Природа и ее явления
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Семенникова Татьяна Борисовна

В современном мире, когда информация доступна на каждом шагу, очень важно прививать детям любовь и уважение к окружающему миру, развивать их наблюдательность и способность делать выводы. Наши ученики должны научиться понимать, что природа — это не только красивое окружение, но и сложная система, где каждое явление имеет своё значение. К тому же, понимание естественных процессов может вдохновить детей на творчество и научные эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab_okrzh_m_priroda_i_ee_yavleniya.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Окружающий мир» для учащихся 3-х классов

Тема: Природа и ее явления

Разработку выполнила: Семенникова Татьяна Борисовна,                         учитель начальных классов

I. Введение

В современном мире, когда информация доступна на каждом шагу, очень важно прививать детям любовь и уважение к окружающему миру, развивать их наблюдательность и способность делать выводы. Наши ученики должны научиться понимать, что природа — это не только красивое окружение, но и сложная система, где каждое явление имеет своё значение. К тому же, понимание естественных процессов может вдохновить детей на творчество и научные эксперименты.

II. Цели и задачи урока

Образовательные цели:

Познакомить учащихся с основными явлениями природы и их причинами.

Рассмотреть влияние климатических условий на жизнь окружающих нас существ.

Развивать навыки описания и наблюдения за природными явлениями.

Развивающие цели:

Стимулировать интерес к изучению окружающего мира через наблюдения и эксперименты.

Обучить детей работать в группах, обсуждать и делать выводы на основе совместной работы.

Воспитательные цели:

Воспитать бережное отношение к природе, объяснив, как важна сохранность окружающей среды.

Привить чувство ответственности за природу и понимание своей роли в её защите.

III. Оборудование

Иллюстрации природных явлений — плакаты и картинки, представляющие разные природные явления (дождь, снег, туман, радуга и т.д.).

Образцы природных объектов — листья, цветы, шишки, камни для практической работы.

Мультимедийная презентация — красочные слайды с изображениями и описаниями явлений природы.

Пособия для проведения экспериментов — пластиковые бутылки, тряпки, вода, картофель и другие материалы, которые позволят проиллюстрировать явления природы на практике.

Тетради для заметок — учащиеся будут записывать свои наблюдения и выводы.

IV. Ход урока

1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся. Поддержите положительный и активный настрой.

Установите контакт с классом, задав вопрос, например: «Какую погоду вы наблюдали сегодня? Что нового в природе?»

Объясните цель урока и что дети узнают о явлениях природы.

2. Актуализация знаний (10 минут)

Проведите беседу о природе: что такое природа и как она нас окружает.

Вопросы: «Какое явление природы вас поражало больше всего? Почему?» Это поможет настроить детей на обсуждение.

Обсудите, почему дети должны заботиться о природе. Уточните, что они могут сделать для ее защиты.

3. Изучение нового материала (20 минут)

Рассказ о природных явлениях:

a. Объяснение процесса образования дождя. Приведите примеры, как испарение воды из рек и океанов приводит к образованию облаков, а потом — дождю.

b. Рассказ о снеге: что такое снег, как он формируется, какие бывают типы снега.

c. Исследование ветра: как он образуется, его влияние на природу.

d. Объяснение радуги: как свет проходит через капли дождя и формирует радугу.

Каждое явление иллюстрируйте яркими картинками, обсуждайте с классом каждую иллюстрацию, чтобы закрепить знания.

Использование мультимедийной презентации:

Показ различных иллюстраций и видео о явлениях природы позволит создать наглядные примеры и удерживать внимание ребят.

4. Практическая часть (25 минут)

Эксперимент «Как образуется дождь»:

a. Разделение класса на группы по 4-5 человек. Каждой группе дать пластиковую бутылку, тряпку и горячую воду.

b. Пошаговый процесс: налейте горячую воду в бутылку, закройте крышкой и накройте тряпкой, всё это тем временем помещая под солнечный свет или лампу.

c. Наблюдение за тем, как образуется конденсат на внутренней стороне бутылки.

d. Опишите, что происходит: «Почему вода собирается на стенках? Где она берётся?».

Наблюдение за природными объектами:

a. Каждой группе дать образцы: листья, шишки, цветы.

b. Обсуждение: что можно сказать о каждом объекте? Как они объединены с природными явлениями?

c. Рисование или описание объектов, на которые обращено внимание, записывать свои наблюдения.

5. Закрепление материала (10 минут)

Проведение викторины по темам урока — вопросы по пройденной информации. Это позволит активизировать знания и дать возможность детям вспомнить, что они узнали.

Обсуждение: «Какое явление природы вам запомнилось больше всего и почему?» Позвольте каждому ребенку высказаться.

V. Домашнее задание

Написать небольшое сочинение о любимом природном явлении:

Что это за явление? Как оно проявляется? Какое чувство вызывает у вас?

Альтернатива — создать рисунок или коллаж из природных материалов на тему «Природа вокруг нас».

VI. Итог урока

Подведение итогов с акцентом на основные темы и знания, которые были получены на занятии. Уточните, что важно обращать внимание на природу и защищать её.

Рефлексия — вопросы к ученикам: «Что нового вы узнали? Какое явление природы вам понравилось больше всего?».

Обсудите, как дети могут применить полученные знания на практике: например, рассказать о своих наблюдениях родным, поделиться рисунками или сочинениями.

VII. Дополнительные рекомендации

Работа с родителями: Обсудить с ними важность совместных наблюдений природы, прогулок на свежем воздухе, участия в природоохранных акциях.

Интерактивные занятия: Предложите дополнительные эксперименты на следующем уроке, чтобы сохранить интерес к изучению окружающего мира.

Используйте литературу: Рекомендуйте книги о природе, чтобы развивать любовь к чтению и знания о мире.

* Этот расширенный план урока рассчитан на активное вовлечение учащихся, развитие их критического мышления, наблюдательности и заботы о природе. Учебный процесс станет не только познавательным, но и увлекательным, оставляя у детей множество положительных эмоций и знаний.

### Идеи для изображений по этапам урока, которые помогут визуализировать материал и подготовить соответствующие иллюстрации.

#### 1. Организационный момент

- Изображение природы: Картинка с красивым пейзажем (лес, горы, река или озеро) для создания атмосферы.

- Времена года: Плакат, на котором изображены все четыре времени года с их характерными признаками.

#### 2. Актуализация знаний

- Явления природы: Инфографика, представляющая основные явления природы (дождь, снег, ветер) с краткими описаниями.

- Диалоговая картинка: Простая иллюстрация, показывающая детей, обсуждающих окружающий мир и природу (например, на прогулке или в классе).

#### 3. Изучение нового материала

- Процесс образования дождя: схематическое изображение, показывающее, как образуется дождь (например, облака, испарение, конденсация).

- Снег и ветер: картинки, показывающие, как выглядит снег на деревьях и полях, а также ветреную погоду (ветер рвет деревья или крутит листья).

- Радуга: иллюстрация радуги после дождя с пояснениями о том, как она образуется.

#### 4. Практическая часть

- Эксперимент «Как образуется дождь»: пошаговая схема процесса эксперимента — картинка с бутылкой, горячей водой и тряпкой с кратким описанием.

- Природные объекты: фотографии различных листьев, шишек и цветов, которые используются в практических заданиях.

#### 5. Закрепление материала

- Викторина: иллюстрация в виде викторины с вопросами о явлениях природы — возможно, в форме картинок с вопросами и вариантами ответов.

#### 6. Домашнее задание

- Природа в искусстве:

  - Примеры рисунков или коллажей на тему природы, чтобы вдохновить детей на создание своих работ.

### Общие изображения для отображения темы

- Пейзажи разных времен года: Картинки весеннего цветения, летнего зноя, осеннего листопада и зимніх снежных пейзажей.

- Животные и растения: Фотографии различных животных в их естественной среде обитания, так как они тоже являются частью природных явлений.

- Природные явления: Фотографии молний, гроз, туманного утра и других ярких природных моментов.

*Вы можете искать эти изображения в Интернете или использовать библиотеки изображений, такие как Pixabay, Unsplash или Pexels, чтобы найти подходящие фотографии для каждого этапа урока. Помните, что визуальные материалы помогут улучшить восприятие и запоминание новой информации!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Неживая и живая природа. Явления природы."

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе в соответствии с ФГОС "Неживая и живая природа. Явления природы." В ходе урока используются ЭОР....

Неживая и живая природа. Явления природы.

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России". Знакомит детей с понятиями "неживая и живая природа", "явления природы"....

Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: " Неживая и живая природа, явления природы".

Учащиеся познакомятся с понятием «явление природы», «сезонные явления».Объекты природы – это все то, что окружает нас.Природа бывает:живая и неживая....

Проверочная работа по темам"Объекты природы. Явления природы. Вещества"

Данная работа позволит  проверить знания по темам "Объекты природы. Явления природы. Вещества"...

Неживая и живая природа. Явления природы

Конспект и презентация урока помогут сформировать: положительное отношение к познавательной деятельности, этические чувства на основе анализа простых ситуаций, интерес к учебному материалу...

Конспект урока окружающего мира. "Живая/неживая природа. Явления природы." 2 класс

Урок закрепления, основанный на выполнении заданий по формированию функциональной грамотности у учеников начальной школы....