Развитие творческих способностей учащихся на уроках окружающего мира.
статья по окружающему миру (3 класс)
Наиболее актуальной проблемой сегодня является развитие творческих способностей детей. Жизнь перед нами ставит задачи, решение которых заставляет пересматривать технологии, методы и приёмы образовательной практики. Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов не столько на передачу знаний, сколько на умение использовать эти знания, то есть на формирование универсальных учебных действий. Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся
на уроках окружающего мира.
Наиболее актуальной проблемой сегодня является развитие творческих способностей детей. Жизнь перед нами ставит задачи, решение которых заставляет пересматривать технологии, методы и приёмы образовательной практики. Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов не столько на передачу знаний, сколько на умение использовать эти знания, то есть на формирование универсальных учебных действий. Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является развитие творческого мышления, которое позволит детям логически рассуждать и строить умозаключения, приводить доказательства и делать выводы, фантазировать, и, в конечном итоге, расти не просто носителем определённой суммы энциклопедических знаний, а настоящим решателем проблем в любой области человеческой деятельности.
Развитие творческих способностей пробуждает самостоятельность и инициативность учащихся, привычку к свободному самовыражению и уверенность в себе.
Что же значит развивать творческие способности? В это понятие входит развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, воображения. Это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика. И, наконец, организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Содержание учебников Окружающий мир А.А.Плешакова имеет возможности для развития творческих способностей. В них используются различные методы и формы обучения. Здесь же предполагается и реализация деятельностного подхода, являющегося методологической основой нового стандарта. При этом, особое внимание обращается на деятельность по распознаванию объектов окружающего мира, моделированию, эколого-эстетическую деятельность школьников. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром диапозитивов и видеофрагментов. После каждой изученной темы, есть интересные задания для домашней работы, имеющие творческое направление. Вот примеры некоторых из них: написать сочинение от имени растений или животных, придумать речь и маску для царей живой природы, изготовить цепь питания и многие другие…
Очень часто в своей работе использую групповую форму работы на уроке. Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов. За определенное время дети находят ответы на них в учебнике и изображают их виде схем, таблиц, кластеров. Затем ребята защищают свою работу, а в конце урока получается своеобразная газета по изученной теме. Дети очень любят такую форму работы, так как, во-первых, представляется возможность каждому из них побыть в роли учителя, во-вторых, урок проходит в непринуждённой форме, где они могут поговорить друг с другом и обсудить проблему, в-третьих, всю информацию они находят сами и представляют ее в творческой форме, а неголословным текстом.
Огромную роль в развитии творческих способностей у детей на уроках окружающего мира, конечно же, играет раздел «Наши проекты». Дети с огромным интересом подыскивают материал по предложенным темам. Это учит их работать с информацией, стимулирует посещать библиотеки и читать дополнительную литературу, тем самым, расширяя их кругозор. Более того, задания подобного рода очень сближают детей с родителями. Многие из них очень охотно помогают детям в поиске информации или подборке иллюстраций. Кто-то подсказывает как более креативно изложить материал, чтобы это не выглядело шаблонно.
Как и любой проект, наши проекты не остаются без защиты своих создателей. Это способствует развитию уверенности в себе, умению без страха принимать участия в публичных выступлениях, что не мало важно в нашей жизни. Все работы ребят хранятся в их портфеле достижений.
В нашем классе двое ребят в прошлом году попробовали свои силы в выступлении на школьной научно-практической конференции. Они получили красочные дипломы. В этом году своё выступление готовят уже пятеро.
Хотелось бы отметить работы, которые мы с ребятами сделали в 3 классе. Проект «Моя родословная» выполнялся в индивидуальной форме. Целями данного проекта были:
- способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам;
- формировать и развивать личность;
- развивать партнерские отношения с семьей.
Проект «Профессии» был проведен в коллективной форме. Ребята выбрали для себя профессию и искали материал о ней. Потом мы объединили все работы в одну. Целью этой работы было познать разнообразный мир профессий.
Конечно, что бы подвести учащихся к проблемному обучению, необходимо с помощью системы специальных вопросов активизировать у учащихся имеющиеся знания. Содержание учебников имеет возможности для развития творческих способностей. Перед изучением отдельной темы ставится проблемный вопрос: Докажи, что природа разнообразна. Или – Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? На протяжении всего курса в учебниках для 3 класса встречается рубрика «Для самых любознательных», в которой учащиеся знакомятся с дополнительным интересным материалом по данной теме.
Рабочие тетради, прилагаемые к учебнику «Окружающий мир» также содержат творческие задания, нацеленных на то, чтобы дети поразмыслили, пофантазировали и применили полученные знания на практике..
Таким образом, проанализировав программу А.А. Плешакова «Окружающий мир» и учебные пособия, прилагающиеся к работе на данном уроке, можно сделать вывод, что:
- содержание данных учебных пособий несут в себе хорошие возможности для организации творческой деятельности на уроке;
- задания соответствуют методам реализации творческой деятельности младших школьников (использованы методы: диалогического общения, постановке вопросов, проблемной ситуации, игры и другие).
Данная система даёт возможность педагогу развивать творческие способности школьников на уроке через содержание учебников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения
Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...

Статья "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира".
Статья на тему "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира по программе А.А. Плешакова "Школа России"....

Формирование креативных способностей у младших школьников через творческие задания на уроках окружающего мира.
Обозначенная мною тема концепции продиктована противоречивой ситуацией, создавшейся в обществе: с одной стороны возрастающие потребности общества в творчески активных людях, с другой стороны недостато...

Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира
Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира. С внедрением ФГОС тема доклада актуальна.Современное образование предъявляет новые требования к развитию личности челов...
Исследовательская работа на тему "Творческое моделирование на уроках окружающего мира как средство развития воображения младших школьников"
Иследовательская работа....
Развитие творческой активности на уроках окружающего мира через внедрение ИКТ
Развитие творческой активности на уроках окружающего мира через внедрение ИКТ. ...

