УМК "Школа России". Окружающий мир. 1класс. "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Котова Мария Станиславовна
Данный конспект представляет собой подробный план урока-путешествия, главная цель которого — сформировать у первоклассников представление о необходимости соблюдения тишины и правил поведения в лесу. Урок построен на понимании того, что лес — это дом для многих животных, и шум может нарушить их жизнь, напугать их или помешать общению.
 
Ключевые цели и задачи:
 
· Образовательная: Познакомить учащихся с основными правилами поведения в лесу, объяснить, почему важно соблюдать тишину.
· Развивающая: Развивать умение анализировать поведение людей в природе, работать в группе, формулировать правила и представлять их в виде условных знаков.
· Воспитательная: Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе, чувство ответственности за окружающий мир.
 
Основные виды деятельности на уроке:
 
· Эмоциональный вход: Путешествие в лес с помощью воображения, прослушивание звуков леса.
· Пробуждение интереса: Анализ рассказа о неправильном поведении детей в лесу.
· Изучение нового: Знакомство с лесными животными (лось, заяц, сова, лиса, белка) через интересные факты из письма-жалобы белочки.
· Творческое задание: Работа в группах по составлению правил поведения и созданию к ним предупреждающих знаков.
· Закрепление: Интерактивная игра «Правда/Неправда» с мячом для проверки усвоения материала.
· Рефлексия: Подведение итогов, обсуждение того, что узнали и чему научились.
 
Используемые ресурсы и материалы:
 
· Учебник А.А. Плешакова для 1 класса.
· Мультимедийная презентация со слайдами и звуками леса.
· Раздаточный материал (разрезные картинки, листы для рисования знаков).
· Видеоматериал (мультфильм о правилах поведения, если потерялся).
 
Итоговый результат: Учащиеся осознают важность тихого и бережного поведения в лесу, смогут сформулировать основные правила (не шуметь, не мусорить, не ломать ветки, не пугать животных) и объяснить, к каким последствиям может привести их нарушение. Урок способствует формированию экологической культуры младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okrmir_1klass_pochemuvlesumybudemsoblyudattishinu.docx42.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1-го класса по УМК «Школа России»

Тема: почему в лесу мы будем соблюдать тишину!

Цели деятельности педагога

формирование представлений о звуках леса, об одном из важнейших экологических правил – соблюдения тишины в лесу.

Проводящий

Котова М.С. (учитель начальных классов)

Тип урока

Урок открытия нового знания

Средства обучения

Компьютер, проектор, учебник 1 класс УМК «Школа России» А.А. Плешаков, раздаточный материал.

Литература

#:~:text=%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%8C%20%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%83%20%D0%BD%D0%B0,%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%83%D1%8E%20%D0%BF%D0%B8%D1%89%D1%83%20%E2%80%94%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D1%8D%D0%BB%D1%8C%D1%84

Этап урока указанием продолжительности этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

Орг. момент (меньше минуты)

-Давайте встанем и поприветствуем друг друга. Проверьте готовность к занятию, на партах должны лежать учебник, карточки с заданиями и письменные принадлежности. Меня зовут Мария Станиславовна, рада вас видеть. Присаживайтесь, пожалуйста.

Проверяют готовность на уроке

- Учащиеся встают возле парты.

- Присаживаются на свои места.

Актуализация знаний (3минут)

Целеполагание

(1 минута)

Каждый день – всегда, везде

На уроке и в игре

Смело, чисто говорим

И тихонечко сидим.

Ребята, у нас сегодня необычный урок, мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие!

У вас на партах лежат конверты, в них разрезанные картинки, вы должны их правильно собрать и тогда мы узнаем, куда мы сегодня отправимся (собирают картинку леса)

- Что вы видите на картинке? (Сл2).

- Вот и отправимся сегодня в лес.

- А что такое лес?

- Лес – это обширный (большой) участок земли, густо покрытый деревьями и кустарниками, а также это дом для диких животных!

Тогда давайте наденем шлем, пристегнемся, крепко возьмемся за руль и отправимся в путь… Три- Четыре!

Посмотрите какая красота! (Сл3)

Давайте прислушаемся к голосам леса, закройте глазки (запись 1 с 7:50- телефон) Кого вы услышали? Для чего птицы издают голоса?

А какие еще звери обитают в лесу? Угадайте кому принадлежат эти звуки?(Сл4)

Выполнение задания учебника: с.48

Рассмотрите картинку на с.48(Сл5)

Попробуйте изобразить шелест листьев и травы, жужжание шмеля, как кукует кукушка, как поет синичка, звук капель дождя. Красиво? Сколько много разных звуков!

Какие молодцы!

Ребята, а вот чему мы научимся сегодня на уроке мы определим, когда послушаем один рассказ.

«Пришли дети в лес без взрослых. По дороге к большой поляне, они слушали музыку. На привале наломали веток и разожгли костер. Поиграли, поели. Побросав пакеты и банки, сытые пошли домой. По дороге нашли маленького ежа и взяли его с собой. С охапкой полевых цветов, отдохнувшие вернулись домой».

Как вы считаете, правильно ли вели себя дети на природе?

А как нужно себя вести в лесу?

Верно! А почему, мы сейчас и узнаем… Помогите мне составить тему сегодняшнего урока

Тема урока: Почему в лесу мы будем соблюдать тишину!(Сл6)

А какую цель мы с вами поставим на этот урок? Давайте я помогу,

У нас есть правила поведения в школе, на уроке, правила ДД, а как вы думаете, есть правила поведения в лесу? Чтобы не повторять ошибки ребят, мы сегодня на уроке, познакомимся с правилами поведения в лесу.

Тогда давайте поставим следующую цель: Узнать для чего нужно соблюдать правила поведения в природе(Сл6)

Лес. (Такая же картинка и на слайде)

Ответы детей

(хором) Поехали!

Они общаются

Ответ детей

Лисица, белочка, лось..

ШШШШШ

ЖЖЖЖЖЖЖ

КУКУКУКУ

ПИУ ПИУ ПИУ

КАП КАП КАП

Нееет!

Тихо!

(Отвечают, делают предположения)

Даа!

Изложение учебного материала (5минут)

- Ой, ребята, я что – то нашла. Это письмо. Для вас, от жительницы леса.(Сл7)

-Послушайте.

«Однажды я в лесу орехи собирала.

И я в лесу том каждый сук и каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип пришёл с большой котомкой

Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал, зажал под мышкой ветви.

Нашёл один орех – сорвал, сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь, пошёл себе довольный.

А мне же бедной и смотреть на это было больно»

Кто же написал это письмо?

Вы правы, белочка очень беспокоится не только за своих бельчат, но и за других детенышей, ведь они такие маленькие, беззащитные, громкие звуки и неосторожные движения могут напугать их, будьте внимательнее к лесным животным!

Давайте рассмотрим их поближе, для это внимательно посмотрите на слайд, кто прячется в нашем лесу?(Сл8)

Кто-нибудь знает какие-нибудь интересные факты про этих животных? С кого начнем?

А вы знали что:

ЛОСЬ:

  • Рога у лосей крупнее, чем у любых других современных животных. Их размах достигает 1,8 метров.
  • Прозвище «сохатый» лось заслужил из-за формы его рогов, напоминающей соху, сельскохозяйственный инструмент.
  • Примерно с декабря по май лоси ходят без рогов, сбрасывая их на зиму. А у самок рогов и вовсе нет.

ЗАЯЦ:

  • Зайцы очень умело путают следы, постоянно пересекают свои же тропы. Распутать следы зайца очень не просто. Несколько раз пытался - не получилось.
  • Зайцев называют "Косым", но на деле это не так.
  • Предупреждая сородичей об опасности, зайцы могут "барабанить". Они бьют передними лапами, создавая шум.
  • Не многие знают, но Заяц-беляк, это вид зайца. И они белые только зимой.

СОВА:

  • Полёт совы совершенно бесшумен благодаря её особенным перьям. Это полезное свойство помогает совам в их ночной охоте.
  • Большинство сов — ночные птицы, днём они предпочитают спать. Впрочем, некоторые совы охотятся на рассвете или на закате, то есть в сумерках.
  • Сова может повернуть голову на 270 градусов, то есть сделать три четверти полного оборота.
  • Глаза сов полностью неподвижны, именно поэтому природа наградила их такой подвижной шеей.

ОЛЕНЬ:

  • Оленята могут стоять на ногах сразу после рождения.
  • Северные олени — единственные, у которых рогами обладают не только самцы, но и самки.

ЛИСА:

  • Лисицы всеядные. Преимущественно питаются лисы небольшими животными: мелкими грызунами, кроликами, зайцами и косулями.
  • Хвост для лисы очень важный орган. Во время бега он помогает ей держать равновесие, а зимой служит дополнительной защитой от холода.
  • Лисицы очень осторожны. В случае опасности или погони они запутывают следы и перепрятываются в других местах, чтобы ввести преследователя в заблуждение. Именно из-за этой особенности лисе присвоено звание самого хитрого зверя.

БЕЛКА:

  • Чтобы пережить зиму одной белке необходимо около 3 000 орехов.
  • Бельчата появляются на свет уже с хорошо развитыми когтями, но абсолютно слепые.
  • Зверьки ведут одиночный образ жизни, но зимой белки, чтобы пережить холода, иногда собираются в дуплах или гнездах от 3 до 6 особей.
  • Каждую осень белки делают запасы на зиму, пряча по разным укромным местам орехи, шишки, грибы, разные корни.
  • Самое развитое чувство у зверька - это слух.
  • Белка может остаться целой и невредимой при падении с высоты 30 метров. Помогает ей в этом хвост, который она использует в таких случаях как парашют.

Посмотрите сколько нового мы сегодня узнали!

Перед тем, как выполнить следующее групповое задание, давайте встанем и настроимся на работу!

Белочка

(ребята внимательно ищут на слайде детенышей)

Делятся фактами, выбирают любое животное

ФизМинутка

(меньше минута)

Мы по лесу прогулялись и немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед. (Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете: стали карликами дети. (Присели.)
А потом все дружно встали, великанами мы стали. (Встали.)
Дружно хлопаем.
(Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

Этап усвоения новых знаний (6 мин)

Итак, внимательно рассмотрите картинку (с.49), обсудите в группах поведение детей на рисунке и попробуйте сформулировать правила поведения в лесу, придумайте к ним условные знаки, изобразите их на листочках, которые я вам сейчас выдам

Проверим работу. Объясните, что делают дети и, как вы считаете, как можно оценить их поведение. Почему вы так считаете? К чему может привести такое поведение детей? Покажите и расскажите по очереди, какие вы нарисовали знаки, объясните свой выбор.

Действительно, если мы будем себя вести тихо, то лесные жители не испугаются нас. И мы сможем многих из них увидеть. Ведь голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Шумом мы можем очень испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными.

У нас с вами есть дом и стараемся содержать его в порядке. Так и лес для животных является домом, и многие животные могут убежать или улететь из того уголка леса, где их испугали шумом.

Ребята, а в каких случаях можно громко себя вести в лесу?

Вы абсолютно правы, а знаете, что нужно делать, если вы случайно потерялись?

Тогда давайте посмотрим мультфильм…

Какие правила вы запомнили?

Фронтально обсуждаются результаты работы, формулируется правило, правило обозначается условным знаком (дети предлагают вариант условного обозначения правила)

Когда ты потерялся?

Нет

Смотрят, запоминают

вспоминают

Этап проверки и закрепления новых знаний (2 мин)

А сейчас мы с вами поиграем в игру ПРАВДА/НЕПРАВДА я буду поочереди кидать вам мячик, если утверждение будет правдивым, прижимайте игрушку к себе, а сели нет, быстро поднимите наверх! Все запомнили? Начинаем!

Главное правило поведения, которое нужно соблюдать в лесу это

слушать громко музыку!

Голоса животных - это их МЫСЛИ!

Тишину нужно соблюдать для того, чтобы не нарушить жизнь обитателей леса!

Если мы потерялись в лесу, не надо есть ягоды!

В лес нужно ходить только с сопровождением взрослых!

Слушают, готовятся

Да!

Этап подведения итогов и рефлексия (2 мин)

О чем мы с вами говорили на уроке?

Как нужно вести себя в лесу?

Вспомните правила поведения в лесу?

Что вам запомнилось больше всего на уроке?

Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился(лась) ….

Я понял (а) …. Я смогу … .

Дети делятся своим впечатлением, активно работают, дополняют предложения

Орг. Момент. (меньше минуты)

Спасибо за работу, вы большие молодцы, до свидания!

Оценивают свою работу, прощаются

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» 1 класс

Цель урока: познакомить с правилами поведения в лесу; дать представление о цветах и бабочках леса, их взаимосвязи; проанализировать поведение людей в лесу; воспитывать любовь к природе, бережное...

Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о необходимости соблюдения тишины, звуков леса, их разнообразие и красота. Планируемые результатыПредметные:- знать необходимость соблюдения пр...

Конспект урока окружающего мира «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о звуках природы в лесу, о правилах поведения в лесу; расширение кругозора детей.Цель урока (по выпускной квалификационной работе): формирование э...

Конспект урока по окружающему миру "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование знаний о правилах поведения в природе (лесу); умений определять лесных обитателей по звукам, передавать голосом звуки леса; воспитание бережного отношения...

Конспект урока окружающего мира «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о необходимости соблюдения тишины, звуков леса, их разнообразие и красота.Планируемые результатыПредметные:- знать необходимость соблюдения правил тишины...

Технологическая карта урока по Окружающему миру «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (1 класс УМК Школа России)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний о цветах и бабочках луга, дать представление об их взаимосвязи и правилах поведениия в лесу. Задачи урока...