Методическая разработка экологического занятия: «Зимующие птицы нашего края»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Методическая разработка экологического занятия: «Зимующие птицы нашего края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Зимующие птицы нашего края

Цель: содействовать формированию у учащихся навыков практической

природоохранной деятельности.

Задачи:

 Способствовать расширению знаний о жизни зимующих птиц в

нашей климатической зоне.

 Уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их

значении для природы; о видах кормушек и о кормах,

используемых для подкормки зимующих птиц;

 Содействовать развитию эмоционально - чувственной сферы

личности ребѐнка

 Создать условия для поисково-творческого взаимодействия детей

при групповой работе.

 Содействовать воспитанию чувства ответственности за жизнь

пернатых.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран проекционный,

презентация «Зимующие птицы нашего края», класс украшен снежинками и

картинами с изображением зимней природы и зимующих птиц, конверты с

заданиями для групповой работы, зрительные метки- рисунки с

изображением зимующих птиц (по 5 воробьев, сорок, дятлов и снегирей),

образцы корма, справочная литература, книги «Зеленые страницы», «Лесная

газета».

Ход классного часа.

I. Организационный момент.Мотивация к познавательной

деятельности.

Сегодня у нас необычное занятие. Вы видите, что в наш класс заглянула

зима. Она все заколдовала и покрыла снежным покрывалом. Посмотрите,

какие следы на снегу.

Кто рисует на снегу длинные цепочки,

Кто расставил на бегу крестики и точки? (Ответы детей)

Давайте, отгадаем загадки про птиц. (Во время отгадывания учащиеся

снимают зрительные метки, развешенные по классу, с изображением птиц и

таким образом делятся на группы)

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

Всѐ время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зѐрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Что объединяет всех птиц? (Птицы, которые не улетают на юг.)

Как их называют? (Зимующие птицы)

II. Формулирование темы и цели классного часа

Ребята, о чем мы будем сегодня говорить?

Сформулируйте тему нашего занятия. (Зимующие птицы).(слайд1)

А я бы уточнила. «Зимующие птицы нашего края»

А вы когда–нибудь задумывались о том, как живут наши зимующие

пернатые?

На какие вопросы вы хотели бы сегодня узнать ответы.

Чему научиться?

А для чего нам это надо?

Для чего нужны в природе птицы?

Птицы радуют нас своим внешним видом, повадками, наполняют наш мир

удивительными звуками- трелями. Птицы – санитары леса. Они

способствуют размножению растений.

Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда блеснѐт

солнечный луч и осветит запорошенные снегом деревья. И среди

белоснежных хлопьев мы видим на ветвях необыкновенные «цветы». Это

птицы зимнего леса. Вы с ними хорошо знакомы и легко узнаете их по

описанию

III. Работа группами « Опиши птицу».

Все учащиеся класса при отгадывании загадок получили зрительную меткурисунок птицы. По виду птиц образуются группы.После того как все группы

будут образованы, ребята получают задания. Нужно составить описание

определѐнныхзимующих птиц нашего края.

Ребятам предложена необходимая литература.

Воробей

Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей,

яйцевидным туловищем, короткими и округлыми перьями. Клюв твердый к

концу заострѐнный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг

к другу, нахохлившись.

Синица

Это красивая птица. У неѐ на голове черная шапочка, щечки белые, на горле

черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зелѐная, а

брюшко желтое.

Дятел

У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и

шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя

красные. Клюв прочный и острый.

Снегирь

У этой птицы верх головы, крылья и хвост – черные; спина голубовато –

серая, а брюшко красное. Клюв короткий, толстый, конической формы,

черного цвета.

Клест

Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным

крестообразным клювом

Сорока

Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные

перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.

Ворона

 У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги.

Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, крылья и

горло - черные, а остальное тело – серое.

(На доске прикреплено изображение дерева, а на нем кормушка.После

ответа, учащиесяприкрепляют на доску рисунки птиц)

IV. Работа с презентацией. Игра «Угадай, чей голосок»(слайд 2-9)

Вы уже много узнали о жизни пернатых обитателей нашей местности. А

теперь попробуйте узнать их по голосу.

(После прослушивания записи голоса птицы, ребята отгадывают название

птицы, а учитель дополняет ответы учащихся по каждой птице.)

 Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну

лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще

воробьи сидят, прижавшись, друг к дружке, нахохлившись. Воробьи

чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.

Синица очень прожорлива, она поедает за сутки столько, сколько весит сама.

Тем самым она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых, а в

зимний солнечный денѐк радует нас весѐлой песенкой. Синицы очень

подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним

вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им

помогают их длинные и острые когти.

У дятла красивое пестрое оперение: верх тела чѐрный, на голове и шее белые

пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные.

Это одна из очень полезных птиц наших лесов; в отличие от других

насекомоядных видов, он никуда не улетает на зиму. Работает круглый год

по уничтожению вредителей.Он украшение нашего леса.

Снегирь- нарядная птица. Она чуть крупнее воробья, очень плотного

сложения, Сверху голубовато-серая. А шапочка, подбородок, крылья и хвост

– черные. На крыле светлая полоска. Молодые птицы без черной шапочки.

Полоса на крыле чисто-белая; щеки и грудь у самцов красные или краснорозовые.

Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем

спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С

приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.

Сорока- черно-белая птица с очень длинным ступенчатым хвостом. Полет —

чередование частых взмахов и скольжения на расправленных широких

крыльях. Обитает на открытой местности с отдельными деревьями или

живыми изгородями. Нередко встречается в поселках и городских парках.

Питается различными мелкими животными, птенцами, яйцами, падалью и

плодами. Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и

галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.

V. Беседа «Жизнь зимующих птиц при неблагоприятных погодных

условиях».

Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или

голод? Почему?

Зимой, когда на землю и деревья ляжет толстый слой снега, для птиц

наступает очень трудное время – настоящая голодовка. Конечно, им страшен

сильный мороз, но обычные зимние морозы сытая птица переживает

спокойно. Усядется где–нибудь в укромном местечке, распушит свои

перышки, чтобы было потеплее и переждет мороз. А вот без еды птице беда.

Пропадет! Особенно если зима снежная и укроет все высокие травы с

семенами. Да еще если зима морозная, насекомые и их личинки спрячутся

глубоко.За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во

время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют

птицам добывание корма. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы

замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому у

них одна надежда – на людей. Не зря зимой лесные птицы перебираются

поближе к человеческому жилью.

Учащиеся читают стихотворение К. Мухаммади «Как птице перезимовать?»

Как птице перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождем и в холода

На ветках сидя спят.

Но ктоже им дает приют,

Когда снега кругом метут?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тѐплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошею

Резвятся для разминки.

Сидят вороны по столбам.

Галдят на ветках галки,

Привольно прыгать воробьям,

Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет

И долго длиться вьюга.

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зѐрнышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь дети

Вот в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют чирикая:

«Спасибо вам великое!»

VI. Выставка кормушек.

Как мы с вами можем помочь нашим зимующим птицам?

Если просто разложить корм на снегу, то его засыпает снегом.

В классе проводился конкурс на самую лучшую кормушку. На конкурс были

представлены деревянные кормушки и кормушки, сделанные из

пластиковых бутылок, бумажных пакетов. Существует несколько видов

кормушек.

(Учитель вместе с учениками рассматривают различные виды кормушек и

обсуждают их достоинства и недостатки).

Учащиеся читают стихотворение

Новая столовая

Мы кормушку смастерили, В гости в первый день недели

Мы столовую открыли. К нам синицы прилетели

Воробей, снегирь – соседА во вторник, посмотри,

Будет вам зимой обед. Прилетели снегири.

Три вороны были в среду. В пятницу в столовой нашей

Мы не ждали их к обеду, Голубь лакомился кашей,

А в четверг со всех краев – А в субботу на пирог

Стая жадных воробьев. Налетело семь сорок

З. Александрова

 Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных

для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушки корм. Хорошо если

есть возможность наблюдать за птичьей столовой.

Ребята, а что за корм вы насыпали в кормушки?

А ещѐ что мы можем предложить нашим пернатым друзьям?

Догадаться какая птица выберет какой себе корм можно по форме клюва.

Давайте внимательно посмотрим на наших гостей и скажем где чей корм.

Толстый клюв - у зерноядных птиц. Тонкий острый – у птиц, которые будут

клевать и сало и творог.(синицы, дятел). Синицы своими острыми клювами

могут расклевать семена дыни, арбуза, тыквы, подсолнечника. А воробью это

не под силу. Для них лучше всего крошки хлеба. Хлеб для птиц – только

белый.

Овес едят овсянки, воробьи. Пшено и просо их любимая еда. Семена

репейника основной корм щеглов. Семена крапивы едят все зерновые птицы.

Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе –

сентябре, пока они ещѐ не осыпались. Для заготовки семян срезают все

растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек.

Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

Заготавливать еѐ лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки

мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало

превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Салом птицу хорошо

подкармливать в морозные и ненастные дни. Их подвешивают на ниточках.

Ученик читает стихотворение Яшина «Покормите птиц зимой!» (слайд 10)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть,

И для птиц тепло.

VII. Творческая работа

Ребята, вы просто молодцы, что сделали кормушки и развесили их. Но как вы

считаете этого достаточно, что помочь всем птицам? А как же быть?

Как мы можем привлечь других ребят школы и взрослых к большой беде

маленьких пернатых друзей?

Сейчас мы поработаем группами и сделаем агитационные листовки, в

которых расскажем о том, что вокруг нас обитают наши младшие пернатые

друзья, которым в зимнюю стужу так нужна наша помощь. На своих

листовках рисунком и призывом расскажите о трудностях зимующих птиц.

Творческая работа учащихся.

Посмотрите, какие замечательные листовки у нас получились.

Поясните, чем вы хотели привлечь внимание окружающих к проблеме

зимующих птиц нашего края.

VIII. Итог занятия.

Какую цель мы ставили перед собой вначале нашего классного часа.

Ответили ли мы на поставленные вопросы?

Чему мы научилисьна нашем занятии?

IX. Рефлексия

Встаньте, закройте глаза. На правую ладонь мысленно положите знания,

которые были у вас о жизни зимующих птицах до классного часа, а на левую

– те, которые получили на мероприятии. Соедините ладошки в «хлопке» и

скажите друг другу «спасибо».

(После классного часа, ребята выходят в парк, развешивают кормушки и

раздают агитационные листовки)

Используемая литература:

1. А. Яшина «Покормите птиц зимой!»

2. З. Александрова «Новая столовая»

3. К. Мухаммади «Как птице перезимовать?»

4. Энциклопедия для детей «Я познаю мир: Птицы» Издательство «АСТ»

2001г

5. «Зелѐные страницы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Зимующие птицы нашего края"

1.  Загадки  и  фото зимующих птиц.2. Конкурс "Узнай птицу".3. Конкурс "Третий  лишний"....

Исследовательский проект "Зимующие птицы нашего края"

Данный проект был составлен учащимися 3 класса и использовался на уроке "Окружающий мир"...

Технологическая карта интегрированного занятия кружка «Мастерская добрых дел» и Краеведения. Тема занятия «Зимующие птицы нашего края»

Занятие составили Гришина Е. А. учитель начальных классов и  Белик Л.С. учитель географии учителя МБОУ СОШ №5 п. Лениский...

Самоанализ занятия интегрированного кружка «Мастерская добрых дел» и Краеведение. Тема занятия «Зимующие птицы нашего края»

Тема урока: Зимующие птицы нашего краяЦели занятия: Сформировать представление о зимующих птицах...

Экологическая разработка «Зимующие птицы нашего края»

Экологическая разработка «Зимующие птицы нашего края»...

Конспект занятия "О зимующих птицах нашего края"

Цели:Познакомить детей с зимующими птицами  нашего края;Расширить знания о зимующих птицах;Воспитывать бережное  отношение к  природе....