План –конспект урока окружающего мира, данного в 1 классе по теме: «Как развивается растение»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Цели урока:

I.  Предметные:

- через опыт на примере бобовых показать учащимся, как развивается растение  и какие условия для этого необходимы;

II.  Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

-формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

- формировать бережное отношение к природе.

III.  Метапредметные:

 Регулятивные УУД:

- развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; 

- развивать  умение  принимать  и  сохранять  задачу,  планируя  свои  действия  в  соответствии  с  ней;    

- осуществляют самоконтроль и самооценку деятельности по итогам урока;      

 - высказывать своё предположение (версию) на основе проводимого опыта;

 - учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- учить детей перерабатывать полученную информацию в процессе исследования:  как развивается растение;

- находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт;

-  развивать умение наблюдать и делать  самостоятельные  выводы; аргументировать свой выбор; обсуждать проблемные вопросы;

- получать информацию с помощью рисунков, аудиоматериалов, определять растения на основе их существенных признаков;

Коммуникативные:

- развивать умение оформлять свою мысль в устной форме (доклады о проделанной предварительной   работе с семенами);

- развивать умение слушать и понимать речь других; 

- развивать умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План –конспект урока окружающего мира,

данного в 1 классе

по теме: «Как развивается растение»

УМК «Планета знаний»

Учитель: Тягина Е.В.

МОУ Стемасская СОШ

(январь 2017г.)

Цели урока:

I.  Предметные:

- через опыт на примере бобовых показать учащимся, как развивается растение  и какие условия для этого необходимы;

II.  Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

-формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

- формировать бережное отношение к природе.

III.  Метапредметные:

 Регулятивные УУД:

- развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  

- развивать  умение  принимать  и  сохранять  задачу,  планируя  свои  действия  в  соответствии  с  ней;    

- осуществляют самоконтроль и самооценку деятельности по итогам урока;      

 - высказывать своё предположение (версию) на основе проводимого опыта;

 - учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- учить детей перерабатывать полученную информацию в процессе исследования:  как развивается растение;

- находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт;

-  развивать умение наблюдать и делать  самостоятельные  выводы; аргументировать свой выбор; обсуждать проблемные вопросы;

- получать информацию с помощью рисунков, аудиоматериалов, определять растения на основе их существенных признаков;

Коммуникативные:

- развивать умение оформлять свою мысль в устной форме (доклады о проделанной предварительной   работе с семенами);

- развивать умение слушать и понимать речь других;  

- развивать умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Методическое  оснащение  урока:

Материально – техническая  база:

- учебный  кабинет;

- ИКТ (компьютер, проектор, экран);

- учебники, рабочие тетради;

- Cтаканчики с результатами опытной работы (6 штук);

Горшочки с землёй для каждого ученика, палочки для рыхления почвы, проросшие семена фасоли, лейка с водой, влажные салфетки.

Дидактическое  обеспечение:

- Г. Г. Ивченкова,  И.В.Потапов Окружающий мир. 1 класс.  Учебник М.:АСТ, Астрель, 2011  Стр. 76-77.

- Г. Г. Ивченкова,  И.В.Потапов Окружающий мир. 1 класс.  Рабочая  тетрадь №2  М.:АСТ, Астрель, 2011  Стр. 14-15.

- Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель, 2009 г. 

- презентации.                                                                                                                                                                            

Основные понятия:  семя, проросток с корешком, росток с листочками, взрослое растение с цветками и с плодами и семенами (жизненный цикл растений)

Методы  и  приёмы: 

- частично-поисковый,  проблемно - исследовательский,  перцептивный (сочетание словесного, практического, наглядного, аудиовизуального методов);

-  логические (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии).

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная;

- групповая (работа в мини-группах);

- индивидуальная;                                                                    

Тип урока:  изучение нового.

Форма проведения урока: урок – исследования.

Планируемые результаты:  

Предметные:  узнают, при каких условиях будет развиваться растение и стадии его развития;

 Метапредметные:

Регулятивные:  выполнять учебные действия в речевой форме;

 развивать  умение  принимать  и  сохранять  задачу,  планируя  свои  действия  в  соответствии  с  ней; в  сотрудничестве  с  учителем  ставить  новые  творческие  и учебные  задачи;

 познавательные:  получать информацию с помощью исследования, определять растения на основе их существенных признаков; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы;

 коммуникативные:   учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; строить речевое высказывание в устной форме;

 Личностные:  формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний; формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя; формировать бережное отношение к природе.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

 Подготовка к уроку.

За неделю до проведения урока класс делиться на 3мини- группы. Каждая группа закладывает опыт и в течение недели наблюдает за  результатами.

Цель опытов:  исследовать, какие условия необходимы для роста растений.

                     

  1. Организационное начало урока. Самоопределение к деятельности (3 мин)

Приветствие. Проверка оборудования.

- Добрый день, всем присутствующим  в нашем классе. Мы рады видеть вас у нас в гостях.

- Ребята, проверим всё ли необходимое для урока окружающего мира у нас приготовлено(учебник, пенал, тетради, стаканчика с семенами , горшочки с землёй).

Влево, вправо повернёмся

И друг другу улыбнёмся

И с хорошим настроеньем

Мы возьмёмся за ученье.

- Садитесь.

II. Целеполагание и мотивация. Постановка учебной задачи.

  1. мин)
  1. -Сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория. И вы становитесь  учёными – исследователями.  СЛАЙД3

А кто из вас знает, кто такие учёные – исследователи?

(Исследователь- тот, кто занимается изучением чего-либо, исследует что-то). СЛАЙД4

 Но о теме нашего исследования вы должны догадаться сами.  Поиграем в игру «Третий лишний»?  Итак, ваша задача в каждом ряду найти лишний предмет (цветок, 2 птицы), (кустарник, 2 зверька), (дерево, 2 насекомых). (Работаем в парах)(Дети вывешивают картинки на доску).

-Посмотрите, какие картинки остались? Что вы о них можете сказать? (цветок, кустарник, дерево).Как можно их назвать одним словом? (РАСТЕНИЯ вывешиваю на доску)

-А как вы думаете, что у них общего? (корень, ствол, листья, цветы, плоды)СЛАЙД5

-А что ещё вы знаете о растениях?

(Они живые существа: дышат, питаются, размножаются).

- Правильно, молодцы!

-А за счёт чего питаются и дышат?(корня и листьев)

- С помощью чего размножаются? (если не скажут или скажут семенами)

- А как размножаются и при каких условиях????

- Так какова же тема нашего исследования?

-КАК  РАЗВИВАЕТСЯ РАСТЕНИЕ?  (На доске ??)

- А цель нашего исследования: выяснить, при каких условиях может развиваться растение

  1.  Открытие детьми «новых знаний». Изучение нового (15 мин)
  1. Работа по учебнику с.76

- Откроем учебник на стр76 и найдём тему нашего исследования. Прочитайте.

      2. Работа по рисунку. 

-Рассмотрим верхний рисунок. Что на нём изображено? ( рисунки семян).  А в какой части растения образуются семена? ( в плоде).

- А для чего нужны семена?(для развития нового растения)

      3. Практическая работа с семенами. (Семена на столе на тарелочках: тыквы, яблок, апельсина, свёклы, моркови, огурца)

-Сравните их по размеру, форме и окраске.

 - Да, семена бывают различные по форме и размерам: овальные или плоские, мелкие или крупные, удлинённые или другой формы; светлые или тёмные, шершавые или мягкие).

     4. Игра  - физминутка «Угадай плод»      СЛАЙД6

- Давайте поиграем в игру «Угадай, чей плод?»

- Какой плод может вырасти из данных семян. Отгадайте загадку  и найдите семена к данному плоду. (дети отгадывают загадки и по очереди  соотносят семена с плодами)

ЗАГАДКИ:

(воспитательный момент: нужны ли нам растения? Для чего? Как мы должны к ним относиться?)

5. Рассмотрение зародыша в семени

- Мы с вами говорили о том, что растение оставляет после себя семена. Как вы думаете, у каждого растения много семян или одно? (Много)

-Семена едят птицы, они могут замёрзнуть, пропасть, но хоть одно прорастёт. Они сухие, но в них есть жизнь.

- Обратите внимательно на семена, которые лежат перед вами (Подаю на тарелочке семена фасоли).

- Если внимательно рассмотреть любое семя, в каждом из них, большом и маленьком, обязательно найдётся зародыш, но он спит. Чтобы семена проснулись их надо разбудить. Если семя попадёт в подходящие условия, из такого зародыша может вырасти могучий дуб, золотая пшеница, красивый мак.  СЛАЙД7

6.Опыты. Выводы предварительной работы. Работа в мини-группах.

-Вспомним опыты, которые мы закладывали с вами на прошлой неделе. Сейчас каждая группа учёных-исследователей  подведёт итог своей  работы. Но вначале повторим тему нашего исследования и его цель. (Как и при каких условиях развивается растение)

- Да, для того чтобы растение росло, нужны определённые условия и сейчас мы с вами выясним какие же условия нужны для произрастания растения.  (Выступление детей) СЛАЙД8

Д.: (группа № 1): «В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в тёплое место. В стакане, где была вода, семена проросли, в стакане без воды семена не изменились»

Итак, что необходимо для жизни растений? (Вода на доске карточка, дети подходят к столу выбирают карточку со словом- выводом и вывешивают её сами).

Группа №2: В два стакана поместили семена. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. Во втором стакане семена проросли, а в первом набухли, но не проросли, а погибли. Почему?

- Здесь вода вытеснила воздух, необходимый для дыхания семян.

Какое второе необходимое условие для роста растений? (Воздух карточка на доске).

Группа №3: Взяли два стакана с семенами. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стеклом. Один стакан поместили в тёплое место, а другой – на холод. На холоде семена не проросли.

Итак, какие условия необходимы для жизни и роста растений? (Свет и тепло карточка на доске). СЛАЙД9

- Ребята, давайте подведём итог нашего исследования. Что мы знали до начала исследования?

-С помощью чего размножаются растения? (Семян)

-Что узнали после проведения опыта?

-Какие условия нужны, чтобы семя проросло? (Вода, воздух, свет и тепло)

-А сейчас отдохнём и  побудем небольшими семенами. 

Физ. Минутка   СЛАЙД10

Мы маленькие зерна

(Присесть)

Сидим пока в земле

(Коснуться руками пола)

Вот солнце пригревает

(Встаем)

И мы растем в тепле

(Тянемся на носочках)

Боимся непогоды мы

(Наклоны)

Грозы, дождя и вьюг

(Рывки руками)

Из этих зернышек растут

(Прыжки)

Цветы,

(поднимаем руки)

морковь

(опускаем руки)

и лук

(идем на место)

7. Знакомство со стадиями развития растения из семени.

-Ребята, а как  вы думаете, достаточно ли  семенам воды, воздуха, света и тепла, для того, чтобы они развивались дальше и становились взрослыми растениями, способными давать цветки и новые плоды с семенами? (нет)

- Что нужно ещё для их развития? (почва, если не ответят, а хотите узнать) (НА ДОСКЕ КАРТОЧКА  ПОЧВА)

- Без почвы растения не смогут расти и развиваться дальше.

-Работа по учебнику стр.76.

- Рассмотрим стадии развития растения.

-1) Было сухое спящее семя, вода, воздух, свет, тепло сделали своё дело и пробудили в нём жизнь. Семя дало проросток с корешком.

(можно разрезать семя)

2)Затем мы его должна посадить в почву и оно даст  - зелёный росток.

3)Из него вырастит стебель с маленькими молоденькими листочками.

4) Затем растением самостоятельное растение со множеством листьев.

5)Потом взрослое растение с цветками.

6) И ,наконец, взрослое растение с плодами и семенами. СЛАЙД10

8. Практическая работа по высадке проросшего семени в почву.

- А сейчас мы с вами продолжим своё исследование, посадим  проросшие семена в почву, для того, чтобы они смогли расти дальше.

У вас на столах стоят горшочки с землёй, проросшие семена и вода для полива, влажные салфетки. (горшочки заранее подписаны и приготовлены детьми)??

1. С помощью палочки делаем углубление около 5-6 см.

2. Аккуратно кладём проросшую фасоль и засыпаем землёй. Слегка утрамбовать землю.

3. Поливаем горшочек с  рассадой и ставим в тёплое и светлое место.

-  И будем наблюдать за развитием наших растений.

9. Рубрика «Это интересно!»  СЛАЙД11

- Ребята, а кто помнит семя какого растения, мы посадили? (ФАСОЛЬ)

- Что вы знаете о ней? (Ответы детей)

- Скажите, а где можно найти  информацию, которая вас интересует? (У взрослых, справочники, энциклопедии, интернет. Можно показать книги, журналы)

На доске карточка ФАСОЛЬ(небольшая словарная работа, если хватит времени слово РАССАДА)

-Прочитайте, произнесите с ударением, запомните, как пишется.

Рассказ о фасоле                         СЛАЙД12

Фасоль - достойный представитель бобовых, (овощ семейства бобовых) имеющий около 97 видов, произрастает в более тёплых областях  обоих полушарий. Бывает разного цвета и красная, и белая обыкновенная, которая чаще всего произрастает  у нас, стручковая. Может похвастаться полным набором витаминов группы В.

 В фасоли довольно много железа, есть кальций, марганец.

Но самое главное, что нужно знать о фасоли: она один из лучших поставщиков растительного белка.

Очень хорошо добавлять ее в супы и пюре детей, которые не любят мясо и рыбу.

Из фасоли можно приготовить немало отдельных блюд, она может быть частью овощного рагу, входить в состав первых блюд или даже стать начинкой для пирожков.

-Что нового узнали об этом растении?

  1. Применение новых знаний. Закрепление изученного. (5мин)

Работа в тетради стр.14 ИЛИ НА ДИСКЕ!!!!

1) Откроем стр 14. Определите правильный порядок развития растения из семени, пронумеровав рисунки.

Проверка на доске: один из учеников, используя рассказ, определяет порядок развития семени.

2)Обобщение.

-Что необходимо растению для жизни?

-Выполним задание тетради на стр.16

Допишите условие, которое необходимо для жизни растений (ВОДА)

V. Подведение итога.

- Наш урок – исследования подошёл к концу. Время подвести итоги.

- Что мы хотели узнать? (Как развивается растение)

-Удалось ли нам это выяснить?

- В ходе исследования мы выяснили, какие условия необходимы для развития растения (вода, воздух, свет, тепло и почва)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) 

Рефлексивный экран:

-Чему я научился…

- Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Теперь я могу…

-Где могу применить в жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира (3 класс) по теме: Страны Европы: Германия и Англия.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе, автор учебника: Плешаков А.А. В ходе урока использовалась технология проектной деятельности, групповая работа. Форма организации - интерактивная: ролевая иг...

Разработка плана - конспекта урока "Окружающий мир" 2 класс по теме "Водоёмы"

Разработка плана-конспекта по курсу "Окружающий мир" , программа Школа России, 2 класс, "Водоёмы", с мультимедийной презентацией...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?" СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

План-конспект урока окружающего мира в 1 классе. Тема урока:"Как путешествует письмо?"

Подробный сценарий урока окружающего мира в 1 классе . Тема: "Как путешествует письмо?"...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...

План-конспект урока окружающий мир 3 класс по теме "Разнообразие мира растений".

Конспект урока окружающий мир 3 класс "Разнообразие мира растений"....