Фрагмент урока Цурган В.Н., Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 1

Раздел: Человек и природа

Тип урока: открытие нового знания/ способа

Тема урока:Дикорастущие и культурные растения вокруг нас.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka_tsurgan_v.n._zadanie_2.3.2.docx757.68 КБ

Предварительный просмотр:

Цурган Вера Николаевна

Вводная часть

  1. Учебный предмет: окружающий мир
  2. Класс: 1
  3. Раздел: Человек и природа
  4. Тип урока: открытие нового знания/ способа

Тема урока:Дикорастущие и культурные растения вокруг нас.

  1. Планируемые результаты:

предметные: называет отличительные   признаки дикорастущих и культурных растений

метапредметные: группирует растения на дикорастущие и культурные  

ВП (воспитательный потенциал): направлен на осознание роли человека в природе (экологическое воспитание)

  1. Инструкция: Внимательно рассмотри картинки.

Модифицированная пшеница поможет решить проблему нехватки продовольствия в  миреhttps://uspeh-dacha.ru/wp-content/uploads/8/4/9/84948ce0e5d3ab30c01e8f3e1c8bba8b.jpegБотаническое строение Одуванчика | Одуванчик, Ботанические принты,  Цветочное искусствоhttps://wp-s.ru/wallpapers/12/19/400386668532592/prostoj-risunok-berezy-na-belom-fone.jpghttps://www.garten.cz/images_forum/gallery/10667/11597-liskove-orechy.jpghttps://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?key=pulse_cabinet-image-fb0c168e-adc4-470d-8bad-4eed3b8190fd&mb=webpulse

Задание:

Разложите картинки растений на две группы.

Ключ: Дикорастущие (береза, орешник, одуванчик) и культурные (груша, пшеница, крыжовник

Основная часть

Деятельность учителя

Действия учеников

Учитель организует деление класса на группы.

Вытяните разноцветную карточку и распределитесь на группы по цветам.

Учитель раскладывает на парты большие карточки соответствующих цветов для разделения на группы.

Дети берут карточки по очереди.

Дети рассаживаются в группы соответственно цвету.

На столах конверты с разрезанными картинками с заданием..

Даёт инструктаж.

-Рассмотрите внимательно картинки.

А теперь задание.

- Разложите картинки растений на по отличительным признакам на две группы.

-Помните:  работайте дружно - вы одна команда.

Время работы 3 мин.

Учитель приглашает к доске группы

Работают в группе. Рассматривают картинки.

Обсуждают и раскладывают картинки на группы.

Вариант1. по наличию плодов: есть плоды –пшеница, крыжовник, груша, орешник;

нет плода – берёза, одуванчик.

Есть плоды – орешник, груша, крыжовник; нет плодов - берёза, одуванчик, пшеница.

Вариант 2: съедобные и несъедобные.

Съедобные – пшеница, груша, крыжовник;

несъедобные – одуванчик, орешник, берёза.

Вариант 3.

Выращивает человек -  пшеница, груша, крыжовник;

растут сами – одуванчик, берёза, орешник.

- Слушаем ответы групп.

Учитель фиксирует ответы групп на доске.

Есть плоды – нет плодов.

С помощью вопроса  учитель наводит на допущенную ошибку.

- Проверим правильно ли вы распределили растения на группы.

Как называется плод у каждого растения ?

Учитель подтверждает ответ и уточняет,  что плод пшеницы называется зерновка.

-Догадайтесь почему он так называется?

Учитель фиксирует на доске:

Съедобные – несъедобные.

-Всезнайка утверждает, что  среди несъедобных есть растения , которые человек использует в разных целях. Вы согласитесь с утверждением  Всезнайки?

Могут подключиться к обсуждению другие группы.

В случае несогласия с Всезнайкой учитель показывает иллюстрации с изображением варенья и  настои из одуванчика, загадывает загадку  с отгадкой – берёзовый сок.

Учитель фиксирует на доске

Выращивает человек – растут сами.

Ответ первой группы

Есть плоды - груша, крыжовник, орешник;

нет плодов – берёза, одуванчик, пшеница.

 Ответы учащихся.

У груши – фрукт, у крыжовника-ягода, у орешника- -орех. У берёзы –нет плода, у одуванчика – нет плода,  у пшеницы – нет плода.

Возможно догадаются ,что  есть плод у пшеницы – колосок.

В колоске находится зерно.

Вторая группа разложила картинки на съедобные и несъедобные растения.

- Съедобные (груша, пшеница, орешник, крыжовник)- несъедобные (одуванчик, береза).

Учащиеся рассуждают в группах и проговаривают вслух.

- Среди несъедобных - одуванчик.

- Из  цветков одуванчика изготавливают мёд.

-Из цветков делают лекарственные настои.

Берёза даёт сок.

В ходе рассуждений учащиеся соглашаются с Всезнайкой.

В случае несогласия рассматривают иллюстрацию, предложенную учителем и догадываются- изображена  баночка с вареньем и лекарственный настои из одуванчика.

Третья группа разложила картинки по признаку: выращивает человек – растут сами по себе.

- Выращивает человек (крыжовник, пшеница, груша) - растут сами по себе (орешник, одуванчик, береза).

Учитель задаёт вопросы на выявление других  отличительных признаков данных растений.

Вместе ли живут эти растения?

Нет. Крыжовник и груша растут в саду, пшеница -в поле, одуванчик- в можно встретить повсюду : в лесу, в поле, в городе;

 а береза – в лесу, в городе ; орешник -в лесу.

Почему они живут в разных местах?

- Им нужны разные условия жизни.

Как они туда попали?

 -Береза, орешник, одуванчик сеются  сами;

грушу, пшеницу, крыжовник- садит человек.

Можно ли по этому признаку разделить растения на две группы?

Учитель фиксируетна доске

Сеются сами – высаживает человек

Да.

Называют «сеются сами – сеет специально человек».

Разложите все картинки с растениями по этому признаку.

Учитель оказывает помощь тем, кто затрудняется.

Ученики раскладывают картинки

Берёза, одуванчик, орешник – в одну группу;

груша, пшеница, крыжовник – в другую группу.

Все ли предложенные картинки мы распределили по группам?

-Все.

Давайте подумаем, как мы назовем эти группы растений.

Учитель фиксирует ответы детей на одной половине доски.

Учащиеся предлагают свои варианты.

Растения, которые растут в саду, на даче  у человека - домашние растения или садовые ,или дачные.

Растения , которые растут сами по себе  -дикие или дикорастущие.

Где мы можем узнать точные названия групп растений, произрастающих самостоятельно и выращенных человеком?

- … возьми с собой 4 друга, выйдите из кабинета и позвоните мамам.

- … … возьми с собой 4 друга, садитесь за мой компьютер и узнайте.

- … … возьми с собой 4 друга, идите в библиотеку.

- А остальные посмотрят в учебнике и найдут информацию.

Варианты ответов детей:

- Спросить у мамы.

- Узнать в Интернете.

- Посмотреть в энциклопедии в библиотеке.

- Посмотреть в учебнике.

Учитель после работ групп фиксирует названия на другой половине доске.

Все группы узнали такие слова: дикорастущие и культурные.

Группы детей после работы с разными источниками информации сообщают свои ответы учителю.

-Растения ,которые человек сеет сам называются культурными;

-Растения, которые растут сами по себе  называются дикорастущими.

- Какие слова совпали в двух столбиках названий на доске?

- Дикорастущие и культурные.

Учитель ещё раз уточняет

-Как вы понимаете название «дикорастущие»?

- Растения, которые растут без участия человека, сами по себе.

Как вы понимаете название «культурные»?

- Растения, которые выращивает человек.

-Дополните каждую группу своими рисунками растений.

В помощь учитель предлагает обратиться к энциклопедии, воспользоваться интернетом.

Учащиеся договариваются в группах какие растения нарисуют.

Выполняют рисунки.

Выставляют свои рисунки на доску. Учащиеся могут нарисовать ромашку, клевер, подорожник, ель, клён – дикорастущие; яблоню, морковь, помидоры – культурные растения.

Доказывают по отличительным признакам почему данное растение относится к группе культурных или дикорастущих растений.

Учащиеся  с помощью сигналов реагируют на ответы одноклассников «согласны» или «не согласны».

Учитель подводит итог , проверяет как учащиеся научились называть отличительные признак культурных и дикорастущих растений .    Перечислите отличительные признаки культурных и дикорастущих растений?

 В случае затруднения учитель обращает внимание на записи на доске, зафиксированные в ходе урока.

Учащиеся называют отличительные признаки:

выращивает человек – растут сами;

сеются сами – высаживает человек

 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=a9e023730f0b6f1baeee6289cf7338f261acfe5a-9895871-images-thumbs&n=13Картинки Русской Березы Для Детей.

https://mrfilin.com/wp-content/uploads/0/2/4/024671808723ed4d445875bf6351c513.jpg        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока окружающего мира на тему "Чтобы путь был счастливым"

Фрагмент урока окружающего мира в 3 классе «А» по теме «Чтобы путь был счастливым» Учитель: Кошляк Жанна ИвановнаЦель урока:Учащиеся должны знать/понимать: – основные правила поведения в окружа...

Фрагмент урока окружающего мира "Три весны в природе"

Конкурсное задание: мастер-класс "Как прекрасен этот мир"....

Фрагмент урока по окружающему миру по теме "Домашние животные"

Данная презентация поможет  закрепить знания учащихся по теме "Домашние животные". Также может использовать ся в качестве изучения нового материала....

Фрагмент урока в 4 классе по окружающему миру на тему: "Отчего мы иногда болеем"

Данный фрагмент знакомит учащихся с видами и профилактикой, причинами заболеваний....

Фрагмент урока окружающего мира по теме: "Почему мы часто слышим слово "экология"?

На уроке использован метод проекта. Итогом  проекта стал плакат: "Сохраним природу чистой!"...

Фрагмент урока окружающего мира во 2 классе по теме "Явления природы" с использованием современных образовательных технологий

На уроке при проведении практической работы используются следующие современные образовательные технологии:обучение в сотрудничестве (работа парами) и технология решения исследовательских задач....