Куликовская битва 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Сагитова Мария Евгеньевна

В конспекте куликовской битвы рассматриваются ключевые события и значимость этого исторического сражения, произошедшего 8 сентября 1380 года. Ученики узнают о противостоянии между объединёнными русскими войсками под предводительством Дмитрия Донского и ордой Мамая.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир

Слайд 2

Вовеки славься, Русь, Россия! И будь всегда сама собой. Твои народы вместе – сила! Никто не справится с тобой!

Слайд 3

В каком веке на Русь напали монголо-татарские кочевники? 13 век

Слайд 4

Кто возглавил поход на Русь? Хан Батый

Слайд 5

Как стало называться государство монголо-татар? Золотая Орда

Слайд 6

Что такое дань? Дань- это плата, взималась победителем с побеждённых

Слайд 7

Почему Русь покорилась татаро-монголам? Не было согласия между русскими князьями

Слайд 8

Какое княжество было сильнейшим на Руси в те времена? Московское

Слайд 9

Чем известен Иван Калита ? Начал объединять земли вокруг Москвы

Слайд 10

П очему Ивана Калиту так прозвали? Он всё время ходил с кошельком, который в те времена назывался калита

Слайд 11

1237г. – Нашествие монголо-татар на Русь – хан Батый . 988 г. – Крещение Руси – князь Владимир 15 июля 1240г. – Невская битва – Александр Невский 5 апреля 1242г. – Ледовое побоище – князь Александр. 1380г – ?

Слайд 12

Воины на Руси носили шлем, кольчугу , копьё и меч. Запишите в тетрадь Куликовская битва

Слайд 16

8 сентября 1380 года началась Куликовская битва Запишите в тетрадь

Слайд 18

Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.

Слайд 23

На сегодняшнем уроке я узнал... На этом уроке я похвалил бы себя за... После урока мне захотелось... Сегодня я сумел...



Предварительный просмотр:

Класс: 4

Тип урока: открытия нового знания

Тема: «Куликовская битва».

Цель: созданий условий для ознакомления обучающихся с таким историческим событиям, как Куликовская битва.

Задача:

Образовательная:

  • способствовать формированию представлений о ходе и значении Куликовской битвы в истории России;
  • способствовать интересу к деятельности князя Дмитрия Донского.

Развивающая:

  • способствовать умению анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают;
  • развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;
  • обеспечить формирование научных знаний об истории России.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию уважения к заслугам Родины, патриотизм;

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь.

- Давайте проверим вашу посадку. Сядьте так, чтобы спина была прямой, а между животиком и партой помещался кулачок.

Приветствуют учителя. Садятся.

Правильно садятся за партой.

Актуализация знаний

- Наш урок  я хочу начать  словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

- Знать прошлое – это значит,  во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

- Сейчас будет небольшой устный опрос. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Для того, чтобы дать ответ-поднимите руку.

1. В каком веке на Русь напали монголо – татарские кочевники?
2. Кто возглавил поход на Русь?
3. Как стала называться государство монголо-татар?
4. Какой город держал осаду ордынцев 7 недель?
5. Как ордынцы прозвали этот город?
6. Что такое дань?

7. Почему Русь покорилась монголо-татарам?

8. Какое княжество было сильнейшим на Руси в те времена?
9. Кто правил в Москве?
10. Чем известен в истории Иван Калита и за что его прозвали Калитой?

Молодцы! Сейчас ещё раз обратимся к прошлому и вспомним, главные события,  с которыми  мы с вами уже познакомились. На ваших партах лежит листочек. Вам нужно соотнести дату, событие и участника. Затем мы вместе проверим. Начинайте.

Проверка со слайда.

- 13 век.

- Хан Батый.

- Золотая Орда.

- Козельск.

- Злой город.

- Дань - это плата, взималась победителем с побежденных.

- Не было мира и согласия между русскими князьями.

- Московское.

- Иван Данилович Калита.

- Начал объединять земли вокруг Москвы. Прозвали Калитой, за то, что он все время ходил с кошельком, который назывался в те времена калита.

Соотносят даты, события и участников (работа в парах).

1237г. – Нашествие монголо-татар на Русь – хан Батый.

988 г. – Крещение Руси – князь Владимир

15 июля 1240г. – Невская битва – Александр Невский

5 апреля 1242г. – Ледовое побоище – князь Александр.      

1380г

Самоопределение к деятельности

- Одна дата осталась без события. С каким событием можно соотнести эту дату?

- В этот год произошло очень важное для России событие. Это Куликовская битва.

- Какую цель мы поставим на урок?

- Верно, а также кто был участником.

- Мы не знаем.

- Узнать, что это была за битва и кто победил.

Открытие нового знания

- На прошлом уроке вы говорили, что при Иване Калите на 40 лет прекратились губительные ордынские разгромы. Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчикам. Прошло более 100 лет после нашествие Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович. При нем Московское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими. 

Вставка видео (2.39).

- Откройте учебники на странице 47 и посмотрите на картинку. Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали – кольчугу (рубаху до колен из плотно сплетенных мелких железных колец), на голове носили шлем. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Кроме этого – мечи, кинжалы, ножи, сабли и топоры.

- Откройте тетради, напишите дату. Сегодня 16 февраля. Ниже запишите: «Воины на Руси носили шлем, кольчугу, меч».

- Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому. Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии  всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь». В помощь князю он отправил двух богатырей – Пересвета и Ослябю.

 - И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того  врага. Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон.

- Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.

ФИЗМИНУТКА

Вставка видео (2.58-3.15)

- Запишите: «8 сентября 1380 год началась Куликовская битва».

- Посмотрите на картину на странице 49. Кто её написал?

- Да, это картина Евгения Данилевского. Как она называется?

- Рассмотрите лица участников сражения. Как вы думаете, что они чувствуют? 

- Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что…

- А сам князь решил принять участие в сражении, переодевшись  в одежду простого воина, встал  во главе войска.

- Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – ордынский воин Челубей и русский ратник Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.

Мультфильм

- И сразу же начался жестокий поединок.

- Что такое поединок?

- Верно, но я дополню ответ. Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не  что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.

Вставка из видео (4.19-4.56)

- Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. Взросло значение Москвы и её князя в глазах русских людей. Однако Орда всё ещё не сломлена. Но победа на Куликовском поле дала народу веру в то, что зависимость Руси не будет вечной.

- Но лишь сто лет спустя после Мамаевы побоища обрели русские земли полную независимость от Орды.

- В честь погибших воинов благодарными потомками в 1848 году на Куликовом поле был установлен памятник.

- Был также построен храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы.

-На месте Куликовской битвы воздвигнут памятник и ее главному герою – князю Дмитрию Донскому.

- В честь Куликовской битвы написано не мало произведений, книг.

- Данилевский.

- К полю Куликову.

- Страх перед неизвестностью.

- Это бой.

Закрепление пройденного материала

- Сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Я вам раздала листочки с вопросами. Ваша задача выбрать правильный вариант ответа.

Проверяем со слайда.

Выполняют задание на листочках.

Итог урока

- Какая был тема урока?

- А какую цель мы ставили?

- Мы её достигли?

- Почему Мамай выступил против Руси?

- Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде?

- Какое значение имела Куликовская битва?

- Куликовская битва.

- Узнать о Куликовской битве, кто победил и участвовал.

- Да.

- Плохо платили дань Орде.

- Князь Владимир Иванович.

- Победа дала веру народу, что зависимость не будет вечной.

Рефлексия

- Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал...
  • На этом уроке я похвалил бы себя за...
  • После урока мне захотелось...
  • Сегодня я сумел...

- Спасибо за урок! Вы большие молодцы! До свидания!        

Анализируют свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс

Урок по окружающему миру в 4 классе...

Страницы истории.4 класс. Куликовская битва.

Тема: "Куликовская битва"Задачи:формировать  представление    учащихся о Куликовской битве, о подвигах защитников Руси;развивать  кругозор  обучающихся,  устную...

конспект урока "Куликовская битва" по курсу "Окружающий мир" 4 класс

конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России",автор Плешаков А.А....

Урок-исследование в 4 классе по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, п...

Конспект урока окружающий мир 4 класс "Куликовская битва"

Конспект урока окружающий мир 4 класс "Куликовская битва"...

План-конспект урока окружающего мира. 3 класс. Тема: Куликовская битва

Урок составлен по учебнику "Окружающий мир. 3 класс" Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н., форма работы - работа в группе, ссылка в плане - на презентацию....