Конспект урока "Русь- страна городов". Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Данный урок формирует у учащихся представление о городах Х - ХI.в.в. Киеве и Новгороде. Развивает устную речь, учит делать выводы, воспитывает любовь и интерес к истории.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Окружающий мир 4 класс.
Тема: Русь – страна городов.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формировать представление у учащихся о городах Х - ХI.в.в. Киеве и Новгороде. Развивать устную речь, учить делать выводы, воспитывать любовь и интерес к истории.
Задачи:
Образовательные: Сформировать у учащихся представление о городах X–XI вв. в Киеве и Новгороде.
Развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, эмоций, речи.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к изучению истории прошлого; бережное трепетное отношение к историческому наследию прошлого; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения, расширять кругозор детей.
Планируемые результаты
Предметные: развивать навыки работы с текстом, умение отбирать необходимую информацию.
Личностные: поддерживать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность.
Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
Ход урока
1. Огр. момент
Здравствуйте. Проверьте все ли готово к уроку. садитесь.
2. Проверка дом. задания.
Сегодня мы продолжим наше виртуальное путешествие по Древней Руси. Но для начала давайте разгадаем кроссворд
1.Кто создал Древне Русское государство? (кн. Олег)
2.С кем в те годы воевала Русь? (Византия)
3. Как князю Олегу удалось заключить мирный договор с Византией?
4. Кто был первым правителем Руси в 862 году? (князь Рюрик)
5.Кто из князей получил в народе прозвище Красное Солнышко (кн. Владимир)
6. Как назывались жители Северной Европы ? (варяги)
7. Кто был советником и помощником великого князя киевского? ( бояре)
8. Какое прозвище в народе получил князь Олег? ( Вещий)
9 За какие заслуги на Руси чтят кн. Владимира? (крестил Русь)
10. Каково значение принятия Русью Христианства? ( грамотность, просвещение, искусство, ремесла. Окрепли связи Руси с др. христианскими государствами Европы, вырос ее авторитет)
11. В каком году крестили Русь?
- Какое слово получилось. ( Гардарик)
3. Определение темы урока
СЛАЙД2
- Еще одно устаревшее слово "Гардарик"
-Кто из вас может сказать, что обозначает слово " Гардарик"? Как вы думаете?
СЛАЙД 3 Так скандинавы называли Русь, а точный перевод Страна городов, так они называли Древнюю Русь.
- Почему они называли Русь страной городов? ( На Руси возникло множество городов)
- Какие города были в Древней Руси?
- Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке? ( О городах)
- Что бы вы хотели о них узнать?
От древних лет,
От лет давно минувших,
Седых времен родимой стороны,
Во мгле веков, бесследно потонувших,
Хранятся дивные преданья старины.
СЛАЙД 4
- Как же появились города на Руси?
Давайте вспомним, как жили древние славяне.
СЛАЙД 5 Славяне жили в поселениях, окружённых крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные посёлки были надёжными убежищами от нападений врагов и диких зверей. Постепенно разрастаясь, поселения становились городами, от слова «огораживать».
СЛАЙД 6 Центр древнерусского города был обычно укреплён и назывался «кремлём». Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь
СЛАЙД 7 Вокруг кремля располагался «посад» – так называли торгово-ремесленную часть русского города.
СЛАЙД 8 Здесь жили ремесленники, торговцы и другой городской люд. Шумно и оживлённо было на главной торговой площади.
СЛАЙД 9
- Верно, много прекрасных городов стояло на Руси. Обо всех городах мы поговорить не успеем. Но в некоторые все же заглянем.
ЛЕГЕНДА О КИЕВЕ
Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом.
- Еще один из крупнейших городов того времени.
ЛЕГЕНДА О НОВГОРОДЕ
Расположен на берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым.
4. Постановка цели и задач урока
- Что бы вы хотели узнать на уроке об эти городах?
3. Новая тема.Знакомство с Древними городами.
1 этап - И так появились Древний Киев и Древний Новгород...
- На прошлом уроке мы о них говорили. Давайте вспомним, что мы знаем об этих городах?
САМ.РАБОТА
- Перед вами лежат таблицы. Вспомните все, что вы знаете об этих города и заполните по возможности таблицу.
ПРОВЕРКА
- Оказывается не так уж много мы знаем о соей истории. Но как утверждает один древний мудрец
" Единственный пут, ведущий к знанию, - это деятельность"
СЛАЙД 10
2 этап -Работа с картами Древнего Киева и Древнего Новгорода
РАБОТА В ПАРАХ
- Поработайте в парах.
- Перед вами, на парте лежат карты древних городов Киева и Новгорода. Рассмотрите ее внимательно .Дополните таблицу .
-Что вы можете по карте сказать о расположении города?
-Каковы особенности этих городов? Чем окружены? как построены?
- Какие достопримечательности Киева? Новгорода?
-Кто же жил в этих городах? ( по карте на этот вопрос ответить нельзя)
- Кто правил? (тоже не написано)
- Что ты можешь рассказать о них по карте?
ПРОВЕРКА
ФИЗМИНУТКА
3 этап - Используется материал учебника допишите таблицу до конца.
1 группа – Древний Киев.
2 группа – Древний Новгород.
4. Закрепление
- Что же общего в этих города?
-В чем их отличие?
- Что мы можем теперь рассказать о Киеве?
ВИДЕО А хотите побывать в Древнем Киеве?
- Что вы можете рассказать о Древнем Новгороде?
ВИДЕО
- Как гласит народная мудрость: " Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать "
5. Рефлексия
6. Итог урока ( оценки)Д.з
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу "Окружающий мир" для 2 класса, на тему: "Люди, города, страны"
Урок разработан учителем начальных классов МАОУ прогимназия «Кристаллик» г.Саратов Римдейка М.А.Авторская программа, разработанная А.А. Вахрушевым, которая обеспечена учебником (Вахрушев, Бурский, Рау...

Конспект урока окружающего мира "Страна городов" 4 класс УМК "Школа России"
На уроке предлагается работать в группах.Три группы получают разные задания и должны представить один из городов Древней Руси по определённому плану.Новгород, Киев, Москва....
конспект урока по окружающему миру "Страна городов"
Конспект урока по окружающему миру "Страна городов " 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру "Страна городов", 4 класс
Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему:«Страна городов» УМК "Школа России"
Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему:«Страна городов»...
Страна городов . окружающий мир, 4 класс. Конспект урока
Конспект открытого урока...
Страна городов . Окружающий мир, 4 класс. Конспект урока
Окружающий мир . 4 класс. УМК "Школа России"...
