Верования древних славян
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Алексеева Валентина Викторовна

Конспект содержит цели и задачи, ход урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_orkise_4_klass_alekseeva_v.v.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОРКиСЭ

в 4 классе

Тема: Верования древних славян.

Технологии используемые на уроке:

-развивающего обучения

- игровые

- проблемного обучения

-компьютерные

Учитель: Алексеева Валентина Викторовна

Санкт – Петербург

2014 год

Тема урока: «Верования древних славян».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель - сформировать представление детей о веровании древних славян.

Формирование УУД:

Личностные действия: формирование навыков самостоятельной работы, развитие познавательного и творческого мышления, активизация мыслительной деятельности, расширение кругозора.

Регулятивные действия: поиск и выделение необходимой информации,  самооценка на этапах урока.

Познавательные действия: формирование понимания роли богов в жизни человека в прошлом; формирование интереса, уважения к родной истории.

Коммуникативные действия: развитие умения выступать перед аудиторией, развитие коммуникативных качеств через умение работать в парах.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Основы мировых религиозных культур» Из-во Дрофа

Материально-дидактическое оснащение урока:

Используемое оборудование: мультимедиапроектор, доска-экран.

Демонстрационный материал и программы: мультимедийная презентация

Раздаточный материал:

Карточка с заданием “Соедини стрелкой слова”.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел звонок

И урок начинается.

В путешествие по древности

Мы отправляемся.

Актуализация знаний.

Слайд 2.

- Кто были наши предки? (славяне)

- Где располагались их жилища ?

- Чем занимались древние славяне? (земледелием, охотой, рыболовством)

- От чего зависела жизнь древних славян? (от природы)

Вывод: поэтому древние славяне считали природные явления живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им.

-Как называется такая вера? (язычество)

Постановка проблемы.

- Какой вопрос у вас возник? Назовите тему урока.

«Открытие» нового знания.

Учитель: Древние славяне всё в природе одушевляли: камни, огонь, деревья, природные явления. Считая природные явления могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им.  Таким образом, восточные славяне были язычники, т.е. последователи религии, основанной на многобожии. Эта  религия и  связанные с ней представления, мифы, верования, нравы и обычаи сформировали у восточных славян строгие правила чести, нормы поведения и принципы справедливости. Особое место у богов славян занимало поклонение Роду. По представлениям славян, Род, находясь на небе, давал жизнь всему живому на земле. Отсюда и происхождение слов: народ, родня, родители, природа и др.

Священными деревьями считались дуб, берёза, верба.

Слайд 3.

Славяне почитали огонь: небесный (молнию, солнце) и земной (домашний очаг, костёр).

Главнейшими из богов  считались Перун – бог грома и молнии, Велес – бог  плодородия,  покровитель домашних животных. Ярило –бог солнца.

Сообщения  учеников.

Слайд 4.

Во главе славянских богов стоял Перун - бог грозовых туч, грома и молнии.
Бог Перун
 был грозный бог, его считали ещё богом войны. Рука его управляла громом и молниями. В честь него ставились деревянные идолы (фигуры), сделанные из могучего дуба. Возле них приносились жертвы богу Перуну. И место это называлось храмом Перуна.

Если черные тучи закрыли небо, значит Перун в гневе. А в гневе он страшен, посылает на землю бури и ливни, выбивает градом посевы, поджигает жилища, убивает скот, людей.Священным животным Перуна считался тур - огромный лесной бык. Победить тура считалось большим подвигом.  День Перуна на Руси отмечался с большими почестями. На праздник все мужчины должны были являться с оружием.  Зажигались священные костры, вокруг них устраивались обрядовые пляски.
Перуну было посвящено и дерево. Догадаться, конечно, несложно какое - могучий, развесистый дуб. У наших предков рубить дуб было большим грехом. За это строго наказывали.
Громовой знак Перуна - колесо с шестью спицами - в древней Руси было вырезано на каждом доме. Таким образом наши предки защищались от гнева Перуна, от грозы.

Слайд 5.

  Велес. Не менее чем Перуна, славяне почитали Велеса (или Волоса, то есть волосатого, лохматого) – «скотьего бога», покровителя домашних животных, торговли и богатства. Слово «богатый» первоначально означало «имеющий бога», «пользующийся покровительством бога»; бедный, «убогий» – наоборот, означало «лишенный бога». В глубокой древности предки славян представляли Велеса в виде огромного огнедышащего Змея. Мог он принимать и образ косматого медведя, вообще был горазд на всякие превращения. Он считался владыкой подземного царства, хозяином земных вод.

У славян не было очень четкого разграничения «занятий» богов. Поэтому Велес, хотя и считался в первую очередь «скотьим богом», но влиял и на другие хозяйственные дела. От него, по преданиям славян, зависело плодородие земли. Он был близок к матери сырой земле; обилие, плодородие и богатство были в его власти.

Земледельцы приносили жертву богу плодородия, оставляя после жатвы на поле куст колосьев – «на бородку Велесу».

Слайд 6. 

Ярило –бог солнца. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о тёплом лете и хорошем урожае. Ярило – божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира.

Но бывает, что бог Ярило сердится на людей. Тогда сохнут реки, выгорают посевы на полях. Голод губит людей и животных.

- Ребята, посмотрим, как вы запомнили богов. Соедините название бога и его значение.

Проверка. Оцените свою работу.

Слайд 7.

-А теперь встаём и немножко отдохнём.

Физминутка.

Мы знаем, что славяне отличались трудолюбием. Мужчины были хорошими охотниками. Изобразите, как они охотились из лука, догоняли раненных зверей, как сидели в засадах на зверей. А женщины отвечали за порядок в доме. Изобразите, как они подметали полы.

- Хорошо. Садитесь.

- Ребята, кроме добрых богов и богинь, согласно славянским мифам, весь мир населяли фантастические существа, обладающие сверхъестественной силой. Наши предки верили, что их можно задобрить с помощью особых ритуалов.

- Ваша задача, внимательно слушать, выписать название и  характерные особенности данного существа.

-С первого момента рождения человека его начинали охранять и оберегать духи. Они всегда были рядом и сопровождали каждого до самой смерти.

Слайд 8.

Первым младенца встречал Банник, потому что именно в бане проходили важнейшие события в жизни славян – рождение, смерть, излечение от болезней. Этот дух мог оборачиваться человеком, кошкой, собакой, веником и строго следил за соблюдением правил и обрядов. Нельзя, к примеру, топить баню и ходить в нее на праздники и особенно в полночь. Мыться в «третий пар» (третью смену), а во «второй пар» мыться одному. После того, как уходили люди, Банник подметал в бане веником пол и ждал особенных гостей. Домовые, черти, кикиморы и прочие духи считались большими любителями попариться. Именно поэтому славяне всегда старались держать баню в чистоте и оставляли на полатях шайку с водой, веник и небольшой обмылышек.

- Куда славяне шли после бани? (домой)

Отрывок из мультфильма «Домовёнок Кузя».

Слайд 9.

Покровителем дома, его мифическим хозяином считался Домовой. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств.

Слайд 10.

Ближе всех к Домовому была Кикимора, дух в женском обличье. Обладая весьма непредсказуемым характером, она может и хлеб испечь, и посуду помыть, и детей покачать, но ежели что не по ней, то сразу же начинает бить горшки, рвать пряжу и бросаться вещами. Кикиморы могли жить не только в доме, но и в курятнике. Обычно именно с ее присутствием славяне связывали снижение плодовитости кур и в качестве защиты возле нашеста вешали оберег – камешек с дыркой посредине.

Кикимора – это домашний дух и совершенно неверно ее иногда называют болотной. Только в том случае, когда ее жилище сгорело или разрушено и взамен не построено новое, она может удалиться в лес и жить там.

- Чем питались древние славяне? (тем, что вырастят)

Слайд 11.

Урожай и благополучие семьи охранял Овинник. Он был хранителем запасов, помогавших пережить долгую холодную зиму. Людям он показывался или громадным черным котом с горящими, как угли, глазами, или в виде человека небольшого роста, но со всклоченными «дымными» волосами. Крестьяне угощали его кашей и пирогами. Считалось, что Овинник знает и предсказывает будущее.

Вывод: домашние духи окружали древних славян.

- Куда попадал человек, выйдя за ограду жилища? (в лес)

За оградой жилища древнего славянина начинался лес. Этот лес определял весь уклад жизни. В языческие времена в славянском доме из дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек и пуговиц. А кроме того лес давал дичь, ягоды и грибы в огромном разнообразии. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и смертельных опасностей. Идя в лес, всякий раз надо было быть готовым ко встрече с его хозяином - Лешим.

Слайд 12.

"Леший" на старославянском языке означает "лесной дух". Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.

Человек, заблудившийся в лесу, знал, как выбраться из-под власти лешего: надо было его обмануть, выйти из колдовского мира. Для этого полагалось снять с себя всю одежду, вывернуть ее наизнанку и снова одеть. В перевернутом мире человек оказывался неподвластен злому духу.

- Вода - как и другие природные сути - была для славянских язычников исконно доброй, дружественной стихией. Но, как и все стихии требовала обращения с нею на "вы". Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла смыть деревню, поставленную "без спросу" у водного божества.

-Посмотрите фрагмент мультфильма. О ком дальше пойдёт речь.

Фрагмент мультфильма «Летучий корабль»

Слайд 13.

 Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Водяной часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку.

-Как вы думаете почему?

Видимо славяне, как опытные жители леса, заблудиться боялись все-таки меньше, чем утонуть, поэтому и Водяной в сказаниях выглядит опаснее Лешего.

Вот почему Водяной – хозяин рек и озёр – часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку.

Но и его старались задобрить игрой и пением на берегу водоема. Считалось, что водяной расположен к тому, кто уважает его и приносит в жертву животных и плоды. В договор с водяным должны были вступать рыбаки. Рыбаки отдавали ему первую пойманную рыбу.

- Кто ещё населял водное пространство?

Слайд 14.

Русалки. Русалки обладают вечной молодостью и красотой, у них зеленые волосы и чарующие голоса. В ясные летние ночи они играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях деревьев, плетут венки. Летом на Русальной неделе русалки выходят из воды и водят хороводы в полях. Многие думали, что, где русалка пройдет, там хлеб лучше родится. Встреча с русалками опасна: они могут защекотать встречного до смерти.

- Русалка, решила проверить, какие вы внимательные. Следите глазками за рыбками.

Физминутка.

- Как славяне могли защитить себя от злых духов? (сделать оберег)

Цель оберега — защитить, уберечь человека от любых невзгод. Оберег должен охранять хозяина от болезней, неудач, порчи или сглаза.

- Что могло быть оберегом?

Куклу-оберег «Желанницу» всегда носили с собой. Пришив к ней новую ленточку или пуговицу, просили об исполнении желания, при этом загадывали желание шёпотом, ей на ушко.

- На уроке технологии мы изготовим такую куклу.

Первичное закрепление.

- Отдохнули, продолжаем урок дальше.

- Подведём итог групповой работы.

- Для этого решите кроссворд.

Слайд 15.

Работа в парах.

1. Этот добрый дух живёт в доме, за печкой. (домовой)

2. Хранитель лесов. (леший)

3. Хозяин вод. (водяной)

4. Красивая и опасная девушка с рыбьим хвостом. (русалка)

- Проведем самопроверку с помощью экрана.

Самооценка.

- Какое слово получилось по горизонтали?

Слайд 16.

- Масленица. Это один из праздников, который  проводили в честь бога Ярило. В последний день масленицы сжигали соломенное чучело — символ зимы и блинами встречали бога солнца Ярило. Этот праздник дошел и до наших дней.

- Были и другие праздники.

Учитель: - Кто хочет узнать о праздниках древних славян, предлагаю посетить библиотеку.

Итог урока

- Наш урок подходит к завершению. Проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Для этого выполним тестовую работу с использованием карточек с цифрами. В каждом вопросе 3 варианта ответа.

1. Перун был богом:

а) солнца;

б) войны;

в) огня. 

2. Славяне верили, что в лесу живёт:

а) водяной;

б) леший;

в) домовой.

3. Масленицу проводили в честь:

а) бога Ярило

б) злых духов

в) просто так

- Молодцы. Вы успешно справились с работой. Я вами довольна.

Итог на рефлексивной основе

- Мне бы хотелось, чтобы вы продолжили фразы:

Сегодня на уроке я узнал ......

Мне было особенно интересно .....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...

Презентация "Верования древних славян"

Строение мира с точки зрения древних славян. Основные боги древних славян....

"Темные силы" в верованиях восточных славян. ч. 2 (продолжение)

Материал красочен, интересен, доступен ученикам 3-4 классов, вызовет у детей заинтерисованность в углубленном изучении истории, фольклора восточных славян - наших героических предков....

Методическая разработка к уроку ОРКСЭ 4 класс .Тема: САША РАССКАЗЫВАЕТ О ВЕРОВАНИЯХ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Урок развивает у учащихся первичные представления о верованиях разных народов в мифах,легендах и сказаниях.Учащиеся работают в группах,анализируют текст,иллюстрации, работают с новыми понятиями....

Конспект урока + презентация "Верования языческой Руси. Главные боги древних славян" 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование у обучающихся культурного  наследия и традиций наших предков, изучение обычаев, нравов восточных славян, раскрытие причин многобожия.Планируемые результаты:...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...