План-конспект урока окружающего мира «Из истории имен» 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Цель урока:
Познакомить обучающихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени в жизни человека.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_stolyarova_3a.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Дата:

Класс: 3а

Тема: «Из истории имен»

Проводила: Столярова Яна Андреевна

Методист :Иванова Елена Дмитриевна

Учитель:

Цель урока:

Познакомить обучающихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени в жизни человека.

Задачи:

- Обучающие: обсудить и обобщить информацию о происхождении и значении имён и фамилий на Руси.

- Развивающие: сформировать способность рассуждать, описывать, решать проблемные задачи, развивать навык работы с информацией из разных источников: презентации, иллюстративного материала и текста учебника; развивать познавательные и творческие способности детей.

- Воспитательные: сформировать чувство сопричастности и позитивного психологического микроклимата в группах; воспитать гордость за свой род, уважение к традициям и обычаям народа; развить способность целостно, гармонично воспринимать мир

Планируемые образовательные результаты

Предметные

- Дать обучающимся более широкое представление об истории образования имён, фамилий, отчеств.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формировать умение устанавливать аналогии;

-формировать умение обобщать и класифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать и понимать других;

-формировать умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

-формировать умение формулировать свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

-формировать умение определять цель деятельности на уроке;

-формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

Личностные УУД:

-формировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

-формировать у учащихся уважительное отношение к имени.

Оборудование:учебник,презентация, дидактический материал, карточки.

Оформление доски

Число

Классная работа

Ход урока

Этапы урока

Время

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

#1054;рг.момент

-Здравствуйте, меня зовут Яна Андреевна и сегодня урок Окружающего мира у вас проведу я.

-У вас на партах должен лежать учебник, дневник, пенал и карточки . У кого все готово можете садиться.

- Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний

Беседа

-Мы с вами начинаем изучение нового раздела.

-Давайте откроем страницу 39 и рассмотрим его.

-Что на ней изображено ?

-Как называется новый раздел?

-Отгадав загадку , вы узнаете о теме нашего урока:

-Родственное мое, мне дано,
Люди пользуются, а мне редко приходится.

-О чем загадка?

-Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на уроке?

- Тема нашего урока звучит так : «Из истории имён»

-А какая цель нашего урока?

-Узнать как появилось имя и что они обозначают.

- Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Это таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы…

-И сегодня мы с вами попробуем отгадать эту тайну.

Из истории имен

Об имени

Об именах

Узнать как появилось имя и что они обозначают.

КУУД3

КУУД2

РУУД3

#1054;ткрытие нового

1.Рассказ учитель

#1048;гра «Соедини имя с его значением»

- Подумайте и скажите, что такое имя?

-В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой
Имя - наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других.

-Ономастика -наука об именах ( от греч.- онома - «имя»).

-Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и понять происхождение имени, необходимо вернуться к далёкому прошлому, к истокам развития русского языка. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей.

-Прежде всего имя отражало радость родителей по случаю рождения дитяти Ждан, Любим, Любава, Милуша. Имя часто подчёркивало внешности и характера ребёнка, Бессон, Хорош, Злоб, Мил.

-Имя могло означать «порядковый номер» ребёнка в семье Третьяк, Пятыш, Сёмушка, Вторак. Младенцу давали имя-оберег, которое охраняло, оберегало дитя от дурного глаза, Опухлой, Ончутка (чёрт). При этом родители считали так: «Если злой дух придёт за нашим ребёнком, вряд ли ему понравится такое имя».
-Имя могли дать по цвету волос (Черныш, Беляй), по росту (Мал, Верзила) в честь зверей, птиц, рыб Заяц, Кот, Гусь, Орёл, Щука, Ерш. Имя могло указывать на время и место появления ребёнка на свет (Суббота, Зима, Дорога) или говорило о профессии родителей (Сом, Пушкарь, Муковоз).

-По каким признакам в старину родители давали имена своим детям?

-Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы и определить, как получились эти имена.

(Дети сначала работают в парах, после группируют на доске имена )

Косой, Мал, Кудряш, Черныш, Милава. ( Внешность человека)

Молчан, Добр, Умник, Несмеяна. (Черта характера)

Ждан, Меньшак, Третьяк, Второй (Место в семье)

Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения)

- Ребята, на что похожи эти имена?

-Действительно, древние имена совсем не похожи на современные и больше напоминают клички и прозвища.

Итак, наши имена в основном греческого и латинского происхождения, но для нас они стали "русскими" и очень близкими.

То что человеку дано при рождении

По хар-ру,месту рождения и т.д

На клички, прилогательные

ЛР1

КУУД1

ЛР2

ПУУД1,2,4

КУУД2

РУУД2

Физкультминутка

А теперь ребята встали ,

Быстро руки все подняли.

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели вновь за дело.

#1041;еседа

#1056;ассказ учителя

#1056;абота с иллюстрацией

-Ребята, я хочу вам рассказать одну историю. У одной моей учительницы был такой случай, как в стихотворении З. Александровой «Восемь Тань»

-Послушайте стихотворение З. Александровой "Восемь Тань"

В первом классе восемь Тань -

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: "Таня, встань!"

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках...

- Как же можно различить этих девочек-тёзок? (По фамилии)

-Каждый человек при рождении получает не только имя, но фамилию, которую носят члены его семьи. Слово "фамилия" на латинском языке означает "семья". Фамилия дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилии появились не сразу. Простой народ: крестьяне и рабочие получили свои фамилии лишь в середине 19 века.

Многие фамилии произошли от отчества-Степанов, Борисов, Иванов, Богданов и многие, Многие другие. Часть фамилий произошла от прозвищ (в старину говорили «назвище»). Можно предположить, что так появились фамилии Шустров, Смехов, Смельчаков, Косых, Худоногов и другие. Иногда фамилии образовывали местности, где родился либо трудился человек (Тверской, Вяземский, Волгин). Некоторым людям фамилии давали по названиям Животных и птиц - Орлов, Соболев, Соловьёв, Голубев.

-Большое число фамилий произошло названий профессий: Гончаров, Столяров, Кузнецов. Служители церкви получали свои фамилии , от названий церковных праздников тел тех храмов, где они служили: Успенский Рождественский.

-Ребята, давайте снова вернёмся ко временам Древней Руси и поговорим о былинных героях.

Рассматривают картину Васнецова "Богатыри" (стр. 41). - Как зовут богатырей?

- Как вы думаете, почему у богатырей такие прозвища? Какие фамилии могли произойти от этих прозвищ? (Никитин, Муромцев, Попов)

- А кто знает, какое отчество было у Ильи Муромца?

Послушайте слова былины и ответ прояснится.

В чистом поле пыль поднимается,

Илья Муромец, сын Иванович,

Ко гнезду Соловьёву приближается...

-Какое отчество было у Ильи Муромца?

- Что обозначает слово "отчество"? ("имя по отцу")

По фамилии

Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец

Никитин, Муромцев, Попов

Иванович

Имя по отцу

КУУД1

КУУД1

ПУУД1,2

ПУУД3

#1055;рименение знаний

Работа с карточкой

Возьмите карточку, которая лежит перед вами (работа в парах)

1 задание: Распределите в две группы: имена и фамилии

Попов,Акакий,Иван,Иванов,Тихон,Тимофей,Гусев, Печников,Хорош,Ончутка,Сновидов,Любава,Царевич,Коршунов,Милена

Имена______________________________________________________

Фамилии_________________________________________________________

2 задание: В скобках напишите от чего образованы эти фамилии

Заволгин, Нагорный, Нижегородцев, Ростовский, Рязанцев.

( )

Худобин, Косых, Зубатов, Шустров, Лобанов, Веселов.

( ).

Лебедев, Ромашов, Волков, Соболев, Рябинин.

( )

Иванов, Михайлов, Петров, Семёнов, Антонов.

( )

Лаптев, Смолин, Шилов, Мельников, Сапожников, Купцов, Солдатов.

( )

Вознесенский, Рождественский, Успенский, Воздвиженский.

( )

3 задание:

От каких животных образованы эти фамилии:

Орлов- Баранов-

Воробьев- Голубев-

Медведев- Кошкин-

#1048;тог

- Ребята, вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведем итог и скажем, что же нового мы узнали на уроке?

-Что такое имя?

-По каким признакам раньше называли детей?

-Когда появилась первая фамилия ?

-От чего образовывались раньше фамилии?

-От кого давалось отчество?

По цвету волос, по характеру и т.д

В 19 веке

От названия животного, города

От Отца

КУУД3

#1056;ефлексия

Беседа

-Если у вас все получилось на этом уроке хлопнете в ладоши

-А теперь хлопнете те, у кого возникли трудности.

-Все молодцы.

-Спасибо за урок.

-Урок окончен. До свидания.

Методист: Учитель: Оценка:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока окружающего мира во 2, 4 классе

Тема: «Органы чувств» (необычное путешествие). Цели урока: (для учителя)Образовательные:закрепление знаний об уходе за глазами, ушами, зубами;расширение знаний учащихся об органах чувств;Развиваю...

Конспект урока окружающего мира "Из истории имен"

Конспект урка по окружающему миру "Из истории имен"....

План –конспект урока окружающего мира, данного в 1 классе по теме: «Как развивается растение»

Цели урока:I.  Предметные:- через опыт на примере бобовых показать учащимся, как развивается растение  и какие условия для этого необходимы;II.  Личностные УУД:- формировать положительн...

План-конспект урока окружающего мира "Питание растений". 2 класс

Системно-деятельностный подход является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии со стандартами второго поколения. Его реализация п...

План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен  “Государственным символам России”, приурочен  к одному из  главных г...

урок окружающего мира Из истории имен 3 класс

Урок окружающего мира "Из истории имен"  даст возможность  учащимся обсудить и обобщить информацию о происхождении и значении имён и фамилий на Руси....