Главные вкладки

    урок по ОРКСЭ по теме "Праздник Пасхи в семье детскими руками"
    учебно-методический материал (орксэ, 4 класс) по теме

    Кравчина Елена Петровна


    Праздник Пасхи в семье детскими руками" приобщить младших школьников к истокам русской культуры, воспитать любовь к культуре  своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Православные праздники»

    Тема урока: «Праздник Пасхи в семье детскими руками…»

    Цель урока: - приобщение младших школьников к истокам русской культуры;

    - воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    -обобщить имеющиеся знания учащихся о празднике Пасха, сформировать новые знания, научить использовать материал урока для организации праздника дома.

    Развивающие: развивать

    - наблюдательность, память при проведении практической части урока;

    - интерес к предмету через необычные формы работы на уроке.

    Воспитательные:

    -воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам;

    -продолжить просвещение школьников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»;

    -прививать заботу к родным и близким;

    -развивать чувство прекрасного.

    Формируемые знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

    расширение знаний учащихся о празднике Пасха

    Формируемые компетенции:

    учебно-познавательная компетенция:

    -развитие умений: сравнивать, анализировать,  быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку изученному материалу, выдвижение своих идей по организации праздника Пасхи в семье;

    информационная компетенция:

    развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;

    коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

    Формы организации работы детей:

    Групповая, индивидуальная, проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

    Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу, практическую часть урока, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (для просмотра слайдов).

    Оборудование для практической части урока:  «яйцо», клей, пластилин, краски, карандаши, резинка и т. д.

    Предметы: «Основы религиозных культур и светской этики», история, литература, русский язык.

    План урока:

    • Сущность праздника Пасхи.
    • О культуре русского народа, его традициях, обычаях, обрядах;
    • Практическая часть урока – раскрашивание яиц;
    • Пасхальные приметы;
    • Рефлексия; Домашнее задание.

    Ход урока:

    1. Введение.

    Учитель: Ребята, на моем столе разложены некие предметы. Они накрыты. Я вижу, что вас распирает любопытство посмотреть, что здесь?! Давайте внимательно рассмотрим их. Может кто -то из вас догадался, какой праздник они характеризуют ? (ожидаемый ответ: праздник Пасха).

    А откуда вам известен этот праздник? (ожидаемый ответ – из дома, от родителей, бабушек и дедушек).

    Ребята, сейчас вы мне можете сказать, о чём мы будем говорить на нашем уроке? (ожидаемый ответ – О празднике Пасха).

    Правильно! А вы хотели бы организовать дома праздник Пасхи для своих родных и близких? Как вы думаете, у вас получится сделать это, если я вам помогу? ( ожидаемый ответ - да).

    Я хочу сегодня провести с Вами урок по теме:«Праздник Пасхи в семье детскими руками…» Вам нравится тема?

    Название темы, ребята, подразумевает практическую часть урока и она, я уверена, принесёт вам много радости, потому что вы научитесь создавать подарки своими руками!

    Также мы пополним ваши знания об этом великом празднике, а для этого мы должны в ходе урока найти ответы на следующие вопросы:

    - что такое Пасха?  

    - как празднуют Пасху?

    - в какое время года вы слышали слово Пасха особенно часто?

    Ребята! Вспоминая материалы прошлого урока, мы знаем, что История Христа не заканчивается Его казнью. Евангелие рассказывает, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес. Знакомое вам слово воскресенье связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень «крес» означает жить, сиять, сверкать. Воскресение - день возобновления жизни.

    Ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось Его тело. Они рассказали, что тело Христа стало сияющим, как бы «воздушным», неподвластным силе земного притяжения. Он мог мгновенно появляться и исчезать, проходить через стены и закрытые двери.

    Христиане верят в то, что с ними однажды произойдет то же самое, что произошло с Иисусом Христом. Они тоже воскреснут. Однажды к мальчику, который ничего не слышал о христианах, в день Пасхи обратился прохожий: «Братишка, Христос воскресе!». Парень растерялся. Он не очень понял, о чем ему говорят и чего от него ожидают. Но он понял, что ему сказали (пожелали) что-то доброе. И поэтому он ответил: «И Вам того же!». И он оказался прав.

    В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется - Пасха Христова (буквально слово пасха на древнееврейском языке означает «переход», «избавление»).

    Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения - пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.

    На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо - и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.

    2. Изучение нового материала.

    Важный подарок этого праздника - пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь - поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям. Крашеные яйца называют «писанки».

    И мы попробуем сегодня с вами украсить хотя бы одно яичко. Но вначале постараемся усвоить следующие правила по росписи:

    1. Художник (мастер) не сразу создает свое произведение: он обдумывает замысел, а затем создает образ.

    2. Яйцо хрупкое, маленькое, объемное - поэтому его нужно очень осторожно держать в руках и во время работы поворачивать, чтобы видеть со всех сторон.

    3. При разрисовке средней части яйца удобно держать его в руке, взяв пальцами оба его конца.

    4. При выполнении писанок придумывайте свои узоры. Чем больше фантазии вы проявите, тем наряднее и интереснее получатся ваши работы.

    Приступаем к работе.

    Вначале нарисуйте рисунок на листе бумаги, потом перенесите его на болванку «яйцо» в карандаше. Затем аккуратно раскрасьте, высушите и порадуйтесь за прекрасный результат!

    Какие рисунки можно нанести на яйцо, мы видим на слайде.

    Ребята, дома вы можете вместе с родителями, сестрами и братьями, бабушками и дедушками сесть за большой круглый стол и дружно разрисовать пасхальные яички! Я уверена, что вы сумеете научить всех этому ремеслу! После праздника вы расскажете нам о своих успехах. А мы вместе порадуемся за вас. Постарайтесь сделать фотографии, чтоб сохранить в памяти это прекрасное событие и поделиться опытом с одноклассниками.

    Ребята, а вы знаете, для чего делали писанки? Зачем создавали такую красоту?

    Писанки дарили друг другу дети и взрослые. Считалось, что писанки в доме - это признак благополучия, согласия.

    Использовали писанки и в разных веселых забавах, развлечениях и играх.

    Ребята, а какие игры с яйцами вы знаете?

    Раскручивали яйца на поверхности стола или на лавке - чье будет дольше вертеться.

    Скатывали с положенной наклонно доски - чье яйцо покатится дальше.

    Ударяли яйца друг о друга концами - чье самое крепкое.

    Любимой пасхальной забавой всегда было катание яиц. Яйца катали с бугорочка. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Опытные игроки выбирали яйца особой формы - чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело.

    Учитель: Давайте вспомним пасхальные приметы.

    Если пойдет дождь — ... (весна дождливая будет)

    На Пасху небо ясное и солнце играет — ... (к хорошему урожаю и красному лету.)

    На Пасху бросать и лить за окно нельзя — ... (Христос под окнами ходит)

    3. Подведение итогов урока:

    Что нового мы сегодня узнали на уроке?

    Чему научились?

    Да, сегодня на уроке вы освоили роспись яиц, узнали о маленьких хитростях, которые помогли вам превратить простую яичную скорлупу в настоящие произведения искусств. Ваша «писанка» будет чудесным подарком родным или друзьям.

    Сможете вы дома провести праздник Пасхи?

    Рефлексия.

    Домашнее задание: Дома постарайтесь придумать очередной сюжет для нового яйца и небольшой рассказ, раскрывающий этот сюжет.

    Спасибо за урок.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конструкт урока по ОРКСЭ по теме "Пасха"

    Конструкт урока по теме "Пасха" для 4 класса...

    Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности" учителя начальных классов Гайнуллиной А.А.

    Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности" в 4 классе. Цель урока:продолжить знакомство с традиционными религиями России  и их отношением к семье...

    Урок по ОРКСЭ по модулю ОПК "Христианская семья"

    Урок по ОРКСЭ по модулю "Основы православной культуры" "Христианская семья "  в 5 классе...

    Урок по ОРКСЭ по теме "Искусство в религиозной культуре".

    Представлена технологическая карта урока "Искусство в религиозной культуре христианства и мусульманства" Модуль " Мировые религии"....

    Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. "Дом и семья в православии"

    На уроках ОРКСЭ в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Ведь во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. В содержание уроков вклю...

    Урок по ОРКСЭ на тему "Пасха"

                         Цель данного урока - помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоциональн...

    Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Пасха"

    Оборудование урока: Учебник «Основы православной культуры» 4-5 классы, автор А.В. Кураев, проектор, ноутбук учительский, ноутбуки ученические, аудиозаписи, система контроля и мониторинга PROClass для ...