Возможные способы оценки сформированности понятия "совесть" у младших подростков на уроках ОПК
статья по орксэ (4 класс) по теме

Тавченкова Ольга Николаевна

В статье предгается методологический аппарат для изучения сформированности понятия "совесть" и приводятся результаты исследования по этой теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnye_sposoby_otsenki.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОНЯТИЯ «СОВЕСТЬ» У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

В последнее время в научной среде и в российском обществе в целом наблюдается возрождение интереса к проблеме духовно-нравственных  ценностей младших школьников. Причиной такого интереса явились перемены, которые повлекли за собой кардинальные изменения ценностных ориентиров и жизненных приоритетов подрастающего поколения.   На уровне государственной власти предложен один из возможных путей выхода из сложившейся ситуации – введение в образовательный процесс курса «Основы религиозных культур и светской этики», одной из задач которого является формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению.

 Нравственное сознание человека  включает в себя множество понятий: справедливость, добро, совесть, милосердие, прощение, доброжелательность и др. Но главенствующее место, по мнению многих мыслителей, занимает именно совесть.  Так, архимандрит Платон в своем труде «Нравственное богословие» называет совесть «выражением всего нравственно-психологического функционирования личности» [3]. Другими словами, научив человека «жить по совести», можно решить множество сопутствующих задач: научить человека быть ответственным, правдивым, милосердным и т.д.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования среди требований к предметным результатам образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» называется становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести [1, с. 13]. В связи с безотметочным обучением по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» возникает вопрос, каким образом оценить достижение младшими школьниками требуемого стандартом результата, как оценить уровень сформированности у младших подростков понятия «совесть» и установки поступать по совести?

В поисках ответа на этот вопрос нами были изучены теоретические основы понятий «установка». По Д.Н. Узнадзе, установка –  это готовность личности к определенной деятельности или активности. В свою очередь понятие готовности к какому-либо действию подразумевает вооруженность субъекта необходимыми знаниями и умениями для успешного выполнения действия, а также согласие на совершение этого действия. Таким образом, готовность младшего подростка  поступать по совести подразумевает, что он:

1) обладает знаниями о действиях, которые совершает человек, прислушивающийся к голосу своей совести;

2) имеет первоначальный опыт;

3) мотивы для такого поведения. 

Для исследования установки поступать по совести нами были выбраны методики, изучающие уровень нравственной воспитанности учащихся (методика пословиц С.М. Петровой), особенности нравственного опыта детей и их мотивации (методика незаконченного рассказа Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной)  и различные характеристики личности (методика «Оценка достоинств ребенка» Кэтрин Далсгаард). Все вышеназванные методики потребовали коррекции содержания и адаптации их к предмету нашего исследования – установки поступать по совести.

В первоначальном варианте методика пословиц имеет своей целью определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Ребятам предлагается оценить степень согласия с каждой из 60 предложенных пословиц о различных понятиях нравственной жизни человека. Для определения уровня сформированности у младших школьников понятия «совесть» мы упростили содержание данной методики, предложив детям оценить степень согласия с 6 пословицами о совести по следующей шкале:

1 балл – не согласен

2 балла – почти согласен

3 балла – совершенно согласен.

Предложенные пословицы:

  1. Самое главное украшение – чистая совесть
  2. Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спать ложится
  3. Совесть не сосед – от нее не уйдешь
  4. Стыд под каблук, а совесть под подушку
  5. В ком совесть есть – тому удачи нет
  6. Деньги потеряешь – можно нажить, а совесть потеряешь – беду узнаешь.

Проведенное исследование с использованием методики пословиц показало следующие результаты.

Таблица 1

Степень согласия младших подростков с необходимостью совести для человека

Не согласен

Почти согласен

Совершенно согласен

Самое главное украшение – чистая совесть

15%

20%

65%

Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спать ложится

10%

5%

85%

Совесть не сосед – от нее не уйдешь

5%

25%

70%

Стыд под каблук, а совесть под подушку

40%

40%

20%

В ком совесть есть – тому удачи нет

85%

10%

5%

Деньги потеряешь – можно нажить, а совесть потеряешь – беду узнаешь

10%

20%

70%

Анализируя данные, представленные в таблице 1, можно сказать, что  большая часть опрошенных (от 65% до 85%) согласна с утверждением, что совесть занимает важное место в жизни человека. Исключение составляют данные по 4 пословице: стыд под каблук, а совесть под подушку. Скорее всего,  дети не до конца поняли смысл данной пословицы, что и явилось причиной такого неоднозначного результата. Однако, несмотря на вполне удовлетворительные результаты, полученные с помощью методики пословиц, часть детей (от 5% до 25%) не считают понятие «совесть» важным и необходимым. Кроме того, даже если ребенок и согласен с необходимостью совести для человека, это совсем не значит, что в жизни он будет поступать согласно своей совести.

Методика незаконченного рассказа предназначена для изучения особенностей нравственного опыта детей и их мотивации. Для определения уровня сформированности готовности поступать согласно своей совести ребятам предлагалось закончить следующие истории:

  1. Света с мамой поехали к бабушке на маршрутном такси. Водитель по ошибке дал Свете со сдачей лишние пять рублей. Тогда Света… (что сделала Света? Почему?)
  2. Игорь весь диктант списал у своей соседки по парте Тани. Тане учительница поставила «3», а Игорю «5», потому что не заметила у Игоря трех грубых ошибок, которые увидела в тетради Тани. Тогда Игорь… (что сделал Игорь? Почему?)
  3. На осенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в Ильменский заповедник. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: во время перемены Ваня случайно разбил оконное стекло. Этого никто не видел, кроме Саши – лучшего друга Вани. Войдя в кабинет, классный руководитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. И тогда Саша …(как поступил Саша? Почему?)

Рис.1. Варианты суждений младших подростков о действиях героев  в ситуации выбора

Результаты, полученные в ходе использования методики незаконченного рассказа,  представлены на рис.1. Они позволяют сказать, что в ситуациях 1 и 2 большинство опрошенных (87% и 83%) поступили бы согласно своей совести и признались бы в том, что получили лишние деньги или получили незаслуженную отметку.  Причем в ситуации, связанной с отметкой, этот процент ниже, что вполне объяснимо для данного возраста. Среди ответов, касающихся ситуации 2, встречались неоднозначные варианты: Игорь извинится перед Таней за то, что получил пятерку, но при этом учителю он не признается.

В третьей ситуации лишь 35%  опрошенных  поступили бы согласно своей совести, а именно, взяли бы вину на себя, что на самом деле является наивысшим подвигом для любого человека. Оставшиеся 61%  разделились на 2 группы: 26% считают, что Саша во всем признается учителю и классу и, тем самым, выдаст своего лучшего друга,  35% опрошенных думают, что Саша промолчит, а Ваня сам во всем признается (рис.2). Несколько человек не смогли определиться с ответом.

Рис.2. Варианты суждений младших подростков о действиях героев  в ситуации выбора (ситуация 3)

Анализируя рис.1, мы видим, что результаты исследования получились достаточно высокими (особенно в ситуациях 1 и 2). Однако, проанализировав мотивы поведения героев ситуаций, мы увидели, что в ситуации 1 объяснить свой выбор смогли 48% опрошенных, в ситуации 2 – 26% и в ситуации 3 – 43%. Среди мотивов поведения дети приводили следующие:

- брать чужое (воровать) не хорошо,

- он(а) сделает хороший поступок, если признается,

- так будет справедливо и по-честному,

- он(а) не заслужил(а),

- он хотел поехать,

- будет страдать весь класс,

- чтобы защитить друга,

- ей (ему) было стыдно,

- ее (его) совесть мучила.

Дети, ответившие отрицательно не смогли объяснить свой выбор. Как видим, среди приведенных детьми мотивов есть мотивы, не связанные с совестью (он хотел поехать, будет страдать весь класс). Исключив их, мы получили, что в ситуации 3  процент детей, которые привели мотивы, связанные с совестью снизился до 17%.  

Эти результаты говорят о том, что у детей понятие «совесть» достаточно сформировано, а установка поступать по совести существует  у менее половины (от 17% в ситуации 3 до 48% в ситуации 1).

Третья методика – «Оценка достоинств ребенка» – в своем первоначальном варианте направлена на изучение различных характеристик личности: любознательность, любовь к знаниям, изобретательность, умение общаться,  упорство и т.д. [5].  Для изучения уровня сформированности готовности поступать по совести детям предлагались следующие утверждения:

1. Иногда в своем сердце я ощущаю присутствие и доброго, и злого.

2. Когда я недоволен собой, меня что-то грызет и укоряет изнутри.

3. Мне становится не по себе, когда я обману кого-нибудь

4. Я переживаю, когда не могу помочь человеку, нуждающемуся в поддержке.

5.Внутри меня есть некое существо, которое хранит чистоту моей души.

6. Я редко прислушиваюсь к своему внутреннему голосу

7. Если я кому-то нагрублю, обычно долго не могу об этом забыть.

Для каждого утверждения предлагалось выбрать один из вариантов ответа:

а) Очень похоже на меня

б) Может, похоже, а может  - нет

в) Совершенно не про меня

Использование третьей методики, подтвердило, что не всегда младший школьник, понимающий необходимость совести для человека, поступает согласно своей совести. Для анализа полученных результатов предложенные утверждения мы разбили на 3 категории:

  1. Свойства совести (6);
  2. Функции совести (1, 2, 5);
  3. Духовно-нравственные ценности (3, 4, 7).

Рис.3. Оценка младших школьников своего поведения

В утверждении, описывающем свойства совести всего 24% опрошенных выбрали ответ: очень похоже на меня. Остальные респонденты выбрали промежуточный и отрицательный вариант. В утверждениях, относящихся к функциям совести процент опрошенных, которые приняли эти утверждения для себя, составил 44%. И в последней группе утверждений, относящихся к духовно-нравственным ценностям, 62% респондентов выбрали вариант: очень похоже на меня. Таким образом, мы видим, что далеко не все из тех, кто понимает важность совести для человека в жизни,  

поступит по совести.

Предложенные методики позволили отчасти определить уровень сформированности понятия «совесть» и установки поступать по совести у младших подростков. Результаты оказались неоднозначными. С одной стороны, большая часть детей  знает и понимает, что  совесть необходима для человека, но поступить согласно своей совести готовы далеко не все.  Причиной тому являются возрастные особенности младших подростков: во-первых, неосознанная мотивация и, во-вторых, ситуативность поведения в зависимости от опыта каждого индивида. Таким образом, учителю на  уроках следует обращать особое внимание на задания, связанные с приобретение первоначального опыта и мотивов совестливого поведения. Использование подобных методик на уроках «Основы православной культуры» может помочь учителю выстраивать уроки таким образом, чтобы к концу обучения данного курса достичь планируемого результата – становления внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. -   31 с.

2. Манеров, В. Х. Методологические проблемы измерения и результаты исследования свойств и состояний совести [Текст] / В. Х. Манеров // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2009. СПб.: Русск. христианская гуманитарная академия, 2009. – Вып. 6. – С. 3-9.

3. Платон (Игумнов) архим. Православное нравственное богословие [Текст] / архим. Платон (Игумнов). –  Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

4. Шапарь, В.Б., Шапарь, О.В. Практическая психология. Проективные методики. / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 480 с. (Психологический факультет).

5. Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни [Электронный ресурс] / М. Селигман. – Режим доступа: http://coollib.net/b/143186


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для оценки сформированности универсальных учебных действий.

В данной работе представлены тесты для оценки сформированности личностных, регулятивных, коммуникативных  универсальных учебных действий....

«Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников»

Работа по теме:«Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников»    Работа выполнена слушателем курсов по программ...

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....

Игра как способ обучения и здоровьесбережения младших школьников на уроках английского языка.

Важно учитывать психологические особенности детей в процессе обучения. Младшие школьники обращают внимание на то, что вызывает их непосредственный интерес. Психологи выяснили, что наиболее распростран...

Портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.

Основной целью портфолио является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять ад...