Игра "Экологический патруль"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)
Цель игры:
Научить детей замечать экологические нарушения у водоёмов и предлагать способы их решения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Экологический водный патруль» (3 класс)
Цель игры:
Научить детей замечать экологические нарушения у водоёмов и предлагать способы их решения.
Оборудование:
1. Картинки-ситуации (по одной на ребёнка или на пару). На некоторых карточках изображены нарушения. Карточки с нарушениями дети могут нарисовать дома.
На каждой — изображение водоёма (река, озеро, пруд).
- Брошенный мусор (пластик, банки, пакеты)
- Машина, которую моют у берега
- Сточные трубы, впадающие в воду
- Люди купаются с мылом или шампунем
- Вылов рыбы сетями или в запрещённое время
- Вытаптывание прибрежной растительности
- Оставленный после пикника мусор
2. Эмблемы «Водного патрульного».
3. «Жетоны решений» — карточки зелёного цвета, которые дети получают за правильные предложения.
Ход игры:
1. Организационный момент.
Учитель перед началом игры раздаёт эмблемы и картинки:
- Сегодня члены «Экологического водного патруля должны осмотреть водоёмы и найти всё, что вредит природе.
2. Патруль проходит по классу, выявляет нарушения, объясняет особенности ситуаций.
3. Нарушителей с карточками собирают у доски.
4. Класс делится на команды. Каждая команда получает несколько карточек-ситуаций; должна предложить решение экологических проблем.
Ключи и рекомендации по обсуждению ситуаций
Карточка 1 — Мусор после пикника
Нарушение: Загрязнение берега и воды бытовым мусором.
Почему вредно:
- Пластик не разлагается сотни лет.
- Животные могут проглотить мусор и погибнуть.
- Мусор портит красоту природы.
Решение:
- Собирать весь мусор после отдыха.
- Бросать отходы только в урны или увозить домой.
- Участвовать в субботниках.
Обсудите: «А что, если урны нет?»
Ответ: Всегда бери с собой пакет для мусора!
Карточка 2 — Мытьё велосипеда в озере
Нарушение: Использование моющих средств в водоёме.
Почему вредно:
- Химия убивает микроорганизмы, рыб, лягушек, растения.
- Вода становится токсичной.
Решение:
- Мыть технику на асфальте или в специально отведённом месте.
- Использовать как можно меньше химии, лучше — воду без мыла.
Факт: Даже одна капля моющего средства может загрязнить 100 литров воды!
Карточка 3 — Сточная труба в реке
Нарушение: Сброс промышленных или бытовых стоков в водоём.
Почему вредно:
- В стоках — яды, нефтепродукты, химикаты.
- Рыбы и растения гибнут, вода становится непригодной даже для полива.
Решение:
- Немедленно сообщить взрослым.
- Позвонить в экологическую службу или администрацию.
Важно: Детям нельзя подходить близко к таким местам — это опасно!
Карточка 4 — Шампунь в пруду
Нарушение: Использование косметики в природном водоёме.
Почему вредно:
- Шампуни содержат химические вещества, которые нарушают экосистему.
- Водоросли начинают бурно расти («цветение воды»), а рыба задыхается.
Решение:
- Мыться дома перед походом на природу.
- Если нужно ополоснуться — только чистой водой, без мыла.
Сравните: «Мы же не моем голову в аквариуме с рыбками!»
Карточка 5 — Мытьё машины у озера
Нарушение: Смыв грязи и химии с машины в водоём.
Почему вредно:
- В грязи — масло, тяжёлые металлы, бензин.
- Это отравляет всю водную жизнь.
Решение:
- Мыть машину на автомойке или на участке с твёрдым покрытием (не у воды!).
- Использовать биоразлагаемые средства.
Правило: Водоохранная зона — территория, где запрещено мыть технику!
Карточка 6 — Ловля рыбы весной
Нарушение: Рыбалка в нерестовый период (весной).
Почему вредно:
- Весной рыба мечет икру — это будущее потомство.
- Если поймать рыбу сейчас — не будет новой рыбы в следующем году.
Решение:
- Рыбачить только в разрешённое время (обычно летом/осенью).
- Не использовать сети и электроудочки — это всегда запрещено!
Запомните: За незаконную рыбалку взрослых штрафуют!
Карточка 7 — Мусор после пикника (повтор, но с акцентом на ответственность)
Нарушение: Безответственное поведение на природе.
Почему вредно:
- Остатки еды привлекают крыс и ворон, нарушая баланс.
- Пластик попадает в воду и разносится течением.
Решение:
- «Унёс с собой всё, что привёз!»
- Использовать многоразовую посуду.
«Представь, что ты белка — захочешь ли ты жить среди мусора?»
Карточка 8 — «Всё равно немного!»
Нарушение: Отношение «мой мусор — не проблема».
Почему вредно:
- Если каждый бросит «немного» — получится огромная свалка.
- Вода переносит мусор далеко — он может оказаться в океане!
Решение:
- Выбрасывать мусор только в урну или контейнер.
- Сортировать отходы (пластик, бумага, стекло).
Общие советы учителю:
- Поощряйте **любые добрые идеи**, даже если они не идеальны.
- Акцентируйте внимание не на страхе, а на **возможности помочь**.
- После игры предложите **реальное действие**:
- сделать плакат «Береги воду!»,
- провести школьный «Эко-день»,
- проверить, не течёт ли кран в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День здоровья "Дорожный патруль"
методическая разработка к внеклассному занятию...
сценарий выступления агитбригады "Зелёный патруль"
Сценарий выступления агитбригады "Зелёный патруль" (2014-2015 учебный год)...

Сценарий творческого выступления к игре "Дорожный патруль" с презентацией
Ежегодно в СПб проходят городские игры "Дорожный патруль". Команды соревнуются между собой, показывая отличные знания ПДД. Одним из видов конкурсной программы является творческий конкурс (...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Зеленый патруль»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Зеленый патруль»...

Положение о родительском патруле. Маршрут патрулирования.
Положение о работе родительского патруля, созданного в ОО для профилактики правонарушений среди подростков микрорайона, предупреждения безнадзорности и безпризорности среди учащихся школы....


