Урок окружающего мира по теме: "Птицы" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Голендухина Алена Владимировна

Урок окружающего мира в 1 класса позволит сформировать представление о птицах, как животных, тело которых покрыто перьями. Учащиеся в ходе урока познакомятся с интересными и удивительными фактами из жизни птиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Кто такие птицы?

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.

Задачи:

1.Образовательные: учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов.

2.Развивающие: создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения, внимания, мышления

3.Воспитательные: Воспитывать доброту, ответственность, чувство заботы и любви к природе.

Методы и приемы: коммуникативный, деятельностный подход

Используемые технологии: игровые, элементы личностно-ориентированной технологии, информационно - коммуникационные технологии.

Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Основные понятия, термины: птица, перо, стержень, бородки.

Оборудование: компьютер, телевизор, мультимедиа, презентация, учебник «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков), раздаточный материал;

у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:

регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные-овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

-Ребята! Мы продолжаем наше путешествие в мир живой природы и сегодня будем открывать для себя удивительные вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.

2. Актуализация знаний.

-Мы с вами работаем в большом разделе

ЖИВАЯ ПРИРОДА,

ЖИВОТНЫЕ

-Давайте вспомним, какие признаки есть у живых организмов?

-ТАБЛИЦА-

-Какие группы животных мы уже изучили?

-Какие признаки есть у этих групп и какое строение тела?

-У насекомых…

-У рыб…

-А какие интересные факты мы знаем о рыбах?

-Молодцы.

-дышат,питаются,…

-рыбы, насекомые

-6 ног

-собирают части тела

-тело покрыто чешуей

-собирают строение тела

-щука 25кг,…

3.Введение в новую тему, самоопределение к деятельности

Работаем на бланке.

- Рассмотрите рисунки и закрасьте: кружок красным цветом, если это рыба, и зеленым, если это – насекомое.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u171258/t1514820212aa.png

-ПРОВЕРКА 

-А вы все кружочки закрасили?

- Под каким изображением кружок остался не закрашенным?

-Ребята, а почему вы птицу не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам?

-раскрашивают кружочки

-красным-щука, ерш, золотая рыбка

-зеленым-божья коровка, стрекоза, пчела, бабочка

-нет

-голубь, птица

-нет чешуи, нет 6 ног

4.Сообщение темы и цели урока.

-Как вы думаете, какая тема урока у нас будет сегодня?

- Сегодня мы узнаем: Кто такие птицы? Какое у них строение тела? И Удивительные факты о них.

- Ребята мы отправляемся на экскурсию? А куда ? догадайтесь сами.

-физминутка релакс-

-Закройте глазки, положите голову на руки и послушайте (звучать звуки леса)

-птицы

Закрыли глаза, положили голову на руки, слушают

5.Изучение нового материала.

Работа в группах

-Рябята, где мы с вами побывали?

- Звуки каких животных вы услышали?

-ПИСЬМО-

-Посмотрите, мне передали письмо от нашего героя учебника муравья Вопросика, послушайте, что он пишет,…

«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку.

- Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы? – подумал Муравей.

-Чтобы увидеть животных, о которых говорил Муравей, нам необходимо открыть учебник на стр. 36. Действительно ли все они птицы?

-Что это за животное, которое похоже на белку, но перелетала с ветки на ветку… (белка летяга) Птица ли она? А летучая мышь — птица?

1. Выявление существенного признака птиц. Работа по учебнику.

-Давайте поможем муравью Вопросику найти основное отличие птиц от других животных?

- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных.

-Умение летать  подходит?

А птица курица как раз летает очень плохо.

- Посмотрите на птиц, которые изображены в учебнике. Найдите их общий признак. (перья). (на доске общий признак )

- Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, кто такие птицы?

(Животные, тело которых покрыто перьями).

- Давайте посмотрим, такой ли вывод подсказывает нам Мудрая Черепаха. (в учебнике на стр. 37). (Зачитывает читающий ребенок)

2. Знакомство со строением тела птицы.

- Я предлагаю вам познакомиться со строением птицы.

-Наклеивают части тела птицы-

Проверим себя по учебнику (учебник, стр. 36).

- Рассмотрите строение птицы на примере голубя. Назовите основные части тела-У ДОСКИ

Голова

Тело (туловище)

-Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет.

-ЗАЧЕМ?

-Для чего птицам нужны большие перья? А где находятся большие перья? (хвост, крылья) И называют их полётными.

Маленькие пёрышки - они мягкие, пуховые перья. Для чего птицам нужны пуховые перья? (они помогают птицам сохранять тепло).

-Птицы смазывают свои перья специальным жиром. Значит, перья защищают птицу от воды и сырости.

-А форма тела вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать. РИСУНОК САМОЛЕТА

Крылья ЗАЧЕМ?

 Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в нескольких местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

-ФИЗМИНУТКА для рук-

Ноги.

У птицы 2 ноги. ЗАЧЕМ? 

Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка грести лапками, будто вёслами.

Хвост. ЗАЧЕМ?

ВЫВОД.

- Мы выяснили, что тело птицы – покрыто перья. 

Большие перья на крыльях помогают птицам летать, 

маленькие перья на теле защищают тело, согревает птицу.

- С наступлением зимы, когда выпадает снег, птицам не так холодно , греют перья, а голодно.

- Как мы можем им помочь?

-в лесу

-птиц

-открывают учебник по закладке стр.36

- не только птицы летают, но и насекомые.

-Это животные, тело которых покрыто перьями.

-Зачитывает читающий ребенок.

-выходят к доске, собирают части тела птицы

- Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.

- поднимают птицу в воздух.

- Нужны они чтобы ходить.

-руль

-Мы сделали кормушку и можем наблюдать на птичками, а главное подкармливать, потому что зимой им очень тяжело найти себе пропитание.

Интересные факты.

КОЛИБРИ

Самая маленькая в мире птица.Колибри являются единственными в мире птицами, которые могут летать назад.

ПЕЛИКАН

Горловые мешки пеликанов вмещают до 5 литров воды.

ЯДОВИТЫЕ птицы.

Их существует 6 видов. Яд действует только на тех, кто захочет птицей перекусить.

ЧАЙКИ

Морские птицы, например чайки, могут пить соленую воду.

КУРИЦА

Чтобы спастись от врага, курица может притвориться мертвой

ЯСТРЕБ

Зрение у ястреба в 8 раз лучше, чем у человека

Рефлексия,

оценивание

-Наше путешествие подходит к концу.

-Давайте вспомним, с какой группой животных мы сегодня познакомились?

-Как отличить птиц от других животных?

-Что интересного вы расскажете маме, когда придете домой, что вы запомнили?

Оцените свою работу /нарисовать облака и травку/

-если всё получилось -над облаками

-если не всё получилось и могли бы поработать лучше-под облаками

-если недовольны своей работой-на травку

-С птицами

-Их тело покрыто перьями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе

Цель  урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц  и   их приспособлением к полёту. ...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...