«Распространение воды в природе: водоемы, реки. Круговорот воды в природе»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Медведко Людмила Петровна

 

УМК «Школа России», А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова  Урок окружающего мира в 3 классе. Урок «открытия» нового знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugovorot_vody_v_prirode_problem.obuch_.docx44.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в 3  классе

с использованием проблемного обучения

Дата:

27.10.2023 г

Учитель:

Медведко Людмила Петровна

Класс:

3 а

Предмет:

Окружающий мир

Предметная программа и её автор

УМК «Школа России», А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Тема урока

Тема: «Распространение воды в природе: водоемы, реки. Круговорот воды в природе»

Цель урока

Формирование у детей представления о круговороте воды в природе, как важнейшего явления в природе.

Задачи  урока

Предметные: Актуализировать знания об агрегатных состояниях воды. Сформировать представление о круговороте воды в природе.

Выявить свойства воды опытным путём. Знать и правильно употреблять термины и понятия темы.

Здоровьесберегающие:  сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету,  способствовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности, собранности. умения работать друг с другом; адекватно оценивать результат своей работы;

Личностные

- умение регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил;

- умения использовать знания и умения в жизненных ситуациях;

- развитие любознательности и интереса к приобретению новых знаний и умений;

- ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Метапредметные результаты обучения
Регулятивные:
- умение выявлять проблему;
- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные:
- умение сравнивать, делать выводы.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
- работать в   парах
- участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Предметные
-  Актуализировать знания об агрегатных состояниях воды;

- Сформировать представление о круговороте воды в природе;

- Выявить свойства воды опытным путём.

Ход урока

Содержание  деятельности учителя

Содержание  деятельности обучающихся

Планируемые результаты

  1. Организационный момент

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

– Проверим готовность к уроку

- Ребята, сегодня все задания вы будете оценивать сами. Перед вами листок достижений. За каждый правильный ответ вы себе ставите +. В конце урока вы сможете оценить свою работу.

Проверяют готовность рабочего места. Настраиваются на урок.

Личностные:

ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

2. Определение темы урока. Целеполагание.

- Ребята, что у меня в руках?

(раскрутить глобус)

- Что мы с вами заметили?

- Как вы думаете, почему мы видим только голубой цвет?

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

- Да, речь пойдет о воде, но чтобы более точно узнать, о чем пойдет речь сегодня на уроке, я предлагаю вам самостоятельно «собрать» тему урока. (У вас на партах есть слова. Соберите название темы сегодняшнего урока).

 - Ребята, а какую цель мы поставим перед собой?

Раз речь пойдет о воде, значит, что нам нужно вспомнить о воде?

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока. Ставят учебные цели на урок.

Работают в парах, собирают название темы урока. После правильного выполнения заданий проставляют+ в оценочных листах

Узнать, что такое круговорот воды в природе

Повторить свойства воды, в каких состояниях бывает вода в природе

Метапредметные:

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3. Актуализация необходимых знаний

-Отгадайте загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

- Почему вода так о себе говорит? А что вы знаете о воде? Я предлагаю вам в парах заполнить схему «Состояния воды» и  написать примеры этих состояний.

Заполните таблицу

Состояния воды

твёрдое

жидкое

газообразное

Слова для справок: ручей, сосулька, пар, океан, айсберг, туман, град

- Сверьтесь с ответами на слайде и за каждый правильный ответ поставьте себе по плюсу.

- Сейчас посмотрите на воду в стакане и заполните «Свойства воды»

Вставь слова:

Вода при нагревании _______________, а при охлаждении _______________. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший _______________. Воду можно очистить с помощью ___________.

Проверка

Какие еще свойства воды вы знаете?

- Поставьте по плюсу за каждый правильный ответ.

Вода

В парах заполняют схему «Состояния воды».

Самопроверка по эталону.

Правильные ответы +

Работают в парах, заполняют таблицу «Свойства воды»

Заполнившие первыми, озвучивают заполненную таблицу, после проверяют по эталону на доске.

Правильные ответы +

1. Не имеет вкуса, запаха, цвета, формы, прозрачная, текуча.

2. При кипячении – испаряется

Предметные:

Актуализировать знания об агрегатных состояниях воды;

Вспомнить свойства воды

Метапредметные:

Познавательные:

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные:

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4. Физминутка

«Капельки играют»

1, 2, 3, 4, 5 - любят капельки играть. (прыжки на носочках, руки на поясе).     Мы ногами топ-топ, (выполнение движений в соответствии с текстом)             Мы руками хлоп-хлоп,                                                                                                                                 Мы глазами миг-миг,                                                                                                                                   Мы плечами чик, чик,                                                                                                                                   Раз туда, два сюда,                                                                                                                           Повернись вокруг себя.                                                                                                                               Раз - присели, два - привстали,                                                                                                             Руки кверху все подняли,                                                                                                                          1- 2, 1- 2 - вот и кончилась игра. (хлопают в ладоши)

Выполняют физические упражнения.

Активный отдых учащихся, переключение внимания с одного вида деятельности на другой

5. Мотивация познавательной деятельности «Открытие» обучающимися нового знания.

- Мы узнали что вода – уникальное вещество. Только она может быть в трех состояниях. Вода обладает уникальными свойствами. Без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни человек.

В начале урока мы увидели, что много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Всех нас интересует вопросы:

- Если так много воды, то почету она не заполнила всю нашу планету?

- Почему идет дождь?

- Куда исчезают лужи?

- Как вы думаете?

- Где мы можем узнать ответ на этот вопрос?

Давайте попробуем сами найти ответ. Для этого проведем опыт.

- Будем нагревать воду. Что с ней происходит? Как называется это превращение?

Чем выше температура, тем быстрее идёт этот процесс.

- Теперь над пробиркой подержим блюдце со льдом. Понаблюдайте. Что происходит с водой? Откуда появились капли на дне тарелки? Как называется это превращение? Кто думал так же? Поставьте себе +

Конденсация – охлаждение пара, переход воды из газообразного состояния в жидкое.

- Можно сказать, что вода совершила путешествие по кругу?

Высказывания ребят

В учебнике, в интернете..

Испарение

Ответы детей

Ответы

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6. Первичное закрепление

- Откройте  учебник и прочитайте, почему не исчезает вода. Попробуйте,  рассказать, что такое круговорот воды, основываясь на картинке в учебнике и тексте.

- Я тоже попробовала сочинить сказку, послушайте и скажите, правильно ли у меня получилось?

Чтение стихотворения Надежды Болтачевой

«Сказка о круговороте воды в природе»

Жили-были в грязной луже 
Капли дождевой воды.
Не было жилища хуже,
А вокруг росли цветы,
В синем небе проплывали
Облака над головой.
С грустью капельки вздыхали:
«Эх, туда бы нам с тобой!
Вот бы в небо всем подняться!»
В полдень началась жара. 
Лужа стала испаряться.
«К солнцу мы летим, ура!» -
Дружно капли закричали,
Превращаясь в легкий пар.
В небе целый день летали
Как большой воздушный шар.
Стали капли облаками.
«Наконец сбылась мечта!»
Проплывали над холмами.
«Ах, какая красота!
Глянь, от лужи то осталось
Только мокрое пятно».
А тем временем смеркалось,
Солнце спряталось давно.
Ух, и холодно под вечер!
Капельки бросало в дрожь.
Налетел внезапно ветер,
И на землю хлынул дождь.
«Вот опять мы в лужу сели, -
Капли падали смеясь, -
Оглянуться не успели,
Снова слякоть, дождь и грязь».
Подморозило под утро.
Лужа превратилась в лед.
Каплям в ней тепло, уютно,
Но лишь солнышко взойдет,
Очень быстро лед растает,
Лужа превратится в пар.
Пар по небу полетает
Как большой воздушный шар,
И назад, к плохой погоде.
Дождь на землю упадет.
Вот такой, друзья, в природе
У воды круговорот.

-Какие превращения происходили с Капельками?

- Под воздействием чего происходили эти превращения?

- Как вы считаете, будет ли окончено путешествие Капелек?

- Какое название получил этот процесс?

- Так почему вода не заканчивается?

Самостоятельно читают в учебнике о круговороте воды в природе.

Рассказывают собственные получившиеся рассказы о круговороте воды в природе.

Слушают  учителя.

Ответы детей.

Они превращались: в пар, дождь, лёд…

Под воздействием понижения и повышение температуры

Нет, оно бесконечно совершается по кругу

Круговорот воды в природе

Ответы детей

Предметные:

Сформировать представление о круговороте воды в природе.

Метапредметные:

Познавательные

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7. Организация самостоятельной практической деятельности

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам нарисовать «Путешествие Капельки». И по рисунку нам рассказать о том, как же Капелька путешествует.

Проблемный вопрос.

- Подумайте, на каких этапах круговорота вода может загрязняться?

Дети рисуют «Путешествие Капельки»

Проверяют по учебнику и оценивают свою работу

Когда вода ещё находится на земле - в реках, водоёмах.

Предметные:

Сформировать представление о круговороте воды в природе.

Метапредметные: 

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в форме.

Коммуникативные:

Взаимодействие с учащимися и учителем

8. Подведение итогов. Рефлексия.

-О каком явлении говорится в строчках этого стихотворения:

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает, и снова в поход!

(вода совершает круговорот)

-Что происходит с водой под действием солнечных лучей?

-Что происходит с водяным паром высоко над земной поверхностью?

-Что происходит с облаками, когда скапливается большое количество капель?

-Какое явление объединяет эти процессы в природе?

О круговороте воды в природе.

Отвечают на вопросы для рефлексии на доске

Что мы узнали?

Чему научились?

Что не получилось?

Что хотели бы узнать?

Выполняют самооценку.

 Метапредметные: 

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Домашнее задание

Берегите воду! Вода – это источник жизни на Земле.

  1. Придумать сказку о путешествии капельки воды
  2. Прочитать текст с 55-58, ответить на вопросы

Карточка 1

круговорот

воды

в природе

карточка 2

Вставь слова:

Вода при нагревании _______________, а при охлаждении _______________. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший _______________. Воду можно очистить с помощью _________, _____________.

Лист оценки

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

САМ

МОГУ

МОГУ

С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ ИЛИ ОДНОКЛАССНИКОВ

ПОКА

НЕ МОГУ

1

Я могу определить тему  и задачи урока

2

Я могу определять, в каком состоянии находится вода

3

Я могу заполнять таблицу «свойств воды»

4

Я могу объяснить опыт

5

Я могу сделать вывод и ответить на основной вопрос урока

Критерии оценивания:

«5» - без ошибок

«4» - допустил 1-2 ошибки

«3» - допустил 3-4 ошибки

«2» - допустил 5 и более ошибок

________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебница - вода". Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе" 1 класс

Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе". 1-2 класс.На занятии ребята узнают, какое путешествие совершает капелька, с помощью интересных опытов смогут увидеть некоторые эт...

Вода. Круговорот воды в природе.

На уроке учащиеся проследят, как вода переходит из одного состояния в другое, а также пробуют раскрыть, как происходит круговорот воды в природе....

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды. Круговорот воды в природе"

Предлагаю конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды.Круговорот воды в природе." К нему прилагается и презентация к уроку....

Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Задачи урока: закрепить полученные знания о свойствах воды, трех состояниях воды в природе, значении воды в природе и в жизни человека; формировать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в ...

«Превращение воды. Круговорот воды в природе».

Цель : актуализировать знания детей о круговороте воды в природе.Задачи:Обучающие:- сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со с...

Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека.

Цель урока:формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе,формировать бережное отношение к ресурсам водынаблюдение за учащимися с помощью методики критического ...

Тест по окружающему миру для 3 класса на тему "Распространение воды в природе: водоёмы, реки. Круговорот воды в природе"

Краткая аннотация к тесту «Распространение воды в природе: водоёмы, реки. Круговорот воды в природе» (3 класс)Цель: проверить усвоение ключевых понятий темы — строение реки, сос...