Открытый урок по окружающему миру в 3 классе. "Разнообразие растений"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Разработка открытого урока по окружающему миру. Тема: "Разнообразие растений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr._mir.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по программе А.А.Плешакова

УМК «Школа России»   3 класс

Составитель: Ельникова Наталья Васильевна

учитель МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»

Тема урока: «Разнообразие растений»

Технологии обучения: личностно - ориентированная,  здоровьесберегающая,  информационно – коммуникационная, проблемно-исследовательская.

        Цель урока: познакомить  с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений; формирование умения классифицировать растения по группам.

       Задачи урока: - сформировать у учащихся представление  о разнообразии растительного мира;

                                - познакомить с отличительными признаками основных групп растений;

                                - уметь различать группы растений по их существенным признакам;

  •                      -  расширение кругозора учащихся; развитие речи и навыка осознанного чтения.

    Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся определять группы растений и их признаки.

Личностные:

  • умение проявлять интерес к содержанию предмета окружающий мир;
  • осознать потребность (актуальность) в изучении темы;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения;

Метапредметные:

УУД познавательные:

  • работа с информацией: формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • базовые исследовательские: перерабатывать полученную информацию и применять в исследовании каждой группы растений;
  • базовые логические: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

УУД коммуникативные:

  • уметь донести свою позицию до собеседника при общении, слушать других, уметь принимать другую точку зрения при совместной деятельности.

УУД регулятивные:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем);
  • самоорганизовывать предстоящую работу на уроке;
  • давать оценку своей работе и работе одноклассников (самоконтроль)

     Оборудование: учебник (УМК «Школа России») А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс, атлас – определитель «От земли до неба» ,          фотографии  представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о   каждой группе растений; таблицы ( части растений, группы растений).

                                                                                                        Ход урока

Этапы урока

              Деятельность учителя

          Деятельность учащихся

 Организационный этап.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и присели.

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мы продолжаем изучать удивительный мир природы и открывать его тайны.

На какие две группы можно разделить всю природу?  

На какие царства можно разделить всю живую природу?

Почему мы их относим к живой природе  ?

   Какая наука изучает живую природу?

  А какое царство мы будем  сегодня изучать, вы узнаете, когда отгадаете загадки: (на доске появляются картинки - отгадки)

Не шмель, не пчела, а жалит.

Был зелёный летом,
Осень изменила,
Ярким, жёлтым цветом
Крону всю покрыла.
Листья, как короны
У чего? У -

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

Красна, сочна, душиста,

Растет низко , к земле близко.

О каком царстве живой природы мы сегодня будем говорить?

       

Природа живая и неживая.

Растения, животные, грибы, бактерии.

Живой организм  питается, дышит, растет, размножается, развивается,умирает.

Биология.

  • Крапива

  • Клена

  • Ива

  • Земляника

  • О растениях

Актуализация знаний

Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: "Растения - зелёная одежда Земли". Они образуют луга, поля, леса. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.

- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с разнообразием царства растений и новой классификацией растений.

Итак, тема нашего урока «Разнообразие растений».

  • Почти вся суша на нашей планете покрыта растениями.

Первичное усвоение новых знаний.

Какие части растения вы можете назвать? (таблица на доске «Части растений»)

Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.

Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.

Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.

Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.

Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях,  внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.

Знакомство с классификацией растений.

-В современном мире насчитывается

более 350 тыс. видов растений. Растения на Земле встречаются повсюду. Наука о растениях называется ботаникой. (на тоске прикрепляются новые понятия)

Ученые ботаники делят царство растений на несколько групп. (таблица на доске «Группы растений»)

- Что такое группа растений?

Группа растений - растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков.

1.Цветковые растения

Учитель. -  Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями.

Цветковые растения встречались на Земле ещё  со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения,  которые выведены человеком,  представители этого отдела.

  • Ребята тоже заранее подготовили сообщения о группах растений, послушаем.
  • Ребята, у меня на столе много фотографий растений. Помогите найти цветковые растения!
  • 2.Хвойные растения.

Другая группа растений – хвойные растения.

Какие растения относятся к этой группе?

Что общего между цветковыми растениями и хвойными? Чем они различаются?

 -Учитель: папоротники.

 

Отдохнем, проведём  физминутку:

  • Вместе по лесу идём
  • Вместе по лесу идём,
  • Не спешим, не отстаём.
  • Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
  • Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
  • Вот ромашка, василёк,
  • Медуница, кашка, клевер.     Расстилается ковёр
  • И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
  • К небу ручки протянули,
  • Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
  • Отдохнуть мы все успели
  • И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

 -  
– Учитель: мхи

 

  • Учитель: водоросли – следующая группа растений.
  • Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

  • Ответы детей

  • Ответы детей

 Подготовленное сообщения детей

         Цветковые - наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые - культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок- знайте, что растение наверняка относится к цветковым.

  • Дети прикрепляют на доске фото цветковых растений.
  • Сосны и другие хвойные деревья появились 300 миллионов лет назад.
  • У хвойных растений есть корень, стебель, плод с семенами.
  • Хвойных насчитывают около 600 видов. Представители хвойных растений:
    Сосна.
    – Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, так как запах сосны убивает всех микробов. 
    Можжевельник.
    – Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год - серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов.
    Ель.
    У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет.
  • Дети прикрепляют на доске фото хвойных растений.
    - Папоротник.
  • Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники  растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.
  • Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.
  • По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.
  • Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.
  • Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.
  • Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.
  • Дети прикрепляют на доске фото папоротников.
  • Дети выполняют упражнения.

  • Мхи
  • Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.
  • Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.
  • На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.
  • Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.
  • Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.
  • Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.
  • Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.
  • Дети прикрепляют на доске фото мхов.
  • Водоросли.
  • Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете  ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей.
  • У водорослей отсутствуют основные части растений. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли)
  • Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.
  • Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они  в океанах.
  • По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.
  • Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.
  •          Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от  гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста
  • Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.
  • Дети прикрепляют на доске фото водорослей.

Первичная проверка понимания

Как вы думаете, ребята, растения в этих группах имеют одинаковые признаки или нет?

И наша задача узнать, каковы характерные признаки этих групп и заполнить таблицу.

 Поработаем группой. Откройте учебник с.70-71 и работайте в соответствии с предложенным планом.

План:

1. Прочитать текст.

2. Рассмотреть гербарий, фотографии.

3. Заполнить таблицу, отметив плюсом или минусом части, которые имеют представители этой группы.

  • Приложение 1 (таблица для заполнения) дана группе для заполнения.

  • Дети слушают учителя и выполняют задание – заполняют таблицу в соответствии с предложенным планом работы.

Первичное закрепление

Используя таблицу, которую вы заполняли работая группой, проанализируйте какие части растения есть в каждой группе.

 Игра: «Верите ли вы?»

…что водоросли появились раньше других растений?

…что водоросли не имеют корней и стеблей?

…что у мха есть только стебель и листья?

…что мох может служить в качестве топлива?

…что папоротники когда-то были деревьями?

… что папоротники не имеют цветов?

…что хвойные растения размножаются семенами?

…что хвойные растения могут прожить больше 3000 лет?

…что на Земле больше всего цветковых растений?

…что цветковые растения можно встретить и в лесу, и в воде?

  • Ответы детей (ребёнок называет группу растений и сообщает какие части ей присущи)

  • Ответы детей.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. Учебник: прочитать текст на с. 69—73, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 73.

2. Рабочая тетрадь: № 7—8 (с. 31) выполнить задания письменно.

  • Дети записывают домашнее задание.

Рефлексия (подведение итогов урока)

— К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клен, кедр?

— Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.

— Определите с помощью атласа - определителя 3 растения , которые вам выдали (гербарий). Назовите группу, к которой  относится каждое  растение.

— На какие группы делятся растения?

— Приведите примеры растений разных групп.

— Приведите примеры растений разных видов, но одной группы.

 Продолжите высказывание:

- Мы сегодня узнали ....

- Я  могу использовать эти знания…

- Мы достигли учебной задачи?

Что особенно вам понравилось на уроке?

Ребята, давайте будем любить нашу природу и бережно к ней относиться!

  • Ответы детей

  • Работа детей в группе.

  • Дети выполняют индивидуальные задания и называют группы растений.
  • Ответы детей

  • Ответы детей.

  • Высказывания детей.

                                                                                                                                                                                      Приложение 1

Группы растений

корень

стебель

лист

цветок

плод

семена

Водоросли

-

-

-

-

-

-

Мхи

-

+

+

-

-

-

Папоротники

+

+

+

-

-

-

Хвойные растения

+

+

+

-

-

+

Цветковые растения

+

+

+

+

+

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру на тему" Разнообразие растений" по УМК Школа России, 3 класс

Открытый урок по окружающему миру на тему " Разнообразие растений"...

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру 3 класс " Разнообразие лекарственных растений" с игровой формой онлайн-викторины (Learningapps)

Внеклассное мероприятие поможет обучающимся расширить знания о лекарственных растениях ....

Урок по окружающему миру 3 класс «Разнообразие растений»

Урок по окружающему миру 3 класс«Разнообразие растений»...