Почему радуга раноцветная?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Окружающий мир
1 класс
Тема:«Почему радуга разноцветная?» | Тип: урок открытия новых знаний | ||||||||
Цель урока: формирование первоначальных представлений о свете и цвете, о причинах возникновения радуги | |||||||||
Планируемые результаты | |||||||||
Предметные: - называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма, отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - выполнять индивидуальные задания; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, осуществлять взаимопроверку. | Метапредметные: Познавательные умения: -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.) -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Регулятивные умения: -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -высказывать предположения о причинах возникновения радуги; -выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания в соответствии с критериями оценивания. Коммуникативные умения: -формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение; -взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции и находить общее решение; -адекватно использовать речевые средства для представления результата | Личностные: -формировать интерес к изучению явлений природы, чувства прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга»; -формировать уважительное отношение к иному мнению; -принятие и освоение социальной роли обучающегося; - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |||||||
Ход урока | |||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||||||
Мотивация к деятельности | |||||||||
Прозвенел уже звонок, проверьте готовность к уроку. Цветные карандаши, учебник, тетрадь, файл с заданиями. | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок. | ||||||||
Актуализация необходимых знаний | |||||||||
Создание учебной ситуации для возникновения внутренней потребности учащихся. -Закройте глазки. -Послушайте, что это за звуки? Учитель включает звуки ветра, дождя. Скажите, кто из Вас слышал эти звуки? Где? Что это за звуки? – Однажды я попала под сильный дождь. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Я посмотрела вокруг и вдруг на небе заметила чудо … Какое? Учитель выводит детей на ответ: радуга. Определение границ «знания», учащихся по теме. Выведение темы урока и постановка целей. А кто из Вас видел радугу? Какое настроение было у вас при виде радуги? - Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветной. А хотели ли бы узнать? С какого слова начинались наши последние темы? А кто предположит, какая тема нашего урока? -Какую цель поставим? -Нам поможет поставить цель урока слово «узнать». Кто скажет цель нашего урока? | Слушают звуковой материал. Высказывают предположения об источниках звуков. Обучающиеся закрывают глаза и слушают звуки. Делятся жизненным опытом. Слушают рассказ учителя. Высказывают предположения. Обучающиеся рассказывают о своих эмоциях, связанных от встреч с радугой. Радостное, весёлое, приятное, сказочное. Она разноцветная, появляется, только если одновременно идёт дождь и светит солнце. Почему? Выводят тему урока. Тема : Почему радуга разноцветная? Рассуждают, обсуждают цель урока. Цель: узнать, почему радуга разноцветная. | ||||||||
Организация познавательной деятельности | |||||||||
Этап выявления затруднений, постановка проблемы. Сейчас мы проверим вашу интуицию. Достаньте из файла лист, где написано слово «Игра Верю -не верю» Перед вами вопросы напротив вопросов два столбика кружочков, если ваша интуиция подсказывает вам, что это верно, ставьте плюс, если нет- минус, знак надо поставить в тот кружок, который ближе к вопросу. А в конце урока мы посмотрим, измениться ли Ваши ответы. Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете? Этап реализации первичного «Открытия нового знания» - Давайте посмотрим мультфильм, может в нем есть подтверждение Ваших высказываний или Вы узнаете что-то новое для себя. После просмотра я спрошу вас об этом. Посмотрите внимательно и скажите "Почему радуга разноцветная?" Мультфильм Шишкина школа природоведение урок 35. Радуга. (Начать демонстрацию с 0:36 до 2:52) Что нового узнали для себя из мультфильма? - Все ли слова понятны? - Да, сложные были слова, но вы смогли найти ответ на поставленный вопрос? -На что попадают в небе солнечные лучи? -Что происходит с солнечными лучами? -Что при этом образуется? -Кто главный “художник” в природе? Этап первичного закрепления с проговариванием. Учитель организует работу с учебником. Работа по учебнику с.41 Эти сведения мы проверим в учебнике. Откройте учебник на странице 41. Давайте хором прочитаем текст, выделенный жирным шрифтом. Работа с картинкой учебника. - Посмотрите на картинку на с.41 - Что делают Черепаха и Муравьишка? - Как думаете, что они хотят получить? - Может у них получиться радуга? Докажите. - Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? - Кто знает, из каких цветов состоит радуга? А может кто-то нашел ответ в учебнике? - В радуге 7 цветов и все они всегда расположены в одном порядке. Какой информации не было в мультфильме? - Ребята, а у меня ещё к вам вопрос: «Как запомнить цвета по порядку и очень быстро?» – Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку. Кто знает эту фразу?“Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.” – По первым буквам слов и запоминаются цвета. (На доске постепенно появляются – цветные слова) Достаньте цветные полоски из файла. Сделайте радугу у себя на парте. Проверяем. Посмотрите, у соседа получилось верно? Повторение и заучивание этой фразы. Введение нового понятия. 7 цветов радуги называют спектром. А где вы уже видели спектр? Самостоятельная работа в рабочей тетраде. А сейчас откройте рабочие тетради на странице и раскрасьте радугу цветными карандашами. Когда будете раскрашивать проговаривайте фразу-подсказку. Прежде, чем проверить правильно ли выполнили задание, как любят говорить в телевизоре «Рекламная пауза» Физминутка «Капитан Краб» Самопроверка по эталону. Учитель демонстрирует на экране выполненное задание. Посмотрите пожалуйста на экран, так ли Вы сделали задание. Поднимите руку, кто раскрасил радугу, так же как я. У кого не так, рядом с радугой нарисуйте кружок правильных цветов. Этап включения в систему знаний и повторений. Работа с таблицей. Мы с Вами прочитали в учебнике, узнали из мультфильма, почему радуга разноцветная. Давайте заполним таблицу. Возьмите таблицу из файла. О названии, какого природного явления мы сегодня говорили? Запишите, это в таблицу. Сколько цветов у радуги? Куда вы запишите число 7? Кто запомнил, что должно быть в природе, чтобы появилась радуга? Запишите это в третий столбик. Учитель заполняет таблицу на доске. Проверьте у друг друга так ли вы сделали, как у меня на доске. Кто может по таблице рассказать о радуге? Практическая групповая работа. Постановка задачи. Сейчас мы с Вами проверим, действительно ли солнечный луч может распадаться на разноцветные лучи. Такое предположение называется гипотеза. Опыт с зеркалом, стаканом, белой бумагой и фонариком. Для проведения опыта мне понадобится солнце, сегодня роль солнца будет выполнять фонарь. Учитель наполовину заполняет стакан водой. На дно кладет зеркало. Белый картон устанавливает за стаканом. С противоположной стороны включает фонарь и луч направляет сквозь стакан, регулируя угол наклона так, чтобы на листе появилась радуга. Надо добиться преломления луча света (луч проходил через воду, зеркало и стекло) *можно организовать работу в группе из 5 человек, тогда в зависимости от количества групп надо количество стаканов, листов и фонариков. Можно подготовить несколько обучающихся, которые в группе будут демонстрировать опыт. Т.к. в моем классе 5 человек, то я демонстрировала данный опыт сама, а дети стояли вокруг меня, и каждому я показывала радугу. Заметили ли разноцветные блики? Как называют это явление? Какие цвета вы видели? Сколько их? Как называется 7 цветов радуги? Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом, и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами. В учебнике вы прочитали про подсказку, чтобы запомнить последовательность цветов. Если один луч распадается на 7, то в старших классах вы это явление будете называть дисперсией. Опыт со спектром. Но бывает, что 7 цветов превращаются в один. Демонстрация опыта. Учитель устанавливает на дрель картонный цветовой спектр. Надо, чтобы движение было достаточно быстрым, иначе эффекта белого цвета не будет, можно взять спичку – ось. Объяснения: Человеческий глаз не может на быстро вращающемся круге видеть каждый цвет по отдельности, и для него все цвета сливаются в один белый цвет. Где еще мы можем видеть эти 7 цветов? Опыт с мыльными пузырями. А еще с помощью мыльных пузырей. Демонстрация опыта. Материал: Емкость с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей. Берем приспособление, окунаем в емкость с мыльной пеной и выдуваем пузыри. Опыт с компьютерным диском. Материал: диски. Если взять компьютерный диск направить на него свет, то увидим цвета радуги. А еще можно увидеть радугу в луже, в которую пролили бензин. Многие люди восхищаются радугой. Поэты даже сочиняли стихи. Настя и Паша приготовьтесь выразительно прочитать стихотворение. А вы, догадались, как можно назвать произведения эти произведения? Отгадайте эти загадки. С.Я Маршак назвали эти загадки «Радуга-дуга» Подведение итогов. -Теперь задание для самых внимательных: какая была у нас тема урока? Какая цель? Мы узнали, почему радуга разноцветная? - Как и когда появляется радуга? -Где можно использовать знания и умения, полученные сегодня на уроке? -Поднимите руку, кому понравился опыт со стаканом и водой доказывающий, что луч распадается на разноцветные лучики? А кому понравился опыт с мыльными пузырями? Что доказывает этот опыт? Какой еще опыт доказывает это физическое явление? Где можно найти дополнительную информацию по теме нашего урока? | Заполняют игру «Верю- не верю». Высказывают предположения. Смотрят фрагмент мультфильма, извлекают необходимую информацию. Обсуждение фильма. Отвечают на вопросы учителя. На капельки дождя Распадаются на разноцветные лучики Радуга Солнце Работают с учебником с.41. Чтение текста. Ответы на вопросы по картинке учебника. Черепаха и Муравьишка поливают из шланга. Они хотят получить радугу. Да. Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга. Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день) Высказывания детей. Выборочное чтение. Предложение- подсказка о расположении цветов. Отвечают на вопросы учителя Обучающиеся достают полоски из файла и выкладывают радугу в соответствии с правилом. Взаимопроверка. На уроках изобразительного искусства. Обучающиеся самостоятельно выполняют задание. Обучающиеся повторяют движения за учителем. Обучающиеся сравнивают свою работу с образцом учителя. Поднимают руку, те, кто правильно выполнил. Обучающиеся работают с таблицей.
Взаимопроверка. Несколько учеников рассказывают о радуге. Наблюдение за опытом. Анализ происходящих явлений. Ответы на вопросы. Обмен мнениями. Подтверждение вывода о распаде солнечного луча на разноцветных 7 лучей. Анализ происходящих явлений. Проговаривания вывода и объяснения происходящего явления. Анализ происходящих явлений. Проговаривание объяснения. Анализ происходящих явлений. Ответы обучающихся. Опыт доказывает, что лучи света, попадая на мыльные пузыри, преломляются и распадаются на разноцветные лучи. Опыт с компьютерным диском. Подготовленные ученики читают стихотворение о радуге. Загадки Радуга Обучающиеся отвечают на вопросы.
На уроках изобразительного искусства. Отвечают на вопросы, поясняют ответы в случае необходимости. В интернете, в справочной литературе, энциклопедии. | ||||||||
Рефлексия деятельности | |||||||||
Достаньте, пожалуйста, листик с игрой «Верю не верю». Давайте ответим еще раз. Во втором столбике отметьте ответы на вопросы игры «Верю -не верю». У кого изменились высказывания после урока? Учитель предлагаем продолжить фразу: Сегодня на уроке меня удивило.. Дома я могу рассказать о …. Я хочу повторить опыт …. Поаплодируйте себе, если Вы довольны своей работой. -Спасибо. | Отвечают на вопросы, поясняют ответы в случае необходимости. | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почему радуга разноцветная" 1 класс. Окружающий мир.
урок окружающего мира в 1 классе с использованием ИКТ...

Почему радуга разноцветная? Окружающий мир. 1 класс. Презентация.
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тема урока: Почему радуга разноцветная? Можно использовать и на уроках ИЗО....

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"
Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"
Презентация поможет детям понять как образуется радуга и запомнить последовательность цветов радуги....

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?""
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использованы различные приемы и методы для развития познавательной активности учащихся....


