Конспект урока "Русь- страна городов". Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Чистоклетова Ирина Сергеевна

Данный урок формирует у учащихся представление о городах Х - ХI.в.в. Киеве и Новгороде. Развивает устную речь, учит делать выводы, воспитывает любовь и интерес к истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок окружающего мира.22.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                   КОНСПЕКТ  УРОКА

Окружающий мир 4 класс.

Тема: Русь – страна городов.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формировать представление у учащихся о городах Х - ХI.в.в. Киеве и Новгороде. Развивать устную речь, учить делать выводы, воспитывать любовь и интерес к истории.

Задачи:

Образовательные: Сформировать у учащихся представление о городах X–XI вв. в Киеве и Новгороде.

Развивающие:  развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; способствовать развитию психических познавательных  процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, эмоций, речи.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к изучению истории прошлого; бережное трепетное отношение к историческому наследию прошлого; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения, расширять кругозор детей.

Планируемые результаты

Предметные: развивать навыки работы с текстом, умение отбирать необходимую информацию.

Личностные: поддерживать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность.

Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

Ход урока

1. Огр. момент

Здравствуйте. Проверьте все ли готово к уроку. садитесь.

2. Проверка дом. задания.

Сегодня мы продолжим наше виртуальное путешествие по Древней Руси.  Но для начала давайте разгадаем кроссворд

1.Кто создал Древне Русское государство? (кн. Олег)

2.С кем в те годы воевала Русь? (Византия)

3.  Как князю Олегу удалось заключить мирный договор с Византией?

4. Кто был первым правителем Руси в 862 году? (князь Рюрик)

5.Кто из князей получил в народе прозвище Красное Солнышко (кн. Владимир)

6. Как назывались жители Северной Европы ? (варяги)

7. Кто был советником и помощником великого князя киевского? ( бояре)

8. Какое прозвище в народе получил князь Олег? ( Вещий)

9 За какие заслуги на Руси чтят кн. Владимира? (крестил Русь)

10. Каково значение принятия Русью Христианства? ( грамотность, просвещение, искусство, ремесла. Окрепли связи Руси с др. христианскими государствами Европы, вырос ее авторитет)

11. В каком году крестили Русь?

- Какое слово получилось. ( Гардарик)

3. Определение темы урока

СЛАЙД2

- Еще одно устаревшее слово "Гардарик"

-Кто из вас может сказать, что обозначает слово " Гардарик"? Как вы думаете?

СЛАЙД 3 Так скандинавы называли Русь, а точный перевод Страна городов, так они называли  Древнюю Русь.

- Почему они называли Русь страной городов? ( На Руси возникло множество городов)

- Какие города  были в Древней Руси?

- Как вы думаете  о чем пойдет речь на уроке? ( О городах)

- Что бы вы хотели о них узнать?

От древних лет,

От лет давно минувших,

Седых времен родимой стороны,

Во мгле веков,  бесследно потонувших,

Хранятся дивные преданья старины.

СЛАЙД 4

- Как же появились города на Руси?

Давайте вспомним,  как жили древние славяне.

СЛАЙД 5 Славяне жили в поселениях, окружённых крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные посёлки были надёжными убежищами от нападений врагов и диких зверей. Постепенно разрастаясь, поселения становились городами, от слова «огораживать».

СЛАЙД 6 Центр древнерусского города был обычно укреплён и назывался «кремлём». Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь

СЛАЙД 7 Вокруг кремля располагался «посад» – так называли торгово-ремесленную часть русского города.

СЛАЙД 8 Здесь жили ремесленники, торговцы и другой городской люд. Шумно и оживлённо было на главной  торговой площади.

СЛАЙД  9

- Верно, много прекрасных городов стояло на Руси. Обо всех городах мы поговорить не успеем. Но в некоторые  все же заглянем.

 ЛЕГЕНДА О КИЕВЕ

Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом.

- Еще один из крупнейших городов того времени.

ЛЕГЕНДА О НОВГОРОДЕ

Расположен на берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым. 

4. Постановка цели и задач урока

- Что бы вы хотели узнать на уроке  об эти городах?

3. Новая тема.Знакомство с Древними городами.

1 этап  - И так появились Древний Киев и Древний Новгород...

- На прошлом уроке мы о них говорили. Давайте вспомним, что мы знаем об этих городах?

                              САМ.РАБОТА

- Перед вами лежат таблицы.  Вспомните все, что вы знаете об этих города и заполните по возможности таблицу.

ПРОВЕРКА

- Оказывается не так уж много мы знаем о соей истории. Но как утверждает один древний мудрец

   " Единственный пут, ведущий к знанию, - это деятельность"

СЛАЙД 10

2 этап -Работа с картами   Древнего Киева и Древнего Новгорода

РАБОТА В ПАРАХ

- Поработайте в парах.

  1. Перед вами, на парте лежат карты древних городов Киева и Новгорода.  Рассмотрите ее внимательно .Дополните таблицу .

-Что вы можете по карте сказать о расположении города?

-Каковы особенности этих городов? Чем окружены? как построены?

- Какие достопримечательности Киева? Новгорода?

-Кто же жил в этих городах? ( по карте на этот вопрос ответить нельзя)

- Кто правил? (тоже не написано)

  1. Что ты можешь рассказать о них по карте?

                     ПРОВЕРКА

ФИЗМИНУТКА

3 этап - Используется материал учебника допишите таблицу до конца.

1 группа – Древний Киев.

2 группа – Древний Новгород.

4. Закрепление

- Что же общего в этих города?

-В чем их отличие?

- Что мы можем теперь рассказать о Киеве?

ВИДЕО А хотите побывать в Древнем Киеве?

- Что вы можете рассказать о Древнем Новгороде?

ВИДЕО

 - Как гласит народная мудрость: " Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать "

5. Рефлексия

6. Итог урока ( оценки)Д.з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу "Окружающий мир" для 2 класса, на тему: "Люди, города, страны"

Урок разработан учителем начальных классов МАОУ прогимназия «Кристаллик» г.Саратов Римдейка М.А.Авторская программа, разработанная А.А. Вахрушевым, которая обеспечена учебником (Вахрушев, Бурский, Рау...

Конспект урока окружающего мира "Страна городов" 4 класс УМК "Школа России"

На уроке предлагается работать в группах.Три группы получают разные задания и должны представить один из городов Древней Руси по определённому плану.Новгород, Киев, Москва....

конспект урока по окружающему миру "Страна городов"

Конспект урока по окружающему миру "Страна городов " 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру "Страна городов", 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему:«Страна городов» УМК "Школа России"

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему:«Страна городов»...

Страна городов . Окружающий мир, 4 класс. Конспект урока

Окружающий мир . 4 класс. УМК "Школа России"...