Методическая разработка урока по окружающему миру "Лесное сообщество".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Методическая разработка урока по окружающему миру "Лесное сообщество" 4 класс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру «Лесное сообщество»
Класс: 4
Тема: «Лес — природное сообщество»
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель: Сформировать представление о лесе как о целостном природном сообществе, где все жители связаны между собой.
Задачи:
- Познавательные: Познакомить с «этажами» леса (ярусами), с взаимосвязями между растениями и животными.
- Развивающие: Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, работать с иллюстрациями и схемами.
- Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое.
Оборудование:
- Учебник.
- Интерактивная доска (или плакат) «Ярусы леса».
- Картинки с растениями и животными леса (дуб, сосна, папоротник, мох, ёж, дятел, жук-короед, синица, лиса и т.д.).
- Карточки для групповой работы.
- Простой карандаш и ластик у каждого ученика.
Ход урока (45 минут)
1. Организационный момент (2 мин)
Приветствие, настрой на работу.
«Ребята, приготовились слушать, думать и открывать новое. Улыбнулись друг другу. Вдохнули поглубже — и вперёд, к знаниям!»
2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации (5 мин)
Вопрос классу: «Мы с вами уже говорили о лесе. Давайте вспомним, кого и что мы можем встретить в лесу?»
Дети перечисляют: деревья, кусты, грибы, зверей, птиц, насекомых, травы.
Проблемный вопрос (вывешиваю на доске): «А лес — это просто скопление разных растений и животных или это единый дом, где всё друг с другом связано? Кто как думает?»
Выслушиваю разные мнения. Подвожу к теме: «Чтобы это выяснить, давайте представим, что мы сегодня — юные учёные-экологи, и отправляемся в воображаемую экспедицию в лесное сообщество».
3. «Открытие» нового знания (15 мин)
а) Ярусы — этажи леса.
«Лес похож на многоэтажный дом. И у каждого жителя — своя квартира».
Показываю плакат со схемой ярусов:
Первый (верхний) ярус: Деревья-великаны (сосны, дубы, ели). «Кто тут живёт?» (Птицы: орёл, филин; белки).
Второй ярус: Невысокие деревья и кустарники (рябина, орешник, черёмуха). «Чьи это квартиры?» (Птицы: соловьи, дрозды; звери: куница).
Третий ярус: Травы, цветы, папоротники. «Кому тут удобно?» (Мыши, ежи, насекомые, ящерицы).
Четвёртый (нижний) ярус: Мхи, лишайники, грибы. «А тут кто царь?» (Букашки, жуки, микроскопические жители).
Вывод делаем вместе: «Все ярусы нужны и важны. Если исчезнет один "этаж" — рухнет весь "дом"».
б) Взаимосвязи в лесу. Разгадываем секреты.
Работа с иллюстрациями. Задаю наводящие вопросы:
«Почему дятел называется "санитар леса"?» (Ест жуков-короедов, которые вредят деревьям).
«Как связаны ёж и гриб?» (Ёж ест слизней, которые вредят грибам и растениям).
«Что даёт дерево птицам? А что птицы — дереву?» (Дом и еда / птицы спасают от вредителей).
«Откуда берётся плодородная почва в лесу?» (Опавшие листья и хвоя перегнивают).
Игра «Найди пару»: Раздаю карточки (дуб, желудь, кабан; сосна, шишка, белка; цветок, пчела, мёд). Дети должны собрать цепочки.
4. Физкультминутка (3 мин)
«Мы гуляем по лесу, (шагаем на месте)
Поднимаем руки к соснам. (тянемся вверх)
Помашем рябине, (машем в стороны)
Присядем у малинника. (приседаем)
А теперь, как тихие мышки,
Побежим по лесной тропинке!» (бег на месте)
5. Первичное закрепление (10 мин)
Работа в парах. Задание: Рассмотреть рисунок в учебнике (лесная поляна) и составить 2-3 предложения о связях, которые видны на картинке. Например: «Бабочка опыляет цветок. Синица ловит гусеницу на дереве».
Обсуждение результатов. Помогаю, направляю.
Интерактивное задание на доске: Переместить картинки с животными на нужный «этаж» леса.
6. Итог урока. Рефлексия (5 мин)
Возвращаемся к проблемному вопросу. «Так что же такое лес? Просто деревья или сообщество?» Дети делают вывод: это единый дом, где всё связано.
«Что нового вы сегодня для себя открыли? Что было самым интересным?»
Рефлексия «Дерево успеха»: На доске — дерево. У детей — листочки трёх цветов.
Зелёный: «Всё понял, могу объяснить другому».
Жёлтый: «Понял, но ещё нужно потренироваться».
Красный: «Мне было трудно, нужна помощь».
Дети приклеивают свои листочки на дерево.
7. Домашнее задание (на выбор, записано на доске) (1 мин)
Обязательное для всех: Прочитать текст в учебнике, ответить на вопросы.
На выбор:
Нарисовать плакат «Наши лесные друзья» (с указанием связей).
Придумать и нарисовать комикс про один день из жизни лесного жителя.
Подготовить небольшой рассказ о самом удивительном, на твой взгляд, обитателе леса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"
Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Методическая разработка урока по окружающему миру для 2 класса по УМК " Перспективная начальная школа"
Урок окружающего мира по теме " Кто такие звери"...
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.
Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...
Методическая разработка урока по окружающему миру "Вода и ее свойства"
Урок-презентация....
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"
Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Побываем в гостях..." А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс.
На уроке третьеклассники знакомятся с видовым разнообразием жилищ, возводимыми народами России в разные времена....