Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе Особенности питания животных. Цепи питания
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Пересыпкина Марина Петровна

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 класс Особенности питания животных. Цепи питания

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 2»

Методическая разработка урока

окружающего мира в 3 классе по теме

«Особенности питания животных. Цепи питания»

Разработала:

Пересыпкина

Марина Петровна,

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

2024 – 2025 уч.г.

Пояснительная записка

     Урок литературного чтения представлен в 3 классе при изучении раздела «Человек и природа». Урок был опробирован в соответствии с календарно-тематическим планированием 27.11.2024 г. На уроке, предыдущим данному рассматривалась классификация групп животных по внешнему виду и строению. Поэтому акцент нужно сделать на том, что на данном уроке будет рассмотрена классификация групп животных по другому основанию, а именно по типу питания.

Тема урока: Особенности питания животных. Цепи питания.

     В целом урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих школьникам умение учиться, выработку умения высказывать своё мнение, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить с классификацией животных по типу питания; формировать понятие «цепи питания».

Задачи:

-познакомить учащихся с классификацией животных по типу питания, с понятием «цепи питания», научить моделировать цепи питания;

-развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, кратко и чётко формулировать свои мысли, вырабатывать коммуникативные качества;

-прививать бережное и заботливое отношения учащихся к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

классифицировать животных по типу питания;

приводить примеры животных различных групп;

анализировать цепи питания;

понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

обосновывать необходимость охраны животного мира.

Метапредметные

понимать учебную задачу, стремиться её выполнить;

работать с источниками информации, находить информация и интерпретировать её;

оценивать достижения на уроке;

моделировать цепи питания;

включаться в коллективное обсуждение;

интегрировать в группу (пару) сверстников, проявлять стремление ладить и умение общаться с собеседниками.

Использование элементов образовательных технологий: технология обучения в сотрудничестве (путем организации работы в паре), здоровьесберегающие технологии (через проведение физминутки), ИКТ-технология (через применение мультимедийной презентации).

Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения:

Экранно-звуковые: презентация.

Технические: ноутбук, проектор.

Печатные: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 3 класс часть 1.

Оборудование и материалы: карточки для работы в группах и для оформления доски, наглядность для моделирования цепей питания. (приложение)

     Начало позволяет создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у обучающихся необходимую мотивацию, оживить учебную деятельность. Следующий этап урока включает в себя актуализацию знаний, побуждение интереса к уроку. Деятельность учителя состоит в том, чтобы выявить у детей уже имеющиеся знания и мотивировать их в дальнейшей работе. Это удалось путём использования игры «Крестики-нолики».    

     На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать их, мотивировать. Здесь имело место применение коммуникативных УУД.

     На протяжении всего урока использовала такие методы обучения, которые помогли мне привлечь внимание обучающихся, вызвать желание мыслить.

     Частая смена деятельности позволяют поддерживать высокий темп урока. На уроке обучающимся приходится много анализировать, обобщать, делать умозаключения. В течение всего урока предполагалось учить детей давать полные ответы и с точностью выражать свои мысли - это коммуникативные УУД. На уроке окружающего мира обязательно нужно учить составлять несложные монологические высказывания. Эта работа формирует предметные УУД.

     В урок включена работа в парах, группах, в ходе которой ребята учатся слушать, обсуждать, вступать в диалог, находить общее решение и оценивать. На данном этапе формируются коммуникативные УУД и регулятивные УУД.

     Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены задачам урока.

     Все этапы урока связаны между собой. Уделено внимание здоровьесберегающей функции через проведение подвижной физминутки.

     Интенсивность урока  оптимальная с учётом физических и психологических возможностей обучающихся.  Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов поможет каждому ребёнку продвинуться  в своём индивидуальном развитии. Презентация, игровые моменты, минутки здоровья способствуют более эффективному проведению урока.

Урок заканчивается рефлексией, которая направлена осмысление полученной на уроке информации. 

Ход урока:

  1. Оргмомент

- Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас, ребята, но и гостей.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень тепло!

Ребята, проверьте готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник, тетрадь, карточки белого цвета, карточка жёлтого цвета, бланк для игры «Крестики-нолики».

- Очень часто на уроках окружающего мира мы выступаем в роли исследователей. И очень часто совершаем, какие-то открытия. На сегодняшнем уроке я желаю каждому из вас совершить открытие, которым вам бы захотелось с кем-то поделиться. Желаю вам удачи!

  1. Проверка домашнего задания с опорой на эталон

Начнём урок с проверки знаний, полученных на предыдущем уроке. Вспомните, с какими группами животных мы познакомились?  (ответы детей)

Предлагаю поиграть в полюбившуюся игру «Крестики - нолики»  (бланки на партах)

Х – правильное утверждение, 0 – неправильное утверждение

У: - X – правильное утверждение, 0 – неправильное утверждение.
1. Наука о животных называется зоология. Х
2. У насекомых 6 пар ног. Х
3. Пиявки – это представители моллюсков. 0
4. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом. Х
5. Главный признак птиц – это умение летать. 0

6.  Крокодил относится к земноводным. 0

7. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворенным в воздухе. Х
8. Тело черепахи защищено раковиной. 0
9. Тело земноводных покрыто сухими чешуйками. Х
- Проверьте по эталону. Оцените работу свою работу.   СЛАЙД
- Кто доволен своим результатом?  Поднимите руку.

- По какому принципу мы классифицировали животных на прошлом уроке? (по их строению и внешнему виду)

- А сегодня мы попробуем сгруппировать животных по другому признаку. Попробуйте догадаться по какому.

  1. Самоопределение к деятельности

- Назовите признаки живых организмов.  (дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, умирают)

- Что необходимо для роста и развития животного? (питание)

- Как вы думаете, связаны ли между собой ВОЛК и ЗАЯЦ, ДУБ и МЫШЬ, КАПУСТА и УЛИТКА? (высказывания детей)  СЛАЙД

-Кто догадался, о чём будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. СЛАЙД

Особенности питания животных. Цепи питания

- Цель нашего урока … (узнать на какие группы делятся животные по типу питания.)

Мотивация

-Верите ли вы, что в жизни волка большую роль играют листья берёзы? (предположения детей) СЛАЙД

-Чтобы точно ответить на этот вопрос, нам нужно разобраться, что такое «цепи питания». Это вторая цель нашего урока.

-На уроке мы постараемся решить задачи:

1.Узнать, на какие группы можно разделить всех животных по их типу питания.

2. Узнать, что значит «цепь питания» и как её составить.

4. Открытие нового знания

А) Классификация животных по типу питания

Работа в парах

-У вас на столах конверты голубого цвета. В них вы найдёте карточки с животными. Распределите животных на группы по типу питания.

ЗАЯЦ, СОКОЛ, ЛОСЬ, ВОЛК, ЛАСТОЧКА, ЛИСА, УЛИТКА, ЁЖ, МЕДВЕДЬ

-Если работа вызовет затруднения, где можете найти информацию? (книги, учебник, учитель, интернет)

-Ваши помощники – учебник с.94 и взрослые.

Проверка  - слайд.

- А вы знаете, что раньше люди употребляли вместо слова ЕДА слово ЯДА. От этого и такое название. У хищников есть ещё другое название – плотоядные, поедающие плоть, мясо.

Давайте попробуем узнать происхождение слова хищник. Подберите однокоренные слова.

-Действительно слово ХИЩНЫЙ образовано от старославянского слова ХЫТИТИ  что означает «хватать, похищать».

-Приведите примеры животных разной группы по типу питания.

-Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? Можем ли мы сказать, что эту задачу мы выполнили?

- Где мы можем применить полученные знания? (при выполнении заданий)  тетрадь № 1,2

ФМ

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали

На носочках потянулись

А теперь назад прогнулись

Как пружинки мы присели

И тихонько ровно сели.

Б) Знакомство с понятиями «цепи питания»

- Итак, мы узнали, что животные питаются растениями и другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

-Как вы думаете, почему они так названы – цепи? Есть ли что-то схожее с металлической цепью?  (на доске картинка с изображением цепи)

-Верно, цепь питания представляет собой последовательность звеньев.

- Возьмите карточки жёлтого цвета. Изучите цепи питания. Что заметили?  Какое звено первое?

- Цепи питания начинаются с растения – это 1 звено. Почему? (Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями поглощают из почвы воду и растворенные в ней минеральные соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ и воду в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами себе готовят пищу.)

- 2 звено – это растительноядные животные. Как вы думаете почему?

- 3 звено – насекомоядные и хищные животные.  Обычно в цепи питания от 3 до 5- 6 звеньев.

- Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные в водоёме, третьи в поле. (В каждом природном сообществе свои цепи питания) Я предлагаю вам выступить в роли учёных-экологов и заняться поисковой деятельностью. Все группы отправятся в разные места. Вот маршруты учёных-экологов.

(От каждой группы приглашается по одному человеку.  Они вытаскивают карточку с названием природного сообщества. Эти же ребята получают листы со стрелками и  карточки с изображением растений и животных.)

ФИЗМИНУТКА

  1. Практическое применение нового знания

- А теперь послушайте внимательно задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания, расположив их в нужном порядке. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все карточки ли вам понадобятся.

(по сигналу ребята начинают работу в группе)

По завершении групповой работы представитель каждой группы выходит к доске, вывешивает свою цепь и объясняет работу группы.

-Вернёмся к нашей второй задаче. Успешно ли вы справились с ней?

- Как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено? Предлагаю обсудить это в группах. ( обсуждение в группах)

При затруднении ребят можно задать вспомогательный вопрос:  как образуется почва и почему в ней не заканчивается запас минеральных солей?

- Бактерии. Одни из них превращают остатки животных и растений в перегной, а другие – из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа, с чего же начинается и чем заканчивается цепь питания? ( 1 звено – растения, последнее – грибы и бактерии) (непрерывность цепей питания, цикличность)

-Подумайте, что произойдёт, если из цепи питания выпадет какое-либо звено. Что произошло бы, если на Земле исчезли лягушки, змеи, совы?

Изобразим это на схеме. СЛАЙД

-На каком месте в цепи питания они находятся? (на третьем)

-Вычёркиваем их.

-Какие животные находятся на втором месте? (растительноядные)

-Что произойдёт с ними? (их количество будет расти)

-Раз растительноядных будет все больше и больше, что же произойдёт с растениями? (их количество будет уменьшаться, а могут и совсем исчезнуть)

-Так что же произошло бы, если на Земле исчезли лягушки, змеи, совы? (не стало бы растений на Земле, их съели бы растительноядные)

На слайде появляется схема:

   

-К чему может привести исчезновение растений на Земле? (к экологической катастрофе)

- А вот при входе в один из зоопарк  Нью-Йорка есть огромное зеркало, а над ним сверху такие слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих зверей только этот способен истребить и уже истребил целые виды животных и растений…» Кто этот страшный зверь? Почему?

-Приведу пример, когда человек попытался разрушить звенья цепи питания и к чему это привело.

Основное занятия жителей полуострова Таймыр, что находится на севере России – оленеводство. Вот какая беда случилось здесь. На Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолётов и истребили их множество. Через 3 года заметили, что что число больных оленей увеличилось в 15 раз! Почему так произошло? (волки – природные санитары, они уничтожают главным образом, больных и слабых животных)

- Какой вывод можно сделать по вышесказанному? (неразрывность звеньев, иначе нарушается экологическое равновесие)

-Какая вторая задача стояла перед нами в начале урока? Можете ли сказать, что мы её выполнили?

Вспомните вопрос, который я вам задала в начале урока: «Верите ли вы, что листья берёзы играют важную роль в жизни волка?» (да, они звенья цепи питания Листья – лось – волк)

  1. Итог урока

-Подведём итог нашего урока. Посмотрите, сколько знаний мы сегодня получили о питании животных.  Давайте обратимся к главному вопросу сегодняшнего урока. А зачем человеку знать о цепях питания животных? (человек должен понимать, что в природе всё взаимосвязано. Иногда по незнанию он совершает ошибки, которые оборачиваются общей бедой. Именно по этому мы знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой)

-Кто из вас в ходе урока сделал для себя открытие, с которым хочется поделиться с другими? Какое?

Наш урок я бы хотела закончить стихотворением Б.Заходера «Про всех на свете»

Все-все на свете

На свете нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны –

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-то покажется покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется!

  1. Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»

На доске рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Значение рисунков:

-чемодан – беру с собой;

-мясорубка – надо переработать информацию, обдумать;

-корзина – информацией пользоваться не буду.

Предлагается выбрать, как ученик поступит с полученной на уроке информацией и наклеить стикер на нужный рисунок.

  1. Инструкция к выполнению домашнего задания -  уч. с. 94-97, тетрадь № 3,6,7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...

Методическая разработка урока окружающего мира 4 класс

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Российский народ» для обучающихся 4 класса. Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «народ» и признаками принадлежности к одному нар...

Методическая разработка урока окружающего мира. 3 класс. Тема: "Здоровью цены нет"

Урок проводится в 3 классе по образовательной системе "Перспектива"Данный урок даёт возможность сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Форм...

Урок окружающего мира. 3 класс "Кто что ест. Цепи питания"

Урок окружающего мира. 3 класс "Кто что ест. Цепи питания"...

методическая разработка урока окружающего мира 1 класс

Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс "Россия-наша Родина". УМК  "Перспектива". Разработка содержит презентацию к данному уроку....