Урок окружающего мира "Начало истории человечества", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
«Начало истории человечества» - первый урок в разделе «Всемирная история» II части учебника «Окружающий мир». На предыдущем уроке учащиеся рассматривали II часть учебника «Окружающий мир», где было определено, о чём пойдёт речь в этой части учебника. В связи с этим было предложено подготовить домашнее задание: «что такое история», использовав словари и Интернет. Именно тема этого урока позволит учащимся понять с чего началось развитие человечества, и как человечество в последствии переходило от этапа к этапу всемирной истории.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||
I. Организационный момент | |||||||||||||
Слайд 2. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Начинается урок, Надеюсь, всем пойдёт он впрок, Постарайтесь всё понять И много нового узнать. | Приветствуют учителя и гостей, присутствующих на уроке. Включаются в деловой ритм урока. | ||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний. Самоопределение к деятельности и открытие нового знания | |||||||||||||
1. На прошлом уроке вы начали работу по второму учебнику «Окружающий мир». - О чём пойдёт речь в этой части учебника? После ответа ученика появляется слайд 3 ИСТОРИЯ 2. Вам было дано задание. - Назовите задание I группы. - Назовите задание II группы. -Что такое история? Ответит I группа. - Что такое история? Ответит II группа. -Из всего сказанного, сделайте вывод и сформулируйте своё определение, что такое история. -История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». - Кто был первым человеком, который увлёкся этой наукой. Его даже прозвали «отцом истории». Кто же он? -История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков. Сегодня вы начнёте путешествовать по этой дороге. 3. Работа с учебником. - Назовите I раздел учебника на стр. 3. - Чему будете учиться, изучая этот раздел? - Назовите следующее задание, которое вам было задано. - Назовите эти этапы. 4. Физкультминутка. - Все встали. Мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое: в седую древность. Руки вверх подняли, в стороны развели, опустили. Закрыли глаза, сделали глубокий вдох – выдох. Открыли глаза и сели. 5. -Сейчас вы увидите отрывок из фильма. Слайд 6 Определите, к какому этапу всемирной истории он относится. - К какому этапу всемирной истории относится этот отрывок? - Обоснуйте свой ответ. - О чём пойдёт речь на уроке? - Если обратиться к ленте времени, то первобытное общество-это какой этап истории человечества? - Определите тему урока. После ответа ученика появляется слайд 8 с темой урока НАЧАЛО ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - Откройте учебник на стр.4, прочитайте тему урока и сравните с темой, которую выдвинули вы. -Зная тему урока, какую проблему можно выдвинуть? - Сформулируйте цель урока. После ответа ученика появляется слайд 9 с целью урока «Получить новые знания о первобытном обществе, как о начале истории человечества» | 1. Отвечают на поставленные вопросы. - В этой части учебника речь пойдёт об истории. 2. Отвечает капитан I команды, представляясь по имени и фамилии. - Найти определение по словарю, что такое история. Отвечает капитан II команды, представляясь по имени и фамилии. - Найти определение в Интернете, что такое история. Поиск и выделение необходимой информации. Ответ подготовленного ученика I группы. Поработав с несколькими словарями (называет авторов словарей, показывает их), выбрали более понятные для нас определения. - История – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано. Это область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением прошлого. История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась. Ответ подготовленного ученика II группы. Из Интернета выбрали те определения, которые для нас оказались интересными и понятными. - История – область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций) в прошлом. В более узком смысле, история – это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Выделение и формулирование определения (коллективная работа обеих групп: встают в круг и совещаются). Приняв решение, садятся на свои места. Отвечает один из учеников любой группы. -История – наука, изучающая прошлое человечества: как жили различные народы, какие события происходили. Рассказ и работа за компьютером ученика о древнегреческом учёном Геродоте (по своей презентации) Слайд 4 Геродот – древнегреческий историк, прозванный «Отцом истории». Один из первых географов и учёных-путешественников. На основании виденного и расспросных сведений дал первое общее описание известного тогда мира. Для написания своей знаменитой «Истории», как предполагается, объехал почти все известные страны своего времени. Автор многих исторических сочинений. Геродот родился около 484 лет до нашей эры в малоазиатском городе. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи. 3. Работа с учебником. Чтение учеником на стр. 3 название раздела. - СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ Чтение учеником стр. 3 учебника II части. - Определить, на какие этапы подразделяется всемирная история. Рассказ и работа за компьютером ученика по своей презентации. Слайд 5 ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО СРЕДНИХ НОВЕЙШЕГО ОБЩЕСТВА ВЕКОВ ВРЕМЕНИ ДРЕВНЕГО НОВОГО МИРА ВРЕМЕНИ - Всемирная история подразделяется на историю ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА, ДРЕВНЮЮ ИСТОРИЮ, СРЕДНЕВЕКОВУЮ ИСТОРИЮ, НОВУЮ И НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ. 4. Учащиеся выполняют движения. 5. Учащиеся смотрят отрывок фильма. Слайд 6 «Прогулки с пещерным человеком». -Этот отрывок относится к истории первобытного общества. - Высказывания учащихся. -На уроке речь пойдёт о наших предках, о первобытных людях. Ответ и работа за компьютером ученика по своей презентации. Слайд 7 - Первобытное общество – это этап до нашего времени – начало истории человечества. Выдвигают предположения по определению темы урока. -Первобытное общество – начало истории человечества. Чтение темы урока на стр. 4 учебника одним из учеников. -Используя всевозможные источники, узнать о древнейших людях. Выдвигают предположения о цели урока. - Получить новые знания о первобытном обществе, как о начале истории человечества. | ||||||||||||
III. Работа по теме урока | |||||||||||||
1. – При рассматривании учебника, вы выбрали несколько заинтересовавших вас тем, для самостоятельного их изучения. Одна из этих тем – это тема «О жизни древнейших людей» Для изучения этой темы учащиеся нашего класса временно стали журналистами, разделившись на две группы. Каждая группа журналистов, используя всевозможные источники, подготовила информацию и совершила путешествие по следам древнего человека в поисках интересующих нас фактов по теме. Они очень постарались и нашли много интересного. Прежде чем они начнут свой рассказ о наших древнейших предках, предлагаю подумать над следующими вопросами. 2. – Как наши современные люди узнали о существовании первобытных людей? - Как называется эта наука? 3. Работа по исследованиям учеников-журналистов. Слайд 11 НАЧАЛО ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ 4. – Прочитайте план, по которому вы готовились, и будете рассказывать. Слайд 12 - И так, со своими находками выступают наши журналисты. Внимательно выслушаем всё, чем они могут нас удивить. 5. Выступление по плану учащихся-журналистов. Учитель следит за речевыми ошибками учащихся, если требуется, исправляет, употребляя следующие фразы: каким словом лучше заменить, как лучше сказать… Учитель проверяет правильность нахождения на глобусе Африки. Учитель проходит, просматривает, помогает, следит за осанкой детей. -Какие рисунки у вас получились? Покажите всем свою работу (поднять руки с рисунком вверх и сделать на месте оборот вокруг себя). -Удобно было рисовать палочкой? Почему? Физкультминутка для глаз. Следить за направлением авторучки, которую держит в руках учитель. Влево, вправо, вверх, вниз, сделать круг глазами, квадрат, треугольник. Сильно сомкнуть глаза, раскрыть. Руки вверх подняли, в стороны развели, опустили. Закрыли глаза, сделали глубокий вдох – выдох. Открыли глаза и сели. Путешествие по рассказам ваших товарищей закончилось. Урок продолжается. | 1. Умение слушать и вступать в диалог. 2. Формулирование ранее полученных знаний. Отвечает один из учеников, используя слайд 10 -Учёные-археологи производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости. - Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. 3. Рассматривание слайда 4. Слайд 12 Читает ученик ПЛАН 1. Происхождение людей 2. Внешний вид 3. Как жили 4. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей 5. Занятия. Добывание пищи собирательством и охотой 6. Орудия труда 7. Овладение огнём 8.Возникновение искусства 5.Построение речевого высказывания в устной форме. 1. Происхождение людей. Слайд 13 Рассказ и работа за компьютером ученика по своей презентации. Учёные полагают, что древнейшие (первобытные) люди появились в районах с тёплым климатом и щедрой природой. Впервые останки древнего человека были обнаружены на острове Ява, и долгое время считалось, что родина человечества – Азия. Потом следы ещё более древнего человека были обнаружены в Африке. Точно определить, когда именно человек выделился из животного мира, очень трудно. Сегодня учёные считают, что человечеству два-три миллиона лет. У вас на столе глобусы. Найдите на нём Африку, где были обнаружены останки древнего человека. Покажите. 2. Внешний вид людей. Слайд 14, 15, 16 Рассказ и работа за компьютером ученика по своей презентации. По найденным черепам и костям древнейших жителей Земли учёные определили, что внешне они напоминали обезьян. Грубое лицо, приплюснутый нос с широкими ноздрями, выступающие челюсти, выпуклый валик над бровями, лоб, уходящий назад, длинные, свисающие ниже колен руки (на них древнейший человек частенько опирался при ходьбе). Разговаривать первые люди не могли: речь им заменяли различные звуки и жесты. Мозг у наших предков был несколько больше, чем у обезьян, но значительно меньше, чем у современного человека. В общем, во внешности и поведении первых людей было гораздо больше звериного, чем человеческого. 3.Как жили древнейшие люди. Слайд16, 17 Рассказ и работа за компьютером ученика по своей презентации. Жили люди не в одиночку, а группами, которые учёные называют человеческими стадами – только так они могли обеспечить своё существование. Отношения между членами человеческого стада строились на взаимопомощи, покровительстве слабым и старым, заботе о малышах. Жили они в пещерах, сооружениях из растений, из костей животных, обтянутых шкурой этих животных. 4. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Слайд 18 Рассказ и работа за компьютером ученика по своей презентации. Древнейшие люди могли жить только в тёплых краях, поэтому их первые поселения обнаружили в экваториальных и тропических районах. Жизнь наших далёких предков была суровой, но они являлись и осознавали себя частью природы. Природа давала им еду – плоды с деревьев, мясо диких животных; питьё – чистую воду; жилище – пещеры. Солнце дарило им тепло. 5. Занятия. Добывание пищи собирательством и охотой. Слайд 19, 20, 21 Рассказ и работа за компьютером 1-го ученика по своей презентации. Слайд 19,20 Все в стаде, от мала до велика, занимались собирательством: целыми днями искали съедобные коренья, дикорастущие ягоды, яйца птиц - это очень трудоёмкий способ добывания пищи, одно из древнейших занятий людей. Рассказ и работа за компьютером 2-го ученика по своей презентации. Слайд 21 Охота-добыча диких животных. Как охотились древнейшие люди? Точно ответить на этот вопрос трудно. Наблюдая за тем, как стая мелких хищников пытается отобрать у крупного его добычу, учёные предполагают, что так же могли поступать и древнейшие люди. Первоначально люди отбивали часть добычи у хищников, по тем или иным причинам отделившихся от стада. Позднее стали загонять крупных животных (таких, как мамонты) в специально вырытые ямы-ловушки, в болота или овраги, откуда тем было трудно выбраться. Рассказ и работа за компьютером 3-го ученика по своей презентации. Слайд 21 Древнейшие охотники выслеживали старого больного быка, забрасывали его камнями, оглушали дубинами и убивали. Случалось, тигр нападал на крупное животное, например, на быка. Ранит его. Но быку удавалось бежать. По кровавому следу находили люди раненое, ослабевшее животное и убивали его. А если дикий бычок, телёнок заблудится, отстанет от стада, то людям удавалось окружить его и убить. Хозяйство, основанное на собирательстве, охоте, рыболовстве, называется присваивающим. В поисках пищи люди перемещались, не задерживаясь подолгу на одном месте, их поселения учёные называют стоянками. 6. Орудия труда. Слайд 22, 23 Рассказ и работа за компьютером ученика по своей презентации. 1.Практическая работа Перед вами иголка и нитки. Возьмите иголку и вставьте в неё нитку. Встаньте, кому это удалось? 2.Если бы мы попросили древнейшего человека вдеть нитку в иголку. Справился бы он с этой задачей? (Вряд ли.) А почему? Древнейший человек мог выполнять своими руками только самую простую работу. Какие самые первые орудия труда были у человека взятые в природе? (Камень и палка). Если бы мы могли понаблюдать за человеческим стадом, то, возможно, увидали бы такую картину. Люди подошли к речушке, привела их сюда не жажда. Они разыскивают на мелководье камни. Берут не каждый. Один отбросят-не годится. Второй поднимут: это подходящий! Теперь необходимо заострить его. 3. Практическая работа. Перед вами лежат камни. Возьмите камень. Попробуйте ударами другого камня его заострить или расколоть. У кого получилось? А почему не получилось? (Не умеем, не знаем, как это делать, какие камни для этого нужны). Древнейший человек брал в руки гальку - гладкий округлый камень. Ударами другого камня он раскалывал гальку и заострял её – получалось грубое орудие труда – ручное рубило. По размерам ручное рубило было примерно с ладонь. Весило оно около 1 кг. Покажи вам такое каменное орудие труда и не объясни, что это, вы, пожалуй, скажите: «Таких камней у нас во дворе валяется сколько угодно!» Чем же отличается ручное рубило от тех камней, которые можно подобрать во дворе или где-нибудь загородом? Не всякая порода камня годилась для изготовления ручного рубила. Какой камень я держу в руках? (Мел, известняк). Каковы качества известняка? (Известняк мягкий, рубило из него не сделаешь). Чаще всего каменные орудия делались из кремня (показать этот камень). Этот твёрдый камень встречается всюду, он легко раскалывается на пластины с острыми краями. Например, обезьяна, желая расколоть орех, иногда кладёт его на плоский камень, а затем другим камнем начинает с силой ударять по ореху. Так, наверное, поступал и древнейший человек. Но только люди умели заострять камни, чтобы с их помощью обтёсывать дубины или обтачивать палки-копалки. Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных. 7. Овладение огнём. Слайд 24 Рассказ и работа за компьютером ученика по своей презентации. 1.Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из самых страшных был огонь. Представим себе, молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боятся все: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Как человек овладел огнём? Этого никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть горящее в грозу дерево или лава из вулкана. Тогда и было создано великое открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь! Теперь он твой! На стоянках людей запылали костры. Мясо, испечённое на угольях, оказалось вкуснее сырого. Яркий огонь – особое орудие труда. Он обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей. Первоначально люди брали огонь из природы и поддерживали его постоянно, чтобы он не погас. Затем огонь научились добывать трением (это очень трудно) или высекая искры при ударе камня о камень. Научившись делать орудия труда и овладев огнём, наши предки стали значительно меньше зависеть от природы. 2.Практическая работа. Потрите ладошки. Что чувствуете? (Тепло). Перед вами лежат веточки, палочки. Возьмите в руки по две палочки, потрите их одну о другую так, чтобы вызвать искру, или хотя бы они задымились. У кого получилось? Теперь возьмите по два камня и попробуйте ударами камень о камень высечь искру. У кого получилось? А почему у нас это всё не получается? (Не умеем, не знаем, как это делать правильно, нет необходимости…). 3.Самый древний человек – тот, чьи останки найдены в Африке. Он жил более двух миллионов лет назад и умел делать простейшие инструменты из камня, которые помогали ему в жизни. Поэтому учёные называют его «человеком умелым». 8. Возникновение искусства. Слайд 25, 26 Рассказ и работа за компьютером ученика по своей презентации. 1.На стенах пещер, на скалах сохранились до наших дней картины первобытных художников, с большим искусством изображавших мамонтов, зубров, оленей. Рисовать в глубине пещер при свете смолистых лучин было очень трудно. Все краски первобытных художников естественного происхождения. Например, различные цвета глины смешивали с жиром убитых животных. Растирали краски на плоском камне. Рисовали художники расщеплённым концом ветки, кистью из шерсти животных или просто пальцем. Первобытным людям казалось, что если нарисовать на стене пещеры оленя с торчащим в боку копьём, то охота будет удачной – олень будет убит. Первые такие рисунки были обнаружены в подземной пещере Альтамира в северной Испании археологом Марселино Саутуола. Современники Саутуоллы не поверили, что древние художники могли создать столь совершенные изображения. Археолога обвинили в подделке, и только в наше время учёные подтвердили, что рисункам в пещере Алтамира более 40 тысяч лет. Древние люди не только рисовали. Они лепили скульптуры из глины, высекали их из камня и дерева. Была у них и музыка – её исполняли на барабанах. Именно в каменном веке родились многие виды искусства. 2. Практическая работа. Перед вами лист бумаги, краски, расщеплённая веточка. Нарисуйте на листе бумаги при помощи этой веточки контур любого животного. Варианты ответа детей. Слайд 27 Работая со слайдом, ученик подводит итог о развитии человека в процессе и под влиянием труда. Со временем жизнь людей менялась, менялась и их внешность. Они перестали опираться на руки при ходьбе, руки укоротились, спина выпрямилась | ||||||||||||
IV. Закрепление и контроль полученных знаний. | |||||||||||||
1. Логические задания 1). Каждой группе придумать загадку о животном, жившем при первобытных людях, используя слова 1 и 2 столбиков. 1-я группа придумывает загадку при помощи отрицания. 2-я группа придумывает загадку при помощи сравнения (утверждения). Слайд 28
2) Каждая группа придумала для другой группы задание по теме. Задание II группы для I группы. Слайд 29 Древние люди не умели считать. Но пастухи всегда знали, все ли овцы вечером вернулись в загон. Как, не умея считать, человек мог проверить, все ли овцы на месте? Задание I группы для II группы. Слайд 29 Древние люди на охоте убили мамонта весом 6 тонн. Человеческое стадо состояло из 50 человек. Какое количество мяса получит каждый из них? А в современном обществе, сколько достанется мяса каждому человеку? 2. Задание творческого характера для I и II групп. Слайд 30 Найдите исторические ошибки, подчеркните их. Найдите исторические ошибки. -Проверьте правильность. Обоснуйте, почему именно так? После ответов учащихся открывается слайд 31 -Проверьте правильность ответа. -Найдите лишнее подчёркнутое слово. -Обоснуйте правильность своего ответа. | 1.Уметь извлекать из текста нужную информацию, анализировать её, устанавливать связь 1) Учащиеся в своих группах готовятся к ответу. Отвечает ученик I группы. а) Страшный, но не привидение. Опасный, но не огонь. Дикий, но не кабан. Огромный, но не небо. Древний, но не человек. Кто это? (Динозавр, мамонт, бизон…) Отвечает ученик II группы. б) Страшный, как привидение. Опасный, как огонь. Дикий, как кабан. Огромный, как небо. Древний, как человек. Кто это? (Динозавр, мамонт, бизон…) 2) Учащиеся в своих группах работают по карточке с предложенным заданием. Подготовившись, один из учеников группы даёт предполагаемый ответ. После предполагаемого ответа прочитывается правильный вариант ответа одним из учеников той группы, от кого поступило это задание. Правильные варианты ответа. Ответ на задание II группы Древние пастухи откладывали в сторону камни (позднее стали делать из глины кружки) - по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по камню (кружку) каждый раз, когда очередное животное заходило в загон. И только убедившись, что овец вернулось столько же, сколько было камней (кружков), он спокойно шел спать. Ответ на задание I группы. Древние люди делят добычу между собой пропорционально положению, заслуге и помощи в поимке мамонта. Кто ловил -тому больше, а кто просто сидел-тому немного. В современном обществе. Я знаю, что в 1 тонне 1000 кг, значит, в 6 тоннах – 6000 кг. 6000 кг разделить на 50 человек, то каждому достанется 120 кг 2. Анализ, доказательство, аргументация своей точки зрения. Учащиеся каждой группы работают по своим карточкам. Найденные исторические ошибки. Слайд 31 (открыть после разбора) Найденные ошибки. Высказывания учащихся: (1.В Африке всегда тепло; 2.Не умеют разговаривать; 3.Ходили голые, без одежды; 4.Хлеба у них в то время не было). -Вожак. -В любом стаде есть вожак. Значит, и в стаде людей был вожак. | ||||||||||||
V. Подведение итогов урока. | |||||||||||||
- Повторите и назовите цель урока. - Достигли цели урока? - Какие новые знания для себя открыли? -Что такое первобытность? Слайд 32 ПЕРВОБЫТНОСТЬ? -Что такое человеческое стадо? Слайд 33 ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО? Слайд 34. Отрывок из фильма «Прогулки с пещерным человеком» Вывод. Нашим далёким предкам предстоял ещё долгий путь развития, прежде чем стать такими, как современные люди. | - Получить новые знания о первобытном обществе, как о начале истории человечества. Вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока. Выделение и формулирование определения (коллективная работа обеих групп: встают в круг и совещаются). Приняв решение, садятся на свои места. Отвечает один из учеников любой группы. -Первобытность - это такой порядок жизни людей, при котором: 1.Люди жили небольшими коллективами, и все были равны. 2. Имели общее имущество. 3. Совместно трудились. Выделение и формулирование определения (коллективная работа обеих групп: встают в круг и совещаются). Приняв решение, садятся на свои места. Отвечает один из учеников любой группы. - Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству. Учащиеся смотрят отрывок фильма «Прогулки с пещерным человеком» | ||||||||||||
VI.Домашнее задание. | |||||||||||||
Откройте дневники и запишите задание на дом. - Используя новые знания и текст учебника на стр. 4-6, выполнить задания «Обсудим», «Проверим себя». Домашнее задание. Слайд 35 | Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание. | ||||||||||||
VII. Рефлексия. | |||||||||||||
- Оцените свою работу на уроке. | Проводят самооценку своей деятельности на уроке при помощи смайликов. Оценивают личные достижения, уточняют пробелы в знаниях. Адекватно воспринимают оценку учителя. | ||||||||||||
Спасибо за урок! Слайд 36 Все свободны. | Учащиеся встают и расходятся. | ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Что человечество ценит больше всего? ОС "Школа 2100"
Урок окружающего мира построен на проблемном диалоге, соответствует ФГОС. К уроку есть презентация....

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Человек и человечество"
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Человек и человечество".Образовательная система"Школа 2100"....

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Человек и человечество"
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Человек и человечество".Образовательная система"Школа 2100"....

Презентация к уроку окружающего мира для 4 класса: «Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие»
Презентация....
Поурочное планирование уроков окружающего мира в 4 классе по теме "Земля и человечество" УМК "Школа России"
Цель - помочь молодым учителям в подготовке к урокам....

Урок окружающего мира в 4 классе, тема"Сокровища Земли под охраной человечества" с презентацией и технологической картой.
Материал содержит описание "Семи чудес света", объекты Всемирного наследия нашего времени. Урок содержит презентацию с фотографиями объектов Всемирного наследия и "Семи чудес света". К материалу соста...

Урок окружающего мира в 4 классе по программе УМК «Школа России» по теме: «Сокровища Земли под охраной человечества»
В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всем их ве...






