Конструкт урока по ОРКСЭ по теме "Пасха"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Конструкт урока по теме "Пасха" для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii.doc31.5 КБ
Package icon pashalnaya_radost_igra.zip640.48 КБ
Package icon pasha.zip2.62 МБ
Файл pasha.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  к проведению урока «Пасха» в модуле

                        «Основы православной культуры».4 класс. 1 час.

Место: урок № 8 (в модуле) проводится накануне празднования Пасхи( весна)

             

Уровень подготовки  обучающихся 4 класса.

           К данному уроку обучающиеся должны владеть понятиями: православный крест, его составные части, православие; уметь работать с текстом, выделять главную мысль в массиве текста, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

   Компетенция педагога.

   Прохождение курсовой подготовки по  программе «ОРКСЭ»,  заинтересованность к самообразованию по темам курса,  владение различными образовательными  технологиями (ИКТ, интерактивные, ТПО, ТРО, ПСотр), приёмами психолого-педагогической коррекции.

  Выявление рисков и путей их преодоления.

       РИСКИ при проведении урока

 ПУТИ  их преодоления

    Большой объём информации

 Дозировка содержания учебного материала на каждом этапе урока

Разный  уровень сформированности  коммуникативных навыков обучающихся,   готовности учащихся к самостоятельной поисковой деятельности

Продумать алгоритм деятельности обучающихся в групповой  и индивидуальной работе, помощь учителя при определении выступающего  от  группы

Превышение регламента урока (практическая работа)

 Определить временные рамки каждого этапа

Наглядность: презентация, иллюстративный материал учебника, индивидуальные словарики

Задания базового и повышенного уровней.

 Базовый уровень – работа с текстом, презентацией, работа в группе, самопроверка.

Повышенный уровень –  самостоятельная  работа, решение кроссворда, новая терминология в словариках учащихся

Техническое оборудование

 Презентация, компьютер, интерактивная доска

Материалы для урока:

кроссворд, заготовки-раскраски для домашнего задания, тест-игра в виде презентации.

Предварительная работа педагога

    Изучение и поиск информации в различных источниках, подготовка презентации, составление конструкта урока, алгоритма работы учащихся для организации самостоятельной и групповой  поисковой деятельности.



Подписи к слайдам:

«ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ»игра
ПРАВИЛА ИГРЫ
Вашему вниманию предлагается ряд вопросов на тему православного праздника Пасхи, на каждый вопрос дано три варианта ответов. Выбирайте любой вариант – и надпись скажет вам, правы вы или нет, чтобы продолжить игру – нажмите на значок
Он вас и «отведёт» на следующий вопрос. А потом снова выбирайте вариант ответа.Желаем успехов!
Что означает слово «ПАСХА»?
Возрождение
Слёзы
Весна
Символом православной Пасхи является…

Праздничная одежда
Крашеное яйцо
Тюльпан
Как называется традиционное пасхальное блюдо?

Кулич
Блины
Печенье
В праздник Пасхи это разрешается делать всем желающим

Петь в храме
Звонить в колокола
Громко разговаривать в общественных местах
Весёлое передвижение детворы от дома к дому с пением особых песен в первые дни Пасхи называется…

Волочебный обход
Вечёрки
Колядки
Песни волочебников (участников волочебного обхода) в старину называли…

"Протяжными"
"Великоденскими"
"Плясовыми"
Как называется пьесаП.И.Чайковского, изображающая картину церковного праздника?

"Мама"
"В церкви"
"Нянина сказка"
Как называют пасхальные яйца, крашеные в однородный цвет?

Сюрприз
Крашенки
Матрёшки
Слово «благотворительность» означает:

Помощь нуждающимся, больным, бедным
Праздничный концерт
Подарок
Пасхальная забава взрослых и детей?

Танцы
Леденцы
Качели
Какой музыкальный коллектив сопровождает пасхальную церковную службу?

Хор
Оркестр
Ансамбль скрипачей
Продолжите пословицу: «В Пасху солнце в огород, а девки, парни …»

... в хоровод
...у ворот
...на завод
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Игра закончена !Вы справились со всеми заданиями !


Подписи к слайдам:


ВОСКРЕСЕНЬЕ
Древний славянский корень «крес» означает «жить», «сиять», «сверкать».
Воскресение – день возобновления жизни.
Иисус значит Бог спасает.
Александр Александрович Блок Мальчики да девочкиСвечечки да вербочки Понесли домой. Огонечки теплятся, Прохожие крестятся, И пахнет весной. Ветерок удаленький, Дождик, дождик маленький, Не задуй огня! В Воскресенье ВербноеЗавтра встану первая Для святого дня.
С куличами, весельем и радостьюПасха Красная вновь к нам пришла,Чтоб наполнились души благостью, Чтоб надежда в сердцах жила!

Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых!
В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение, которое продолжается всю ночь.
Христос воскрес из мёртвых, победив своей смертью смерть,и прежде умершим даровал жизнь!
Икона праздника «Сошествие в ад»
Зажжённая свеча – символ духовной радости светоносного праздника. Люди уносят свечи с благословенным огнём домой, чтобы затеплить домашний очаг. Это приноситсчастье в дом.
Заутреня начинается крестным ходом. Духовенство облаченное в праздничные одежды с Крестом, Евангелием, и хоругвями выходят из храма, как бы навстречу Спасителю, тем самым выражая свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.
На Пасху люди радостно приветствуют друг друга, произнося: „Христос Воскресе!” и отвечая: «Воистину воскресе!», обменивалисья красными яичками.
Яйцо – главный символ Воскресения Христова. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь. Красное яйцо знаменует возрождение для жизни вечной.
Заполни корзину
Пасхальный стол
К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения.
Зато на Пасху – пир горой! На стол подаются крашеные варёные яйца, куличи (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника – пасха.
Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.
В пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни. Они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребёнок) может подняться и позвонить в колокола.
Работа в парах
Кроссворд по теме «Пасха»
1
Х
В
О
С
К
Р
Е
С
Е
2
И
3
С
4
Т
5
О
6
С
Самый главный православный праздник.Как называется булочка, которую пекут и освящают к Пасхе?То, что нам дается при крещении и мы его носим на груди.Как называется огонь, который зажигается чудесным образом в Иерусалиме в храме Воскресения Христова?5.Что называется символом жизни и обязательно освящают к Пасхе?6.Что соблюдают православные христиане в течение семи недель перед празднованием Пасхи?
Старинные пасхальные открытки


Предварительный просмотр:

Салимова Элиза Ильдусовна

ХМАО-Югра

МБОУ МО г.Нягань СОШ №6

«Основы православной культуры»

Автор: А.В.Кураев, М.: Просвещение, 2012г.

Предметная область:

Урок № 8  модуля «Основы православной  культуры»

Тема: «Пасха»

Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев « Москва «Просвещение»-2012

Тип урока: урок комплексного применения новых знаний

Цель урока: пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.

Задачи урока:

Образовательные:  познакомить  с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми;

                                   пробудить интерес к старинным русским обрядам;

Развивающие:        развивать познавательную активность

Воспитательные:  помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной  культуре воспринимается выше других радостей в жизни.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним;

Используют навыки извлечения существенной  информации из различных источников;

Пользуются навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Составляют текст в устной и письменной формах.

 Участвуют в коллективном обсуждении  вопросов урока

имеют представление о понятии Пасха

Педагогический инструментарий достижения планируемых результатов (технологии, формы, методы и приемы):

Образовательные технологии 

  1. ТПО- технология проблемного обучения
  2. ТРО – технология развивающего обучения
  3. ИКТ-информационно- коммуникационные технологии
  4. ПСОТР- педагогика сотрудничества
  5. ТРКМ – технология развития критического мышления

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный,

Приемы: беседа, словарная работа, работа со справочной литературой и текстом.

Средства обучения:

Оборудование учителя

Оборудование учащихся

Учебник,  экран, мультимедийный проектор, иллюстрации, фотографии,  слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием модуля, индивидуальная карточка для самопроверки.

Учебники, тетради

Содержание участия родителей и(или) других субъектов образовательного процесса в уроке:

Межпредметные связи: ИЗО, литературное чтение, родительское собрание.

Этапы

Время

(в мин.)

Цели этапа

Пед инструментарий

Содержание

УУД

Оценка

(педагогическое наблюдение, самооценка, взаимооценка и др.)

Деятельность уч-ля

Деятельность уч-ся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

2мин.

1.1. Создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока.

1.2. Формирование у учащихся желания работать на уроке и уверенности в своих силах.

Беседа

 Учитель приветствует детей: предлагает всем встать в круг и поздороваться друг с другом по очереди.

Учитель задает вопрос : «Ребята, вы любите праздники? Какие христианские праздники вы знаете?»

 Дети выполняют просьбу учителя,

 Отвечают на вопрос, обозначая свою эрудицию.

К.: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Р.:понимать цель выполняемых действий

Подводя итог упражнению, выражает надежду, что полученные положительные эмоции помогут каждому ученику решить задачи сегодняшнего урока

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. учащихся, фиксируемое ими самими.

5-7 мин.

Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности

используя игровой прием «Знаешь ли ты, что…»(учитель говорит начало фразы, обучающиеся завершают её)

Проверяет домашнее задание,

Подводит итог игры

Обучающиеся обдумывают ответы и завершают продолжение фразы. 

1.3. П.: умеют объяснить смысл понятий «Иисус Христос и его Крест».

Р.: оценивать правильность выполнения задания, высказывания.

К.: внимательно слушать собеседника,  понимать его высказывания;  выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

Предлагает наградить правильно ответившего ученика аплодисментам

3. Выявление места и причины затруднения.

5мин

Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

проблемную ситуацию

Обращает внимание учащихся к теме урока  - «Пасха»,

- Слово это, несомненно, вам, ребята, знакомо, вы его много раз слышали.

Какие словосочетания приходят вам на ум, когда вы слышите или видите перед собой слово «Пасха»? А можете ли вы дать ответ на вопрос: Что такое Пасха? Какое есть иное определение слова «Пасха»? Как вы думаете, почему слово Пасха связано с жизнью Иисуса Христа?

Учащиеся приводят словосочетания со словом «Пасха», высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем.

Дети обозначают тему урока.

Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.

К.:внимательно слушать собеседника,  понимать его высказывания;  выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

2мин.

Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации.

Предлагает учащимся сформулировать задачи  урока.

Корректирует вопросы, предложенные учениками.

Сообщает план действий :

1. Знакомство с новыми понятиями  и беседа по их содержанию.

2. Изучение текста учебника.

3. Составление ответов на главные вопросы урока.

Формулируют задачи урока:

1. Узнать, что такое «Пасха Христова?»

 (Как религия отвечает на вопрос «Что такое Пасха?» Как религия характеризует понятие «Пасха?»)

 2. Как связаны между собой «Пасха» и Иисус Христос?

П.: поиски способов решения проблемы

Р.: в сотрудничестве с учителем   ставить учебную задачу

К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

5.Реализация построенного проекта.

10мин.

Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Презентация

1. Объясняет новый материал.

2.Организует беседу по содержанию нового материала:

Что нового о «Пасхе»  вы узнали  для себя?

3. Организует чтение текста учебника о взаимосвязи «Пасхи» и Иисуса Христа.  

1. Внимательно слушают учителя.

2. Отвечают на вопросы учителя.  

3. Под руководством учителя читают текст учебника(стр.).

.

П.: умение выделять существенную информацию из различных источников.

Р.: удерживать учебную задачу в процессе работы.

К.: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

5мин

Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Кластер

1. По вопросам, связанным с понятием «Пасха»:Что необходимо взять из содержания нового материала, чтобы ответить на вопрос «Как религия характеризует понятие «Пасха»?»

а) предлагает составить кластер «Пасха»;

б) дать определение понятия «Пасха» и краткую характеристику праздника.

2. По вопросу взаимосвязи «Пасхи» и Иисуса Христа.

 

1. Под руководством учителя составляют кластер «Пасха».

 Отвечают на вопрос «Как религиозная наука определяет понятие «Пасха»?

Дают характеристику праздника  в соответствии с полученной информацией

2. Участвуют в обсуждении вопроса о взаимосвязи «Пасхи» и Иисуса Христа. Дают ответ на вопрос в соответствии с полученной информацией

П.: понимать информацию, представленную в виде  схем.

Р.: определение правил составления кластера

К.: участвовать в коллективном обсуждении проблемы

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

6мин

Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Кроссворд

Тест

1.Учитель предлагает учащимся кроссворд по теме Пасха и маленький тест , разделив детей на группы(приложение).

  1. Решают кроссворд, отвечают на вопросы теста.

П..:группировать предметы по существенным признакам.

Р.: оценивать правильность выполнения задания,

К.: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание

Самопроверка

8. Рефлексия учебной деятельности.

5мин.

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Синквейн

1. Обращает внимание обучающихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен (дан) ответ; остались ли  неразрешенные моменты.

2.  Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.

3. Дает инструктаж  по выполнению домашнего задания.

4. Итак, ребята, на этом наш урок закончен. Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы! До свидания!

1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.(в таблице)

2. Оценивают своё участие в уроке.

3. Записывают домашнее задание в дневник.

4. составление синквейна по теме урока.

П.

Р.: оценивать достигнутые результаты общей и собственной  деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

К.:быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока математики в 1 классе по теме "Измерение отрезков"

Данный урок составлен с учетом требований ФГОС....

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе. Образовательная программа «Гармония» Тип: урок-обобщение. Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России». Составитель: Крохалева Наталия Михайловна, учитель нач. классов МКОУ СОШ № 23

Конструкт: Урок - игра по предмету  «окружающий мир» в 4-м классе.Образовательная программа «Гармония»Тип: урок-обобщение.Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России».Составитель:...

Конструкт урока с использованием ЭОР. Русский язык 3 класс тема "Предложение"

Цель  урока:  систематизировать знания об особенностях предложений, разных  по цели высказывания.УУДПознавательные: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение р...

Конструкт урока ОРКСЭ 4 класс

Конструкт урока по курсу ОРКСЭ, модуль "Светская этика" 4 класс .Тема:"Семейные праздники" В уроке используются метод "водоворот", приемы: синквейн, ассоциации, Урок представлен на городском семинаре ...

конструкт урока по ОРКСЭ

Актуальность темы:         Хорошо жить в  коллективе, в котором ценят дружбу, искренность, великодушие, взаимопомощь. Все хотят стать настоящими друзьями, ...