Окружающий мир. Воздух и его охрана
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Шлык Лариса Васильевна

Материал урока опирается на ранее полученные знания обучающихся о воздухе. При подготовке к уроку учитывается работоспособность класса, индивидуалные особенности. Осуществляется личностно-ориентированный подход. Использование образовательной технологии проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Воздух и его охрана.

Класс: 3

Форма проведения: урок усвоения новых знаний

Цели и задачи:

1. дать представление о воздухе, познакомить с составом и некоторыми свойствами воздуха;

2. развивать умение наблюдать, сопоставлять, наблюдать, делать выводы, развивать мышление, познавательный интерес к окружающему миру, проводить исследования;

3. воспитывать бережное  отношение  к природе, окружающей среде.

Оборудование: ИКТ, презентация, учебник, рабочая тетрадь, тест.

Методическая литература : Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник.  В 2 ч.

Самоанализ:

По типу – это урок изучения нового материала. Тема: «Воздух и его охрана». 

Урок состоит из следующих этапов:

Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации.

Подведение к теме урока.

Поиск решения проблемы.

Физминутки.

Применение знаний учащимися в жизни.

Рефлексия.

Материал урока опирается на ранее полученные знания  обучающихся о воздухе. При подготовке к уроку учитывается работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребёнка и осуществляется личностно-ориентированный подход.  Используется технология проблемного обучения, групповая работа и работа в паре. Урок строится, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся.

Этапы урока взаимосвязаны между собой, способствуют повышению работоспособности учащихся. В ходе урока осуществляются внутри-предметные и межпредметные связи: с литературой (жанры: пословица), с психологией (ступени познания мира).

Урок соответствует основным дидактическим принципам. Носит научный характер, доступен младшему школьному возрасту, содержание отвечает возрастным особенностям, осуществляется связь теории с практикой.

Используются следующие методы: словесно-наглядные, проблемно-поисковые, исследовательские. Рационально используются на уроке наглядность и компьютерная технология.

        

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- Ребята, начинаем урок окружающего мира. Прочитайте, пожалуйста, пословицу и объясните её смысл. Попробуйте предположить в каких ситуациях можно применить в жизни это высказывание.

Бороться, искать, найти и не сдаваться!

Бороться – работать на уроке, слушать ответы, отвечать на вопросы, делать выводы, анализировать.

Искать – будем учиться искать ответы на поставленные и предлагаемые вопросы, находить решения путём анализа.

Найти – находить данные, которые помогут раскрыть тему урока.

Не сдаваться – не всё у нас получается сразу, но не надо сдаваться, бросать работу, надо искать и находить решения.

- Молодцы, ребята! Обладая именно такими качествами, мы с вами добьёмся хороших результатов в работе.

Итак, за работу! Сейчас вам предстоит попробовать сформулировать тему урока.

Работа в парах

Вспомните важнейшие ценности природы для людей.

Свяжите свои знания с предметом, который вы видите на экране.

Обсудите это в паре и попробуйте сформулировать тему урока.

Воздух и его охрана 

- Ребята, а что вы знаете о воздухе?

- Газ, неживая природа, ценность природы, воздух есть везде.

А что хотели бы узнать о воздухе?

- Что такое воздух?

- Из чего состоит воздух?

- Зачем нужен воздух?

- Какими свойствами обладает воздух?

- Как охранять воздух?

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, ещё раз на те вопросы, которые вы сформулировали и скажите, что мы составили с вами?

- Мы составили план урока.

- Верно, мы спланировали нашу деятельность.

Познавательные УУД

Развиваем умения:

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- представлять информацию в виде схемы;

выявлять сущность, особенности объектов.

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать объекты по признакам;

- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, текстах, таблицах.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

- Ребята, сколько много вопросов вы поставили перед собой. А как же нам ответить на них? Где и как мы будем искать ответы на наши вопросы?

- Можно спросить у взрослых.

- Прочитать в учебнике.

- Поискать в интернете.

- Сходить в библиотеку.

- Абсолютно верно! А ещё, ребята, мы с вами попробуем немаловажные сведения получить из схем, таблиц. Посмотрите, пожалуйста, на схему, обсудите в паре и расскажите, что вы узнали о воздухе из схемы?

- Воздух – это смесь газов. В состав воздуха входят углекислый и другие газы ( 1%), кислород (21%), азот (78%).

- Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста. А какие ступени познания мира нам помогают в исследовании окружающего мира?

- Восприятие, память, мышление, воображение, наблюдение.

- Благодаря этим ступеням мы продолжим работать над изучением.

- Ребята, возьмите учебник, скажите прозрачен ли он? Посмотрите на дверь, прозрачна ли она? Видны ли через эти предметы другие объекты? А почему мы видим дверь, учебник, доску, парту? Обсудите и выскажите свои предположения.

- Мы знаем, что воздух везде. Сейчас воздух и в классе. Но мы его не видим, мы через него видим предметы, которые находятся в классной комнате. А значит воздух прозрачен.

- Ребята, посмотрите на стены. Какого они цвета? Доска какого цвета? Шкаф? Комнатные растения? Воздух?

- Так как воздух прозрачен, то и цвета он не имеет.

- Ребята, поднимите руку, кто из вас был в парикмахерской, в столовой, в поликлинике? Представьте, что вам с закрытыми глазами предложили узнать, где вы находитесь? Возможно ли это? Как? Обсудите и выскажите свои предположения.

- Определить, где мы можем находиться можно по запаху. Мы знаем, что частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха. Благодаря этому мы ощущаем запахи. Но чистый воздух запаха не имеет.

- Итак, ребята, мы с вами выдвинули несколько предположений о свойствах воздуха.

- Давайте откроем учебник и прочитаем текст и сравним наши выводы. (Наши предположения верны).

- Ребята, скажите, какими ещё свойствами обладает воздух?

- При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении воздух сжимается.

(8 слайд)

- Об этих свойствах подробнее мы узнаем на следующем уроке.

- Ребята,  почему воздух называют важнейшей ценностью природы?

- Благодаря воздуху мы дышим, видим и даже слышим.

- Какой воздух нужен для дыхания?

- Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух.

- Как вы думаете, отвечает ли этому требованию воздух, которым дышим мы?

- Человек может прожить без воды 5–7 суток, без пищи – больше. А вот без воздуха – всего 5–7 минут.
С появлением крупных заводов возникла необходимость сохранения чистого воздуха. Содержание в нём пыли, вредных веществ вызывает различные заболевания у людей и животных. Ядовитая пыль, попадая в лёгкие человека, приводят к ухудшению здоровья. Многие предприятия постоянно загрязняют воздух.
С каждым годом в населённых пунктах увеличивается число автомашин. Выхлопные газы, попадая воздух, тоже загрязняют его. Мусор и сжигание его тоже загрязняют воздух.
Для того, чтобы воздух был чистым, на предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Учёные разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за чистотой воздуха. И, конечно, надо сажать как можно больше деревьев и кустарников. Ведь они – лёгкие нашей планеты. 

Итак, давайте ещё раз вспомним, что нового мы узнали о воздухе?

- Воздух – это смесь газов.

- Прозрачен.

- Бесцветен.

- Не имеет запаха.

- При нагревании воздух расширяется.

- При охлаждении воздух сжимается.

- Ребята, а где и как человек может применить свои знания о воздухе?

(Ветряные мельницы, дирижабли, воздушные шары, летательные аппараты и мн. др.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

Тест по теме « Воздух и его охрана».

1.Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк;
б) кислород, азот, углекислый газ и прочие газы;
в) хлор, фтор, йод

2.Какой газ воздуха необходим для дыхания? 

а) азот; 
б) кислород;
в) углекислый газ.

3. Какими свойствами обладает воздух?
а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.
б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
в) С ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

4.Как нужно охранять воздух от загрязнения?
а) Остановить все фабрики и заводы. Прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным, В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

(Проверка коллективная)

– Что нужно было сделать?

– Кому удалось выполнить задание полностью?

– Какие  были недочёты?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе учились оценивать свою работу.

- Кто получил удовольствие от своей работы?

- Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Составить кластер «Воздух и его охрана».

V. Итог урока.

Какую интересную информацию на уроке получили именно вы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир "Воздух и его охрана"

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе...

Конспект урока окружающего мира " Воздух и его охрана" ( УМК " Школа России", 3 класс )

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: Тема: «Воздух и его охрана»Цели деятельности учителя: познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием «атмосфера»...

Конспект урока окружающего мира "Воздух и его охрана" (УМК "Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Воздух и его охранаЦели деятельности учителя: формирование представлений о составе и свойствах воздуха и как его беречьПланируемые результатыПредметные:Знать соста...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, "Воздух и его охрана", УМК "Школа России", 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свойствах, причинах загрязнения и способах охраны воздухаЗадачи урока:Дидактические:1) позна...

Технологическая карта урока окружающего мира "Воздух и его охрана" (3 класс) УМК"Школа России"

Цель урока: Формирование у обучающихся  представлений о воздухе и его составе. Задачи урока  Планируемые результаты Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятием «...

Технологическая карта урока по окружающему миру, "Воздух и его охрана", УМК "Школа России", 3 класс

Цель: формирование у обучающихся представлений о составе и свойствах воздуха.Задачи:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с составом и свойствами воздуха.2. Учить исследовать обучающихся с помощью ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Воздух и его охрана"

В создании технологической карты урока использовались учебные материалы с сайта РЭШ (Российская электронная школа). В карте урока присутствуют ссылки на учебный материал....