Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Страницы истории XIX века"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Диния Олеговна Куртешева
Цель: Знакомство учащихся с жизнью в России в XIX веке. Задачи: 1.Образовательная: Формировать у учащихся чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России. 2.Развивающая: Развивать у учащихся интерес к истории своей страны. 3.Воспитательная: Воспитывать усидчивость, внимание, умение слышать и слушать, интерес к истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx18.96 КБ
Файл plan_uroka.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА

Тема урока: «Страницы истории 19 века»        

Класс: 4 «Б»

Цель урока: Формирование представления учащихся о жизни в России в XIX веке.

Задачи урока:

Дидактические: Формировать у учащихся чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России

Развивающие: Развивать у учащихся интерес к истории своей страны.

Воспитательные: Воспитывать усидчивость, внимание, умение слышать и слушать, интерес к истории.

        

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Организационный этап

Организовать класс, настроить на работу.

Приветствие. Эмоциональный настрой на работу. 

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места. Эмоционально настраиваются на деятельность на уроке.

Ф.

Внешний контроль, самоконтроль

оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- высказывать свою точку зрения на события.

воспитывать любовь к природе, к окружающему миру

Мотивация и целеполагание.

Сообщение темы и целей урока.

Сформулировать цели и тему урока вместе с учащимися, включить детей в активную учебно-познавательную деятельность.

Создает условия и подводит детей к самостоятельной постановке целей

Формулируют цели урока

Ф.

воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать свое предположение.

Открытие нового знания

Обеспечить восприятие, осмысление.

Организует работу учащихся по ознакомлению с темой урока

Учащиеся наблюдают, слушают, высказывают отзывы.

Ф.

воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся

оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

высказывать свою точку зрения на события.

Физминутка.

Продолжение изучения нового материала.

Обеспечить восприятие, осмысление.

работу учащихся по ознакомлению с темой урока

Учащиеся наблюдают, слушают, высказывают отзывы.

Ф.

И.

Внешний контроль

воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся;

анализировать, высказывать свою точку зрения

воспитывать любовь к природе, к окружающему миру

Домашнее задание.

Обеспечить понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.

Создает ситуацию выбора

Осознанно выбирают домашнее задание

Ф.

осмысленно правильно отвечать на вопросы;

Рефлексия.

Итог урока.

 Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Направляет учащихся на сопоставление задач урока с уровнем их достижения.

Определяют уровень выполнения задач, поставленных на урок.

Ф.

Внешний контроль, самоконтроль

оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- высказывать свою точку зрения на события.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Страницы истории XIX века»

Класс: 4 «Б»

Цель: Знакомство учащихся с жизнью  в России в XIX веке.

Задачи:

1.Образовательная: Формировать у учащихся чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России.

2.Развивающая: Развивать у учащихся интерес к истории своей страны.

3.Воспитательная: Воспитывать усидчивость, внимание, умение слышать и слушать, интерес к истории.

1. Организационный этап.

-Здравствуйте, ребята! …! Сегодня я буду работать с вами на уроке окружающего мира.

-Проверьте готовность к уроку, чтобы на столах у вас не было ничего лишнего.

-Ребята, я рада видеть вас на нашем уроке. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Пусть хорошее настроение сохранится у вас на протяжении всего дня. Не забываем, что спина у нас прямая, руки на парте.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-Сегодня у нас с вами будет очень интересная тема, с которой мы познакомимся позже. Но для начала давайте вспомним тему, которую вы проходили на прошлом уроке.

-Как она называлась? (Отечественная война 1812 года)

-Верно. А сейчас я вопросы, на которые вам нужно ответить:

1. В каком году была Отечественная война?

2. С кем воевала России в Отечественной войне 1812 года?

3. Кто был предводителем французской армии?

4. Какая самая крупная битва во время этой войны?

5. Как прозвали в народе эту битву?

(- 1812

- С французами

- Наполеон

- Битва на Бородинском поле

- Бородино)

- Молодцы (или нет), вы правильно ответили на вопросы.

-Как мы увидели, вы очень хорошо (скорей всего «хорошо») усвоили пройденную тему, а теперь давайте узнаем тему нашего сегодняшнего урока.

-Перелистывая страницы истории России, мы много уже узнали: начиная с жизни во времена Древней Руси и до Отечественной войны 1812 года. Сегодня мы познакомимся со следующими страницами нашей истории.

- В каком веке произошло событие, которые вы изучали на прошлом уроке? (В 19)

- Страницу истории какого века мы будем более подробно изучать сегодня? (19в.)

-Так какая у нас тема? (Тема: Страницы истории. 19 век.)

-Молодцы ребята. А как вы думаете, исходя из темы, какие цели мы перед собой поставим? (Цель: иметь представления о жизни людей в XIX веке)

- Доблестные защитники, крестьяне-партизаны, надеялись, что их положение в стране изменится, но этого не произошло. После войны помещики увеличили барщину и оброк. Вчерашние партизаны зароптали: «Мы проливали кровь, избавили Россию от тирана, а нас вновь тиранят господа».

- Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время?

- Мирились ли крестьяне с такой жизнью?

- Сейчас двое учеников прочитают небольшой доклад.

Ученик 1: Крепостное право – это такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» – крестьян мужского пола (женщин за «душ» не считали). Были помещики, имевшие по несколько тысяч «душ». Крестьян, прикрепленных к помещичьей земле, называли крепостными.

Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.

Ученик 2: После Отечественной войны 1812 года многие надеялись на освобождение крепостных. Но это произошло только в 1861 году, когда царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности, за что его прозвали освободителем.

30 марта 1856 года Александр II выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Для такого заявления были все основания. Большинство российских крестьян перебивались с хлеба на квас.

Прочитайте текст на с. 122–123 учебника. Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?

-

- С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Развивались города, появлялись заводы и фабрики, строились новые железные дороги. Создавались новые учебные заведения. Александр II провел и другие важные реформы. Его царствование для России было прогрессивным. Были созданы земства – местные выборные органы. Судебные процессы теперь велись состязательно – с адвокатами и присяжными заседателями. Получило развитие образование: одних народных училищ при Александре II возникло почти 20 тысяч, женских учебных заведений – до 300. Наступила оттепель и для печати: возникло более 700 наименований газет и журналов. Широкий размах приобрело общественное движение. Сама территория России увеличилась на 355 000 кв. верст.

Несмотря на это, личная судьба Александра II была трагична. С 1866 года на его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года.

3. Физминутка

- Одно из прав человека – право на здоровье. Минутка для отдыха наших глаз. Напишите при помощи ваших глаз слово – правда.

4. Продолжение работы по теме урока

- Ребята, сейчас вы будете выполнять самостоятельную работу.

1. Дополни предложения.

После _________________________________1812 года многие в России надеялись на перемены. Крестьяне, защитившие страну от врагов мечтали об освобождении от подневольного труда. Некоторые из молодых и решительных офицеров-дворян, участников Отечественной войны поняли, что пришло время активных действий. Они объединились в _______________________, члены одной из которых вывели на Сенатскую площадь в Петербурге войска. Это событие произошло ___________________________.

В ________________ году царь ________________________ подписал манифест об освобождении крепостных крестьян.

2. Запиши цифрами:

А) век - ________лет;

Б) половина века - ___________ лет;

В) четверть века - ____________лет.

- Теперь обменяйтесь листами, я буду говорить правильные ответы, а вы ставите «+», если ответ правильный, «-» нет правильного ответа.

5. Заключительная часть

Рефлексия

-Ребята, в начале урока у нас с вами была цель. Кто помнит, какая цель была? (Дети называют цель, а если не помнят, то в любом случае учитель говорит цель сам)

-Смогли ли мы достичь поставленной цели?

-Ребята, а теперь давайте подведём итоги нашего урока. На доске есть небольшие подсказки:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…

(Дети подводят итоги урока)

-Урок окончен. Всем большое спасибо, мне было очень приятно с вами работать. До свидания.

Домашнее задание

- Страницы 122-123 - прочитать        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Страницы истории 1920 - 1930-х годов" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Страницы истории 1920 - 1930 -х годов", 4 класс, УМК "Школа России", с формируемыми УУД. Презентация к уроку....

Технологическая карта урока окружающего мира "Начало истории человечества»

Технологическая карта урока окружающего мира "Начало истории человечества»...

Технологическая карта урока окружающего мира (история) Тема: "Побываем в гостях" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с видовым разнообразием жилищ, возводимых разными народами.Планируемые результатыПредметные:знать: обычаи гостеприимства, определение понятий: юрта, яран...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Страница истории 20-30-х годов».УМК "Школа России".

Тема: «Страница истории 20-30-х годов».Цели деятельности учителя: ознакомление  детей  с  основными  этапами  истории  20-х – 30-х  годов;  с ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страницы истории 1920-1930 годов» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата: 25.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 2...

Технологическая карта урока окружающего мира ««Страницы истории 1920–1930-х годов» (4 класс, УМК "Школа России")

Тема урока «Страницы истории 1920–1930-х годов»Тип урока: «открытия» новых знаний Цель урока: формирование знаний об образовании новой страны - СССР; формирование предста...