конструкт урока по ОРКСЭ
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Котрехова  Ирина Александровна

Актуальность темы:

         Хорошо жить в  коллективе, в котором ценят дружбу, искренность, великодушие, взаимопомощь. Все хотят стать настоящими друзьями, настоящим коллективом. Об этом мечтали наши дедушки, бабушки, мамы и папы. Когда-то они создали правила, которые сплотили их в коллективе. Тема  расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в любом возрасте. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес воспитанников.

      При подготовке к уроку охвачены учащиеся  4а класса. С ними разучены стихотворения,  приготовлены рисунки для выставки, подобраны книги из библиотеки о коллективе.  Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей группы.

       Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке  положительных эмоций.

      На уроке необходимо придерживаться следующих принципов:

уважать и принимать мир другого;

относиться к ученикам с абсолютным доверием;

акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;

избегать оценочных суждений в отношении к детям;

безусловное принятие ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 405-601-696

Конструкт урока

 по ОРКСЭ

в 4 классе

учителя начальных классов МКОУ «Приобской ПСОШ»

 Котреховой И.А.

Тема: «Чтобы быть коллективом»
Актуальность темы:

         Хорошо жить в  коллективе, в котором ценят дружбу, искренность, великодушие, взаимопомощь. Все хотят стать настоящими друзьями, настоящим коллективом. Об этом мечтали наши дедушки, бабушки, мамы и папы. Когда-то они создали правила, которые сплотили их в коллективе. Тема  расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в любом возрасте. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес воспитанников.

      При подготовке к уроку охвачены учащиеся  4а класса. С ними разучены стихотворения,  приготовлены рисунки для выставки, подобраны книги из библиотеки о коллективе.  Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей группы.

       Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке  положительных эмоций.

      На уроке необходимо придерживаться следующих принципов:

уважать и принимать мир другого;

относиться к ученикам с абсолютным доверием;

акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;

избегать оценочных суждений в отношении к детям;

безусловное принятие ребенка.

Тема

«Чтобы быть коллективом»

Цель

Сформировать позицию, что такое  коллектив

Задачи

- развивать нравственные качества учащихся, умение ценить в коллективе каждую личность, видеть её достоинства и недостатки;

- корректировать поведение учащихся;

- воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Планируемый результат

Предметные

Определение понятия коллектив, виды  коллективов, выделение факторов успешности коллектива, формирование позиции «Чтобы быть коллективом», умение разбираться в своих поступках.

Личностные

Формирование ценностного отношения к коллективу, развитие ответственности за свои поступки и слова.

 Метапредметные

Поиск и извлечение значимой информации. 

              УУД

Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осознание  качества и уровня усвоения материала, способность определять цель.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; сравнение понятий коллектив и группа;  умение анализировать свое состояние.

Коммуникативные: умение работать в группе; согласовывать свои действия с другими участниками; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, формирование ценностного отношения к коллективу, развитие ответственности за свои слова и поступки, способность оценивать свои поступки.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 Развитие речи (обогащение словарного запаса обучающихся). Русский язык (знание орфограмм  слов). Чтение (знание произведений)

Фронтальная, индивидуальная, групповая, викторина.

Мультимедийная презентация. Выставка рисунков. Выставка книг. Басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», толковый словарь Ожегова.  Притча. Рабочие тетради.

Умения, характеризующие достижения результата:

  •  * применение    правил поведения в дружбе,
  •  * правильное  употребление   слов,
  •  * совместно  договариваться  о роли  в ситуациях, следовать правилам работы в паре, группе.

Тип занятия: новая тема

Структура занятия:

  1.    1 этап. Мотивация к деятельности.
  2.                Определение цели и темы урока.
  3.    2 этап. Учебно-познавательная деятельность.

             а) Актуализация знаний учащихся.

             б) Работа по теме.  

             в) Физическая минутка.

  1.   3 этап. Закрепление.
  2.   4 этап.  Рефлексия. Итог занятия.

I этап. Мотивация к деятельности

Цель:  включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, обеспечение включения учащихся в совместную деятельность

 по  определению целей и темы учебного занятия

УУД:

 Познавательные: Формулирование проблемы.

Регулятивные: формирование умения организовывать рабочее место.

Личностные: обеспечение мотивации учащихся.

Деятельность учителя: 

1. Приветствие. Учитель приглашает  всех сделать большой круг и поиграть  игру «Здравствуй, друг». .                                                                                                                 слайд

- Здравствуй, друг!

- Ты милее всех вокруг!               Пожмите руку другу.

       Присаживайтесь за парты. Мне очень интересно с каким настроением вы пришли на урок.  Поэтому урок начнем с выбора настроения.                                                  слайд

Смайлик веселый – вы полны энергии, готовы активно работать.

Смайлик  с улыбкой – вы спокойны и настроены на работу.

Грустный смайлик – вы испытываете чувство тревоги и беспокойства.

Кто выбрал грустного смайлика, мы поможем течение  всего урока приобрести спокойствие и настроиться на урок. Удачи всем.

 2. Определение цели и темы урока.

Проведем небольшой опрос:                                                                           слайд

  1. Это то, к чему человек стремиться и хочет осуществить.( Цель) 
    2. Качества человека , которые проявляются в его поведении. (Характер). 
    3. Искреннее общение , внимательное и уважительное отношение друг к другу. 
    (Понимание или взаимопонимание.) 
    4. Назови одним словом: отец, мать, дети. (Семья) 
    5. Группа людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге. 
    (Коллектив)
    . А мы с вами коллектив?
  2. - И как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о коллективе) 
    Какие цели мы перед собой поставим ? О чём мы сегодня будем говорить на уроке? 
    Мы будем говорить о понятиях « коллектив», « одноклассники», «уважение» и «взаимоуважение» .
     
  3.  Работать будем под девизом:
  4. Наш девиз: Не унывать! Все пройти и все узнать!

Деятельность обучающихся: Выбирают смайлик с настроением.

Дети становятся в круг и по очереди обращаются друг к другу с такими словами.

Дают ответы на вопросы

Формулируют тему и цель занятия.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

1. Актуализация знаний обучающихся

Цель : актуализация  знаний учащихся о коллективе, видах коллектива

УУД:

Регулятивные:

Выполнение учебных действий (умение слушать и слышать)

Коммуникативные:

Проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Деятельность учителя: Послушайте древнюю притчу.

         У  одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

- Обсудите в паре вопросы, которые видите на слайде.

- Как жили сыновья старика? О чем мечтал он? Как объяснил старик своим сыновьям, что вместе они сила? Какое слово вы подберете, чтобы братья им воспользовались?

Дружба

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.

 Деятельность обучающихся:

Слушают притчу.

Обсуждение вопросов  в паре.

Подготовленный ученик читает стихотворение

2.Работа по теме. 

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичное запоминание материала

УУД:

Личностные: отражение внутренней позиции обучающегося. 

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в способ действия. 

Познавательные: преобразование практической задачи в познавательную. Коммуникативные: высказывание своего мнения; выслушивание мнения других, инициативное сотрудничество, коррекция  и оценка действий.

Деятельность учителя:

1. - Какое надежное и емкое слово – дружба!  Друзьями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг.

-  А кто может быть коллективом? ( спортивные группы, трудовые, семейные, учебные). Что их объединяет?

Вывод: у группы людей  общие интересы, учеба, игра, коллективное дело.

                                        Спортивный                              Трудовой

        

                      КОЛЛЕКТИВ

                                        Учебный                                                      Семейный

  2.- Как вы считаете,  каким  коллектив должен быть?

- Кто читал басню Крылова И.А.  «Лебедь, Щука и Рак»? О чем в ней говорится?

-  Мораль басни?

- Давайте попробуем  стул тянуть в разные стороны. Чего не хватает ребятам?  Почему у них не было согласия? (не договорились)

Вывод: в коллективе ключевое слово - согласие, умение договариваться,  понимать  других людей.

Деятельность обучающихся:

Дают понятие словам .

Называют группы людей с общими интересами.

Составляют в тетрадях схему видов  коллектива

Отстаивают  свое мнение.

Опрос по басне Крылова

Тянут стул в разные стороны, делают вывод.

  1.  Физическая минутка  

Цель: проведения: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка

 

УУД: 

Личностные: важность исполнения роли хорошего ученика, важность и береж ное отношение к своему здоровью

Деятельность учителя:

Читает слова, показывает движения.

"Если есть хороший друг"

Настроение упало                       руки вверх

Дело валится из рук                    руки вниз

Но еще не все пропало               грозят указательным пальцем

Если есть хороший друг             хлопать в ладоши

С делом справимся вдвоем        две руки в кулаке

С облегчением вздохнем            вздох

Настроение поднимем                руки вверх

И от пыли отряхнем                   отряхнуть пыль

Деятельность обучающихся:

Повторяют слова и действия.

III этап.  Закрепление.

Цель : выявление пробел, формирование у обучающихся  умения выделять и исправлять ошибки.

УУД:

Личностные: умение соотносить поступки, выделять нравственный аспект поведения

Регулятивные: планирование определения последовательности проме жуточных целей с учетом конечного результата Коммуникативные: управление поведением партнера выражать свои мысли,  работа в группе,  участие в диалоге, сотрудничество

Познавательные: 

находить ответы на вопросы, используя информацию полученную на мероприятии.

Деятельность учителя:

1. К какому виду относится наш коллектив? Всегда ли вы понимаете друг друга? Почему?

- А что нужно для того чтобы вы понимали друг друга?

- А какими вы должны быть?

-Самое главное- ЗАХОТЕТЬ понимать других.

2. Чтение текста в учебнике с. 65

«Чтобы увидеть, нужно всем существом своим захотеть посмотреть» (Л. Шестов)

«Чем больше понимаешь, тем  более видишь хорошего» (М.Горький)

- А какие для этого нужны усилия?

3. Разыгрывание ситуаций.

Учебник с. 66

- Что надо делать, чтобы сохранить дружеские отношения в коллективе?

4. Игра: «Закончи фразу»

 -Мне нравится, когда мои друзья…

 -Я не люблю, когда меня…

 -Мне очень приятно говорить друзьям…

-Своими друзьями я всегда…

 -Я могу дружить с теми, кто…

 -Со мной можно дружить, потому что…

5. Чтобы сохранить дружеские отношения в коллективе, я предлагаю вам составить правила поведения в коллективе.  Защита работ.

6. Существуют еще и нормы поведения.   Все вместе зачитаем с. 66.

Деятельность обучающихся:

Отвечают на вопросы.

Читают текст учебника.

Запись в тетрадь цитат, объяснение их смысла.

Разыгрывают ситуации, отвечают на вопросы.

Дают ответы.

Творческая работа в группах, на листочках составляют правила поведения в коллективе, защищают свою работу.

Хором читают нормы поведения

IV этап.  Рефлексия. Итог занятия.

Цель: формирование  у школьников самооценку, оценить собственную коррекционную деятельность с точки зрения достижения поставленных целей

УУД:

Личностные:

смыслообразование (уметь находить ответ на поставленный вопрос)

Регулятивные: учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности коллектива на мероприятии

Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции.

Деятельность учителя:

- Эти нормы и правила вами составленные, помогут вам учитывать индивидуальность одноклассника и реагировать на его поведение.

-Почему не следует принимать никаких решений в гневе?

- Как к тебе относятся одноклассники?

- Что в вашем понимании слово  коллектив?                                Словарь Ожегова

Вы сегодня активно работали, плодотворно трудились. Я надеюсь -  урок для вас прошел с пользой. Выберите смайликов настроения.

Д/З  нарисовать Дерево дружбы коллектива 4а класса

- Я предлагаю закончить урок, встав в хоровод, взяться за руки и послушать стихотворение:

Нас в нашем классе 25.

Мы любим учиться, мечтать и играть.

Вместе ведь легче по жизни идти,

Трудности нам не страшны в пути.

Надо лишь за руки взяться всем вместе –

Ведь с коллективом жить интересней.

- Поднимите руки вверх и громко произнесите:  «Один за всех и все за одного!»

Деятельность обучающихся:

Отвечают на вопросы.

Оценивают актуальность занятия.

Выбирают смайлики настроения.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Подводят итог занятия.

Используемая литература

  1. Морозова В. « Я познаю мир». Этикет, обычаи, быт. Энциклопедия / , . – М.: АСТ»; Астрель», 2002.
  2. Астахов П. А  «Я и семья». / . – М.: Эксмо, 2009. – 80 с.
  3. .Чудакова Н.   Большая книга правил поведения для воспитанных детей / . – М.: Филол. О-во СЛОВО;
  4. Эксмо, 2006. – 495 с.: ил.
  5. Шемшурина А.И.  «Основы светской этики»,   4 класс учебник для общеобразовательной  организации,
  6.   4 издание, Москва «Просвещение», 2017.

 



Предварительный просмотр:

Конструкт

открытого внеклассного мероприятия

в начальной школе

19.10.2017г

учителя начальных классов: Котреховой И.А.

Тема: «О дружбе и друзьях»
Актуальность темы:

         Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в любом возрасте. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес воспитанников.

      При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены учащиеся двух 3 классов. С ними разучены стихотворения, песни, приготовлены рисунки для выставки, подобраны книги из библиотеки о дружбе.  Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей группы.

       Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке  положительных эмоций.

      На занятии необходимо придерживаться следующих принципов:

уважать и принимать мир другого;

относиться к ученикам с абсолютным доверием;

акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;

избегать оценочных суждений в отношении к детям;

безусловное принятие ребенка.

Тема

«О дружбе и друзьях»

Цель

Раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.

Задачи

-Формировать представление о том, что такое дружба и каким должен быть друг;

-развивать у учащихся умение вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения;

-воспитывать добрые взаимоотношения меду детьми в группе, нравственные качества, умение дружить, беречь дружбу.

Планируемый результат

Предметные

Формирование понятия « дружба, друзья», повторение правил дружбы, определение места дружбы в жизни.

Личностные

Формирование учебно-познавательного интереса к материалу, обеспечение мотивации учащихся, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

 Метапредметные

Поиск и извлечение значимой информации

              УУД

Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осознание  качества и уровня усвоения материала, способность определять цель.

Познавательные: постановка  и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) , осознанное построение речевого высказывания в устной речи, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: формирование умения работать с информацией, умение договариваться в разыгрывании ситуаций, проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач, работать в группе и индивидуально.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир ( правила поведения в обществе). Развитие речи (обогащение словарного запаса обучающихся). Русский язык (знание орфограмм  слов). Чтение (знание пословиц)

Фронтальная, индивидуальная, групповая, викторина.

Мультимедийная презентация. Мультфильм «Варежка». Слова от пословицы.

Выставка рисунков. Фломастеры. Листочки. Выставка книг. Запись песен.

Умения, характеризующие достижения результата:

  •  * умение использовать  пословицы,
  •  * применение    правил поведения в дружбе,
  •  * правильное  употребление   слов,
  •  * совместно  договариваться  о роли  в ситуациях, следовать правилам работы в паре, группе.

Тип занятия: комбинированный

Структура занятия:

  1.    1 этап. Мотивация к деятельности.
  2.    2 этап. Учебно-познавательная деятельность.

 а) Актуализация знаний учащихся.

б) Расширение знаний.  

 в) Физминутка.

  1.   3 этап. Закрепление.
  2.   4 этап.  Заключительная часть.  

  5 этап.  Рефлексия. Итог занятия.

I этап. Мотивация к деятельности

Цель – включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, обеспечение включения учащихся в совместную деятельность

 по  определению целей и темы учебного занятия

УУД: Познавательные: Формулирование проблемы.

Регулятивные: формирование умения организовывать рабочее место.

Личностные: обеспечение мотивации учащихся.

Деятельность обучающихся: Ученики заходят в кабинет, рассаживаются, поют песню о дружбе, слушают стихотворение.

Ученица: Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра?

Идти за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Деятельность учителя: Предлагает спеть песню о дружбе и послушать стихотворение.

- О чем песня?  (о дружбе) О ком говорится в стихотворение? (о друге) Как вы думаете, чему посвящено наше мероприятие?

( наш разговор посвящен дружбе и друзьям) Что мы называем дружбой? Кого считаем друзьями?

- Что помогает, а что мешает дружбе?  (Помогает -доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешает - грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм).

 Деятельность обучающихся: Дают ответы на вопросы. Формулируют тему и цель занятия.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

1. Актуализация знаний обучающихся

Цель – актуализация  знаний учащихся о книгах на тему   дружба, обеспечение включения учащихся в совместную деятельность в викторине

УУД:

Регулятивные:

Выполнение учебных действий (умение слушать и слышать)

Коммуникативные:

Проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Деятельность учителя: В нашей библиотеке много книг о дружбе.  Вспомните сказки о дружбе.

- Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены произведения, для кого-то знакомые в большей степени, для кого-то – в меньшей. В свободное время вы можете прочитать любую из этих книг, взяв в библиотеке. А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших знаний по теме «О дружбе и друзьях».

Деятельность учителя: проводит викторину.

  • Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили… Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел)
  • Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок)
  • Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая)
  • Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье)
  • Виктор Драгунский написал много смешных рассказов про друзей – Дениску Кораблева и Мишку Слонова. Однажды эти друзья и их одноклассники решили «помочь» персонажам фильма победить в бою. Что это была за помощь? Чем закончился рассказ? (Дети стреляли из рогаток, пистолетов по экрану в кинотеатре, а в школе сдали оружие директору).
  • У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он ? (Пудель Артемон).
  • Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)

Деятельность учителя:

Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много.  Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. А могут быть друзьями герои книг?

А теперь посмотрим выставку ваших рисунков, которую вы готовили к этому занятию,  «путешествуя» по стране Дружбы. Какой вы увидели страну Дружбы? Каких жителей повстречали? Какие чувства испытывали в момент творчества?

 Деятельность обучающихся: каждый класс называет сказки.

Слушают  учителя, рассматривают выставку книг.

Деятельность обучающихся:

Вспоминают героев сказок.

Деятельность обучающихся: отвечают на вопросы, поясняют свои рисунки о Стране Дружбы делятся впечатлениями, подходя к своей работе.

2. Расширение знаний о дружбе и друзьях

Цель – обеспечение восприятия, осмысления и первичное запоминание материала

УУД:

Личностные: отражение внутренней позиции обучающегося. 

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в способ действия. 

Познавательные: преобразование практической задачи в познавательную. Коммуникативные: высказывание своего мнения; выслушивание мнения других, инициативное сотрудничество, коррекция  и оценка действий.

Деятельность учителя:

-Посмотрите на иллюстрации и порассуждайте, связав понятия дружба, друзья. Какое надежное и емкое слово – дружба!  Друзьями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов, вымышленные персонажи.

-Мне приятно заметить, что путешествовали вы с радостью. Ваши творческие работы и рассказы смогли передать и нам это приятное чувство. Послушайте стихотворение:

                                        Что такое дружба?

Что такое Дружба? –

Спросила я у птицы.

- Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

Что такое Дружба? –

- Это когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

- Дружба – что такое?

Это что-то огромное,

Радостное и большое!

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют,

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

Деятельность учителя:

-Я предлагаю вам порисовать. Возьмите листы бумаги и нарисуйте посредине страницы ромашку  так, чтобы по бокам, сверху и снизу осталось место для записей. Серединка ромашки – это вы. Напишите в ней свое имя. А лепестки – это ваши друзья.

Задание выполняется под песню «Улыбка».

В самой нижней части страницы подпишем: «Я счастливый человек!»

-Друзей у нас может быть много, а может, и нет, но каждый занимает определенное место в нашей жизни.

-У кого из вас друзья – взрослые? Почему вам нравится иметь взрослого друга? Чему он может вас научить? Могут ли мама, бабушка, учитель быть друзьями?

Вывод для записи после ответов детей: взрослый опытнее, он помощник, советчик.

- Дружба начинается в семье. Семья – начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем.  Недаром пословица гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».

Для чего дружить ровесникам?

Вывод: у сверстников общие интересы, учеба, игра, коллективное дело.

- Есть ли у вас друзья-животные? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками и девочками? Что самое хорошее в дружбе с животными?

Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.

- Зачем нужны воображаемые друзья? Кто бы это мог быть?

- Давайте посмотрим мультфильм еще об одном воображаемом друге.

Демонстрация мультфильма «Варежка»  автор сценария Ж.Витензон.

Варежка.

Все любят мечтать. Взрослые и дети. И у этой маленькой Девочки тоже была мечта. Ей очень хотелось иметь щенка.

С грустью смотрела Девочка в окошко… на гордых мальчишек и девчонок, которые гуляли с собаками. Кто пуделя на поводке ведет, кто спаниэля, а кого эрдель везет. Счастливцы!

А Девочкина мама больше всего на свете любила читать книжки и совсем не знала, о чем мечтает ее дочка.

Однажды Девочка пошла к подружке. И подарила ей подружка щенка. Теплого. Пушистого. Ласкового.

Но мама пришла в ужас. А вдруг щенок порвет ее книжки? Или еще что-нибудь натворит? Нет! Нет! Она не разрешает оставить щенка!

Вышла Девочка во двор. Все ребята гуляют с собаками.

Подумала она немного… и повела на шнурке свою варежку. Побежала девочка – варежка послушно бежит следом. Встала девочка, и варежка остановилась.

Захотелось Девочке варежку погладить.

Вдруг поднялось и насторожилось ушко, блеснул круглый черный глаз, завилял хвостик.

Варежка превратилась в щенка! Самого настоящего! Только красного, с черно-белым узором на спинке.

Откуда ни возьмись, выскочил большой пес, бежит по двору, на всех рычит. Испугалась девочка за щенка. А щенок как залает: «Гав! Гав! Не сметь обижать мою хозяйку!»…

… Вскоре во дворе все разошлись. А девочка понесла щенка домой.

Она постелила щенку мягкий коврик у двери. Поставила перед ним блюдце с молоком

Когда в прихожую вышла мама, она увидела: на подстилке перед блюдцем с молоком лежит варежка. Красная вязаная с черно-белым узором.

И Мама все поняла. Она сама пошла к дочкиной подружке и взяла у нее щенка. Теплого. Пушистого. Ласкового.

Деятельность обучающихся:

Дают понятие словам «Дружба и друг», слушают фразы о словах из словаря. Стихотворение читает подготовленный ученик.

Анализируют стихотворение «Что такое Дружба?»

Рисуют на листочках ромашку, записывают своих друзей на лепестках, пишут фразу «Я счастливый человек», вспоминают орфограммы слов.

Отвечают на вопросы.

Делают вывод.

Дети отвечают.

Дети. Неживые предметы, игрушки, герои мультфильмов, вымышленные персонажи

Смотрят мультфильм.

3 Физминутка  

Цель проведения: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка

 

УУД: 

Личностные: важность исполнения роли хорошего ученика, важность и береж ное отношение к своему здоровью

Деятельность учителя:

Читает слова, показывает движения.

"Если есть хороший друг"

Настроение упало                       руки вверх

Дело валится из рук                    руки вниз

Но еще не все пропало               грозят указательным пальцем

Если есть хороший друг             хлопать в ладоши

С делом справимся вдвоем        две руки в кулаке

С облегчением вздохнем            вздох

Настроение поднимем                руки вверх

И от пыли отряхнем                   отряхнуть пыль

Деятельность обучающихся:

Повторяют слова и действия.

III этап.  Закрепление.

Цель – выявление пробел, формирование у обучающихся  умения выделять и исправлять ошибки.

УУД:

Личностные: умение соотносить поступки, выделять нравственный аспект поведения

Регулятивные: планирование определения последовательности проме жуточных целей с учетом конечного результата Коммуникативные: управление поведением партнера выражать свои мысли,  работа в группе,  участие в диалоге, сотрудничество

Познавательные: 

находить ответы на вопросы, используя информацию полученную на мероприятии.

Деятельность учителя:

 Какая главная мысль этого произведения? Почему так важно иметь воображаемого друга? Сделайте вывод.

Вывод:  такой друг развеет тоску, одиночество, научит фантазировать.

- Дружбы не может быть без очень важного элемента. Вы сами о нем догадаетесь, собрав из разрозненных слов эпиграф к нашей теме.

- Ребята, читая эту фразу, скажите: о чем мы сегодня уже рассуждали?

- Очень важно обратить внимание на вежливость. Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. Вы считаете себя таковыми или только этому учитесь? До 16 века вежа означало знаток – тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения ко всему. А как называют человека, который лишен этих знаний?   (невежда)

Деятельность учителя:

Давайте  прочитаем правила и определим: мы уже вежливы или только учимся?

  • Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
  • Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
  • Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.
  • Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
  • Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
  • Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

- Вы правы! Мы пока учимся быть вежливыми, добрыми, милосердными, учимся дружить.

Делать людям хорошее.

Достается недешево счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?

Этой мерой измеряется все земные труды.

Может, вырастишь дерево на земле Кулунды?

Может, построишь ракету? Гидростанцию? Дом?

Иль согреешь планету своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей жизнь спасешь ты кому?

Делать людям хорошее – хорошеть самому.

Деятельность обучающихся:

Анализируют мультфильм

Дети собирают фразу: Чтобы радость миру дарить, нужно добрым и вежливым быть!

Дети. О чувствах радости, о дружбе, доброте, заботе, взаимоотношении.

Работают в группе.

Читают фразы со слайда.

Слушают стихотворение подготовленного ученика.

IV этап.  Заключительная часть.

Цель –  установление правильности и осознанности обучающимися рассматриваемого материала

УУД:

Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения

Коммуникативные:

участие в диалоге, сотрудничество

Познавательные: работа с информацией.

Деятельность учителя:

- Запомните последние строки этого стихотворения! В жизни вас ожидает много славных дел, но прежде всего я желаю вам вырасти добрыми, смелыми, отзывчивыми и вежливыми людьми. Ведь вежливость может помочь и даже уберечь от опасности. В подтверждение своих слов я предлагаю вам прослушать мексиканскую сказку «Вежливый Кролик».

Жил-был Кролик. Он был очень воспитанный, вежливый. Однажды он шел из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, надвинулись тучи, закрывая солнце, полил дождь. На пути была  огромная пещера. Кролик решил там переждать дождь. Но он не знал, что в пещере жила старая ядовитая змея. Она редко выползала из пещеры, потому что не любила солнце, свет, зелень,  красоту вокруг. Кролик не вошел сразу в пещеру. Он вежливо спросил:

- Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать дождь?

Услышав голос Кролика, змея, от радости забыв об осторожности, ответила:

- Заходи, Кролик!

Услышав голос змеи, кролик испугался, но не  подал вида. Он вежливо сказал:

- Простите, я не знал, что здесь занято и кто-то живет. Всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить.

Он со всех ног бросился бежать домой.

Змея, разозлившись, с ужасом зашипела:

- Ох, уж эти мне вежливые кролики!

- Понравилась ли вам сказка? А вас когда-нибудь выручала вежливость?

Слушают сказку «Вежливый Кролик»

V этап.  Рефлексия. Итог занятия.

Цель – формирование  у школьников самооценку, оценить собственную коррекционную деятельность с точки зрения достижения поставленных целей

УУД:

Личностные:

смыслообразование (уметь находить ответ на поставленный вопрос)

Регулятивные: учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности коллектива на мероприятии

Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции.

Деятельность учителя:

Слово учителя: Вы сегодня активно работали, плодотворно трудились. Что нового и полезного вы узнали? Что означают слова дружба, друг, дружить в вашем понимании?

-Какие качество помогают в дружбе, а какие мешают? Почему важно иметь разных друзей? Достигли мы поставленной цели?

-Давайте будем уважать друг друга, помогать друг другу, не будем ссориться и обижаться. Давайте в нашей группе сделаем жизнь хорошей, дружной. Будем помогать друг другу в трудную минуту. Наши два класса- это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой, всегда старайтесь помогать друг другу, будьте верными и добрыми друзьями, помните данное вами слово.

-Предлагаю закончить наше мероприятие песней «Дружба крепкая»

Деятельность обучающихся:

Подводят итог занятия.

Отвечают на вопросы.

Оценивают актуальность занятия.

Выбирают смайлики настроения.

Поют песню.

ВЫВОД: Мероприятие  подготовлено своевременно, в запланированные сроки. Уровень самостоятельности и активности школьников к его подготовке – высокий. Использование ИКТ, плакатов и рисунков детей, музыки, просмотра мультфильма. Постановке и раскрытии  учащимися цели и занятия – высокая. Цель достигнута в полном объёме. Создание психологической совместимости на начальном этапе проведения  мероприятия – соблюдено. Дети были активны и довольны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока математики в 1 классе по теме "Измерение отрезков"

Данный урок составлен с учетом требований ФГОС....

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе. Образовательная программа «Гармония» Тип: урок-обобщение. Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России». Составитель: Крохалева Наталия Михайловна, учитель нач. классов МКОУ СОШ № 23

Конструкт: Урок - игра по предмету  «окружающий мир» в 4-м классе.Образовательная программа «Гармония»Тип: урок-обобщение.Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России».Составитель:...

Конструкт урока с использованием ЭОР. Русский язык 3 класс тема "Предложение"

Цель  урока:  систематизировать знания об особенностях предложений, разных  по цели высказывания.УУДПознавательные: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение р...

Конструкт урока по ОРКСЭ по теме "Пасха"

Конструкт урока по теме "Пасха" для 4 класса...

Конструкт урока ОРКСЭ 4 класс

Конструкт урока по курсу ОРКСЭ, модуль "Светская этика" 4 класс .Тема:"Семейные праздники" В уроке используются метод "водоворот", приемы: синквейн, ассоциации, Урок представлен на городском семинаре ...