Конспект внеклассного занятия по чтению в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом). Тема занятия: «Знакомство с творчеством Самуила Маршака «Декабрь».
план-конспект занятия (3, 4 класс)

Теплоухова Татьяна Валентиновна

Цели: - развитие коммуникативных умений учащихся, расширение словарного запаса.

Задачи:  - Развитие навыка правильного, выразительного, сознательного чтения. 

- развитие слухового восприятия обучающихся, понимание содержания текста слухо – зрительно и на слух, 

- совершенствовать умения в передаче интонации и логического ударения;

- учить воспроизводить на слух ритм несложных четверостиший;

- восприятие неречевых звучаний, звуков природы, новогодние звучания, определение их характера, темпа.

Воспитательные:  – Учить определять эмоциональный тон и настроение произведения.

-  Оценивать персонажей, осмысливать прочитанное.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия по чтению в 4 классе для обучающихся с ОВЗ

(для обучающихся с нарушенным слухом).

Тема занятия: «Знакомство с творчеством Самуила Маршака «Декабрь».                               

Цели: - развитие коммуникативных умений учащихся, расширение словарного запаса.

Задачи:  - Развитие навыка правильного, выразительного, сознательного чтения.  

- развитие слухового восприятия обучающихся, понимание содержания текста слухо – зрительно и на слух,  

- совершенствовать умения в передаче интонации и логического ударения;

- учить воспроизводить на слух ритм несложных четверостиший;

- восприятие неречевых звучаний, звуков природы, новогодние звучания, определение их характера, темпа.

Воспитательные:  

– Учить определять эмоциональный тон и настроение произведения.

-  Оценивать персонажей, осмысливать прочитанное.  

-  Прививать интерес к чтению.

 Коррекционные:

- Развивать речевые навыки и слуховое восприятие учащихся с нарушением слуха.

Наглядный материал, оборудование: 

1. Презентация «Самуил Маршак «Декабрь», пособие «Круглый год».

     2. Книги:  С. Маршак «Кошкин дом», «Усатый – полосатый», «Сказка о глупом мышонке».

     3. Аудиозаписи неречевых звучаний, звуков природы, новогодние звуков.

     4. Рисунки обучающихся на тему: «Зимние забавы».   

Этапы

занятия

Деятельность учителя

Задания для обучающихся

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

 Приветствие.

Вопросы к началу занятия.

- мотивировать учащихся  к речевой деятельности

  - Здравствуйте.  

 - Какое сейчас занятие?  - Кто любит загадки?

- Послушайте:  Когда всё укрыто седыми снегами и

И солнышко рано прощается с нами?              

          - Какое сейчас время года?  

- Назовите-ка ребятки, // Месяц в этой вот загадке:

  На поля и на луга // глубокие легли снега.      

           - Какой сейчас месяц?

   Только месяц весь пойдёт

   Мы встречаем  …  ….

- Какой скоро будет  праздник?

- Что мы будем делать на нашем занятии?

Обучающиеся отвечают:  

- Сейчас занятие  «Развития слуха и речи».

- Зимой. Это зима.

- Сейчас декабрь. 

- Скоро будет Новый год.

- Мы встречаем праздник Новый год.

Будет Ёлка.

- Скоро будет Новый год.  

- Мы будем говорить о зиме,

- читать  стихи,                      - отгадывать загадки,                    

- слушать звуки природы,

- звуки новогоднего салюта. 

2. Актуализация полученных знаний.

Чтение и отгадывание загадок.

Учитель знакомит обучающихся с загадками,

- Развитие связной речи, коммуникативных навыков.    

- Послушайте Загадки о зимней природе.                

- Кто хочет прочитать загадки?

 = И не снег и не лёд, // а серебром деревья уберёт.

 = Текло, текло // и легло под стекло.

- А что делают зимой дети? На чём они любят кататься?

= Льётся речка – мы лежим.                                    

  Лёд на речке – мы бежим.  

                 = Всё лето стояли – зимы ожидали.

             Дождались поры – помчались с горы.

(Ученики читают загадки)  

- Это снег, это … (иней), лежит на деревьях.          

- Это река. Летом …. (река)  течёт, а зимой на реке лёд.

- Это коньки. На … (коньках) катаются по льду.

- Это лыжи. Нет, это санки.

На … (санках) катаются с горы. 

2. Знакомство со стихотворением

С. Маршака «Декабрь».

Учитель знакомит обучающихся со стихами и детским поэтом.

 Первичное восприятие стихотворения.

  Учитель показывает книгу Самуила Маршака        

  «Стихи для детей».                    

- Самуил Маршак написал стихотворения на все времена года. Стихи называются «Круглый год».          

   (Учитель читает стихотворение «Декабрь»)

- О чём говорится в стихотворении?

- Какая погода в декабре?

- Что  привёз Мороз или Дед мороз из лесу?  

- Как себя чувствовала ёлка дома?              

- Как украшена ёлка? Что висит  на ёлке?

- Какой праздник встречают люди?

Обучающиеся  слушают стихотворение

С. Маршака «Декабрь»  (восприятие с голоса учителя).

- В стих. говорится о зиме, о декабре, о ёлке, о позднике  Нового года.

 – В декабре мороз, на реке лёд

- Дед Мороз привёз ёлку.

- Ёлка плакала, потом ожила.

- На ёлке висят огоньки, хлопушки, сияет звезда.  

- Новый год.

3. Беседа и

Игра «Угадай, что звучит?»

- Развитие художественно- эстетического восприятия, творческого воображения.

- Развитие связной речи, коммуникативных навыков.  

Просмотр презентации                                       

Игра «Угадай, что звучит?».

- Будем слушать звуки природы, - звуки новогоднего салюта.  

  -  Послушайте, что звучит.  

  - Звуки, дождя, вьюги, новогоднего салюта,

    Хлопушки, боя курантов.

- Отгадайте, что это?

      Стреляю, точно пушка.

      Зовут меня … (хлопушка).

Обучающиеся смотрят презентацию,  

- слушают звуки, называют, что они услышали.  

- Я услышал (а) шум ….        

            дождя, вьюги, ветра.

- Я услышал (а) звук …

            Хлопушки,

            Новогоднего салюта,

            Боя курантов.

4. Самостоятельная деятельность обучающихся.

- Составление пословиц и поговорок о зиме из разрезного текста.

- Кто автор стихотворения?

- Самуил Маршак – это поэт, который писал стихи для детей. Вы тоже можете быть поэтами.

- Кто хочет быть поэтом?  

       Подберите окончание пословицы:

Береги нос

В зимний холод

Где зимовать,

Вьюги да метели

Зимой шубка

Декабрь год заканчивает

в большой мороз.      

всякий молод.

тут и на печи лежать.

под январь полетели.

не шутка.

а зиму начинает.  

- Самуил Маршак.

- Я хочу быть поэтом.          

- Мы будем составлять пословицы, поговорки.    

Обучающиеся  подбирают пословицы из разрезного текста,  называют их.

             

Физкультминутка

 

Стихотворение «Волк»                     Саша Черный.

- снять усталость и напряжение

- внести эмоциональную разрядку

Вся деревня спит в снегу.   Ни гу - гу.

Месяц скрылся на ночлег.   Вьется снег.

Ребятишки все на льду,

На пруду.

Дружно саночки визжат —  Едем в ряд!

Вдруг кричит передовой:

“Стой, Постой!”              

Стали санки, хохот смолк.

“Братцы, волк!”

Врассыпную все с пруда – кто куда.  Где же волк?

Обучающиеся играют в игру

«Пёс  Барбос».

Учащиеся читают стих и маршируют под музыку.

  Да это пес — Наш Барбос!

 Хохот, грохот, смех и толк:

          “Ай да волк!”

           

5. Просмотр презентации «Декабрь».  

- работа над словом, фразой

- совершенствовать умения в передаче точной интонации и логического ударения.

 Просмотр презентации «Декабрь».                  

- Будем читать стихотворение.

Обучающиеся читают строчки стихотворения.

3)  Скажите по – другому: (уточнение значения незнакомых слов)  - Все деревья в серебре - …………………..

- Речку вымостил мороз — заморозил, покрыл льдом, через речку можно перейти как по мосту.

- Обновил коньки — дети приготовили коньки, достали.

- Салазки - …………………………………… 

   Вспомни!    Поутру в салазки  Саша садилась, летела стрелой.

- Огоньки взбегают ввысь - ………………….

- Блещут золотом хлопушки – ……………….

- Год прошёл как день – год прошёл (как?) …………………

- Бьют часы  двенадцать раз – 12 часов ночи, наступает Новый год.

 Обучающиеся смотрят презентацию,

по очереди читают стих.

- называют значения слов,

6. Самостоятельная деятельность обучающихся.

- Знакомство с понятием рифмы.

 1) Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

   Вставь пропущенные слова. Укажи рифмы ⇒.

Ёлка плакала сначала

От домашнего .. (тепла),

Утром плакать перестала,

Задышала,  …. (ожила).

Строфы – части стихотворения с одинаковым количеством строк, с одинаковыми рифмами.      Строфа помогает выделить каждую картину.

Рифма — это созвучие в окончании  слов, звуковой повтор в конце строки.  

-  Стихотворение вызывает у меня ….  (радость,  грусть,  веселье,  печаль,  восхищение,  …….)      Рифмы:   сначала ⇒            Т 7.

…………,  ………………..                                                 от  тепла ⇒ …………………

                   

6. Итог

 занятия

 

Рефлексия

деятельности обучающихся

Анализирует и оценивает успешность в достижении цели и определяет перспективу последующей работы.

 - О чём мы сегодня говорили?  

  Только месяц весь пойдёт

   Мы встречаем  …  ….

 -  Что нового вы узнали?

 - Что было интересно на занятии?

 

 

Ученики проводят самоанализ, осмысление, оценку результатов собственной деятельности.

- Мы говорили о зиме.

- Мы говорили о ёлке, о празднике Нового года.

- Мне понравилось …

- Мне было интересно …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский поэт, автор сказок, стихов для детей

Слайд 2

Самуи́л Я́ковлевич Марша́к (1887—1964)

Слайд 3

Сказка называется … Стихотворение называется …

Слайд 5

Цикл стихов «Круглый год» Самуи́л Я́ковлевич Марша́к

Слайд 7

- О чём говорится в стихотворении? - Какая погода в декабре? Что привёз или Дед мороз из лесу? - Как себя чувствовала ёлка дома ? Как украшена ёлка ? Что висит на ёлке? - Какой праздник встречают люди?

Слайд 20

Стихотворение вызывает у меня …. (радость, грусть, веселье, печаль, восхищение, …….)

Слайд 21

Рифма — это созвучие в окончании слов, звуковой повтор в конце строки. На шу ре чку, с ло вно в …, За ночь вы мостил …. Обно ви л конь ки , …. Ёлку из ле су ….. Рифма

Слайд 22

Рифмы: в сказке ⇒ …………, мороз ⇒ ………………… Рифма На шу ре чку, с ло вно в сказке , За ночь вы мостил мороз. Обно ви л конь ки , салазки. Ёлку из ле су привёз.

Слайд 23

Рифма — это созвучие в окончании слов, звуковой повтор в конце строки. Ёлка плакала сначала От домашнего … , Утром плакать перестала, Задышала, …. Рифма

Слайд 24

Рифмы: сначала ⇒ …………, ………… от тепла ⇒ ………… Ёлка плакала сначала От домашнего .. (тепла), Утром плакать перестала, Задышала, …. (ожила). Рифма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Свет памяти, сиянье детства». (Творчество А. Л. Барто) Внеклассное занятие по чтению.1 класс

Цели: расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни;формировать у детей устойчивый интерес к чтению;побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоят...

Конспект внеклассного занятия , проведённого в 3 классе для детей, имеющих нарушения слуха с использованием технологии сказкотерапии "Сказка про ёжика Витю"

Цель: Создание условий для предупреждения возникновения трудностей в межличностном общении, формирования чувства неполноценности. Формирование навыков жизнестойкости через осознание того, что «настоящ...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся 3 класса «Береги своё здоровье»

Важно ли сохранять своё здоровье с детства? Разбирёмся....

Конспект занятия по истории города «Путешествие по Санкт – Петербургу» в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом) Тема занятия: «Казанский собор»

Цели: - Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся.- Пробуждение интереса и стремления к изучению родного города Санкт-Петербурга. Задачи:...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся 1 класса «ТЫ И ТВОИ ДРУЗЬЯ»

Задачи:формирование представлений о понятиях «дружба», «друг»развитие когнитивных и речевых способностей учащихся, умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки д...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие № 2 «Значение письменности»

Занятие "Значение письменности" помогает привить у учащихся  с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать значение письменности в развитии цивилизации народов мира и...