Учебная программа кружка "Основы православной культуры"
рабочая программа по орксэ (2 класс) на тему

Букаткина Лариса Михайловна

Учебная программа кружка «Основы православной культуры» разработанная на основе учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_pravoslavie.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Уклад складывается, формируется и закрепляется

Прежде всего  и больше всего – в детстве».

И.А. Ильин

Пояснительная записка

Об актуальности духовно- нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др.  Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Неблагоприятная экологическая ситуация, несбалансированное, а для многих детей и скудное, питание, отсутствие должных физических занятий, нервные расстройства ведут к многочисленным телесным болезням детей.

Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, - способность к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию.

В последующем лишённая традиционных духовно-нравственных ориентиров и ценностей жизнь ребёнка превращается в подчинённое блуждание по различным компьютерным  программам, зачастую агрессивным и садистическим. Внутреннее стремление души каждого человека к нравственному, духовному развитию не находит такого в российских образовательных учреждениях и в семье – это часто приводит нашу молодёжь в разные секты, к псевдоапостолам, развращая и убивая нравственность.

По определению Т.И. Петраковой, «духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности», между ними существует не только смысловая, но и глубинная функциональная связь, поскольку нормы и принципы нравственности получают обоснования в категории  добра и зла, центральных категориях духовности. «Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит себе внутрь себя, кто не видит в себе зла: у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию», - отмечает Т.И. Петракова.

  К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений.

Таким образом, возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.

Школьный возраст – является сенситивным периодом для духовно-нравственного развития человека: для формирования нравственных эталонов и норм, системы ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения. Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении с ребёнком с окружающими людьми и миром.

Именно по этому в настоящее время крайне важно как можно скорее создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в школе; систему построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребёнка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

В настоящее время только складывается система духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому очень важна его правильная организация.

Организация духовно-нравственного воспитания предполагает наличие необходимой законодательной базы. В настоящее время имеются все необходимые правовые акты на федеральном уровне. В частности, Конституция РФ, законы Российской Федерации «Об образовании в РФ», «О свободе совести и религиозных объединениях».

2 августа 1999 года заключён Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской  Федерации и Московской патриархии русской православной церкви. Министерством образования Российской  Федерации разработано Примерное содержание образования по предмету «Православная культура» (Приложение к Письму Минобразования России от 22.10.2002 г. «14 – 52876 ИН/16).

Наличие этих нормативно-правовых документов создаёт законодательную основу для организации духовно-нравственного воспитания в школе.

Не менее важным условием успешной работы по духовно-нравственному воспитанию является наличие научной и методологической учебной литературы, учебных наглядных средств.

Учебная программа кружка «Основы православной культуры» разработанная на основе учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Цель кружковой работы: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребёнка-школьника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа. Развития его духовного, психического и телесного здоровья.

Успех же непосредственно самой педагогической работы во многом будет зависеть от взаимодействия трёх главных субъектов духовно-нравственного воспитания: школы, семьи и Церкви. Это объясняется тем, что основой нашего духовно-нравственного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие ребёнка.

Содержание кружковой работы

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:  «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».              

 Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.  

С учётом особенностей данного региона, как  наиболее приемлемым является модуль:  «Основы православной культуры». Данный модуль состоит из четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими. Содержательные активы первого тематического раздела -  духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа  России.  Второй и третий тематические разделы (уроки 2 – 29), дифференцируют содержание учебного курса.    Изучая курс, обучающийся  получит представление о православных культурных традициях на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.                                                                

Учебный модуль «Основы православной культуры»  

Россия -  наша  Родина.  

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане.  Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России.  Православный храм и другие святыни.

Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.

Праздники. Христианская семья и её ценности.            

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.                                                            

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностей, метапредметных и предметных результатов основания содержания.  

 Требования к личностным результатам:

 - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою  Родину;  

  -  формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;  

  -  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  социальной справедливости и свободе;

 -  развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

 - воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;  

- развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.        

Требования к метапредметным результатам:    

  -  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;  

 - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности;  

 -  адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;  

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;  

 -  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

 -  готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность осуществления различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.          

 Требование к предметным результатам:

 - знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:   Отечество, нравственность, диалог, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;  

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;  

-  формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;  

 -  осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.                                                                                        

Основными источника изучения курса «Основы православной культуры» являются:

  1. Данилюк А. Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных  культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классов. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Кураев А.В. Основы православной культуры. Учеб. 4-5 классов. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Обернихина Г. А. Поурочные разработки к учебнику «Основы православной культуры» автора Кураева А.В. М.: Просвещение, 2012.
  4. Электронное пособие «Основы православной культуры» автора Кураева А.В. М.: Просвещение, 2012.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема занятия

Характеристика деятельности обучающихся

Используемые ресурсы

. Кол-во часов

Дата проведения

Россия – наша Родина.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

1

Культура и религия.

1

Человек и Бог в православии.

Изучают основы духовной традиции православия.

1

Православная молитва.

1

Библия и Евангелие.

Дают определения основных понятий православной культуры.

Учебное пособие «Основы православной культуры»

1

Проповедь Христа.

1

Христос и  Его Крест.  

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и проведением людей.

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя.

1

Пасха.

1

Православное учение о человеке.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

1

Совесть и раскаяние.

1

Заповеди.

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.

1

Милосердие и сострадание.

1

Золотое правило этики.

1

Храм.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

1

Икона.

Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики».

1

Творческие работы обучающихся.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

1

Подведение итогов.

1

Как христианство пришло на Русь.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

1

Подвиг.

1

Заповеди блаженств.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

1

Зачем творить добро?

1

Чудо в жизни христианина.

1

Православие о Божием суде.

1

Таинство Причастия.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

1

Монастырь.

1

Отношение христианина к природе.

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

1

Христианская семья.

1

Защита Отечества.

1

Христианин в труде.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

1

Любовь и уважение к Отечеству.

1

31 – 34.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщения по выбранным темам.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ для 4–5 классов

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...

Рабочая программа по учебному курсу "Основы православной культуры"

Программа включает нормативно-правовой аспект, модули, пояснительную записку, цели, задачи курса, принципы обучения, ожидаемый результат, место курса в учебном плане, используемые методы, технологии, ...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы православной культуры»

Программа предназначена для ознакомления младших школьников с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и люд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

         Проблема воспитания толерантности и нравственной позиции подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мир. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» учебному модулю «Основы православной культуры»

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и р...

Рабочая программа учебного предмета "Основы православной культуры" (2 класс)

Рабочая программа учебного предмета «Православная культура» для 2 класса разработана на основе авторской программы Меньшикова В.М....

Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры»

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования и обеспечена учебно&ndash...