Занятие по экологии в дополнительном образовании " Путешествие в мир живой и неживой природы".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Монасырчук Инна Анатольевна

Тема: «Путешествие в мир живой и неживой природы»

 

Цель: Сформировать у детей первоначальные представления о живой и неживой природе, научить отличать их объекты и понимать взаимосвязь между ними.

 

Задачи:

 

 Образовательные: Познакомить с понятиями «живая природа», «неживая природа». Учить выделять характерные признаки живого (дышит, питается, растет, размножается, умирает).

 Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, обогащать словарный запас.

 Воспитательные: Воспитывать бережное отношение ко всей природе, любознательность, интерес к окружающему миру.

 

Возраст: (7-10 лет).

 

Продолжительность: 40 минут.

 

Оборудование и материалы:

 

 Картинки или слайды с изображениями: солнце, облака, горы, вода, цветок, дерево, кошка, бабочка, ребенок, камень, игрушка, стул, книга.

 Фигурки или игрушки (животные, растения).

 Натуральные объекты: камень, ракушка, шишка, веточка живого растения в горшке, яблоко.

 Два больших конверта или коробки с надписями-символами: «Живая природа» (например, смайлик-солнышко) и «Неживая природа» (например, камушек и солнце).

Карточки для игры.

Простые карандаши или фломастеры, листы бумаги.

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент (2-3 минуты)

 

Цель: Создать положительный настрой, настроить на работу.

 

· Педагог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие – в мир природы! Мы будем внимательными, любознательными и поможем друг другу».

 

2. Введение в тему. Создание проблемной ситуации (5 минут)

 

Цель: Актуализировать знания детей, подвести к теме занятия.

 

· Педагог: «Посмотрите вокруг себя. Всё, что нас окружает, – это огромный мир. А теперь закройте глаза и представьте: лес, речку, солнце, птиц, цветы. Откройте глаза. Как вы думаете, что такое природа?» (Выслушиваются ответы детей).

· «Правильно! Природа – это всё, что нас окружает и не создано руками человека. А теперь скажите, стол, за которым вы сидите, – это природа? А книгу? А кошку? А солнце?»

 «Я вижу, вы немного затрудняетесь. Чтобы разобраться, давайте разделим всю природу на два больших царства. И тема нашего занятия так и звучит: «Живая и неживая природа».

 

3. Изучение нового материала (10-15 минут)

 

Цель: Познакомить с признаками живой и неживой природы.

 

Часть 1. «Живая природа»

 

 Педагог: «Давайте познакомимся с первым царством – царством Живой природы. Кто же здесь живёт?» (Показывает картинки: дерево, цветок, бабочка, собака, человек).

 «Правильно! Это растения, животные, грибы, насекомые, птицы, рыбы и человек. Все они – живые. А как мы можем догадаться, что они живые? Что умеют делать все живые организмы?»

 Вместе с детьми педагог выводит признаки живого и закрепляет их на доске или плакате с помощью картинок-символов:

  1. Дышат (рисуем легкие или листик).

  2. Питаются (рисуем яблоко или миску с едой).

  3. Растут (рисуем стрелочку вверх или два человечка – маленького и большого).

  4. Размножаются (рисуем маму и малыша, или цветок с семечком).

  5. Умирают (этот пункт можно обозначить более мягко, например, «изменяются со временем»).

 Игра-физкультминутка «Мы – живые!»: «Давайте представим, что мы – семечки (дети садятся на корточки). Мы дышим (глубокий вдох-выдох). Нас полили дождиком, мы питаемся и начинаем расти! (дети медленно встают, тянутся вверх). Мы выроли в красивые цветы (дети показывают руками «цветок»). У нас появились детки-семена (машут пальчиками). Молодцы!»

 

Часть 2. «Неживая природа»

 

 Педагог: «А теперь второе царство – царство Неживой природы. Сюда входят объекты, которые не обладают признаками живого. Они не дышат, не питаются, не растут так, как живые существа, и не размножаются. Кто же здесь обитает?»

 Показывает картинки: солнце, луна, камни, вода, облака, горы, песок.

 «Солнце светит и греет, вода течет, камни лежат на месте, ветер дует. Они важны и нужны, но они – неживые».

 

4. Закрепление материала. Игры и задания (10 минут)

 

Цель: Проверить усвоение материала в игровой форме.

 

Задание 1: «Помоги рассортировать»

 

На столе разложены картинки или предметы (камень, шишка, игрушечная машинка, ракушка, лист растения, яблоко, пластмассовый цветок).

 Двое детей получают коробки «Живая природа» и «Неживая природа». Задача команды – быстро и правильно разложить объекты по коробкам.

Важно: Обсудить спорные объекты:

   Ракушка – когда-то была частью живого моллюска, а сейчас это неживой предмет.

   Шишка – часть живого растения (дерева).

   Яблоко – сорванное яблоко уже не растет, но оно было частью живого дерева и внутри есть живые семена.

   Игрушка, машинка – это вообще не природа, а созданное человеком.

 

Задание 2: «Цепочка жизни»

 

· Педагог: «Ребята, а как вы думаете, живая и неживая природа дружат? Могут ли они существовать отдельно?»

· Предлагает построить цепочку: Солнце (неживое) светит и греет -> дает силу растению (живому) расти -> растение выделяет кислород и дает пищу животному (живому) -> Животное не может жить без воздуха и воды (неживое).

· Вывод: «Всё в природе взаимосвязано! Неживая природа помогает живой, а живая, в свою очередь, часто изменяет неживую».

 

5. Творческое задание (5 минут)

 

Цель: Развитие творческих способностей и закрепление темы.

 

 Детям раздаются листы бумаги, разделенные пополам.

 Задание: на одной половине листа нарисовать объект живой природы, а на другой – объект неживой природы, которые дружат между собой (например, рыбка в реке, цветок на солнце, птица в небе).

 Можно кратко подписать рисунки.

 

6. Подведение итогов и рефлексия (3 минуты)

 

Цель: Обобщить полученные знания.

 

 Педагог: «Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним:

 Что такое живая природа? Назовите её признаки.

 Что такое неживая природа? Приведите примеры.

 Почему важно беречь и живую, и неживую природу?»

 «Вы сегодня были настоящими исследователями! Молодцы! Помните, что мы – часть живой природы и должны заботиться о нашем общем доме – планете Земля».

 

Дополнительные идеи для продления занятия или для работы в группе:

 

Загадки: Загадать загадки про объекты живой и неживой природы.

Игра «Живое – неживое»: Педагог называет объект. Если объект живой, дети прыгают на месте; если неживой – приседают.

Наблюдение за окном: Попросить детей посмотреть в окно и по очереди называть объекты живой и неживой природы, которые они видят.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zhivaya_i_nezhivaya_priroda.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в мир живой и неживой природы»

Цель: Сформировать у детей первоначальные представления о живой и неживой природе, научить отличать их объекты и понимать взаимосвязь между ними.

Задачи:

 Образовательные: Познакомить с понятиями «живая природа», «неживая природа». Учить выделять характерные признаки живого (дышит, питается, растет, размножается, умирает).

 Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, обогащать словарный запас.

 Воспитательные: Воспитывать бережное отношение ко всей природе, любознательность, интерес к окружающему миру.

Возраст: (7-10 лет).

Продолжительность: 40 минут.

Оборудование и материалы:

 Картинки или слайды с изображениями: солнце, облака, горы, вода, цветок, дерево, кошка, бабочка, ребенок, камень, игрушка, стул, книга.

 Фигурки или игрушки (животные, растения).

 Натуральные объекты: камень, ракушка, шишка, веточка живого растения в горшке, яблоко.

 Два больших конверта или коробки с надписями-символами: «Живая природа» (например, смайлик-солнышко) и «Неживая природа» (например, камушек и солнце).

Карточки для игры.

Простые карандаши или фломастеры, листы бумаги.

Ход занятия

1. Организационный момент (2-3 минуты)

Цель: Создать положительный настрой, настроить на работу.

· Педагог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие – в мир природы! Мы будем внимательными, любознательными и поможем друг другу».

2. Введение в тему. Создание проблемной ситуации (5 минут)

Цель: Актуализировать знания детей, подвести к теме занятия.

· Педагог: «Посмотрите вокруг себя. Всё, что нас окружает, – это огромный мир. А теперь закройте глаза и представьте: лес, речку, солнце, птиц, цветы. Откройте глаза. Как вы думаете, что такое природа?» (Выслушиваются ответы детей).

· «Правильно! Природа – это всё, что нас окружает и не создано руками человека. А теперь скажите, стол, за которым вы сидите, – это природа? А книгу? А кошку? А солнце?»

 «Я вижу, вы немного затрудняетесь. Чтобы разобраться, давайте разделим всю природу на два больших царства. И тема нашего занятия так и звучит: «Живая и неживая природа».

3. Изучение нового материала (10-15 минут)

Цель: Познакомить с признаками живой и неживой природы.

Часть 1. «Живая природа»

 Педагог: «Давайте познакомимся с первым царством – царством Живой природы. Кто же здесь живёт?» (Показывает картинки: дерево, цветок, бабочка, собака, человек).

 «Правильно! Это растения, животные, грибы, насекомые, птицы, рыбы и человек. Все они – живые. А как мы можем догадаться, что они живые? Что умеют делать все живые организмы?»

 Вместе с детьми педагог выводит признаки живого и закрепляет их на доске или плакате с помощью картинок-символов:

  1. Дышат (рисуем легкие или листик).

  2. Питаются (рисуем яблоко или миску с едой).

  3. Растут (рисуем стрелочку вверх или два человечка – маленького и большого).

  4. Размножаются (рисуем маму и малыша, или цветок с семечком).

  5. Умирают (этот пункт можно обозначить более мягко, например, «изменяются со временем»).

 Игра-физкультминутка «Мы – живые!»: «Давайте представим, что мы – семечки (дети садятся на корточки). Мы дышим (глубокий вдох-выдох). Нас полили дождиком, мы питаемся и начинаем расти! (дети медленно встают, тянутся вверх). Мы выроли в красивые цветы (дети показывают руками «цветок»). У нас появились детки-семена (машут пальчиками). Молодцы!»

Часть 2. «Неживая природа»

 Педагог: «А теперь второе царство – царство Неживой природы. Сюда входят объекты, которые не обладают признаками живого. Они не дышат, не питаются, не растут так, как живые существа, и не размножаются. Кто же здесь обитает?»

 Показывает картинки: солнце, луна, камни, вода, облака, горы, песок.

 «Солнце светит и греет, вода течет, камни лежат на месте, ветер дует. Они важны и нужны, но они – неживые».

4. Закрепление материала. Игры и задания (10 минут)

Цель: Проверить усвоение материала в игровой форме.

Задание 1: «Помоги рассортировать»

На столе разложены картинки или предметы (камень, шишка, игрушечная машинка, ракушка, лист растения, яблоко, пластмассовый цветок).

 Двое детей получают коробки «Живая природа» и «Неживая природа». Задача команды – быстро и правильно разложить объекты по коробкам.

Важно: Обсудить спорные объекты:

   Ракушка – когда-то была частью живого моллюска, а сейчас это неживой предмет.

   Шишка – часть живого растения (дерева).

   Яблоко – сорванное яблоко уже не растет, но оно было частью живого дерева и внутри есть живые семена.

   Игрушка, машинка – это вообще не природа, а созданное человеком.

Задание 2: «Цепочка жизни»

· Педагог: «Ребята, а как вы думаете, живая и неживая природа дружат? Могут ли они существовать отдельно?»

· Предлагает построить цепочку: Солнце (неживое) светит и греет -> дает силу растению (живому) расти -> растение выделяет кислород и дает пищу животному (живому) -> Животное не может жить без воздуха и воды (неживое).

· Вывод: «Всё в природе взаимосвязано! Неживая природа помогает живой, а живая, в свою очередь, часто изменяет неживую».

5. Творческое задание (5 минут)

Цель: Развитие творческих способностей и закрепление темы.

 Детям раздаются листы бумаги, разделенные пополам.

 Задание: на одной половине листа нарисовать объект живой природы, а на другой – объект неживой природы, которые дружат между собой (например, рыбка в реке, цветок на солнце, птица в небе).

 Можно кратко подписать рисунки.

6. Подведение итогов и рефлексия (3 минуты)

Цель: Обобщить полученные знания.

 Педагог: «Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним:

 Что такое живая природа? Назовите её признаки.

 Что такое неживая природа? Приведите примеры.

 Почему важно беречь и живую, и неживую природу?»

 «Вы сегодня были настоящими исследователями! Молодцы! Помните, что мы – часть живой природы и должны заботиться о нашем общем доме – планете Земля».

Дополнительные идеи для продления занятия или для работы в группе:

Загадки: Загадать загадки про объекты живой и неживой природы.

Игра «Живое – неживое»: Педагог называет объект. Если объект живой, дети прыгают на месте; если неживой – приседают.

Наблюдение за окном: Попросить детей посмотреть в окно и по очереди называть объекты живой и неживой природы, которые они видят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Конспект занятия по логопедии "Живая и неживая природа"

Данное занятие поможет молодому спецмалисту в разрабтке подобных занятий...

Живая и неживая природа. Конспект занятия по "Экологии". 1 кл

Живая и неживая природа. Конспект занятия по "Экологии"...

Статья «Игра-путешествие по теме «Осенние изменения в живой и неживой природе».

Игра - путешествие для учащихся начальной школы. Интересное путешествие в осень....

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 2 класс Тема: Произносительная сторона речи. Звук [С] . Формирование речевого слуха. Тема "Живая и неживая природа"

Индивидуальное  занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи  2 классТема:  Произносительная сторона речи.  Звук  [С] .  Фор...