Рабочие программы, 4 класс для детей с ОВЗ
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся ТНР, ЗПР 4 класс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.САЯНОГОРСК
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 8»
655600 Республика Хакасия, г.Саяногорск, Интернациональный м/р., д.20,
Тел.: 8 (39042) 6-43-91; 2-36-33 Факс: 8 (39042) 6-43-91 E-mail:
Рассмотрено на заседании Методического совета от _______ протокол №____ Решение педагогического совета От ________ протокол № ______ | Утверждено Приказом от ___________ Директор школы ___________ (И.С.Кузовникова) |
Рабочая программа
по окружающему миру
обучающихся по адаптированной основной
общеобразовательной программе
начального общего образования
обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант )
общеобразовательной программе
начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант )
4 «а» класса
2024-2025 учебный год
Учитель начальных классов
высшей категории
Анфилофьева Зинаида Маркеловна
г. Саяногорск, 2024г.
- Особенности преподавания предмета
В классе 14 человек. Обучаются по решению ПМПК. Обучение пятый год. Дети обучаются в данном классе 5 лет (пролонгированный период).
У детей наблюдаются различные нарушения памяти, внимания, устной речи, которые затрудняют овладение предметом.
Курс окружающего мира строится с опорой на практическую деятельность и тесную связь с жизненным опытом детей. Данная программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
Особенности обучающихся | Специальные образовательные условия |
Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. | Информация учебного материала должна содержать краткость, опору на имеющийся опыт детей с одновременным расширением и обогащением его новыми элементами, научность и доступность излагаемого материала, правильное сочетание рассказа с демонстрацией натуральных объектов, наглядных пособий, проведением практических работ. Применять разноуровневые индивидуальные карточки, обеспечивать аудиовизуальными техническими средствами обучения. Учить составлять план к тексту, схемы. |
Замедленное формирование пространственно-временных представлений | Предъявление заданий в условиях зрительной, а не словесной инструкции, доступность учебного материала, обеспечение «эффекта новизны» |
Недостаточная сформированность пространственного воображения и памяти | Использование наглядности, демонстрационного материала. Применение игр: «Найди и исправь ошибку», «Продолжи ряд», «Кто больше запомнит» |
Воспринимают изучаемый материал фрагментарно, уделяют внимание второстепенным деталям, испытывают трудности при выделении главных признаков | Прочитать текст, подчеркнуть или выписать основную информацию; еще раз внимательно прочитать текст; повторить материал в обратном порядке; вспомнить основную информацию; еще раз внимательно прочитать текст. Находить связи между фразами в материале, который следует запомнить. |
Не запоминают и не классифицируют исторические даты | Записывать и заучивать даты группами, т.е. по историческим периодам, по историческим событиям, по правителям. Отслеживать связи между историческими событиями и составлять цепочки взаимосвязанных дат. При составлении цепочек обращать внимание, сколько времени прошло от одного до другого события: 5, 10, 20, 100 лет, более 100. Это тоже помогает избегать путаницы. Можно запоминать даты событий, произошедших в один и тот же день или месяц, но в разные годы. |
Трудности при классификации предметов, обобщении явлений и признаков, бедность и отрывочность суждений и умозаключений, нарушение логических связей. | Применять упражнения, предусматривающие активизацию познавательной деятельности. Использовать учебный материал с опорой на жизненный опыт обучающихся. Вести поэтапное разъяснение, последовательное выполнение заданий. |
Ограниченный запас представлений об окружающем мире. | Делать отбор содержания учебного материала базового уровня сложности, доступный для понимания. Формировать познавательную мотивацию и положительное отношение к учению с помощью демонстрационных, аудио и видео материалов, использовать замедленный темп преподнесения новых знаний с опорой на жизненный опыт ребенка. |
Трудности при работе с географическими картами. | Учить читать условные обозначения. Сопоставлять изображённые на карте объекты с событием или эпохой. Использовать бесплатное приложение «Атлас+», которое содержит интерактивные задания на работу с историческими и географическими картами, с его помощью можно потренироваться расставлять названия, даты, значки на контурных картах, определять объекты на картах, сопоставлять их и находить соответствия. |
Словарный запас ограничен, в речи наблюдаются аграмматизмы, нарушения лексической стороны речи. | Систематически проводить словарную работу, где уточняется значение слов, вводятся в активную речь новые слова. Работать над расширением и активизацией словаря, опираясь на активное действенное познание детьми предметов и явлений окружающей действительности. |
Нарушения связной речи. Отсутствует полнота и развернутость в высказывании, недостаточно выразительная речь. | Применять коррекционно-развивающие игры и упражнения, включающие в себя иллюстративно-графический и игровой материал. Составлять рассказы по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу. |
Низкий уровень познавательной активности и учебной мотивации. | Применять дидактические игры и игровые приемы, разнообразный дополнительный материал. Использовать компьютерные технологии. Проводить коллективную деятельность. |
Исходя из особенностей класса, программный материал разбит в соответствии с учетом зоны ближайшего развития обучающихся. Уроки окружающего мира проводятся с использованием учебников «Окружающий мир» за 4 класс (часть 1, 2). Увеличено количество часов на изучение тем: «Родной край – часть большой страны», «Страницы истории России», «Современная Россия». Большое внимание уделяется работе с географической картой, изучению достопримечательностей и памятников Хакасии, знакомство с национальными, региональными, этнокультурными особенностями, известными людьми родного края. При изучении материала о природе, затрагиваются экологические проблемы нашего региона.
В содержание предмета «Окружающий мир» дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается не целиком. Поэтому, дополнительные знания, по этому разделу обучающиеся получают во внеурочное время: классные часы, викторины, беседы, КВН и др.
На уроках окружающего мира большое внимание уделяется работе над изучением исторических, географических, природных особенностей России и своей малой родины (в разделах «Страницы истории России», «Современная Россия», «Страницы всемирной истории»). Проводятся аналитические сравнения, строятся суждения, опирающиеся на личные наблюдения и выводы детей, тем самым прививая интерес и уважение к народам, населяющим территорию Хакасии, их традициям, нравам и культуре.
Для того чтобы исключить перегрузку детей, обобщающие уроки проходят в разных формах: устной, фронтальной, в виде теста, с использованием компьютерных технологий.
В конце изучения раздела проводится обобщающий урок в виде теста, урока-игры, урока-викторины. Перед защитой проекта, предшествует подготовительный урок с рекомендациями и инструкциями.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются фронтальная устная проверка, письменные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Педагогический работник подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие ответы, обосновывая их материалами учебника.
При письменной проверке знаний используются контрольные тестовые работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа. Тестовые задания предлагаются в следующих вариантах: поиск ошибки, выбор ответа. Для обеспечения индивидуального подхода возможно использование карточек-заданий: обучающиеся заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату.
- Планируемые результаты по окружающему мир.у
Личностные результаты изучения предмета "Окружающий мир" характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
а) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
б) духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
в) эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
г) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведения в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
д) трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
е) экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
ж) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты:
1. Познавательные УУД:
а) базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
б) базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством педагогического работника;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью педагогического работника цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, исследования).
в) работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учетом учебной задачи;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью педагогического работника);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчет, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма) на доступном лексико-грамматическом уровне.
2. Коммуникативные УУД:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников сначала с помощью педагогического работника, а затем и самостоятельно на доступном лексико-грамматическом уровне;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; приводить доказательства своей правоты на доступном лексико-грамматическом уровне;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
с помощью педагогического работника, а затем и самостоятельно использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
на доступном лексико-грамматическом уровне создавать устные и письменные тексты (описание, повествование, рассуждение);
на доступном лексико-грамматическом уровне конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
с помощью педагогического работника, а затем и самостоятельно готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
3. Регулятивные УУД:
а) самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью педагогического работника действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
б) самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью педагогического работника);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
в) самооценка:
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой педагогического работника;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
г) совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты.
К концу обучения в 4 классе обучающиеся научатся:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озера, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на "ленте времени";
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
на доступном лексико-грамматическом уровне рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
на доступном лексико-грамматическом уровне описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
проводить по предложенному либо самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времен года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населенного пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете.
- Содержание учебного предмета
Ориентирование в пространстве и во времени.
Путешествия - один из способов познания окружающего мира. Путешествия в пространстве и путешествия во времени. Археологические раскопки - источник знаний о прошлом. Движения Земли, Луны и счет времени. Промежутки времени, взятые за основу счета времени: сутки, неделя, месяц, год. Историческое время, его счет: век, тысячелетие, эра. Дата, календарь, солнечный и лунный календари. "Лента времени". Старинные и современные устройства для счета времени. Разнообразие часов. Важность для человека умения ориентироваться на местности. Горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта.
Открытая и закрытая линия горизонта. Компас, его устройство, ориентирование по сторонам горизонта с его помощью. Ориентирование по Солнцу, звездам и местным признакам.
Способы изображения объектов окружающего мира. Рисунок, чертеж, план предмета. Масштаб, его использование при изображении объектов окружающего мира. Изображение местности на плане. Условные знаки на плане городской и сельской местности. Географическая карта, ее отличие от плана местности. Условные знаки физической карты: обозначения равнин, гор, водоемов, населенных пунктов, границ государств. Историческая карта, ее отличие от физической карты. Условные знаки исторической карты, изображение территорий государств, исторических событий на ней.
Изображение Земли. Глобус - модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюсы, экватор, меридианы, параллели). Карта полушарий Земли. Контурные карты, способы работы с ними.
Объекты космического пространства, их изображение. Звезды и созвездия. Звездная карта, ее условные обозначения, изображение звезд и созвездий.
Общее представление о Солнечной системе, ее составе. Модель Солнечной системы. Солнце - центр Солнечной системы. Планеты, их названия, последовательность расположения относительно Солнца, сравнительные размеры. Земля и ее естественный спутник Луна. Место Земли в Солнечной системе, ее "соседи". Первые космические полеты вокруг Земли и на Луну. Искусственные спутники Земли. Влияние Солнца на процессы, происходящие в неживой и живой природе Земли. Использование солнечной энергии.
Природные богатства России. Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озера России.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их разнообразие. Месторождения полезных ископаемых, их добыча и перевозка. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые, их значение в народном хозяйстве. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Родной край на карте России. Особенности рельефа, водоемы родного края. Богатства недр родного края.
Природные зоны и природные сообщества. Общее представление о природных зонах, их разнообразии. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Климатические условия, особенности рельефа, водоемы, растительный и животный мир, приспособляемость растений и животных к условиям обитания в разных природных зонах. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности людей, пути их решения. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор.
Представление о природном сообществе. Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах, пищевые цепи. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга, их значение для народного хозяйства.
Поле, сад, теплица как примеры искусственных растительных сообществ. Экологические проблемы, возникающие в результате жизнедеятельности людей (загрязнение морей, озер, осушение болот, вырубка лесов, пожары). Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. Организация заповедников, национальных парков, заказников с целью сохранения природных сообществ.
Особенности природы родного края (природная зона, характерные природные сообщества, наиболее распространенные растения, животные, в том числе и редкие, охраняемые). Экологические проблемы, связанные с природными условиями и деятельностью людей, возможные пути их решения.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси (столица Древний Киев).
Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий.
Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года.
Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 20 - 30-х годов. Великая война и Великая Победа.
Страна, открывшая путь в космос. Освоение космического пространства. Ю.А. Гагарин.
Государственное устройство современной России.
Конституция - основной закон Российской Федерации. Права и обязанности граждан России. Государственная символика и праздничные дни России (обобщение материала за 1 - 3 классы).
Человек - создатель и носитель культуры. Выдающиеся люди нашего Отечества: государственные деятели, ученые, деятели искусств.
Родной регион (республика, край, область, район), его расположение на карте России. Административный центр региона: название, отличительные символы (герб, флаг). Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта (2 - 3 примера). Наиболее яркие события из истории родного края. Известные люди края. Памятники истории и культуры региона, бережное отношение к ним.
Материки, океаны, страны и народы Земли. Открытие материков Земли. Первооткрыватели и исследователи. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников. Природа материков.
Проблема сохранения природных богатств Земли. Международная Красная книга.
Общее представление о разнообразии стран и народов современного мира, наиболее многочисленные народы мира. Крупнейшие страны мира (столицы, главные достопримечательности, расположение на карте мира). Ближайшие соседи России.
- Тематическое планирование с указанием количества часов и основных видов учебной деятельности
№ | Тема | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
2. | Природа России | 12 | Называть формы земной поверхности. Показывать на карте наиболее крупные равнины и горы. Показывать на карте и рассказывать о морях Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Показывать на карте озера: Байкал, Ладожское, Онежское Каспийское. Показывать на карте реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Называть природные зоны России. Объяснять причины смены природных зон с севера на юг. |
3. | Родной край – часть большой страны | 13 | Рассказывать о природных сообществах, характерных для края. Наблюдать объекты и явления природы. Показывать на политико-административной карте России родной край. Знакомиться с картой родного края. Рассказывать о родном крае. Называть формы земной поверхности родного края. Находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки. Рассказывать об охране поверхности края. Объяснять значения слов: «овраг», «балка». Называть водные объекты своего региона, рассказывать об их значении для жизни края. Называть источники загрязнения вод в регионе. Называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Рассказывать об охране подземных богатств. |
4. | Страницы Всемирной истории | 10 | Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве. Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Объяснять значение выражения «первобытные люди». Использовать «ленту времени». Рассказывать о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии. Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов. Сопоставлять мировые религии. Рассказывать о рыцарях и замках. Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества. Объяснять значения слов и выражений: «Средние века», «христианство», «ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок». |
5. | Страницы истории России | 20 | Показывать на карте территории расселения древних славян. Рассказывать о жизни древних славян. Называть столицу Древней Руси. Понимать значение принятия Русью христианства. Объяснять значения слов и выражений: «великий князь», «бояре», «дружина», «Крещение». Называть имена создателей славянской азбуки. Объяснять значение слова «летопись». Объяснять роль летописей для изучения истории России. Объяснять роль рукописной книги в развитии русской культуры. Рассказывать о монгольском нашествии. Объяснять значения слов и выражений: «дань», «хан», «Золотая Орда». Рассказывать об Александре Невском. Описывать вооружение воинов: древнерусских, монголо-татарских, рыцарей-крестоносцев. Приводить факты, свидетельствующие о возрождении Северо-Восточной Руси. Рассказывать, чем известен в истории Иван Калита. Объяснять значение слова «монастырь». Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны. Понимать в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Объяснять значение выражения «Великая Отечественная война». Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны. Понимать в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полете в космос Юрия Гагарина. Рассказывать о крупных стройках послевоенного времени в СССР. Называть экологические проблемы того времени. Называть события, которые произошли в нашей стране в 1991 году |
6. | Современная Россия | 13 | Рассказывать о федеральном устройстве России. Понимать, что такое Конституция, о чем говорится во Всеобщей Декларации прав человека. Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция». Называть права и обязанности гражданина. Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь. |
Итого: | 68 ч | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" (1 -4 класс)
Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...
Рабочая программа почтению для детей с ограниченными возможностями здоровья 8 вида ,4 класс.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В. Воронковой.Целькурса: создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Музыкальный калейдоскоп" для 1 класса
Программа опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится с учетом психолого-педагогических требований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка в области познания теат...

Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Спортивные и подвижные игры» 1-4 классы
Программа дополнительного образования «Спортивные и подвижные игры» рассчитана на один учебный год, 3 часа в неделю, и направлена на укрепление здоровья (физкультурно-оздоровительная направленность) д...
