основание, его особенности.Содержит интерактивные задания в виде вопросов, фоторебусов, вовлекает детей в образовательный процесс, на основе подсказок и наводящ...

Интерактивная презентация "Город над вольной Невой..." День рождения Санкт-Петербурга

Презентация про Санкт-Петербург, его основание, особенности названия.Содержит интерактивные задания в виде вопросов, фоторебусов, вовлекает детей в образовательный процесс, на основе подсказок и навод...