Конспект занятия по истории города «Путешествие по Санкт – Петербургу» в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом) Тема занятия: «Казанский собор»
план-конспект занятия (4 класс)

Теплоухова Татьяна Валентиновна

Цели: - Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся.

- Пробуждение интереса и стремления к изучению родного города Санкт-Петербурга. 

Задачи:     

1. Формировать понятие «Культурная столица» через раскрытие значения архитектурных объектов, как памятников истории и культуры.

2. Формировать способность к обобщению и систематизации знаний о городе, уметь устанавливать причинно-следственные связи.

3. Формировать потребность в поиске информации по истории и  культуре Санкт-Петербурга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по истории города «Путешествие по Санкт – Петербургу»

в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (для обучающихся с нарушенным слухом)

Тема занятия: «Казанский собор»

Цели: - Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся.

- Пробуждение интереса и стремления к изучению родного города Санкт-Петербурга.  

Задачи:     Обучающие:

1. Формировать понятие «Культурная столица» через раскрытие значения архитектурных объектов, как памятников истории и культуры.

2. Формировать способность к обобщению и систематизации знаний о городе, уметь устанавливать причинно-следственные связи.

3. Формировать потребность в поиске информации по истории и  культуре Санкт-Петербурга.

Развивающие:

1. Развитие познавательных интересов обучающихся.

2. Развитие когнитивной сферы учеников: художественно-эстетического восприятия, творческого воображения.

3. Развитие активного словаря обучающихся, умение рассказывать о городе.

4. Развить умение замечать необычное, развивать у учеников интерес к изучению истории и культуры родного города.

Воспитательные:

1. Воспитание любви к родному городу и бережного отношения к традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга.

2. Воспитание чувства сопричастности к жизни города.

3. Воспитание культуры общения и поведения.

Наглядный материал, оборудование: 

1. Презентация по истории СПб. Иллюстрации и таблица с достопримечательностями СПб.

  1. Карта исторического центра города СПб.
  2. Таблицы с названиями достопримечательностей, словарь новых слов.
  3. Карточки с заданиями.

Этапы

занятия

Деятельность учителя

Задания для обучающихся

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

 Приветствие. Вопросы к началу занятия

- мотивировать учащихся  к речевой деятельности

  - Здравствуйте.  

 - Какое сейчас занятие?

 - О чём мы будем говорить на нашем занятии?

- Как называется наш город?

- Какая самая большая река в нашем городе?

 

Ученики отвечают на вопросы:

- Сейчас занятие  

 «Путешествие по СПб».

- Мы будем говорить о нашем городе.  - Наш город называется СПб.

- Это река Нева.

2. Актуализация знаний

Учитель показывает иллюстрации памятников нашего города и уточняет сведения о них.  

  Учитель показывает карту города СПб, иллюстрации достопримечательностей.

- Вспомните с какими  дворцами, памятниками мы уже познакомились.

- Как называется главная площадь нашего города?

- Какой дворец, находится на площади?

- Где находиться здание Биржи?

- Как  называется самый красивый сад?

- Как А.С.Пушкин назвал этот памятник?  Кому поставлен этот памятник?

- Кто хочет показать эти памятники на карте города?

Карта СПб.  Иллюстрации главных достопримечательностей, знакомых обучающимся:   Табл.

- Это Дворцовая площадь,

- Зимний дворец.

- Биржа находится на стрелке ВО.  

- Это Летний сад.

- Этот памятник называется «Медный всадник». Это памятник царю Петру Первому.

-Ученики называют памятники и показывают на карте.

3. Сообщение темы занятия.

Учитель сообщает  ученикам тему занятия, объясняет название собора.

- Посмотрите на карту. Кто может сказать, как называется этот собор?

- Сегодня мы познакомимся еще с одним собором нашего города. Это Казанский собор.

 Он назван так в честь иконы Казанской Божьей Матери (из города Казани). 

- Это Исаакиевский собор.

- Это Казанский собор.

4. Знакомство с историей создания Казанского собора.

Чтение рассказа об истории создания собора учителем.

Просмотр презентации.

- Возьмите листочки, карандаши, слушайте и следите по тексту за чтением.  

- Учитель читает текст «Казанский собор».

- Просмотр презентации «История создания Казанского собора».

Учащиеся слушают чтение учителя и следят за чтением по тексту.

Просмотр презентации.

 

Физкультминутка

 

- снять усталость и напряжение

- внести эмоциональную разрядку

Острова. Их сорок два.

А вокруг река Нева.

        Ледоход. Ледоход!

        Вдоль Невы лёд плывёт.

 

Учащиеся читают стих и выполняют движения.                  

             

       

5. Беседа и

игра, направленные на обобщение и систематизацию знаний о городе.

- Развитие художественно- эстетического восприятия, творческого воображения.

- Развитие связной речи, коммуникативных навыков.  

Словарная работа.

 - Прочитаем новые слова.

       Казань - город, Казанский собор.

      Канал Грибоедова.        Колоннада – ряд колонн.

      Архитектор – человек, который руководит

      строительством собора.

      Каменотёс – мастер, который умеет из камня

      делать  колонны, части дворца.      

- Игра «Посмотри и продолжи».

Мы посмотрели презентацию. Хорошо ли вы запомнили историю Казанского собора?

1 - Где находится Казанский собор? Какой канал рядом?

2. - Какие мастера строили собор?

  Кто был архитектором собора?

3. - Как звали каменотёса? Какие материалы (камни) были использованы при строительстве  собора?  

4. - Когда закончили строительство собора?

  Сколько лет его строили?

5. - Что является главным украшением собора?

   Сколько колонн в колоннаде?

6. - Как украшен купол собора?

- Ученики читают слова, уточняют их значение.

Во время игры ученики дополняют предложения по презентации и выбирают подходящие картинки.

Затем наклеивают картинки на карточки. 

- Казанский собор находится (на Невском проспекте около канала Грибоедова).

- Собор строили (русские мастера). Архитектор – (Андрей Воронихин). 

- Каменотёс (Самсон Суханов). При строительстве использовали (пудожский камень, гранит, олонецкий  мрамор).

- Закончили строительство храма (в 1811 году), его  строили (10 лет).

- Огромная (колоннада) из 96 колонн

  в 4 ряда.

- На куполе укрепили (башенку - фонарик, шар – яблоко и крест).

6. Итог

 занятия

 

Рефлексия

деятельности обучающихся

Анализирует и оценивает успешность в достижении цели и определяет перспективу последующей работы.

 - О чём мы сегодня говорили?

- Вам понравился Казанский собор?

- Почему понравился этот собор?

- Что было интересного на занятии?

- Что нового вы узнали?

- Что вам было трудно?

Ученики проводят самоанализ, осмысление, оценку результатов собственной деятельности. - Мы говорили о нашем городе, о Казанском соборе.  

- Мне понравился …   собор.

- Это очень красивый (большой) собор.

- Мне было интересно … - Я узнал(а)  …

- Мне было трудно …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Казанский собор

Слайд 2

Главные соборы Ис аа киевский соб о р Казанский соб о р

Слайд 3

Собор находится на Невском проспекте около канала Грибоедова.

Слайд 4

В соборе хранится икона Казанской Божьей матери.

Слайд 5

Архи те ктор Казанского собора – Анд ре й Ни ки форович Воро ни хин.

Слайд 6

Архи те ктор – чело ве к, ко то рый руково ди т стро и тель-ством со бо ра. - Каменотёс – ма стер, ко то рый у ме ет из ка мня де лать ко ло нны, ча сти двор ца .

Слайд 7

Каменотёс Сам со н Су ха нов. Картина Василия Тропинина

Слайд 8

При строительстве собора использовали пудостский камень.

Слайд 9

Пудостский камень - это известковый туф. Добывается в карьере у деревни Пудость вдоль реки Ижоры.

Слайд 10

Выборгский гранит, олонецкий мрамор.

Слайд 11

Закончили строительство собора в сентябре 1811 года. Строили храм 10 лет.

Слайд 12

Главное украшение собора –колоннада. Она состоит из 96 колонн.

Слайд 13

Собор увенчали медным куполом на высоком барабане.

Слайд 14

На верху купола возвели башенку - фонарик, шар – яблоко и золочёный крест.

Слайд 15

Острова. Их сорок два. А вокруг река Нева. Ледоход. Ледоход! Вдоль Невы лёд плывёт.

Слайд 16

Ка за нь - го род, Ка за нский со бо р. - Ка на л Грибо е дова. Колон на да – ряд ко ло нн.

Слайд 17

Архи те ктор – чело ве к, ко то рый руково ди т стро и тель-ством со бо ра. - Каменотёс – ма стер, ко то рый у ме ет из ка мня де лать ко ло нны, ча сти двор ца .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник "Путешествуя по Санкт-Петербургу" 2 класс ( приложение к программе "Город над вольной Невой")

Дневник разработан с учётом возрастных особенностей детей и является приложением к программе "Город над вольной Невой"....

Конспект внеклассного занятия по развитию речи в 3 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом). Тема занятия: «Семья. Сердце матери»

Цели: - Развитие речи и слухового восприятия, - расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся.Задачи:  - развитие коммуникативных умений учащихся, расширение словарного запаса,- совершенст...

Конспект внеклассного занятия «Мои друзья – книги» в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом) Тема занятия: «Рассказ Гурьевой Н. «Стрелка Васильевского острова».

Цели: - Обсуждение рассказа «Стрелка Васильевского острова» по книге Н. Гурьевой  «Детям о Санкт – Петербурге»- Пробуждение интереса и стремления к изучению родного ...

Конспект внеклассного занятия по чтению в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом). Тема занятия: «Знакомство с творчеством Самуила Маршака «Декабрь».

Цели: - развитие коммуникативных умений учащихся, расширение словарного запаса.Задачи:  - Развитие навыка правильного, выразительного, сознательного чтения. - развитие слухового восприятия о...

Конспект интегрированного занятия «Путешествие по Санкт – Петербургу» (4 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР)

Тип урока: Образовательный : Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (рисование) .Виды детской деятельности: образовательная...

Путешествие по Санкт-Петербургу 2 класс

Программа кружка по внеурочной деятельности....

Презентация "Путешествие по Санкт-Петербургу", 2 класс

Данная презентация познакомит учащихся с достопримечательностями Санкт-Петербурга и  расширит кругозор о городе....