Главные вкладки

    Открытый урок по курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок" в 4 классе
    методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме

    Гаврюшкина Наталия Евгеньевна

    Открытый урок по курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок" в 4 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nravstvennyy_postupok_.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Нравственный поступок

    Цели урока:

    Образовательные:

    создать условия для формирования у детей представления о нравственном поступке; для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

    Развивающие: 

    -Развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

    - развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

    Воспитательные:

    -воспитывать интерес к предмету ОРКСЭ;

    -формировать нравственную позицию по отношению к своим поступкам и действиям.

    В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

    Личностные УУД:

    -внутренняя позиция школьника;

    - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

    -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

    -самоанализ и самоконтроль результата;

    -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Познавательные УУД:

    -поиск и выделение необходимой информации;

    -применение методов информационного поиска;

    - способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

    Коммуникативные УУД:

    -формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группе,  учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

    Регулятивные УУД:

    -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

    -коррекция;

    -оценка.

    Тип урока: урок открытия нового знания.

    Ход урока:

    I.Орг.момент

    II.Проверка домашнего задания

    Есть история страны,

    Есть история семьи.

    Герб семьи расскажет нам:

    Как родились, как трудились,

    И чего в семье добились.

    Это важно всем узнать,

    Предков надо почитать.

    а) выставка рисунков с родовыми гербами и родовыми древесами

    Вопросы:

    1. Как вы думаете, почему на родовом гербе вашего одноклассника изображено то или иное явление?
    2. О каких традициях семьи это говорит?

    Заслушиваются несколько обучающихся. Подведение итогов.

    III. Выход на тему и целеполагание

    Демонстрация слайдов с тематическим изображением сюжетных

    картинок поступков хороших и плохих.)

    - Что объединяет все эти сюжеты?

    - Каким одним словом можно назвать действия детей? (поступок)

    - Разделите на группы. Сколько групп получится? Почему?

    - Как можно по-другому назвать все хорошие поступки?

    На слайде высвечивается тема урока «Нравственный поступок»

    - Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

    - Что бы вы хотели узнать для себя по данной теме?

    (дети формулируют задачи урока)

    Цели :

    1. Что такое поступок?
    2. Что такое нравственный поступок?
    3. Какие признаки имеет нравственный поступок?

    На слайде высвечиваются цели урока.

    IV. Работа по теме урока

    1.фронтальная беседа

    – Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей, а поступки мы совершаем каждый день.

    - По нашим поступкам люди судят о нас как о личности. Как вы понимаете слово поступок?

    - Где мы можем проверить наши предположения?( словарь, учебник) стр. 40

    – Прочитайте в своих учебниках и словарях о поступке. (чтение вслух)

    - Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным?

    - А безнравственным? (Чтение в учебнике)

    - Вы можете привести примеры таких поступков?

    (Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая его)

    2. работа в группах

    – Прочитайте высказывания великих людей, живших в разные века и  в разных странах.

    - Докажите, актуальны ли эти изречения сегодня.

    Ж.Ж.Руссо  (18 век, французский писатель)

    Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия.

    Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ)

    Благородство и Подлость,
    Отвага и Страх – 
    Всё с рожденья заложено
    В наших сердцах.

    Древнеиндийское изречение

    Делать ближним добро – это делать то, чего желаешь себе.

    Аристотель (древнегреческий философ)

    Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми.


    Анализ изречений, доказать их актуальность сегодня. 

    Физминутка:

    - Я буду называть положительные и отрицательные качества человека. Если качество положительное, вы хлопаете в ладоши, если отрицательное – молчите.

            Смелость                Скромность        Добросовестность

            Открытость        Лень                        Активность

            Заносчивость        Драчливость        Общительность

            Вежливость        Грубость                Трусость

    3. работа в группе по учебнику

    - Нравственный поступок отличается особыми признаками. Какими, вы узнаете, прочитав статью из учебника. (стр. 40-41).

    - Выпишите из учебника пять компонентов нравственного поступка.

    http://festival.1september.ru/articles/591565/img1.jpg

    - Что обозначают эти понятия?

    Мотив( от лат. слова movere – приводить в движение) – побуждение к деятельности. «Зачем?»

    Цель поступка - намерения человека. Только действие, которое в состоянии ответить на вопрос "Для чего?" является поступком.

    Средства достижения цели – то, что может сделать поступок моральным или аморальным.

    Действие – это сам процесс.

    Результат - это то, ради чего человек думал, планировал, старался.

    Рассмотрим пример из учебника.

    V. Создание мотивационных условий на примере произведений художественной литературы.

    Инсценировка ситуации

    1.После уроков ребята возвращались домой. Шли небольшими группами, обменивались своими мнениями об уроках, рассказывали интересные истории. Одну группу опередила девочка, она очень спешила. Не заметив ледяной дорожки, поскользнулась и упала. От группы отделился мальчик и побежал на помощь девочке. Помог подняться и спросил: «Ушиблась?» Девочка улыбнулась, но ничего не успела ответить. Сзади раздался смех. Мальчик сразу понял, что смеются над ним. Его лицо сразу изменилось, стало суровым, и он как можно громче, чтобы слышали друзья, сказал: « Поспешишь - людей насмешишь». Присоединился к группе ребят и тоже начал смеяться. Девочка бросилась бежать, чувствуя обиду и неловкость перед мальчиками.

    - Объясните поступки мальчиков.

    2. Вспомните литературных героев, которые совершали нравственные и безнравственные поступки.

    VI. Итог

    -Вернемся к целям урока.

    - Что такое нравственный поступок?

    1.Что такое поступок?

    2.Что такое нравственный поступок?

              3.Какие признаки имеет нравственный поступок?

    VII. Рефлексия «Черное -  белое»

    На «чёрной» части дети прикрепляют поступки, отражающие тёмную сторону жизни (безнравственные поступки), а на другой – светлую сторону жизни (нравственные поступки). 

    -  Основное назначения человека — творить добро. Помните :

    «Без зла смотри на мирозданье,

    А взглядом разума, добра, любви.

    Жизнь — это море, из благих деяний.

    Построй корабль и по волнам плыви»

    Д/з  на выбор. *
    1. Нарисовать поступок героя любого произведения, проанализируй и сделай вывод, можно ли его считать нравственным.

    2.Как ты понимаешь утверждение «Не всякое действие поступок» ?

             Д/з  на выбор.**

    1.Рассмотреть иллюстрацию в учебнике ( стр.41). Какие поступки отражены на рисунке?

    2.Спросите у родителей, как они понимают высказывание «Цель оправдывает средства».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по курсу Природоведение. Мир животных

    Урок "Мир животных. Разнообразие животных" подготовлен для учеников 1-го класса. Данный материал содержит различные виды работы на уроке: групповая деятельность, индивидуальная, фронтальная. Содержани...

    Открытый урок по курсу Природоведение. Мир животных

    Урок "Мир животных. Разнообразие животных" подготовлен для учеников 1-го класса. Данный материал содержит различные виды работы на уроке: групповая деятельность, индивидуальная, фронтальная. Содержани...

    Открытый урок по курсу: «Гражданское образование в начальных классах»

    Знакомство с Коституцией РФ ее законами, правами и обязанностями детей...

    Презентация открытого урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика".

    Данная презентация представляет собой фото материалы про проведённомуоткрытому уроку для родителей по курсу ОРКСЭ, модуль "Светская зтика".Тема урока: "Духовные традиции многонационального народа Росс...

    Открытый урок по курсу "ОРКСЭ" модуль "Светская этика" на тему: "Альтруизм и эгоизм".

    Открытый урок  по курсу "ОРКСЭ" модуль "Светская этика" на тему: "Альтруизм и эгоизм"....

    Презентация к открытому уроку по курсу ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм".

    Презентация к открытому уроку по курсу ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм"....

    Открытый урок по курсу: «Гражданское образование в начальных классах»

    Знакомство с Коституцией РФ ее законами, правами и обязанностями детей...