Игра "Экологический патруль"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Антонова Алена Владимировна

Цель игры:

Научить детей замечать экологические нарушения у водоёмов и предлагать способы их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра "Экологический патруль"23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Экологический водный патруль» (3 класс)  

Цель игры:

Научить детей замечать экологические нарушения у водоёмов и предлагать способы их решения.

Оборудование:

1. Картинки-ситуации (по одной на ребёнка или на пару).  На некоторых карточках изображены нарушения. Карточки с нарушениями дети могут нарисовать дома.

   На каждой — изображение водоёма (река, озеро, пруд).

   - Брошенный мусор (пластик, банки, пакеты)

   - Машина, которую моют у берега

   - Сточные трубы, впадающие в воду

   - Люди купаются с мылом или шампунем

   - Вылов рыбы сетями или в запрещённое время

   - Вытаптывание прибрежной растительности

   - Оставленный после пикника мусор

2. Эмблемы «Водного патрульного».

3. «Жетоны решений» — карточки зелёного цвета, которые дети получают за правильные предложения.

Ход игры:

1. Организационный момент.

Учитель перед началом игры раздаёт эмблемы и картинки:

- Сегодня члены «Экологического водного патруля должны осмотреть водоёмы и найти всё, что вредит природе.

2. Патруль проходит по классу, выявляет нарушения, объясняет особенности ситуаций.  

3. Нарушителей с карточками собирают у доски.

4. Класс делится на команды. Каждая команда получает несколько карточек-ситуаций; должна предложить решение экологических проблем.

Ключи и рекомендации по обсуждению ситуаций

Карточка 1 — Мусор после пикника  

Нарушение: Загрязнение берега и воды бытовым мусором.  

Почему вредно:  

- Пластик не разлагается сотни лет.  

- Животные могут проглотить мусор и погибнуть.  

- Мусор портит красоту природы.  

Решение:

- Собирать весь мусор после отдыха.  

- Бросать отходы только в урны или увозить домой.  

- Участвовать в субботниках.  

Обсудите: «А что, если урны нет?»  

Ответ: Всегда бери с собой пакет для мусора!

Карточка 2 — Мытьё велосипеда в озере  

Нарушение: Использование моющих средств в водоёме.

Почему вредно:  

- Химия убивает микроорганизмы, рыб, лягушек, растения.  

- Вода становится токсичной.  

Решение:  

- Мыть технику на асфальте или в специально отведённом месте.  

- Использовать как можно меньше химии, лучше — воду без мыла.  

Факт: Даже одна капля моющего средства может загрязнить 100 литров воды!

Карточка 3 — Сточная труба в реке

Нарушение: Сброс промышленных или бытовых стоков в водоём.  

Почему вредно:

- В стоках — яды, нефтепродукты, химикаты.  

- Рыбы и растения гибнут, вода становится непригодной даже для полива.  

Решение:  

- Немедленно сообщить взрослым.  

- Позвонить в экологическую службу или администрацию.  

Важно: Детям нельзя подходить близко к таким местам — это опасно!

Карточка 4 — Шампунь в пруду  

Нарушение: Использование косметики в природном водоёме.  

Почему вредно:

- Шампуни содержат химические вещества, которые нарушают экосистему.  

- Водоросли начинают бурно расти («цветение воды»), а рыба задыхается.  

Решение:  

- Мыться дома перед походом на природу.  

- Если нужно ополоснуться — только чистой водой, без мыла.  

Сравните: «Мы же не моем голову в аквариуме с рыбками!»

Карточка 5 — Мытьё машины у озера

Нарушение: Смыв грязи и химии с машины в водоём.  

Почему вредно:  

- В грязи — масло, тяжёлые металлы, бензин.  

- Это отравляет всю водную жизнь.  

Решение:  

- Мыть машину на автомойке или на участке с твёрдым покрытием (не у воды!).  

- Использовать биоразлагаемые средства.  

Правило: Водоохранная зона — территория, где запрещено мыть технику!

Карточка 6 — Ловля рыбы весной  

Нарушение: Рыбалка в нерестовый период (весной).  

Почему вредно:  

- Весной рыба мечет икру — это будущее потомство.  

- Если поймать рыбу сейчас — не будет новой рыбы в следующем году.  

Решение:  

- Рыбачить только в разрешённое время (обычно летом/осенью).  

- Не использовать сети и электроудочки — это всегда запрещено!  

Запомните: За незаконную рыбалку взрослых штрафуют!

Карточка 7 — Мусор после пикника (повтор, но с акцентом на ответственность)  

Нарушение: Безответственное поведение на природе.  

Почему вредно:  

- Остатки еды привлекают крыс и ворон, нарушая баланс.  

- Пластик попадает в воду и разносится течением.  

Решение:  

- «Унёс с собой всё, что привёз!»  

- Использовать многоразовую посуду.  

«Представь, что ты белка — захочешь ли ты жить среди мусора?»

Карточка 8 — «Всё равно немного!»  

Нарушение: Отношение «мой мусор — не проблема».  

Почему вредно:  

- Если каждый бросит «немного» — получится огромная свалка.  

- Вода переносит мусор далеко — он может оказаться в океане!  

Решение:

- Выбрасывать мусор только в урну или контейнер.  

- Сортировать отходы (пластик, бумага, стекло).  

 Общие советы учителю:

- Поощряйте **любые добрые идеи**, даже если они не идеальны.  

- Акцентируйте внимание не на страхе, а на **возможности помочь**.  

- После игры предложите **реальное действие**:  

  - сделать плакат «Береги воду!»,  

  - провести школьный «Эко-день»,  

  - проверить, не течёт ли кран в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ПДД "Дорожный патруль"

Конспект занятия по ПДД С использованием ИКТ "Доржный патруль"...

День здоровья "Дорожный патруль"

методическая разработка к внеклассному занятию...

сценарий выступления агитбригады "Зелёный патруль"

Сценарий выступления агитбригады "Зелёный патруль" (2014-2015 учебный год)...

Сценарий творческого выступления к игре "Дорожный патруль" с презентацией

Ежегодно  в СПб проходят городские  игры "Дорожный патруль". Команды соревнуются между собой, показывая отличные знания ПДД. Одним из видов конкурсной программы является творческий конкурс (...

Зелёный патруль

О работе экологического отряда "Зелёный патруль"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Зеленый патруль»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Зеленый патруль»...

Положение о родительском патруле. Маршрут патрулирования.

Положение о работе родительского патруля, созданного в ОО для профилактики правонарушений среди подростков микрорайона, предупреждения безнадзорности и безпризорности среди учащихся школы....