ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира "Кто что ест" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Дмитриенко Карина Евгеньевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира "Кто что ест" (3 класс) по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_okruzh_mir.pptx2.91 МБ
Файл tk.docx37.58 КБ
Файл dokument_microsoft_word_1.docx12.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГРУППА ЖИВОТНЫХ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ Насеко-мые Птицы Звери 1. Тело покрыто перьями. 2. Тело покрыто шерстью. 3. Три части тела: голова, грудь, брюшко. 4. Два крыла, две ноги. 5. Три пары ног. 6. Крылья и ноги прикрепляются к груди. 7. Развиваются из яиц. 8. Рождают живых детёнышей, вскармливают их молоком.

Слайд 2

Щегол Черепаха Попугаи

Слайд 3

Жаба Ящерица Окунь земноводные кожа влажная часть жизни проводит в воде, другую на суше. пресмыкающиеся кожа сухая п окрыта чешуйками. рыбы имеют плавники тело покрыто чешуей.

Слайд 4

Медведь Заяц Волк Стриж

Слайд 5

Хищники

Слайд 6

Растительноядные

Слайд 7

Насекомоядные

Слайд 8

Всеядные

Слайд 9

1 звено 2 звено 3 звено Растения Растительноядные животные Насекомоядные или хищные животные

Слайд 10

Шишка Белка Лисица

Слайд 11

тихие шаги прекрасный слух острые зубы. мягкое оперение делает полет бесшумным огромные глаза, которые прекрасно видят ночью острые когти изогнутый клюв. быстрые ноги цвет шубки зимой – белый, летом – серый. иголки.

Слайд 12

отбрасывают свой хвост. едкая кровь

Слайд 13

Домашнее задание Учебник : прочитать текст на с.94-97, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с.96. Рабочая тетрадь : №3 (54), №6 (с.56).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заветинская средняя общеобразовательная школа №1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока окружающего мира

3 класс

Тема: Кто что ест.

Учитель: Дмитриенко К.Е.

МБОУ Заветинская СОШ №1

Технологическая карта урока открытия нового знания.

Учебный предмет: Окружающий мир.

Класс: 3

Тема урока: Кто что ест.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: создать условия для формирования представления о классификации животных по типу питания.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  3. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  4. Формирование установки в поведении на принятые моральные нормы;
  5. Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Регулятивные УУД).
  6. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, отвечать на вопросы (Познавательные УУД).
  7. Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).

Направленные на достижение предметных результатов:

  1. Уметь классифицировать животных по типу питания;
  2. Уметь моделировать цепи питания;
  3. Уметь обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Оснащение урока:

Материалы для учащегося: учебник, карточки, рабочая тетрадь.

Материалы для учителя: учебник, презентация.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (2 мин)

- Здравствуйте, ребята.

Прозвенел уже звонок –

Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Приветствуют учителя.

КУУД: умение выражать свои мысли.

ЛУУД: смыслообразование.

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин)

- На прошлом уроке вы познакомились с темой «Разнообразие животных». А насколько вы ее усвоили, мы сейчас проверим.

- У каждого из вас есть такие таблички. В каждой группе отметьте цифрами особенности строения животных.

- Проверим правильность ваших ответов. обратите внимание на слайд.

Слайд1

- Каких групп животных здесь нет?

- Ответьте на вопросы:

Слайд2

  1. Можно ли животных уголка живой природы, например, черепаху, попугая, щегла, назвать домашними?

Слайд3

  1. К каким группам животных ты отнесешь жабу, ящерицу, окуня?

- Насекомые – 3,5,6. Птицы – 1,4,7. Звери – 2,8.

Выполняют проверку.

- Рыбы, черви, моллюски, иглокожие, ракообразны, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся(рептилии).

- Нет. Они относятся к особой группе: декоративные животные.

- Жаба: земноводные, кожа влажная, часть жизни проводит в воде, другую на суше.

Ящерица: пресмыкающиеся, кожа сухая, покрыта чешуйками.

Окунь: рыбы, имеют плавники, тело покрыто чешуей.

ПУУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

КУУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Этап выявления места и причины затруднения

- Назовите признаки живых организмов.

- А что необходимо для роста и развития животного?

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Верно, ребята, сегодня мы поговорим о том, кто что ест.

- Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.

- Питание.

- Питание животных.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

- Что бы вы хотели узнать на нашем уроке?

- А что нам в этом может помочь?

Ответы детей.

- Учебник, учитель, интернет и т.д.

5. Этап реализации построенного проекта

Питание животных

Слайд4.

-Прочитайте названия животных.

(Слова записаны на слайде)

- Расскажите, чем питаются эти животные.

- Кого из тех, кого мы рассмотрели можно отнести к хищникам?

- А к растительноядным?

- А к Насекомоядным?

- Кто из них относится ко всеядным?

- Ученые, в зависимости от того, чем питаются животные, объединили их в разные группы. Как думаете, как называются эти группы?

- Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, как называются животные, которые питаются другими животными?

- Чем ещё питаются животные?

- Как называются животные, которые питаются растительной пищей?

- А как называются животные, которые питаются насекомыми?

- А ещё есть животные, которых называют всеядными. Почему их так назвали?

Слайд 5-8

- Приведите примеры животных разных групп.

(Учитель записывает их под цифрами, побуждая учеников называть примеры животных всех групп.)

- Медведь, заяц, волк, стриж.

- Заяц летом ест травы, зимой – почки, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев.

Волку достаточно съесть бобра, или кролика, или мышь, или птицу, и он будет сыт. Стае нужна купная добыча – лось или баран. Их жертвами становятся старые, большие или неопытные животные, поэтому волков называют санитарами леса.

Стриж ловит на лету насекомых.

Медведь всеяден, то есть ест и животную, и растительную пищу. Может есть желуди, орехи, корни, клубни и стебли растений. В его рацион входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, мыши, суслики.

- Медведя и волка.

- Медведя и зайца.

- Медведя и стрижа.

- Медведя.

- Растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные.

- Хищные животные, или хищники.

- Растениями.

- Растительноядные.

- Насекомоядные.

- Они едят и растения, и животных.

Хищники: лиса, енот, песец, ласка, паук, морская звезда, стрекоза, щука, ястреб.

Растительноядные: дождевые черви, моллюски, большинство насекомых, карп, сом, заяц, лось.

Насекомоядные: крот, землеройка, поползень, малиновка, уклейка, стерлядь, ящерица, выхухоль.

Всеядные: белка, барсук, медведь, ворона, галка, язь (рыба), рак.

ПУУД:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

КУУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске ответов на вопросы.

6. Этап первичного закрепления

Цепи питания

- Животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

- Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания. Они начинаются с растений.

Слайд 9

Это первое звено.

Второе звено - это растительноядные животные.

- Как вы думаете, почему?

Третье звено – насекомоядные или хищные животные.

- Давайте попробуем составить цепь питания белки.

Слайд 10

- Прочитайте в учебнике на с. 94-95 текст о цепях питания.

- С чего начинается цепь питания?

- Что идет во втором звене?

- Что в третьем звене?

- Составьте свои примеры цепей питания.

Кто как приспособился

- Прочитайте в учебнике текст на с. 95-96.

- Как приспособились хищники к добыванию пищи? Приведите примеры.

Слайд 11-12

- Как приспособились животные к защите от хищников? Приведите примеры.

- Растениями питаются растительноядные животные.

Шишка белка куница.

- С растения.

- Растительноядное животное.

- Насекомоядное или хищное животное.

- Лиса – тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова – мягкое оперение делает полет бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.

- Заяц – быстрые ноги, цвет шубки зимой – белый, летом – серый. У ежа – иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. У божьей коровки – едкая кровь.

Физминутка

Организует выполнение физминутки.

Выполняют физминутку.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой

Выполнение заданий в рабочей тетради

№1 (с. 53).

- Прочитайте задание. На какие группы делятся животные по способу питания?

- Прочитайте в первом столбике названия животных в первой стоке.

- Во втором столбике прочитайте, чем они питаются.

- К какой группе относятся эти животные?

- Каким цветом нужно закрасить кружок?

- Прочитайте названия животных во второй строке.

- К какой группе относятся эти животные?

- Каким цветом нужно закрасить кружок?

- Выполните остальные задания самостоятельно.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

- А теперь выполните усложненное задание: приведите свои примеры животных, которые питаются разной пищей.

№2 (с. 54).

- Прочитайте задание. Представителей каких групп нужно записать?

- Каких животных мы называем растительноядными?

- Каких животных называем хищными?

- Запишите по три названия животных каждой группы.

(После выполнения задания проводится проверка.)

№4 (с. 55).

- Прочитайте задание. Составьте цепь питания: волк, дуб, кабан.

- Что нужно написать в первом квадрате?

- А во втором?

- Почему кабан, а не волк?

- Что запишем в последнем квадрате?

- Составьте вторую цепь питания из данных представителей. Поставьте стрелки.

- В последней строчке вам самим нужно подобрать три представителя для цепи питания и записать её.

(После выполнения задания проводится проверка.)

Беседа.

Доброе слово о хищниках.

- Надо ли уничтожать хищных животных?

- Прочитайте в учебнике текст на с.97.

- Почему необходимо беречь и охранять хищников?

Про всех на свете

Все-Все,

Все на свете,

На свете нужны,

И Мошки

Не меньше нужны, чем Слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников, -

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мед

И кто делает яд!

Плохие дела

У Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Б. Заходер.

- Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.

- К группе насекомоядных.

- Синим.

- К группе хищных.

- Красным.

- 3- всеядные (желтым), 4- растительноядные (зеленым).

Приводят примеры.

- Растительноядных и хищных животных.

Ответы детей.

- Дуб.

- Кабан.

- Кабан относится к растительноядной группе животных.

- Волк; относится к хищникам.

Ответы детей.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

ПУУД: - структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

КУУД: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

8. Этап рефлексии учебной деятельности

- На какие группы делятся животные по способу питания?

- Назовите животное и группу, представителем которой оно является.

- Почему цепи питания начинаются с растений?

- Что произошло бы, если бы на Земле не осталось лягушек, змей, сов, стрекоз?

- Что было трудным или непонятным по новому материалу урока?

Домашнее задание.

Слайд 13

Учебник: прочитать текст на с.94-97, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с.96.

Рабочая тетрадь: №3 (54) №6 (с.56).

Рефлексия

- Ребята, у каждого из вас есть грустное и веселое солнышко. Подумайте сейчас о том, как прошел наш урок. Если вам наша работа понравилась, то покажите веселое солнышко. Если же у вас что-то не получилось и вам ну совсем не понравился наш урок – покажите грустное солнышко.

Ответы детей.

Ответы детей.

- Только растения способны использовать энергию Солнца и производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

- Не стало бы растений на Земле, их съели бы растительноядные животные.

Записывают домашнее задание.

Проводят рефлексию своей работы на уроке.

ЛУУД: определение личной значимости урока.

РУУД: осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.



Предварительный просмотр:

Группа животных

Особенности строения

Насеко-мые

Птицы

Звери

1. Тело покрыто перьями.

2. Тело покрыто шерстью.

3. Три части тела: голова, грудь, брюшко.

4. Два крыла, две ноги.

5. Три пары ног.

6. Крылья и ноги прикрепляются к груди.

7. Развиваются из яиц.

8. Рождают живых детёнышей, вскармливают их молоком.

Группа животных

Особенности строения

Насеко-мые

Птицы

Звери

1. Тело покрыто перьями.

2. Тело покрыто шерстью.

3. Три части тела: голова, грудь, брюшко.

4. Два крыла, две ноги.

5. Три пары ног.

6. Крылья и ноги прикрепляются к груди.

7. Развиваются из яиц.

8. Рождают живых детёнышей, вскармливают их молоком.

Группа животных

Особенности строения

Насеко-мые

Птицы

Звери

1. Тело покрыто перьями.

2. Тело покрыто шерстью.

3. Три части тела: голова, грудь, брюшко.

4. Два крыла, две ноги.

5. Три пары ног.

6. Крылья и ноги прикрепляются к груди.

7. Развиваются из яиц.

8. Рождают живых детёнышей, вскармливают их молоком.

Группа животных

Особенности строения

Насеко-мые

Птицы

Звери

1. Тело покрыто перьями.

2. Тело покрыто шерстью.

3. Три части тела: голова, грудь, брюшко.

4. Два крыла, две ноги.

5. Три пары ног.

6. Крылья и ноги прикрепляются к груди.

7. Развиваются из яиц.

8. Рождают живых детёнышей, вскармливают их молоком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.

Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....

Технологическая карта урока окружающего мира проведенного в 4 классе.

Тема урока, место в общей теме.  Общество. Права человека в обществе. Цель урока Довести до сознания учащихся, что  общество – люди, которых соединяет общая культу...

Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме " Наше питание. Пищеварительная система

Тип урока: : изучение новых знаний. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Да...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Полезные ископаемые" 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)

Тема урока: «Полезные ископаемые».Класс: 3Цели деятельности учителя:Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающие полезные ископаемые;Развить мышление, наблюдатель...