Занятие по экологии в дополнительном образовании " Путешествие в мир живой и неживой природы".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Тема: «Путешествие в мир живой и неживой природы»
Цель: Сформировать у детей первоначальные представления о живой и неживой природе, научить отличать их объекты и понимать взаимосвязь между ними.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с понятиями «живая природа», «неживая природа». Учить выделять характерные признаки живого (дышит, питается, растет, размножается, умирает).
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, обогащать словарный запас.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение ко всей природе, любознательность, интерес к окружающему миру.
Возраст: (7-10 лет).
Продолжительность: 40 минут.
Оборудование и материалы:
Картинки или слайды с изображениями: солнце, облака, горы, вода, цветок, дерево, кошка, бабочка, ребенок, камень, игрушка, стул, книга.
Фигурки или игрушки (животные, растения).
Натуральные объекты: камень, ракушка, шишка, веточка живого растения в горшке, яблоко.
Два больших конверта или коробки с надписями-символами: «Живая природа» (например, смайлик-солнышко) и «Неживая природа» (например, камушек и солнце).
Карточки для игры.
Простые карандаши или фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия
1. Организационный момент (2-3 минуты)
Цель: Создать положительный настрой, настроить на работу.
· Педагог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие – в мир природы! Мы будем внимательными, любознательными и поможем друг другу».
2. Введение в тему. Создание проблемной ситуации (5 минут)
Цель: Актуализировать знания детей, подвести к теме занятия.
· Педагог: «Посмотрите вокруг себя. Всё, что нас окружает, – это огромный мир. А теперь закройте глаза и представьте: лес, речку, солнце, птиц, цветы. Откройте глаза. Как вы думаете, что такое природа?» (Выслушиваются ответы детей).
· «Правильно! Природа – это всё, что нас окружает и не создано руками человека. А теперь скажите, стол, за которым вы сидите, – это природа? А книгу? А кошку? А солнце?»
«Я вижу, вы немного затрудняетесь. Чтобы разобраться, давайте разделим всю природу на два больших царства. И тема нашего занятия так и звучит: «Живая и неживая природа».
3. Изучение нового материала (10-15 минут)
Цель: Познакомить с признаками живой и неживой природы.
Часть 1. «Живая природа»
Педагог: «Давайте познакомимся с первым царством – царством Живой природы. Кто же здесь живёт?» (Показывает картинки: дерево, цветок, бабочка, собака, человек).
«Правильно! Это растения, животные, грибы, насекомые, птицы, рыбы и человек. Все они – живые. А как мы можем догадаться, что они живые? Что умеют делать все живые организмы?»
Вместе с детьми педагог выводит признаки живого и закрепляет их на доске или плакате с помощью картинок-символов:
1. Дышат (рисуем легкие или листик).
2. Питаются (рисуем яблоко или миску с едой).
3. Растут (рисуем стрелочку вверх или два человечка – маленького и большого).
4. Размножаются (рисуем маму и малыша, или цветок с семечком).
5. Умирают (этот пункт можно обозначить более мягко, например, «изменяются со временем»).
Игра-физкультминутка «Мы – живые!»: «Давайте представим, что мы – семечки (дети садятся на корточки). Мы дышим (глубокий вдох-выдох). Нас полили дождиком, мы питаемся и начинаем расти! (дети медленно встают, тянутся вверх). Мы выроли в красивые цветы (дети показывают руками «цветок»). У нас появились детки-семена (машут пальчиками). Молодцы!»
Часть 2. «Неживая природа»
Педагог: «А теперь второе царство – царство Неживой природы. Сюда входят объекты, которые не обладают признаками живого. Они не дышат, не питаются, не растут так, как живые существа, и не размножаются. Кто же здесь обитает?»
Показывает картинки: солнце, луна, камни, вода, облака, горы, песок.
«Солнце светит и греет, вода течет, камни лежат на месте, ветер дует. Они важны и нужны, но они – неживые».
4. Закрепление материала. Игры и задания (10 минут)
Цель: Проверить усвоение материала в игровой форме.
Задание 1: «Помоги рассортировать»
На столе разложены картинки или предметы (камень, шишка, игрушечная машинка, ракушка, лист растения, яблоко, пластмассовый цветок).
Двое детей получают коробки «Живая природа» и «Неживая природа». Задача команды – быстро и правильно разложить объекты по коробкам.
Важно: Обсудить спорные объекты:
Ракушка – когда-то была частью живого моллюска, а сейчас это неживой предмет.
Шишка – часть живого растения (дерева).
Яблоко – сорванное яблоко уже не растет, но оно было частью живого дерева и внутри есть живые семена.
Игрушка, машинка – это вообще не природа, а созданное человеком.
Задание 2: «Цепочка жизни»
· Педагог: «Ребята, а как вы думаете, живая и неживая природа дружат? Могут ли они существовать отдельно?»
· Предлагает построить цепочку: Солнце (неживое) светит и греет -> дает силу растению (живому) расти -> растение выделяет кислород и дает пищу животному (живому) -> Животное не может жить без воздуха и воды (неживое).
· Вывод: «Всё в природе взаимосвязано! Неживая природа помогает живой, а живая, в свою очередь, часто изменяет неживую».
5. Творческое задание (5 минут)
Цель: Развитие творческих способностей и закрепление темы.
Детям раздаются листы бумаги, разделенные пополам.
Задание: на одной половине листа нарисовать объект живой природы, а на другой – объект неживой природы, которые дружат между собой (например, рыбка в реке, цветок на солнце, птица в небе).
Можно кратко подписать рисунки.
6. Подведение итогов и рефлексия (3 минуты)
Цель: Обобщить полученные знания.
Педагог: «Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним:
Что такое живая природа? Назовите её признаки.
Что такое неживая природа? Приведите примеры.
Почему важно беречь и живую, и неживую природу?»
«Вы сегодня были настоящими исследователями! Молодцы! Помните, что мы – часть живой природы и должны заботиться о нашем общем доме – планете Земля».
Дополнительные идеи для продления занятия или для работы в группе:
Загадки: Загадать загадки про объекты живой и неживой природы.
Игра «Живое – неживое»: Педагог называет объект. Если объект живой, дети прыгают на месте; если неживой – приседают.
Наблюдение за окном: Попросить детей посмотреть в окно и по очереди называть объекты живой и неживой природы, которые они видят.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в мир живой и неживой природы»
Цель: Сформировать у детей первоначальные представления о живой и неживой природе, научить отличать их объекты и понимать взаимосвязь между ними.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с понятиями «живая природа», «неживая природа». Учить выделять характерные признаки живого (дышит, питается, растет, размножается, умирает).
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, обогащать словарный запас.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение ко всей природе, любознательность, интерес к окружающему миру.
Возраст: (7-10 лет).
Продолжительность: 40 минут.
Оборудование и материалы:
Картинки или слайды с изображениями: солнце, облака, горы, вода, цветок, дерево, кошка, бабочка, ребенок, камень, игрушка, стул, книга.
Фигурки или игрушки (животные, растения).
Натуральные объекты: камень, ракушка, шишка, веточка живого растения в горшке, яблоко.
Два больших конверта или коробки с надписями-символами: «Живая природа» (например, смайлик-солнышко) и «Неживая природа» (например, камушек и солнце).
Карточки для игры.
Простые карандаши или фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия
1. Организационный момент (2-3 минуты)
Цель: Создать положительный настрой, настроить на работу.
· Педагог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие – в мир природы! Мы будем внимательными, любознательными и поможем друг другу».
2. Введение в тему. Создание проблемной ситуации (5 минут)
Цель: Актуализировать знания детей, подвести к теме занятия.
· Педагог: «Посмотрите вокруг себя. Всё, что нас окружает, – это огромный мир. А теперь закройте глаза и представьте: лес, речку, солнце, птиц, цветы. Откройте глаза. Как вы думаете, что такое природа?» (Выслушиваются ответы детей).
· «Правильно! Природа – это всё, что нас окружает и не создано руками человека. А теперь скажите, стол, за которым вы сидите, – это природа? А книгу? А кошку? А солнце?»
«Я вижу, вы немного затрудняетесь. Чтобы разобраться, давайте разделим всю природу на два больших царства. И тема нашего занятия так и звучит: «Живая и неживая природа».
3. Изучение нового материала (10-15 минут)
Цель: Познакомить с признаками живой и неживой природы.
Часть 1. «Живая природа»
Педагог: «Давайте познакомимся с первым царством – царством Живой природы. Кто же здесь живёт?» (Показывает картинки: дерево, цветок, бабочка, собака, человек).
«Правильно! Это растения, животные, грибы, насекомые, птицы, рыбы и человек. Все они – живые. А как мы можем догадаться, что они живые? Что умеют делать все живые организмы?»
Вместе с детьми педагог выводит признаки живого и закрепляет их на доске или плакате с помощью картинок-символов:
1. Дышат (рисуем легкие или листик).
2. Питаются (рисуем яблоко или миску с едой).
3. Растут (рисуем стрелочку вверх или два человечка – маленького и большого).
4. Размножаются (рисуем маму и малыша, или цветок с семечком).
5. Умирают (этот пункт можно обозначить более мягко, например, «изменяются со временем»).
Игра-физкультминутка «Мы – живые!»: «Давайте представим, что мы – семечки (дети садятся на корточки). Мы дышим (глубокий вдох-выдох). Нас полили дождиком, мы питаемся и начинаем расти! (дети медленно встают, тянутся вверх). Мы выроли в красивые цветы (дети показывают руками «цветок»). У нас появились детки-семена (машут пальчиками). Молодцы!»
Часть 2. «Неживая природа»
Педагог: «А теперь второе царство – царство Неживой природы. Сюда входят объекты, которые не обладают признаками живого. Они не дышат, не питаются, не растут так, как живые существа, и не размножаются. Кто же здесь обитает?»
Показывает картинки: солнце, луна, камни, вода, облака, горы, песок.
«Солнце светит и греет, вода течет, камни лежат на месте, ветер дует. Они важны и нужны, но они – неживые».
4. Закрепление материала. Игры и задания (10 минут)
Цель: Проверить усвоение материала в игровой форме.
Задание 1: «Помоги рассортировать»
На столе разложены картинки или предметы (камень, шишка, игрушечная машинка, ракушка, лист растения, яблоко, пластмассовый цветок).
Двое детей получают коробки «Живая природа» и «Неживая природа». Задача команды – быстро и правильно разложить объекты по коробкам.
Важно: Обсудить спорные объекты:
Ракушка – когда-то была частью живого моллюска, а сейчас это неживой предмет.
Шишка – часть живого растения (дерева).
Яблоко – сорванное яблоко уже не растет, но оно было частью живого дерева и внутри есть живые семена.
Игрушка, машинка – это вообще не природа, а созданное человеком.
Задание 2: «Цепочка жизни»
· Педагог: «Ребята, а как вы думаете, живая и неживая природа дружат? Могут ли они существовать отдельно?»
· Предлагает построить цепочку: Солнце (неживое) светит и греет -> дает силу растению (живому) расти -> растение выделяет кислород и дает пищу животному (живому) -> Животное не может жить без воздуха и воды (неживое).
· Вывод: «Всё в природе взаимосвязано! Неживая природа помогает живой, а живая, в свою очередь, часто изменяет неживую».
5. Творческое задание (5 минут)
Цель: Развитие творческих способностей и закрепление темы.
Детям раздаются листы бумаги, разделенные пополам.
Задание: на одной половине листа нарисовать объект живой природы, а на другой – объект неживой природы, которые дружат между собой (например, рыбка в реке, цветок на солнце, птица в небе).
Можно кратко подписать рисунки.
6. Подведение итогов и рефлексия (3 минуты)
Цель: Обобщить полученные знания.
Педагог: «Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним:
Что такое живая природа? Назовите её признаки.
Что такое неживая природа? Приведите примеры.
Почему важно беречь и живую, и неживую природу?»
«Вы сегодня были настоящими исследователями! Молодцы! Помните, что мы – часть живой природы и должны заботиться о нашем общем доме – планете Земля».
Дополнительные идеи для продления занятия или для работы в группе:
Загадки: Загадать загадки про объекты живой и неживой природы.
Игра «Живое – неживое»: Педагог называет объект. Если объект живой, дети прыгают на месте; если неживой – приседают.
Наблюдение за окном: Попросить детей посмотреть в окно и по очереди называть объекты живой и неживой природы, которые они видят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.
Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...
Конспект занятия по логопедии "Живая и неживая природа"
Данное занятие поможет молодому спецмалисту в разрабтке подобных занятий...
Живая и неживая природа. Конспект занятия по "Экологии". 1 кл
Живая и неживая природа. Конспект занятия по "Экологии"...

Статья «Игра-путешествие по теме «Осенние изменения в живой и неживой природе».
Игра - путешествие для учащихся начальной школы. Интересное путешествие в осень....

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 2 класс Тема: Произносительная сторона речи. Звук [С] . Формирование речевого слуха. Тема "Живая и неживая природа"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 2 классТема: Произносительная сторона речи. Звук [С] . Фор...

Урок мир природы и человека. Тема: Объекты живой и неживой природы.
Урок для проведения в 1 классе....

2 класс. Окружающий мир Тема: "Живая и неживая природа, Явления природы."
Урок по предмету "Окружающий мир" 2 класс...
