Конспект урока по окружающему миру на тему " Мудрый выбор ", 4 класс, УМК " Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цели урока
Предметные:
1) находить место изученных событий на «ленте времени»;
2) соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; 3) характеризовать выдающихся людей разных эпох как носителей базовых национальных ценностей;
4) выявлять архитектурные особенности храмов и памятников;
5) различать памятные даты и праздники в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и укрепления духовно-нравственных связей между соотечественниками.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Андреевка
муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан
Конспект урока по окружающему миру
на тему «Мудрый выбор»
4 класс
Автор разработки:
Семёнкина Вера Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Андреевка
2020 г.
Учебно-методический комплект «Перспектива» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая
Тема урока: «Мудрый выбор»
Класс: 4
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока
Предметные:
1) находить место изученных событий на «ленте времени»;
2) соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; 3) характеризовать выдающихся людей разных эпох как носителей базовых национальных ценностей;
4) выявлять архитектурные особенности храмов и памятников;
5) различать памятные даты и праздники в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и укрепления духовно-нравственных связей между соотечественниками.
Метапредметные:
1) самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;
преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей;
2) строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
3) планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
4) использовать навыки сотрудничества и взаимопомощи в ходе коллективного общения и взаимодействия со сверстниками.
Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
2)уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории, осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
3) наблюдение и описывание проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо страны.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся объяснять значение преемственности в государственных поступках княгини Ольги и князя Владимира; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира; получат опыт организации индивидуальной, совместной учебной и рефлексивной деятельности.
Оборудование: учебник Окружающий мир 4 класс, рабочая тетрадь / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, презентация, сенсорная доска, ноутбук, ленты времени, сигнальные карты, книги об истории России, карточки с заданиями, Физическая карта России, бумажный корабль.
Ход урока.
1.Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.
- Сегодняшний урок окружающего мира мы начнём с таких слов: «Степень культуры каждого народа определяется отношением к своему прошлому».
- Почему необходимо изучать страницы прошлого своей страны и мира в целом?
Из опыта предшественников учёные понимают, в каком направлении двигаться. Не зная прошлого невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Не зная истории, человечество ходило бы по замкнутому кругу, повторяя ошибки предков.
- Какая наука помогает нам изучать и расследовать события прошлого? (История, демонстрация книг об истории России)
- Кого мы считаем отцом истории и почему? (Древнегреческого историка и путешественника Геродота, который жил в 484г. до н.э. Он создал 1 историческую книгу, описал народы, жившие вдоль рек Дон и Дунай).
- Какая историческая наука помогает поисками вещественных исторических источников? (Археология)
2 Актуализация и пробное учебное действие.
- В изучении, какого большого раздела на уроках окружающего мира нам помогают эти науки, как история и археология? (Путешествие по реке времени).
- Действительно, события в жизни идут друг за другом, как волны по реке. Вот почему для наглядности историю можно представить как бег волн по реке времени. В такой реке есть плавное течение и бурные водовороты, мели и таинственные омуты. Такова история человечества, любого государства, народа, человека.
- Где мы отмечаем важные исторические события? (На реке времени).
- Что мы принимаем за единицу измерения на реке времени? (Век).
- От какого события ведём отсчёт лет? (От Рождества Христова).
( Работа по ленте и реке времени)
- Ребята, теперь скажите ,когда вы читаете книгу или смотрите фильм, по каким признакам вы оцениваете героев, кто из них плохой, а кто- хороший?(по поступкам) .А в жизни: как вы отличаете плохие поступки от хороших?( приносят они кому то вред или нет) А что каждому из нас помогает сделать выбор в сложные моменты жизни?( решение).
Как вы думаете о чем мы с вами будем сегодня разговаривать?(о выборе). Какова тема нашего сегодняшнего урока? (Мудрый выбор)
- Значит тема нашего урока: «Мудрый выбор».
3. Целепологание
- А какую цель перед собой поставим на уроке?
- Почему тема урока называется « Мудрый выбор»?
- Вспомнить, обобщить изученный материал, выполнить работу самостоятельно, поработать над пробелами в знаниях, исправить ошибки, поработать с творческим заданием.
- С чего начнём нашу работу? (С повторения необходимых нам знаний).
- Мы уже сказали, что Геродот составил 1 историческую книгу.
- А кто составил первую рукописную книгу по истории нашего Отечества и как она называется? Монах Киево-Печерского монастыря – летописец Нестор. День памяти 9 ноября.
- Как назывались такие рукописные книги о событиях древней истории? (Летописи)
- Почему их так называли, как были изложены сведения? (По летам).
- Какие вопросы Нестор поставил в «Повести временных лет», которые волнуют нас до сих пор? «Откуда есть пошла земля Русская? Какие народы её населяли? Как они ладили друг с другом?»
3. Изучение новой темы
- С древности разные племена на территории нашей страны жили рядом, общались и даже роднились друг с другом, и так постепенно к 11-12 векам образовалась древнерусская народность, которая в дальнейшем дала начало трём братским народам.
- Как, когда и почему разноликие и разноязыкие племена стали объединяться в единое государство – древнюю Русь? (Благодаря «Днепровскому пути» - торговый путь «из варяг в греки» стали появляться города, которые были центрами грамотности и просвещения, создавалась древнерусская культура).
- Какое вещественное доказательство, найденное археологами, свидетельствует об этом? Об этом говорят берестяные грамоты – живые голоса Древней Руси.
- В каком городе они были найдены? (В Новгороде).
- Какой орган власти действовал в городе? (Вече – народное собрание)
- Какой важный вопрос был решён на одном из таких собраний? В каком году?
В 862 году в Новгород для управления приглашают скандинавского князя Рюрика.
- Отметим на реке времени дату начала княжения династии Рюрика.
- Как мы определяем век? (Определяем количество сотен в числе года и прибавляем единицу).
- Сколько веков управляла княжеская династия русскими землями? (Семь с половиной веков).
- Какой вклад внёс приемник Рюрика? (Князь Олег объединил южный и северный центры Руси и призвал к единству все племена под главенством Киева).
- В каком году? 882г
- В летописи записано: «И сказал Олег: «Да будет это мать городам русским».
- Какому греческому слову соответствует это выражение? (Метрополия – от греческих слов «метер» – мать и «полис» – город).
- О чём в дальнейшем задумались правители Руси? (Русь станет сильной тогда, когда войдёт в семью европейских народов как равная)
- Как это можно сделать? Просветить народ через веру, через крещение. И первой об этом задумалась княгиня Ольга. Её называли «начальницей веры» и «корнем православия» в Русской земле.
- Поэтому как её называет летописец? ( «Зарёй перед светом»)
- Когда мы отмечаем день памяти великой киевской княгини Ольги? (24 июля)
- Кто вошёл в историю как креститель Руси? (Князь Владимир)
- Когда было Крещение Руси? (988г)
- Князь Владимир навсегда вошёл в историю как собиратель и защитник русских земель, объединил в одну семью народы с помощью православной веры. «Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив её», – говорит «Повесть временных лет». Князь Владимир прекратил междоусобицы, победил внешних противников, проложил дорогу к строительству сильного Российского государства.
- Какой образ подходит для князя Владимира? («Красное солнышко»)
- Когда мы отмечаем день его памяти? 28 июля – день памяти крестителя Древней Руси. С 2010 года – это День Крещения Руси.
- С принятием христианства славянская письменность утвердилась на Руси.
- Кого мы называем просветителями христианских народов? Монахи Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык главную книгу христиан.
- Какой праздник посвящён их подвигу и когда он празднуется? (24 мая День славянской письменности и культуры).
-Где находится самый величественный храм христианского мира и почему носит имя Святой Софии? «София» в переводе с греческого означает «мудрость». Мудрость – одно из качеств Христа, значит, именно в Его честь был назван храм.
- Где в Древней Руси возвели храмы Святой Софии? (В Киеве и Новгороде)
- Почему было принято такое решение? (В знак духовной связи с Византией и память о великом событии).
- Какой обычай возник на Руси? (Строить храмы).
- Но не только храмы строились на Руси, люди осознавали, что потомки должны помнить о людях, которые внесли свой вклад в историю и стали ставить памятники.
- С одним из таких памятников мы познакомились, путешествуя по Новгороду.
Памятник «Тысячелетия России»
- Где находятся памятники князю Владимиру?
В Москве 4 ноября 2016 открыт памятник князю Владимиру на Боровицкой площади. В правой руке он держит крест - оружие духовное, а в левой меч - победоносное оружие, готовое сразить врага Отчизны.
- Памятник является олицетворением духовного сплочения народа. Мы храним верность выбору князя Владимира. Дорожим миром и согласием в нашей многонациональной стране, вместе стремимся к её благу и процветанию, с уважением относимся к обычаям всех её народов, ко всем традиционным религиям России.
- Мы делаем остановку в нашем путешествии по реке времени, вы много знаете, помните и успешно справитесь с самостоятельной работой.
- Задания представлены в форме тренировочных тестов по подготовке к Всероссийской проверочной работе по окружающему миру.
4. Работа в паре. Рассмотри фотографии соборов Святой Софии в стамбуле, Киеве и великом Новгороде. ( с. 20-21) Сравни их. Назови характерные черты каждого храма.
4. Календарь памятных дат.
24 мая- день памяти создателей грамоты братьев Кирилла и Мефодия.
24 июля-день памяти святой равноапостольной великой княгини российской
Ольги
28 июля-день памяти великого князя Владимира Святого-крестителя Руси. День крещения Руси.
5. Первичное усвоение темы
Обсудим.
1. Что каждому из нас помогает сделать выбор в сложные моменты жизни?
2.Как в культуре народов вашего края принято различать добро и зло, определять, где правда и справедливость.
3. Кому из ваших земляков поставлен и за что?
Физминутка
5.Подумаем!
- Почему наши предки сравнивали добрые ,умные книги с оружием воина и с корабельным парусами?
6.Работа в группах. Закрепление пройденного
Тест «Мудрый выбор»
1. В каком году состоялось крещение Руси?
а) в 862 году
б) в 1157 году
в) в 988 году
2. Великий киевский князь, крестивший Русь.
а) князь Владимир
б) князь Юрий Долгорукий
в) князь Ярослав Мудрый
3. День славянской письменности и культуры.
а) 24 июля
б) 24 мая
в) 28 июля
4. День памяти великой киевской княгини Ольги
а) 24 июля
б) 24 мая
в) 28 июля
5. День памяти великого киевского князя Владимира, крестившего Древнюю Русь.
а) 24 июля
б) 24 мая
в) 28 июля
6. Как называлась главная книга христиан, переведённая на славянский язык в 10 веке н.э.?___________________________________
7. Старшего брата звали Мефодий, а младшего … . Младший брат спросил своего учителя: «Почему у славян нет своих книг?». На что учитель ему ответил: «Только лишь культурные языки, латынь и греческий, достойны чернил и пергамента. Другие языки – грубые и варварские, писать на них нельзя!». «Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы» - заявил мальчик. Через несколько лет так и случилось. И назвали ту азбуку в честь этого мальчика. Как звали его?______________________________________________________
8. Супруга князя Игоря. После его кончины мудро правила Киевской Русью, установив по всей земле строгий порядок сбора дани со своих подданных. Первая приняла крещение. Как звали княгиню? __________________________________________________________
Проверка работ.
6.Итог урока. Включение в систему знаний и повторение.
- Какое влияние оказывает мудрый выбор князя Владимира на нашу жизнь? - В решении князя выразилось и стремление нашего народа к высоким идеалам добра, правды и справедливости, к братской сплочённости и солидарности со всем миром.
- Назовите христианские заповеди, которые служат основой нравственного выбора для каждого человека.
- Не убий! Не лги! Не желай богатства ближнего своего не завидуй. Почитай отца и мать, родивших тебя. Люби ближних, как самого себя. Будь милостив, и помилован будешь.
7.Рефлексия деятельности на уроке.
- Вы отлично поработали, а теперь подведём итог.
- Какую цель мы ставили перед собой? Удалось нам её достичь?
- Выбери предложение, которое ты хотел бы продолжить.
Я узнал…
Я научился…
- Вы хорошо потрудились на уроке, повторили изученный материал.
8. Задание на дом.
1. Стр. 20-22. Выполнить задания в рабочей тетради, стр.12-13
2. Продолжите составлять «Календарь памятных дат».
Просмотр мультфильма « Повесть временных лет »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
