Рабочая программа по внеурочной деятельности 2-3 классы."Основы православной культуры"
рабочая программа по орксэ (2 класс) по теме

Дударева Елена Николаевна

Рабочая программа для 2-3 классов (второй год обучения) по основам православной культуры. Программа разработана на основе авторской программы учителя МОУ СОШ № 19 г. Воронежа Л.И. Романовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovypravoslavnoy_kultury.docx40.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Дзержинская средняя общеобразовательная школа

п. им. Дзержинского

Каширского муниципального района

Воронежской области

         

                    «Согласовано»                                             «Согласовано»                                    «Утверждаю»                

                    Руководитель МО                                        Зам. директора по ВР                         Директор школы

                ________/Дударева Е. Н./                       ___________/Левченко С. В./            ___________/Лаптева Ю. Л./

               от_____августа 2014 г.                            от_______августа 2014г.                    Приказ №_____от___августа 2014 г

Рабочая программа внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

для учащихся 2-3 классов

«Основы православной культуры»

Учитель  высшей квалификационной категории

Дударева Е. Н.

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка.

       Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Основы православной культуры» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, разработана на основе программы учителя МОУ СОШ № 19 г. Воронежа Л.И. Романовой, апробированной в течение многих лет в условиях областной экспериментальной площадки по возрождению духовно-нравственных традиций отечественной педагогики.

 Программа составлена из расчёта 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

       В современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров. Сделать это можно только на фундаменте традиционной для Отечества православной культуры. При знакомстве с традициями, благочестивым укладом жизни православного народа у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное возрастание.

     Программа имеет три основных направления, которые присутствуют в каждом году обучения, углубляясь и расширяясь в связи с возрастными особенностями детей. Таким образом, учебно-воспитательный процесс идет концентрически.

1-е направление - знакомство с жизнью Православной Церкви в соответствии с датами церковного календаря и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотношениями православных людей.

2-е направление - показ воплощения нравственного идеала Православия на примере жизненного подвига конкретных людей.

3-е направление - нравоучительное чтение и беседы на материале близких детям жизненных ситуаций.

      Особое внимание в программе уделено развитию и обогащению речевой культуры детей. Этому способствует введение в речь учащихся церковно-славянских слов и оборотов, которые стали основой формирования литературного русского языка. Цель такой работы со словом - пробудить интерес и любовь к родному языку, повысить общую грамотность учащихся. Выполнение поставленных задач способствует воспитанию таких качеств личности, как любовь к окружающему миру, к своей Родине, к своим близким. Трудолюбие, милосердие, скромность и почитание старших дети должны воспринимать как качества, необходимые каждому члену общества.

Курс занятий призван помочь школьнику дать правильную нравственную оценку явлениям окружающего мира, углубить его культурологические знания, а также повысить общий уровень гуманитарного образования.

Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. В конце учебного года предусмотрены итогово-обобщающие уроки по изученным темам.

   

      Цель: приобщение детей к культурной и духовно-нравственной традициям Отечества.

     Задачи: 

  • познакомить детей с государственной символикой, с наиболее почитаемыми православными праздниками, с подвижнической жизнью православных на Руси святых;
  • приобщить уч-ся к народной мудрости;
  • сформировать у уч-ся чувство родного языка и любви к живому слову через знакомство с прародительницей русского литературного языка – церковно-славянской грамотой.

Словарь

Курс занятий призван значительно пополнить словарный запас младших школьников терминами православной культуры и духовной традиции.

Новые слова: артель, архангел, Библия, благовест, благовение, Благодатная, благодать, великомученица, Воскрешение Лазаря, говение, Голгофа, гордыня, евангелист, житие, завет, зодчество, искупление, лествица, месяцеслов, милосердие, милостыня, мощи, омофор, плащаница, покаяние, почитание, преподобный, притча, Радоница, рака, распятие, риза, святитель, собор, таинство, трапеза, тропарь, усопший, успение, херувим, чудотворец.

        

Прогнозируемые результаты:

  • учащиеся должны познакомиться с духовно-нравственными традициями Отечества;
  • учащиеся должны познакомиться с жизнью Православной Церкви в соответствии с датами церковного календаря и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотношениями православных людей;
  • учащиеся должны познакомиться с жизненными подвигами конкретных людей, как примерами нравственного идеала Православия;
  • формирование у учащихся основ любви к живому слову через знакомство с прародительницей русского литературного языка – церковнославянской грамотой.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать государственную символику;
  • проявлять стремление к знаниям;
  • налаживать отношения с одноклассниками;
  • уметь проявлять терпение и сострадание;
  • различать добро и зло;
  • проявлять заботу о братьях наших меньших;
  • проявлять уважение к народным праздникам;
  • пересказывать русские народные сказки.

Основные разделы программы:

     Человек и окружающий мир.

     Праздники и обычаи моего народа.

     Храни душу свою.

     Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

     Знания и труд всё перетрут

     Их почитает мой народ.

     Святыни моего народ.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы православной культуры»

№ п/п

Тема

УУД

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Семена добра и правды.

Различать добро и зло. Иметь представление  о совершенстве природы, её красоте и гармонии, о человеке как венце творения и его отношения к миру, о знаниях преобразующих душу.

1

03.09

2

Библия – Великая книга человечества

Знать предназначение книг. Познакомиться с Библией – книгой истории мира и людей, как учебником жизни человечества.

1

10.09

3

Золотая осень – золотой праздник.

Знать, почему на Руси 21 сентября праздновался как день Матери. Народные обычаи связанные с этим праздником. Знать народные традиции, связанные с осенними  православными праздниками, радость и святость совместного труда.

1

17.09

4

Святость семьи и родного очага.

Знать и понимать, что родительский дом – начало всех начал. Понимать и проявлять достойное уважение к родителям, уметь соблюдать культуру отношений в семье.

1

24.09

5

Святость семьи и родного очага.

Иметь представление о том, что Вера, Надежда, Любовь – пример преданности и послушания. Знать свою родословную. Уметь составить родословное древо.

1

01.10

6

Народный заступник.

 

Познакомиться с детством преподобного Сергия Радонежского, отношением  отрока Варфоломея к родителям. Чудесное исполнение его мечты. Уметь применять качества, необходимые для овладения знаниями: трудолюбие, послушание, целеустремленность.

1

08.10

7

Под покровом любви.

Познакомиться с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Узнать о его традициях.

1

15.10

8

Братская любовь крепче каменных стен.

Уметь налаживать отношения со своими братьями и сёстрами. Знать пословицы и поговорки, загадки о братьях и сестрах, родном доме.

1

22.10

9

Родная земля и ее Заступница.

Знать, что такое Отечество, имя нашей Родины. Знать, уметь различать государственные символы. Знать государственные праздники. Знать значение праздника «День народного единства». Познакомиться с иконой Казанской Божией Матери – святыней и заступницей русского народа.

1

29.10

10

Принеси другому радость.

Чтение рассказа о добром поступке. Заучивание пословиц о добре и послушании. Уметь различать добро и зло. Уметь проявлять любовь к ближнему и знать, что счастье человека зависит от счастья других людей.

1

12.11

11

Что ты знаешь о своём имени.

Знать значение своего имени. Иметь представление о самых распространённых на Руси именах, их значении, о том, как давались имена, что значит «славное имя», «известное имя»

1

19.11

12

Добро и зло в душе человека.

Чтение и обсуждение сказки «Волшебные цветы» Знать, что непослушание и своеволие рождают плохие качества в душе человека. Мини-сочинение «Что я хотел бы исправить в своём характере»

1

26.11

13

Праздник девочек.

Знать и понимать смысл праздника Введения Богородицы во храм и народные обычаи, связанные с ним. Значение ступеней храма.

1

03.12

14

 Святой Митрофан Воронежский – небесный покровитель нашего края.

Познакомиться с жизнью  святого Митрофана Воронежского. Знать смысл завещания святителя Митрофана.

1

10.12

15

Кто скрывается под маской Санта-Клауса.

Иметь представление о добре, самоотверженности и мужестве святителя Николая. Храмы на Руси в честь святителя Николая.

1

17.12

16

О чем возвестила звезда

Знать историю праздника Рождество Христово, его обычаи.

Знать наизусть рождественские стихи, уметь передать торжественность и значимость данного события.

1

24.12

17

Человек живёт для добра

Знать и уметь применять в жизни пословицы о великодушии и милосердии.

1

14.01

18

«Добро творить – себя веселить».

Иметь представление о доброте истиной и ложной. Уметь их различать.

1

21.01

19

Бедность и богатство.

Иметь представление об отношении народа к материальным благам, выраженном в пословицах и сказках: «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев», «Аленький цветочек»

1

28.01

20

Гордость – дружбе помеха.

.

Знать, что такое настоящая дружба, чем она проверяется. Кто считается настоящим другом. Пословицы о дружбе.

1

04.02

21

Человек славен трудом.

Уметь различать мир рукотворный и нерукотворный. Знать назначение труда, что труд кормит и воспитывает. Знать, чем важен и благороден труд земледельца.

11.02

22

Человек славен трудом.

Знать, что такое труд души. Народное творчество: зодчество, игрушка, роспись. Уметь различать народные промыслы.

1

25.02

23

Широкая масленица.

Знать народные обычаи, связанные с масленицей. Иметь представление, что стремление к покаянию – одна из основных нравственных черт православного народа.

1

04.03

24

Храни душу свою.

Иметь представление о пути исправления дурного поступка на материале сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Ступени спасения. Раскаяние лечит душу.

1

11.03

25

О красоте внутренней и внешней.

Знать, что любовь, кротость, послушание и трудолюбие – лучшие украшения человека.

1

18.03

26

Жизнь, отданная за людей

Знакомство со сказкой С. Лагерлеф «Красношейка», стихотворением  Я. Полонского «Пасхальные вести» Уметь самостоятельно давать  оценку поступкам героев  произведений

1

01.04

27

 Любимый христианский праздник моего народа – Пасха Христова

Знать смысл значение праздника как дня всеобщей любви и примирения. Народные обычаи, связанные с праздником Пасхи.

1

08.04

28

Праздник Воскресения Христова.

Знать смысл и значение праздника Пасхи. Уметь читать наизусть стихи о светлом празднике.

1

15.04

29

Народная память. Радоница.

Иметь представление об обычае поминовения усопших, связи живых и мёртвых. Знать о том, что есть родительские субботы и Радоница. Милостыня и добрые дела.

1

22.04

30

О мужестве и славе.

Знать о подвиге  русских воинов, защищавших Родину. А. В. Суворове, Ф. Ф. Ушакове,  Г. Жукове и др. Понимать значение этих подвигов.

1

29.04

31

О мужестве и славе.

Знать о подвиге русских воинов, защищавших Родину,  героях  Великой Отечественной войны. Чтение стихов о войне.

1

06.04

32

Герои наших дней

Познакомиться с подвигом  воина Евгения Родионова. Понимать, что такое Вера и Отечество. Знать пословицы о Родине, Отечестве, вере.

1

13.05

33

Молнии слов светозарных

Познакомиться с праздником Славянской письменности. Почему в день памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла отмечается праздник славянской письменности и культуры? Для чего была создана церковно-славянская грамота? Повторение изученного материала: викторина. Новые слова: культура, равноапостольные.

1

20.05

34

Заключительное занятие.

Уметь применять полученные знания в повседневной жизни.

1

Лист корректировки рабочей программы

Название раздела,

темы

Дата проведения

по плану

Причина

корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата

проведения по факту

Учебно-методическая литература

  1. Дорофеева Т.В. Основы православной культуры. 3 класс (2-й год обучения): Методическое пособие/ Т. В. Дорофеева, Л. И. Романова. Переиздание. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009 г.
  2. Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры». Для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007 г.
  3. Рабочая тетрадь «Основы православной культуры» 3 класс. Т.В.Дорофеева. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010 г.

Литература

     1.Акиньшин А. Храмы Воронежа. – Воронеж: Кварта, 2003

     2.   Введенская Л.А. Пословицы: Пособие для учителей начальной школы, учащихся и родителей. – Ростов-н/Д,2000

     3. Врата учености: Сборник интегрированных уроков по церковнославянскому языку. –М., 2006

     4.  Гусакова В.О. Словарь русского религиозного искусства: Терминология и иконография. – СПб: Аврора, 2006Жукова М.Г. Маршал Жуков – мой отец. – М.: Изд-во сретенского монастыря, 2007

    5.  История родного слова: от Кирилла и Мефодия до наших дней: Книга для чтения. – М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС, 2007

     6. Коринфский А. Народная Русь: сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. – М.: Белый город, 2006

     7. Кузнецова Э.В. Исторический и батальный жанр: Беседы о русской и советской живописи. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1982

     8. Новгородова А. 100 русских художников: Энциклопедия живописи для детей. – М.: Белый город, 2003

     9. Праздники Православной церкви. С подробным объяснением. – М., 2000

    10.  Русские писатели: Библиографический словарь. – М.: Просвещение, 1971

     11. Спаси и сохрани: Свидетельства очевидцев о милости Божией России в Великую Отечественную войну. – М.: Ковчег, 2006

     12. Христианский дух в народных пословицах. – М., 2000

Материально-техническое обеспечение

1. Мультимедийный проектор.

2. Персональный компьютер.

3.Переносной экран.

4. Подборка презентаций, видео, аудио материала, в том числе и из Интернет сети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности в 1 классе "Основы православной культуры"

Духовно-нравственное направление в 1 классе по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-2 классы."Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-2 классов по основам православной культуры составлена на основе авторской программы Л. И. Романовой...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 класс "Культура добрососедства"

Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю. Проблемы...

Проектная и внеурочная деятельность при изучении курса «Основы православной культуры» для учащихся начальной школы.

Проектная и внеурочная деятельность при изучении курса «Основы православной культуры»  для учащихся начальной школы....

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 1 класс

Рабочая  программапо внеурочной деятельности(Художественно-эстетическое направление)«Основы хореографии»1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 2 класс

Рабочая  программапо внеурочной деятельности(Художественно-эстетическое направление)«Основы хореографии»2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 3 класс...