Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Россия на карте"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте"
УМК: Школа России
Учебник: Окружающий мир 2 класс Плешаков А.А. часть 2.
Основная цель темы: формирование понятия "Географическая карта", ознакомление с условными знаками на карте, формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты.
Предмет усвоения: географическая карта, условные знаки на карте, стороны горизонта.
Тип урока: комбинированный урок
Ресурсы урока (средства обучения): учебник Окружающий мир 2 класс Плешаков А.А. часть 2, тетрадь, презентация, раздаточный материал.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 844.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование урока по теме
«Россия на карте»
Выполнил учитель начальных классов: Непомилуева А.И.
УМК: «Школа России»
Учебник: Окружающий мир 2 класс Плешаков А. А. часть 2
Основная цель темы: формирование понятия «Географическая карта», ознакомление с условными знаками на карте, формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты.
Задачи | С точки зрения учителя |
Образовательные | Формировать понятия: карта, условные знаки; ознакомление со способами чтения карты в процессе работы с учебником, умение работать с картой. |
Развивающие | Создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, обобщать познавательные объекты, делать выводы; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. |
Воспитательные | учиться сотрудничеству с учителем и сверстниками, способствовать воспитанию выдержки (дать возможность ответить каждому) и уважительного отношения к одноклассникам умению строить речевое высказывание в устной форме. |
Предмет усвоения: географическая карта, условные знаки на карте, стороны горизонта.
Средства усвоения:
Опорные знания | Опорные умения |
Знают, в какой стране проживают, что такое Россия Знают, место своего рождения | Умеют отвечать на вопросы рассуждать Умеют анализировать |
Тип урока: комбинированный урок
Ресурсы урока (средства обучения): учебник Окружающий мир 2 класс Плешаков А. А. часть 2, тетрадь, презентация, раздаточный материал.
Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока
Этапы усвоения: | Этапы урока: |
Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся на продуктивную работу на уроке. Организовать общее рабочее пространство и рабочее место каждого обучающегося. Проверка готовности к уроку. Учитель: - Добрый день, ребята. Давайте друг другу улыбнемся, ведь улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. А хорошее настроение, говорят, всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. - Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке. Садитесь на свои места. - Руки? - Ноги? - Локти? - Спина? Ребята, а вы хотели бы найти клад? А что это такое? (Клад – это богатство, деньги, золото.) Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. | |
1. Подготовка к восприятию | Актуализация опорных знаний, умений. Цель: создать условия для актуализации необходимых опорных знаний для формулировки темы урока. Учебное задание №1 БЕСЕДА
1. Приведите примеры весенних явлений в природе. (Половодье, ледоход, появление раннецветущих растений, прилёт перелётных птиц) 2. Какое явление природы описывается в произведении Д.Н. Мамина –Сибиряка «Дедушка Мазай и зайцы»? (Половодье) 3. Какое явление природы описывается в произведении А.Н. Плещеева «Весна»? (Таяние снега) 4. В стихотворении А. Майкова «Ласточка примчалась»? (Прилёт перелётных птиц) 5. В стихотворении А. Фета «Первый ландыш»? (Появление раннецветущих растений) Красива природа весной, когда появляются первые цветы, прилетают птицы, появляются первые листочки на деревьях… 6. Как вы думаете, в разных уголках нашей огромной страны погода везде одинаковая? 7. Почему? Молодцы, ребята Я бы вам хотела включить одно очень хорошее произведение, вы наверняка его знаете, поэтому давайте послушаем отрывок поднимем себе настроение и вместе споём. (слайд 1) (играет песня «Красно солнышко» на муз. П.Аэдоницкого, сл.И.Шаферана) Вам понравилось? Можно ли сказать, что авторы песни любят Родину? Найдите слова, которые подтверждают эту мысль. (текст песни на слайде) А что вы можете сказать о нашей стране? (ответы учащихся) Где мы можем увидеть изображение нашей страны целиком? Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (О карте) Какую страну будем учиться находить на карте? (Россию) Сформулируйте тему урока. (Россия на карте) Сможем ли мы показать на карте различные географические объекты? Значит, чему будем учиться на уроке? (Научимся правильно читать карту и показывать объекты) Предположите, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Узнаем, что такое карта, как выглядит на карте наша страна. Будем учиться читать карту. Научимся правильно показывать объекты на карте) (слайд 2) Подведение результатов работы: Молодцы, ребята! У вас получилось, верно, сформулировать тему сегодняшнего урока. Давайте начнем! |
2. Восприятие 3. Осмысление | Открытие нового знания. Выявление и фиксация учащимися места, причин затруднения-каких конкретно знаний и умений не хватает для решения учебной задачи. Построение и реализация плана выхода из затруднения: постановка цели, построение достижения плана цели, выбор методов и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритм модели учебника), обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися. Цель: формировать понятие «географическая карта», познакомить с историей возникновения карты Учитель: История возникновения карты уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. Возраст первых найденных карт – 10-15 тысячелетий. В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж». Посмотрите на слайд, перед вами географическая карта. (слайд 3) И так ребята, а что же такое карта? Кто-нибудь может дать мне определение? (ответы учащихся) Хорошо, давайте теперь откроем учебник на странице 91 и посмотрим точное определение, что же такое карта) (слайд 4) Учебное задание № 2 Работа в парах Учебная задача для учителя: сформировать представление о том, как правильно пользоваться картой Учебная задача для учащихся: понять как правильно пользоваться картой Содержание: Учитель: А сейчас вы с вами отправимся в путешествие. (1 вариант открывает учебник на странице 90-91(с картой); второй – страницу 92-93) Нужно соотнести фотографии с картой и разместить на карте фишки с номерами. Основным ориентиром послужат подписи к фотографиям, где точно указан адрес каждого объекта. На карте вы будете ориентироваться с помощью надписей. Ребята, но для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать – Но читать карту не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. Теперь я расскажу, как правильно показывать объекты на настенной карте: 1. Стоять у карты надо справа, не закрывая то, что показываешь на карте. 2. Показывать объекты только указкой. 3. Показывать не надпись, а сам объект. 4. Показывать аккуратно и точно, названия произносить чётко
И так теперь вы знаете как работать с картой, на ваших столах вы видите фишки с номерками, необходимо соотнести фотографии с картой и разместить на карте фишки с номерами По окончанию работы один представитель из пары будет выходить к карте и показывать место куда они соотнесли данную фишку. Помня про правила работы с картой. Проверка (слайд 5) Организация работы детей: фронтальная, индивидуальная (ученики выходят к доске по очереди)
Учебное задание № 3 Стороны горизонта
И так, а зачем же нам нужно изучать карту? Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Откройте страницу 94 Давайте прочитаем объяснение 1 в учебнике О чем там говорится? (слайд 6) Север на карте в вверху, юг – внизу, запад-слева, восток - справа Хорошо, а теперь давайте закрепим услышанное с помощью физмунутки. Физминутка «Стороны горизонта». Север-руки наверх Юг- руки вниз Восток-поворот головы на права Запад- поворот головы на лево (каждый раз называя стороны горизонта не по порядку и по увеличению и уменьшению скорости)
Итак, давайте прочитаем правило № 2 Теперь посмотрите на слайд (еще раз закрепим прочитанное) (слайд 7) Ребята сейчас я вам буду показывать карточки с разными цветами, а вы по очереди должны назвать что они обозначают на карте.
И наконц прочитайте правило под №3 Теперь посмотрите на слайд и назовите что обозначают условные знаки, указанные пред вами. (острова, ледики, болота, каналы, реки, столица, города, озёра и водохранилища, граница полярных владений, Государственная граница РФ)
|
4. Закрепление | Закрепление новых знаний, умений (первичное закрепление). Усвоение нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, парно или в группах). Цель: закрепить изученный материал Учебное задание № 7 Работа в группах
Ребята сейчас мы с вами отправимся в путешествие для этого вам необходимо разделится на 3 группы (слайд 9) У каждой группы будет своё задание (карточки с заданиями) Ребята, но для начла давайте вспомним правила работы в группах (ответы учащихся) Правила работы в группе (слайд 10) 1 группа. Привести примеры указанных географических названий (горы, моря, равнины) (слайд 11-16) 2 группа. Определить, какие географические названия перечислены (Волга, Обь, Лена) (Сахалин, Новая Земля, Врангеля) (слайд 17-20) 3 группа. Привести примеры указанных географических названий (города, полуострова) (слайд 21-24)
После окончания один представитель от группы дает ответ
|
5. Применение | Включение в систему знаний и повторение учебного содержания. Выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания. Цель: вторичное закрепление полученных знаний, отношение связей и отношений в объектах изучения Учебное задание № 8 Проверь себя
Сейчас мы с вами пройдем небольшой тест, ответы запишите в тетради (слайды 25-29) По окончанию работы ученики меняются тетрадями и оценивают друг друга (слайд 30)
|
Рефлексия учебной деятельности. Оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация неразрешенных затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности. Цель: подвести итог урока, сформировать у детей качество само оценивания Учебное задание №6 РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– Чему мы с вами сегодня учились? – Какую задачу ставили? – Удалось решить? – Что нужно сделать ещё? – Где можно применить новые знания? Обсуждение и запись домашнего задания. Цель: дать детям работу для закрепления для домашнего выполнения Содержание: ребята, дома вам необходимо повторить материал в учебнике (с. 90 – 95). Выполнить задание №4(вариант 4) на странице 61«Рабочей тетради». | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Учимся читать карту", 3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о карте полушарий, физической карте России; дальнейшее формирование умения находить и показать на карте физические объекты.Планируемые результат...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний о карте Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные:Знать:понятие «карта»;приёмы чтения карты;правила показа объектов на карте;Уме...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые ре...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" " (2 класс) (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты, умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые р...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" 2 класс, Школа России
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты, умения правильно показывать объекты на настенной карте. ...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте", УМК "Школа России", 2 класс
ТемаРоссия на картеЦельСоздать условия для знакомства с физической картой России, условными знаками на картеПланируемые результатыПредметные:-освоят первоначальные умения чтения карты;-научатся показы...


