Фрагмент урока Цурган В.Н., Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 1
Раздел: Человек и природа
Тип урока: открытие нового знания/ способа
Тема урока:Дикорастущие и культурные растения вокруг нас.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 757.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Цурган Вера Николаевна
Вводная часть
- Учебный предмет: окружающий мир
- Класс: 1
- Раздел: Человек и природа
- Тип урока: открытие нового знания/ способа
Тема урока:Дикорастущие и культурные растения вокруг нас.
- Планируемые результаты:
предметные: называет отличительные признаки дикорастущих и культурных растений
метапредметные: группирует растения на дикорастущие и культурные
ВП (воспитательный потенциал): направлен на осознание роли человека в природе (экологическое воспитание)
- Инструкция: Внимательно рассмотри картинки.
Задание:
Разложите картинки растений на две группы.
Ключ: Дикорастущие (береза, орешник, одуванчик) и культурные (груша, пшеница, крыжовник
Основная часть
Деятельность учителя | Действия учеников |
Учитель организует деление класса на группы. Вытяните разноцветную карточку и распределитесь на группы по цветам. Учитель раскладывает на парты большие карточки соответствующих цветов для разделения на группы. | Дети берут карточки по очереди. Дети рассаживаются в группы соответственно цвету. |
На столах конверты с разрезанными картинками с заданием.. Даёт инструктаж. -Рассмотрите внимательно картинки. А теперь задание. - Разложите картинки растений на по отличительным признакам на две группы. -Помните: работайте дружно - вы одна команда. Время работы 3 мин. Учитель приглашает к доске группы | Работают в группе. Рассматривают картинки. Обсуждают и раскладывают картинки на группы. Вариант1. по наличию плодов: есть плоды –пшеница, крыжовник, груша, орешник; нет плода – берёза, одуванчик. Есть плоды – орешник, груша, крыжовник; нет плодов - берёза, одуванчик, пшеница. Вариант 2: съедобные и несъедобные. Съедобные – пшеница, груша, крыжовник; несъедобные – одуванчик, орешник, берёза. Вариант 3. Выращивает человек - пшеница, груша, крыжовник; растут сами – одуванчик, берёза, орешник. |
- Слушаем ответы групп. Учитель фиксирует ответы групп на доске. Есть плоды – нет плодов. С помощью вопроса учитель наводит на допущенную ошибку. - Проверим правильно ли вы распределили растения на группы. Как называется плод у каждого растения ? Учитель подтверждает ответ и уточняет, что плод пшеницы называется зерновка. -Догадайтесь почему он так называется? Учитель фиксирует на доске: Съедобные – несъедобные. -Всезнайка утверждает, что среди несъедобных есть растения , которые человек использует в разных целях. Вы согласитесь с утверждением Всезнайки? Могут подключиться к обсуждению другие группы. В случае несогласия с Всезнайкой учитель показывает иллюстрации с изображением варенья и настои из одуванчика, загадывает загадку с отгадкой – берёзовый сок. Учитель фиксирует на доске Выращивает человек – растут сами. | Ответ первой группы Есть плоды - груша, крыжовник, орешник; нет плодов – берёза, одуванчик, пшеница. Ответы учащихся. У груши – фрукт, у крыжовника-ягода, у орешника- -орех. У берёзы –нет плода, у одуванчика – нет плода, у пшеницы – нет плода. Возможно догадаются ,что есть плод у пшеницы – колосок. В колоске находится зерно. Вторая группа разложила картинки на съедобные и несъедобные растения. - Съедобные (груша, пшеница, орешник, крыжовник)- несъедобные (одуванчик, береза). Учащиеся рассуждают в группах и проговаривают вслух. - Среди несъедобных - одуванчик. - Из цветков одуванчика изготавливают мёд. -Из цветков делают лекарственные настои. Берёза даёт сок. В ходе рассуждений учащиеся соглашаются с Всезнайкой. В случае несогласия рассматривают иллюстрацию, предложенную учителем и догадываются- изображена баночка с вареньем и лекарственный настои из одуванчика. Третья группа разложила картинки по признаку: выращивает человек – растут сами по себе. - Выращивает человек (крыжовник, пшеница, груша) - растут сами по себе (орешник, одуванчик, береза). |
Учитель задаёт вопросы на выявление других отличительных признаков данных растений. Вместе ли живут эти растения? | Нет. Крыжовник и груша растут в саду, пшеница -в поле, одуванчик- в можно встретить повсюду : в лесу, в поле, в городе; а береза – в лесу, в городе ; орешник -в лесу. |
Почему они живут в разных местах? | - Им нужны разные условия жизни. |
Как они туда попали? | -Береза, орешник, одуванчик сеются сами; грушу, пшеницу, крыжовник- садит человек. |
Можно ли по этому признаку разделить растения на две группы? Учитель фиксируетна доске Сеются сами – высаживает человек | Да. Называют «сеются сами – сеет специально человек». |
Разложите все картинки с растениями по этому признаку. Учитель оказывает помощь тем, кто затрудняется. | Ученики раскладывают картинки Берёза, одуванчик, орешник – в одну группу; груша, пшеница, крыжовник – в другую группу. |
Все ли предложенные картинки мы распределили по группам? | -Все. |
Давайте подумаем, как мы назовем эти группы растений. Учитель фиксирует ответы детей на одной половине доски. | Учащиеся предлагают свои варианты. Растения, которые растут в саду, на даче у человека - домашние растения или садовые ,или дачные. Растения , которые растут сами по себе -дикие или дикорастущие. |
Где мы можем узнать точные названия групп растений, произрастающих самостоятельно и выращенных человеком? - … возьми с собой 4 друга, выйдите из кабинета и позвоните мамам. - … … возьми с собой 4 друга, садитесь за мой компьютер и узнайте. - … … возьми с собой 4 друга, идите в библиотеку. - А остальные посмотрят в учебнике и найдут информацию. | Варианты ответов детей: - Спросить у мамы. - Узнать в Интернете. - Посмотреть в энциклопедии в библиотеке. - Посмотреть в учебнике. |
Учитель после работ групп фиксирует названия на другой половине доске. Все группы узнали такие слова: дикорастущие и культурные. | Группы детей после работы с разными источниками информации сообщают свои ответы учителю. -Растения ,которые человек сеет сам называются культурными; -Растения, которые растут сами по себе называются дикорастущими. |
- Какие слова совпали в двух столбиках названий на доске? | - Дикорастущие и культурные. |
Учитель ещё раз уточняет -Как вы понимаете название «дикорастущие»? | - Растения, которые растут без участия человека, сами по себе. |
Как вы понимаете название «культурные»? | - Растения, которые выращивает человек. |
-Дополните каждую группу своими рисунками растений. В помощь учитель предлагает обратиться к энциклопедии, воспользоваться интернетом. | Учащиеся договариваются в группах какие растения нарисуют. Выполняют рисунки. Выставляют свои рисунки на доску. Учащиеся могут нарисовать ромашку, клевер, подорожник, ель, клён – дикорастущие; яблоню, морковь, помидоры – культурные растения. Доказывают по отличительным признакам почему данное растение относится к группе культурных или дикорастущих растений. Учащиеся с помощью сигналов реагируют на ответы одноклассников «согласны» или «не согласны». |
Учитель подводит итог , проверяет как учащиеся научились называть отличительные признак культурных и дикорастущих растений . Перечислите отличительные признаки культурных и дикорастущих растений? В случае затруднения учитель обращает внимание на записи на доске, зафиксированные в ходе урока. | Учащиеся называют отличительные признаки: выращивает человек – растут сами; сеются сами – высаживает человек
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока окружающего мира на тему "Чтобы путь был счастливым"
Фрагмент урока окружающего мира в 3 классе «А» по теме «Чтобы путь был счастливым» Учитель: Кошляк Жанна ИвановнаЦель урока:Учащиеся должны знать/понимать: – основные правила поведения в окружа...

Фрагмент урока окружающего мира "Три весны в природе"
Конкурсное задание: мастер-класс "Как прекрасен этот мир"....

Фрагмент урока по окружающему миру по теме "Домашние животные"
Данная презентация поможет закрепить знания учащихся по теме "Домашние животные". Также может использовать ся в качестве изучения нового материала....

Фрагмент урока "Инструменты и приборы как необходимое оборудование на уроках окружающего мира".
Фрагмент урока по ознакомлению с инструментами и приборами....
Фрагмент урока в 4 классе по окружающему миру на тему: "Отчего мы иногда болеем"
Данный фрагмент знакомит учащихся с видами и профилактикой, причинами заболеваний....
Фрагмент урока окружающего мира по теме: "Почему мы часто слышим слово "экология"?
На уроке использован метод проекта. Итогом проекта стал плакат: "Сохраним природу чистой!"...
Фрагмент урока окружающего мира во 2 классе по теме "Явления природы" с использованием современных образовательных технологий
На уроке при проведении практической работы используются следующие современные образовательные технологии:обучение в сотрудничестве (работа парами) и технология решения исследовательских задач....








