План-конспект урока окружающего мира «Из истории имен» 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
Дата:
Класс: 3а
Тема: «Из истории имен»
Проводила: Столярова Яна Андреевна
Методист :Иванова Елена Дмитриевна
Учитель:
Цель урока:
Познакомить обучающихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени в жизни человека.
Задачи:
- Обучающие: обсудить и обобщить информацию о происхождении и значении имён и фамилий на Руси.
- Развивающие: сформировать способность рассуждать, описывать, решать проблемные задачи, развивать навык работы с информацией из разных источников: презентации, иллюстративного материала и текста учебника; развивать познавательные и творческие способности детей.
- Воспитательные: сформировать чувство сопричастности и позитивного психологического микроклимата в группах; воспитать гордость за свой род, уважение к традициям и обычаям народа; развить способность целостно, гармонично воспринимать мир
Планируемые образовательные результаты
Предметные
- Дать обучающимся более широкое представление об истории образования имён, фамилий, отчеств.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формировать умение устанавливать аналогии;
-формировать умение обобщать и класифицировать по признакам;
Коммуникативные УУД:
-формировать умение слушать и понимать других;
-формировать умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
-формировать умение формулировать свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
-формировать умение определять цель деятельности на уроке;
-формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
Личностные УУД:
-формировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей
-формировать у учащихся уважительное отношение к имени.
Оборудование:учебник,презентация, дидактический материал, карточки.
Оформление доски
Число Классная работа |
Ход урока
Этапы урока | Время Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
#1054;рг.момент | -Здравствуйте, меня зовут Яна Андреевна и сегодня урок Окружающего мира у вас проведу я. -У вас на партах должен лежать учебник, дневник, пенал и карточки . У кого все готово можете садиться. - Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. | |||
II. Актуализация знаний Беседа | -Мы с вами начинаем изучение нового раздела. -Давайте откроем страницу 39 и рассмотрим его. -Что на ней изображено ? -Как называется новый раздел? -Отгадав загадку , вы узнаете о теме нашего урока: -Родственное мое, мне дано, -О чем загадка? -Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на уроке? - Тема нашего урока звучит так : «Из истории имён» -А какая цель нашего урока? -Узнать как появилось имя и что они обозначают. - Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Это таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы… -И сегодня мы с вами попробуем отгадать эту тайну. | Из истории имен Об имени Об именах Узнать как появилось имя и что они обозначают. | КУУД3 КУУД2 РУУД3 | |
#1054;ткрытие нового 1.Рассказ учитель #1048;гра «Соедини имя с его значением» | - Подумайте и скажите, что такое имя? -В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой -Ономастика -наука об именах ( от греч.- онома - «имя»). -Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и понять происхождение имени, необходимо вернуться к далёкому прошлому, к истокам развития русского языка. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. -Прежде всего имя отражало радость родителей по случаю рождения дитяти Ждан, Любим, Любава, Милуша. Имя часто подчёркивало внешности и характера ребёнка, Бессон, Хорош, Злоб, Мил. -Имя могло означать «порядковый номер» ребёнка в семье Третьяк, Пятыш, Сёмушка, Вторак. Младенцу давали имя-оберег, которое охраняло, оберегало дитя от дурного глаза, Опухлой, Ончутка (чёрт). При этом родители считали так: «Если злой дух придёт за нашим ребёнком, вряд ли ему понравится такое имя». -По каким признакам в старину родители давали имена своим детям? -Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы и определить, как получились эти имена. (Дети сначала работают в парах, после группируют на доске имена ) Косой, Мал, Кудряш, Черныш, Милава. ( Внешность человека) Молчан, Добр, Умник, Несмеяна. (Черта характера) Ждан, Меньшак, Третьяк, Второй (Место в семье) Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения) - Ребята, на что похожи эти имена? -Действительно, древние имена совсем не похожи на современные и больше напоминают клички и прозвища. Итак, наши имена в основном греческого и латинского происхождения, но для нас они стали "русскими" и очень близкими. | То что человеку дано при рождении По хар-ру,месту рождения и т.д На клички, прилогательные | ЛР1 КУУД1 ЛР2 ПУУД1,2,4 КУУД2 РУУД2 | |
Физкультминутка А теперь ребята встали , Быстро руки все подняли. В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели вновь за дело. | ||||
#1041;еседа #1056;ассказ учителя #1056;абота с иллюстрацией | -Ребята, я хочу вам рассказать одну историю. У одной моей учительницы был такой случай, как в стихотворении З. Александровой «Восемь Тань» -Послушайте стихотворение З. Александровой "Восемь Тань" В первом классе восемь Тань - Это прямо наказанье! Ведь у них, куда ни глянь, Всюду Таня, Таня, Таня! Если скажут: "Таня, встань!" Встанут сразу восемь Тань. А ведь можно очень просто Разобраться в новичках... - Как же можно различить этих девочек-тёзок? (По фамилии) -Каждый человек при рождении получает не только имя, но фамилию, которую носят члены его семьи. Слово "фамилия" на латинском языке означает "семья". Фамилия дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилии появились не сразу. Простой народ: крестьяне и рабочие получили свои фамилии лишь в середине 19 века. Многие фамилии произошли от отчества-Степанов, Борисов, Иванов, Богданов и многие, Многие другие. Часть фамилий произошла от прозвищ (в старину говорили «назвище»). Можно предположить, что так появились фамилии Шустров, Смехов, Смельчаков, Косых, Худоногов и другие. Иногда фамилии образовывали местности, где родился либо трудился человек (Тверской, Вяземский, Волгин). Некоторым людям фамилии давали по названиям Животных и птиц - Орлов, Соболев, Соловьёв, Голубев. -Большое число фамилий произошло названий профессий: Гончаров, Столяров, Кузнецов. Служители церкви получали свои фамилии , от названий церковных праздников тел тех храмов, где они служили: Успенский Рождественский. -Ребята, давайте снова вернёмся ко временам Древней Руси и поговорим о былинных героях. Рассматривают картину Васнецова "Богатыри" (стр. 41). - Как зовут богатырей? - Как вы думаете, почему у богатырей такие прозвища? Какие фамилии могли произойти от этих прозвищ? (Никитин, Муромцев, Попов) - А кто знает, какое отчество было у Ильи Муромца? Послушайте слова былины и ответ прояснится. В чистом поле пыль поднимается, Илья Муромец, сын Иванович, Ко гнезду Соловьёву приближается... -Какое отчество было у Ильи Муромца? - Что обозначает слово "отчество"? ("имя по отцу") | По фамилии Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец Никитин, Муромцев, Попов Иванович Имя по отцу | КУУД1 КУУД1 ПУУД1,2 ПУУД3 | |
#1055;рименение знаний Работа с карточкой | Возьмите карточку, которая лежит перед вами (работа в парах) 1 задание: Распределите в две группы: имена и фамилии Попов,Акакий,Иван,Иванов,Тихон,Тимофей,Гусев, Печников,Хорош,Ончутка,Сновидов,Любава,Царевич,Коршунов,Милена Имена______________________________________________________ Фамилии_________________________________________________________ 2 задание: В скобках напишите от чего образованы эти фамилии Заволгин, Нагорный, Нижегородцев, Ростовский, Рязанцев. ( ) Худобин, Косых, Зубатов, Шустров, Лобанов, Веселов. ( ). Лебедев, Ромашов, Волков, Соболев, Рябинин. ( ) Иванов, Михайлов, Петров, Семёнов, Антонов. ( ) Лаптев, Смолин, Шилов, Мельников, Сапожников, Купцов, Солдатов. ( ) Вознесенский, Рождественский, Успенский, Воздвиженский. ( ) 3 задание: От каких животных образованы эти фамилии: Орлов- Баранов- Воробьев- Голубев- Медведев- Кошкин- | |||
#1048;тог | - Ребята, вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведем итог и скажем, что же нового мы узнали на уроке? -Что такое имя? -По каким признакам раньше называли детей? -Когда появилась первая фамилия ? -От чего образовывались раньше фамилии? -От кого давалось отчество? | По цвету волос, по характеру и т.д В 19 веке От названия животного, города От Отца | КУУД3 | |
#1056;ефлексия Беседа | -Если у вас все получилось на этом уроке хлопнете в ладоши -А теперь хлопнете те, у кого возникли трудности. -Все молодцы. -Спасибо за урок. -Урок окончен. До свидания. | |||
Методист: Учитель: Оценка:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока окружающего мира во 2, 4 классе
Тема: «Органы чувств» (необычное путешествие). Цели урока: (для учителя)Образовательные:закрепление знаний об уходе за глазами, ушами, зубами;расширение знаний учащихся об органах чувств;Развиваю...
Конспект урока окружающего мира "Из истории имен"
Конспект урка по окружающему миру "Из истории имен"....
План –конспект урока окружающего мира, данного в 1 классе по теме: «Как развивается растение»
Цели урока:I. Предметные:- через опыт на примере бобовых показать учащимся, как развивается растение и какие условия для этого необходимы;II. Личностные УУД:- формировать положительн...
План – конспект фрагмента урока окружающего мира в 4 классе, на тему «Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13 веке»
План - конспект урока окружающего мира, 4 класс. УМК "Гармония"...

План-конспект урока окружающего мира "Питание растений". 2 класс
Системно-деятельностный подход является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии со стандартами второго поколения. Его реализация п...

План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс
Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен “Государственным символам России”, приурочен к одному из главных г...

урок окружающего мира Из истории имен 3 класс
Урок окружающего мира "Из истории имен" даст возможность учащимся обсудить и обобщить информацию о происхождении и значении имён и фамилий на Руси....