Открытый урок по курсу: «Гражданское образование в начальных классах»
план-конспект урока на тему

Ястребцева Татьяна Владимировна

Знакомство с Коституцией РФ ее законами, правами и обязанностями детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakony_po_kotorym_my_zhivem.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект

Открытого урока по курсу: Гражданское образование в начальных классах

Учитель начальных классов: Глазкова Т.В.


Тема урока: «Законы, по которым мы живем»

Цели урока: 


- дать детям первоначальное представление о морали и праве, о законах государства;

- познакомить с Конституцией РФ, с основными правами и
обязанностями граждан России, записанными в ней;

- дать первоначальное понятие о нравственной категории «справедливость» на основе представлений о справедливом (несправедливом) государстве и его законах;

- предоставить учащимся возможность поразмышлять о будущем своей страны, опираясь на понятия «справедливость», «демократия»;

- планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):

- иметь представление о морали и праве, о законах государства; 

- познакомиться с Конституцией РФ, с основными правами и обязанностями граждан России;

- иметь первоначальное понятие о нравственной категории «справедливость»;

- оборудование:


Тивикова С.К., Деменёва Н.Н. «Жар-птица» (учебник для второго года обучения в 2-х частях); атрибуты для игры «Трон». 

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.


1. Форма работы – фронтальная.

- Отгадайте ребус, записанный на доске. (Закон)

- Как вы понимаете слово «закон»?

- Какие законы и правила вам уже известны?

1) Это правила, о которых можно договориться со своими друзьями и родными. Такие законы могут быть разными для разных семей; их выполняют по собственному желанию.

2) Правила, принятые в обществе. Это законы морали; если человек их не соблюдает, то его перестают уважать.

3) Законы, принятые в государстве. За их соблюдением следит государство (для этого есть милиция, суд и т.д.). Человек, нарушивший такой закон, считается преступником.

4)  Видите, какие разные значения имеет слово закон.

Тема нашего урока: Законы по которым мы живем

2.  Беседа по вопросам.

Форма работы – фронтальная.

- Зачем нужны законы? 

- Можно ли обойтись без них? 

- Для чего их нужно соблюдать?

- Зачем государству нужны законы?

- Обратимся к словам философа К.Гельвеция, вынесенным в эпиграф урока.

- Как вы понимаете эти слова?

- Представьте себе, что в обществе нет никаких законов, каждый человек делает то, что захочет, не учитывая интересы и права других людей. Сможет ли такое общество существовать?


Вывод:  Итак, законы помогают организовать жизнь общества, государства, соблюдать справедливость.

  1. Знакомство с Конституцией РФ, с основными правами и обязанностями граждан России.


Форма работы - фронтальная.

- Знаете ли вы, какой закон является главным в стране? (Конституция).

- 12 декабря наша страна отмечала День конституции. Почему именно этот день стал для нас праздничным?

- Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

В нашей стране много законов. Конституция России – Основной закон нашего государства, главные правила, по которым живут российские граждане. Конституция определяет наши права и обязанности.

Прочитаем о правах и обязанностях граждан, которые определены Конституцией.

- Объясните, как вы понимаете эти права.

- Как вы понимаете эти обязанности граждан?

- На уроках гражданского образования мы с вами рассматривали статьи Всеобщей декларации прав человека. О каких правах в ней говорится?

Показ слайдов литературных героев

- Права детей, в том числе и ваши права, записаны в Конвенции о правах ребенка. Какие же это права?

- А какие права есть у вас в школе?

- Какие у вас есть обязанности в школе?

Вывод:  Права и обязанности взаимосвязаны между собой.

Воспользуемся правом на отдых
.  Физминутка.

  1. Размышления о будущем страны.


Форма работы - фронтальная.

- Сейчас мы с вами поразмышляем. Каким вы представляете себе будущее нашей страны?

- Какой бы вы хотели видеть Россию в будущем?

Вывод: Каждому народу важно построить справедливое государство. Каждый народ стремится к тому, чтобы жить по справедливым законам. Россия стремится создать демократическое государство.

- Что такое демократия? Обратимся к копилке знатока.
Демократия - политический строй, при котором власть принадлежит народу.

Демократия - это власть народа.

  1. Игра «Трон».


Форма работы - индивидуальная.

- Сыграем в игру «Трон». Представь, что ты король и хочешь, чтобы твое государство было справедливым.

- Каким будет твой первый указ?

6.   Игра «Государство».

Форма работы – групповая.

- Сегодня мы продолжим играть в игру «Государство». Работаем по группам. Придумайте справедливые законы, по которым будет жить ваша страна, расположенная на другой планете.

  1. Рефлексия урока.


- Какова значимость нашего урока?

- Что можете сказать о работе своих одноклассников на уроке?

- Что можете сказать о своем личном вкладе в общую работу?

  1. Домашнее задание.


1) Написать сочинение «Моя страна в будущем», «Государство, в котором мне хотелось бы жить», «Самое справедливое государство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу "Гражданское образование"

Время властвует над человеком. Оно хочет, чтобы человек берёг его, дорожил им. И есть у времени верный помощник – память, которая помогает сохранить те следы, которые оставляет время....

Учебно-тематическое планирование по курсу "Гражданское образование" с добавлением регионального компонента

Расширение образовательного пространства курса "Гражданское образование" путём введения в социальное проектирование и исследование,  включающего в себя изучение регионального компонента...

Открытый урок по курсу: «Гражданское образование в начальных классах»

Знакомство с Коституцией РФ ее законами, правами и обязанностями детей...

Формирование личностных универсальных учебных действий младшего школьника средствами курса « Гражданское образование»

 Курс "Гражданское образование"создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности....

Патриотическое воспитание и гражданское образование в начальной школе

Особое внимание в новых образовательных стандартах уделяется духовно-нравственному и гражданскому воспитанию школьников....