Разработка урока "Совесть и раскаяние"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Тавченкова Ольга Николаевна

Разработка урока по предмету "Основы православной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sovest_i_raskayanie_tavchenkova_o.n.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Совесть и раскаяние».

Цель: помочь учащимся осознать чувство совести и дать  представление о роли покаяния в духовной жизни человека.

Задачи:

Обучающая: определение учащимися значения и связи слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; воспроизведение учащимися этапов действия раскаяния.

Развивающая:         выявление учащимися взаимосвязи раскаяния и совести, раскаяния и радости.

Воспитывающая: приобретение учащимися опыта поиска средств исправления своей вины делом.

Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  

2.      Определение  темы и задач урока.

– Узнать тему сегодняшнего урока нам поможет небольшой рассказ Аллы Чумак (Рассказ взят из сборника «Воскресное чудо», составитель Борис Ганаго).

«Коля живет в детском доме. Он не знает ни мамы, ни папы, зато знает своих воспитателей. Их у него трое,  но Ольгу Андреевну он любит больше всего: она и приласкает, и конфетку принесет, и сказку расскажет. А однажды Ольга Андреевна водила всех в церковь, Коле там понравилось. Там горит много свечек, ходят дяди в длинных одеждах, их называют священниками. Еще в церкви живет Бог. Он добрый и всех любит. Ольга Андреевна говорит, что Бог стучится каждому в сердечко, только его надо слышать. А Коля пока не слышал.

Коле не нравится, когда Ольга Андреевна играет с другими детьми в группе и других гладит по голове. Недавно Ольга Андреевна похвалила рисунок Нади, а Коля взял и разлил на него воду. Надя плакала, а Коле было хорошо: нет у нее красивого рисунка. Только вот почему-то Ольга Андреевна сразу погрустнела, но его, Колю, не ругала.

А сегодня Коля ударил Сережу: ему показалось, что Ольга Андреевна дольше всех катала мальчика на качелях. Сережа сел на скамеечку и заплакал. Так ему и надо, деловому! А Ольга Андреевна снова стала грустной, подозвала Колю к себе и сказала:

– Сереже больно. Или пожалей его и не обижай больше.

«Вот еще!» – подумал Коля, отошел к песочнице и надулся: обиделся на Ольгу Андреевну и решил ее больше никогда не любить. Стал играть в песочнице, нашел камешек и бросил в сторону воспитательницы. Камешек попал ей прямо в очки и разбил их… От неожиданности Ольга Андреевна закрыла лицо руками. Коля испугался, спрятался за беседку. Но Ольга Андреевна не стала на него кричать, а собрала всех детей, позвала и его, Колю, и повела в группу.

        За ужином Коля сидел задумавшись. Почему-то не хотелось ни булочки с маслом, ни сладкого какао. После ужина дети, как всегда, ждали сказку. Но Ольга Андреевна сказала, что сказки сегодня не будет, потому что очки разбились, а без них она не видит. Коле стало как-то тяжело внутри, защемило сердечко, запершило в горле, захотелось то ли заплакать, то ли подбежать к Ольге Андреевне, прижаться к ее коленям. Он сел в уголок, что-то тяжелое внутри не давало ему покоя, мешало играть. Тогда он подошел к воспитательнице, хотел что-то сказать и вдруг заплакал….»

– Ребята, прежде чем мы дочитаем рассказ до конца, попробуйте предположить, что же будет дальше. (Дети высказывают свои предположения).

– Почему Коля заплакал? (Ответы детей)

– А что такое тяжелое не давало мальчику покоя и мешало играть? (Дети выходят на понятие «Совесть»).

На доску выносится запись СОВЕСТЬ. Учитель дочитывает рассказ до конца.

«... – Что ты, малыш? – ласково спросила Ольга Андреевна и обняла мальчика за плечи.

– Мне плохо вот тут! – и Коля показал рукой на то место, где у него сердце. – Вы не сердитесь на меня?

– Нет, глупенький. Наконец-то у тебя проснулась совесть!

– А это хорошо? – всхлипнул Коля.

– Конечно, хорошо. Это Бог достучался  в твое сердечко! – и Ольга Андреевна, улыбнувшись, погладила мальчика.»

– Ребята, а вы в своей жизни испытывали что-нибудь подобное? (Ответы детей) 

– Вернемся к рассказу о Коле. Попробуйте предположить, как будут развиваться события дальше?

1. Коля забудет о случившемся и будет вести себя по-прежнему;

2. Коля исправится и постарается стать лучше. (Ответы детей)

– В православии  желание исправиться и стать лучше называется Покаянием или Раскаянием. (На доску выносится слово РАСКАЯНИЕ).

– О чём же мы будем с вами сегодня говорить? (О совести и раскаянии)

  1. Работа над понятием «совесть».

 Подумайте и скажите, что же такое совесть по  вашему мнению? (Дети предлагают свои варианты).

– А теперь поработаем в группах и каждая группа найдет определение совести в толковом словаре (У каждой группы толковый словарь В.И. Даля, С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова).

– Проверяем работу. Так что же такое совесть? (Дети зачитывают определения)

– Итак, мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки. (Определение выводится на доску).

– Скажите, что общего между словами: согласие, сообщество, сострадание? (Во всех этих словах приставка «со»).

 Приведите еще примеры таких слов (соединение, сограждане, совесть, собрание и т.д.) 

– Приставка «со» в этих словах означает соединение с чем-либо. А с чем или с кем происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?  (Православные люди считают, что с Богом)

– Вы помните последние слова, которые сказала Ольга Андреевна Коле? (Это Бог достучался  в твое сердечко!) В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Как эти слова связаны со словом «совесть»? (Ответы детей). Дело в том, что, по мнению христиан, человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть еще называют гласом Божьим.

– Для чего нам нужна совесть? (Чтобы отличать хорошее от плохого, добро от зла)

– В православии есть синоним слова «зло». Как вы думаете, какой? (Грех)

– Найдите в словарях определения добра, зла и греха (Каждая группа ищет одно из понятий и зачитывает его).

– Давайте теперь узнаем, как же в православии понимается добро, зло и грех. Прочитаем об этом на стр. 36 вашего учебника.

– Можно ли назвать совесть нашим помощником? (Да)

– В чем она нам помогает? (Отличать добро от зла)

4. Работа над понятием «раскаяние».

 В русском языке есть очень много выражений со словом «совесть»: совесть замучила, испытывать угрызения совести, совесть спать не дает и др. Как вы думаете, легко человеку, когда его мучает совесть? Почему? (Ответы детей)

– Посмотрите, пожалуйста, на портрет апостола Петра на стр.37. Как бы вы охарактеризовали выражение его лица? (Грустное, страдальческое, мученическое)

– Давайте прочитаем отрывок статьи «Отречение Петра» и узнаем, что же его так мучает, почему он переживает. (Чтение отрывка на стр. 36)

– Так почему апостол Петр грустит и переживает? (Его мучает совесть, потому что предал Христа, совершил грех)

– Как вы думаете, можно ли как-нибудь  избавиться от  мучений и терзаний совести? (Ответы детей)

– Вспомните историю про Колю, когда вы выбирали, как же будут развиваться события дальше: первый вариант, когда Коля просто все забудет и второй вариант, когда он раскается. Если бы Коля просто все забыл, оставила бы его совесть в покое? (Нет). Значит остается единственный  вариант. Какой? (Раскаяние).

– Давайте попробуем вместе разобраться, что же в православии понимается под словом «раскаяние». Прочитайте отрывок статьи на стр.38. и назовите шаги, которые делает человек в раскаянии. (Чтение первого и второго абзаца статьи).

Дети называют первый шаг – согласие человека с протестующим криком своей совести.

– Итак, первый шаг - согласие человека с протестующим криком своей совести.

– Как вы это понимаете?  (Сожаление о совершенном поступке). 

– В истории отречения апостола Петра найдите слова, в которых описывается этот шаг.   (И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.)

– В чём состоит второй шаг в раскаянии? (Переворот своих стремлений).

– Как это можно сказать другими словами? (Готовность исправиться). 

– Вернемся к отрывку об отречении апостола Петра. Какие слова описывают этот шаг? (В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.)

– Но на этом раскаяние не заканчивается, у православных христиан есть еще и третий этап. Прочитаем 4 абзац на стр. 39. (У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!»).  В истории отречения апостола Петра есть и этот шаг. Предание Церкви говорит нам  о том, что до самой своей смерти апостол Петр так молился о прощении своего греха, что на щеках его образовались борозды от слез.

– Итак, какие шаги в покаянии вы можете назвать? (Ответы детей)

– Назовите еще раз самую краткую молитву. (Господи, прости)

– Куда идет православный христианин, чтобы очистить свою совесть и покаяться в содеянных грехах? (Храм)

– А любое ли покаяние принимает Господь? (Нет, только искреннее)

– Что об этом говорится в учебнике? (Чтение последнего абзаца  на стр.39)

( Как работу нужно делать до пота, так и каяться надо искренне, а порой  и до слёз…) Вспомним историю отречения апостола Петра: «… и заплакал он от горького стыда. И в этих слезах обновилась его душа…» Душа обновляется – приходит радость, а состояние высшей радости – это счастье.

– Можем мы назвать покаяние лекарством для души? (Можем). Почему? (Ответы детей). Как оно лечит? (Ответы детей)

– Ответьте, пожалуйста, на последний вопрос на стр.39 вашего учебника и объясните почему вы выбрали именно этот вариант ответа. (Выслушиваются мнения детей.)

5. Рефлексия.

– Наш урок приближается к концу. Чтобы вспомнить все, о чем мы сегодня говорили, я  попрошу вас закончить на выбор одно из предложения на доске:

На сегодняшнем уроке я узнал…

После сегодняшнего урока я буду (или не буду)…

6. Домашнее задание.

– Дома выполните одно из предложенных заданий:

1.Придумать сказку «На земле пропала совесть»;

2. Оформить книжку пословиц и поговорок о совести и раскаянии;

3. Найти в изученных произведениях художественной литературы те, в которых встречаются понятия «совесть» и «раскаяние».

– И в конце урока в качестве напутствия я прочитаю вам небольшое стихотворение:

 Мама, что такое совесть?
  Совесть, дочка,   это повесть

Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт –
Никого не подведёт.
Совесть – клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.

(А. Лопатина, М. Скребцова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

Презентация урока по курсу ОРКСЭ, модуль ОМРК, тема «Добро и зло.Грех, раскаяния и воздаяния»

Презентация "Основы мировых религиозных культур", тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния." Курс ОРКСЭ....

«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»в курсе ОРКСЭ

Урок по темам 9-10 уроков "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" по программе ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религигиозных культур". Конспект уроока, на которо формируются осознанные, четк...

«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»в курсе ОРКСЭ

Урок по темам 9-10 уроков "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" по программе ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религигиозных культур". Конспект уроока, на которо формируются осознанные, четк...

Разработка урока по теме " Совесть и раскаяние".

Разработка урока по теме " Совесть и раскаяние"....

Методическая разработка урока ОРКСЭ «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»

Добро и зло! Это особые слова. Что есть добро? Что есть зло? Как зло появилось в мире и как в связи с этим должен вести себя человек? Над этими вопросами люди размышляли на протяжение многих веков. Ре...

Методическая разработка урока "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния"

В методической разработке рассматриваются понятия добра и зла в мировых религиях....


 

Комментарии

Скобочкина Оксана Викторовна

Спасибо, что даете каждому ребенку шанс стать Человеком, делая "прививку" нравственности на своих уроках.