«Распространение воды в природе: водоемы, реки. Круговорот воды в природе»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
УМК «Школа России», А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова Урок окружающего мира в 3 классе. Урок «открытия» нового знания. |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе
с использованием проблемного обучения
Дата: | 27.10.2023 г |
Учитель: | Медведко Людмила Петровна |
Класс: | 3 а |
Предмет: | Окружающий мир |
Предметная программа и её автор | УМК «Школа России», А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Тема урока | Тема: «Распространение воды в природе: водоемы, реки. Круговорот воды в природе» |
Цель урока | Формирование у детей представления о круговороте воды в природе, как важнейшего явления в природе. |
Задачи урока | Предметные: Актуализировать знания об агрегатных состояниях воды. Сформировать представление о круговороте воды в природе. Выявить свойства воды опытным путём. Знать и правильно употреблять термины и понятия темы. |
Здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе. | |
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, способствовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности, собранности. умения работать друг с другом; адекватно оценивать результат своей работы; | |
Личностные - умение регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил; - умения использовать знания и умения в жизненных ситуациях; - развитие любознательности и интереса к приобретению новых знаний и умений; - ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Метапредметные результаты обучения - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Предметные - Сформировать представление о круговороте воды в природе; - Выявить свойства воды опытным путём. |
Ход урока | |||||||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Планируемые результаты | |||||||||||
| |||||||||||||
Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. – Проверим готовность к уроку - Ребята, сегодня все задания вы будете оценивать сами. Перед вами листок достижений. За каждый правильный ответ вы себе ставите +. В конце урока вы сможете оценить свою работу. | Проверяют готовность рабочего места. Настраиваются на урок. | Личностные: ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками | |||||||||||
2. Определение темы урока. Целеполагание. | |||||||||||||
- Ребята, что у меня в руках? (раскрутить глобус) - Что мы с вами заметили? - Как вы думаете, почему мы видим только голубой цвет? - Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? - Да, речь пойдет о воде, но чтобы более точно узнать, о чем пойдет речь сегодня на уроке, я предлагаю вам самостоятельно «собрать» тему урока. (У вас на партах есть слова. Соберите название темы сегодняшнего урока). - Ребята, а какую цель мы поставим перед собой? Раз речь пойдет о воде, значит, что нам нужно вспомнить о воде? | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока. Ставят учебные цели на урок. Работают в парах, собирают название темы урока. После правильного выполнения заданий проставляют+ в оценочных листах Узнать, что такое круговорот воды в природе Повторить свойства воды, в каких состояниях бывает вода в природе | Метапредметные: Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||||||||
3. Актуализация необходимых знаний | |||||||||||||
-Отгадайте загадку: В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. - Почему вода так о себе говорит? А что вы знаете о воде? Я предлагаю вам в парах заполнить схему «Состояния воды» и написать примеры этих состояний. Заполните таблицу
Слова для справок: ручей, сосулька, пар, океан, айсберг, туман, град - Сверьтесь с ответами на слайде и за каждый правильный ответ поставьте себе по плюсу. - Сейчас посмотрите на воду в стакане и заполните «Свойства воды» Вставь слова: Вода при нагревании _______________, а при охлаждении _______________. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший _______________. Воду можно очистить с помощью ___________. Проверка Какие еще свойства воды вы знаете? - Поставьте по плюсу за каждый правильный ответ. | Вода В парах заполняют схему «Состояния воды». Самопроверка по эталону. Правильные ответы + Работают в парах, заполняют таблицу «Свойства воды» Заполнившие первыми, озвучивают заполненную таблицу, после проверяют по эталону на доске. Правильные ответы + 1. Не имеет вкуса, запаха, цвета, формы, прозрачная, текуча. 2. При кипячении – испаряется | Предметные: Актуализировать знания об агрегатных состояниях воды; Вспомнить свойства воды Метапредметные: Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |||||||||||
4. Физминутка | |||||||||||||
«Капельки играют» 1, 2, 3, 4, 5 - любят капельки играть. (прыжки на носочках, руки на поясе). Мы ногами топ-топ, (выполнение движений в соответствии с текстом) Мы руками хлоп-хлоп, Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик, чик, Раз туда, два сюда, Повернись вокруг себя. Раз - присели, два - привстали, Руки кверху все подняли, 1- 2, 1- 2 - вот и кончилась игра. (хлопают в ладоши) | Выполняют физические упражнения. | Активный отдых учащихся, переключение внимания с одного вида деятельности на другой | |||||||||||
5. Мотивация познавательной деятельности «Открытие» обучающимися нового знания. | |||||||||||||
- Мы узнали что вода – уникальное вещество. Только она может быть в трех состояниях. Вода обладает уникальными свойствами. Без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни человек. В начале урока мы увидели, что много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Всех нас интересует вопросы: - Если так много воды, то почету она не заполнила всю нашу планету? - Почему идет дождь? - Куда исчезают лужи? - Как вы думаете? - Где мы можем узнать ответ на этот вопрос? Давайте попробуем сами найти ответ. Для этого проведем опыт. - Будем нагревать воду. Что с ней происходит? Как называется это превращение? Чем выше температура, тем быстрее идёт этот процесс. - Теперь над пробиркой подержим блюдце со льдом. Понаблюдайте. Что происходит с водой? Откуда появились капли на дне тарелки? Как называется это превращение? Кто думал так же? Поставьте себе + Конденсация – охлаждение пара, переход воды из газообразного состояния в жидкое. - Можно сказать, что вода совершила путешествие по кругу? | Высказывания ребят В учебнике, в интернете.. Испарение Ответы детей Ответы | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||||||||
6. Первичное закрепление | |||||||||||||
- Откройте учебник и прочитайте, почему не исчезает вода. Попробуйте, рассказать, что такое круговорот воды, основываясь на картинке в учебнике и тексте. - Я тоже попробовала сочинить сказку, послушайте и скажите, правильно ли у меня получилось? Чтение стихотворения Надежды Болтачевой «Сказка о круговороте воды в природе» Жили-были в грязной луже -Какие превращения происходили с Капельками? - Под воздействием чего происходили эти превращения? - Как вы считаете, будет ли окончено путешествие Капелек? - Какое название получил этот процесс? - Так почему вода не заканчивается? | Самостоятельно читают в учебнике о круговороте воды в природе. Рассказывают собственные получившиеся рассказы о круговороте воды в природе. Слушают учителя. Ответы детей. Они превращались: в пар, дождь, лёд… Под воздействием понижения и повышение температуры Нет, оно бесконечно совершается по кругу Круговорот воды в природе Ответы детей | Предметные: Сформировать представление о круговороте воды в природе. Метапредметные: Познавательные структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||||||||
7. Организация самостоятельной практической деятельности | |||||||||||||
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам нарисовать «Путешествие Капельки». И по рисунку нам рассказать о том, как же Капелька путешествует. Проблемный вопрос. - Подумайте, на каких этапах круговорота вода может загрязняться? | Дети рисуют «Путешествие Капельки» Проверяют по учебнику и оценивают свою работу Когда вода ещё находится на земле - в реках, водоёмах. | Предметные: Сформировать представление о круговороте воды в природе. Метапредметные: Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в форме. Коммуникативные: Взаимодействие с учащимися и учителем | |||||||||||
8. Подведение итогов. Рефлексия. | |||||||||||||
-О каком явлении говорится в строчках этого стихотворения: В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратится, то в лед, Растает, и снова в поход! (вода совершает круговорот) -Что происходит с водой под действием солнечных лучей? -Что происходит с водяным паром высоко над земной поверхностью? -Что происходит с облаками, когда скапливается большое количество капель? -Какое явление объединяет эти процессы в природе? | О круговороте воды в природе. Отвечают на вопросы для рефлексии на доске Что мы узнали? Чему научились? Что не получилось? Что хотели бы узнать? Выполняют самооценку. | Метапредметные: Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||||||||
Домашнее задание | |||||||||||||
Берегите воду! Вода – это источник жизни на Земле.
| |||||||||||||
Карточка 1
круговорот
воды
в природе
карточка 2
Вставь слова:
Вода при нагревании _______________, а при охлаждении _______________. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший _______________. Воду можно очистить с помощью _________, _____________.
Лист оценки
№ | КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ | САМ МОГУ | МОГУ С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ ИЛИ ОДНОКЛАССНИКОВ | ПОКА НЕ МОГУ |
1 | Я могу определить тему и задачи урока | |||
2 | Я могу определять, в каком состоянии находится вода | |||
3 | Я могу заполнять таблицу «свойств воды» | |||
4 | Я могу объяснить опыт | |||
5 | Я могу сделать вывод и ответить на основной вопрос урока |
Критерии оценивания:
«5» - без ошибок
«4» - допустил 1-2 ошибки
«3» - допустил 3-4 ошибки
«2» - допустил 5 и более ошибок
________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебница - вода". Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе" 1 класс
Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе". 1-2 класс.На занятии ребята узнают, какое путешествие совершает капелька, с помощью интересных опытов смогут увидеть некоторые эт...

Вода. Круговорот воды в природе.
На уроке учащиеся проследят, как вода переходит из одного состояния в другое, а также пробуют раскрыть, как происходит круговорот воды в природе....
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды. Круговорот воды в природе"
Предлагаю конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды.Круговорот воды в природе." К нему прилагается и презентация к уроку....

Свойства воды. Круговорот воды в природе.
Задачи урока: закрепить полученные знания о свойствах воды, трех состояниях воды в природе, значении воды в природе и в жизни человека; формировать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в ...
«Превращение воды. Круговорот воды в природе».
Цель : актуализировать знания детей о круговороте воды в природе.Задачи:Обучающие:- сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со с...

Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека.
Цель урока:формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе,формировать бережное отношение к ресурсам водынаблюдение за учащимися с помощью методики критического ...

Тест по окружающему миру для 3 класса на тему "Распространение воды в природе: водоёмы, реки. Круговорот воды в природе"
Краткая аннотация к тесту «Распространение воды в природе: водоёмы, реки. Круговорот воды в природе» (3 класс)Цель: проверить усвоение ключевых понятий темы — строение реки, сос...
