Совесть и раскаяние
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Батяева Ирина Васильевна

Представлен урок по курсу ОРКиСЭ (ОПК) 4 класс по теме "Совесть и раскаяние". В материале даны определения добра и зла, совести и раскаяния, анализ притчи и рассказа по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_osnovam_pravoslavnoy_kultury.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по основам православной культуры  (4 класс)

Тема: Совесть и раскаяние.

Цель урока: формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».

Задачи урока: 

Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «совесть», уметь анализировать свои поступки и делать выводы;

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.

Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью», уметь анализировать свои поступки с точки зрения понятия совести и делать выводы.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, учебники по ОПК.

Ход урока

1.Актуализация опорных знаний. 

 - Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры.

- Ребята, давайте попробуем назвать главные ценности жизни.

 (Учащиеся перечисляют главные ценности: добро, любовь, терпение, уважение, ласка, забота, сострадание, добродетель, улыбка, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность)

- Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Все для человека. И тогда возникают вопросы: каким должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке?

Сегодня мы постараемся найти  ответы на эти вопросы.

Слайд №2: изображение города с Мастером.

 Притча “Бабочка”:

– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был голов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках…

Слайд №3: изображение бабочки на ладони.

Вопросы учащимся:

– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (Жизнь бабочки).

– Как вы думаете, какой выбор может сделать  мальчик? (Или убить или отпустить бабочку)

– Убийство бабочки это что? (Это зло).

– А сохранение ее жизни? (Это добро).

-  Давайте попробуем дать определение понятиям «добро» и «зло».

2. Работа над понятиями.

Слайд № 4: определение понятий “добро”, “зло”.

Добро – это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека. У слова зло в православии есть синоним.

- Какой, как вы думаете?  

- Это - Грех. Слайд № 5.

Слайд № 6: определение понятия «грех».

Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех и преступление — не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.

- А что такое грех и зло?

Слайд № 7: что такое грех и зло?

- А как вы думаете, кто или что указывает человеку на его грех?

Слайд № 8: милиционер, совесть, товарищ?

 (Совесть)

Слайд № 9:   Совесть и раскаяние 

3. Сообщение темы и целей урока.
 - Тема нашего урока «Совесть и раскаяние».

Слайд № 10: на уроке.

- Сегодня на уроке вы узнаете:

О подсказках совести.

Как исправлять ошибки.

4. Работа над новым материалом.

- Как бы вы определили сами для себя - что такое совесть? (Обсуждение в малых группах).

- Проверяем работу.  (Заслушиваются ответы детей)

Слайд № 11: что такое совесть? Ожегов С.И. (Работа со словарём)

- Так что же такое "Совесть"?  

- Вот какое определение слова «совесть» даёт Ожегов С.И.

(Чтение ребёнком: Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом). 
Слайд № 12: из учебника

- А теперь давайте прочитаем из учебника рубрику «Это интересно» стр. 37.

(Чтение материала из рубрики «Это интересно стр. 37)

5. Чтение и анализ притчи.

Чтение притчи «Отречение Петра» стр. 36 – 37.

Слайд 13:  притча «Отречение Петра».  
- Прочитайте  притчу «Отречение Петра». Найдите ответы на вопросы:

Слайд № 14: Христос предсказывает Петру предательство

Слайд 15: апостол Пётр.
-
Кто такой апостол Пётр? (самый близкий ученик Христа).

- Посмотрите на его портрет.  Какое выражение лица у него? (мученическое, так как он совершил грех).

- Отчего заплакал Петр?

- Какой грех он совершил? (трижды отрёкся от своего учителя, предал его).

- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (мучился).

- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (совесть)

- Что случилось с его душой? 

- Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызёт». Совесть может разговаривать с человеком. О чём говорит совесть с человеком?

(Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.)

- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).

- Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно).
- Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки «по совести», у нас тогда возникает чувство стыда. Вот мы и идём с поникшей головой.
- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал. Вы и не совершили плохого поступка. (Ответы).

- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (голос совести)

(Заслушиваются ответы детей).

6. Работа совести

- А как работает совесть? Узнаем, прочитав  в учебнике стр. 37- 38.

(Чтение материала из учебника про себя)

Слайды № 16, 17: работа совести.

- Какие важные дела совершает совесть?
(1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: "Так нельзя! Исправься!".

- Какая особенность есть у совести? (Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде).

- Как можно покаяться? Какие слова могут в этом помочь? (Можно попросить простить Господа Бога, прочитать молитву).

- Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться?

Найдите ответ в учебнике. (Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью).

7. Физкультминутка. Слайд № 18: нищий слепой.

- А сейчас я прошу вас расслабиться, закрыть глаза и послушать очень интересный рассказ.

Осколки в сердце

    Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

   Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

- Откройте глаза.

8. Анализ произведения.

– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?  (Был молод, глуп, плохое настроение)

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?   Этими словами вы подтвердили особенность совести  напоминать человеку о его проступке.

 Скажите, какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)  

  - 50 лет человека мучила совесть и, несмотря на то, что он многого добился  в жизни, он вряд ли был счастлив.

-  Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести? Как, совершается исцеление от греха?

(Раскаяться)

9. Работа над новым материалом

Слайд № 19: КАК СОВЕРШАЕТСЯ ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГРЕХА

Слайд № 20: определение «раскаяние» Ожегова С. И.

На слайде дано определение слова «раскаяние» из словаря Ожегова С.И..

(чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка)

- Сравните его с определением, предложенным в православии, в  учебнике. 

Слайд № 21:  определение «раскаяние» из учебника

- Давайте узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38-39.

Слайд № 22:  шаги раскаяния
- Сколько шагов существует в раскаянии? (три).

- В чём состоит первый шаг в раскаянии? (Согласие человека с протестующим криком твоей совести).

- В чём состоит второй шаг в раскаянии? (Переворот твоих стремлений, исправление своей ошибки).

- Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца.

Слайд № 23: раскаяние.

10. Работа по картине

Слайд  № 24: Демонстрация  репродукции  картины  Рембрандта «Возвращение блудного сына». Не сообщая названия картины,  провожу с учащимися беседу о сюжете картины, как его понимают дети.

- Как вам кажется, кто изображен на картине?

- В какой момент жизни изображены два человека?

- Почему один из них не показан лицом зрителю?

- Почему он стоит на коленях?

-Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю.

 -Знаете ли вы, как называется картина? Рембрандт «Возвращение блудного сына».

- Но, к сожалению, в жизни не все так просто. Не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.

Слайд № 25: исправь свою ошибку делом.

 - В чём состоит третий шаг в раскаянии? (Покаянные молитвы к Богу).
- Назовите самую простую молитву. (Господи, прости!).

- Когда раскаяние действительно придёт? (Когда оно искреннее).

- Что приходит после раскаяния? ( Радость)

-Для православных людей место покаянной молитвы - храм.

Слайд  № 26: храм

Как вывод к уроку, давайте прочитаем «Святые мысли» из рубрики «Это интересно»

Слайд № 27: святые мысли.  ( Стр. 39)

11. Проверка знаний

-  А сейчас я хочу предложить вам небольшой тест.  (Дети выполняют тест)

Тест по теме «Совесть и раскаяние»

  1. Вести разговор со своей совестью – это

- проверять свои действия обращением к совести, быть готовым её слушать и поступать по её подсказкам, исправляя свои ошибки;

- слушать то, что говорит учитель;

- красивое выражение, в котором нет смысла.

      2. Кто является свидетелем  любого недоброго поступка человека?

           - природа

           - душа

           - соседи

Проверка.

12. Итог урока

 - Вернёмся к началу урока. Так что же главное в человеке?  (Совесть).

Закончите предложение:

- На уроке я понял…

- А закончить урок я хочу стихотворением Б. Окуджавы.

Слайд № 28: портрет Б.Окуджавы

Совесть. Благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь.                                                                                

Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но ты будешь жить как человек.
 

- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела и всё в ваших руках.

Слайд № 29: бабочки, всё в ваших руках.

 Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совесть и раскаяние

презентация к уроку ОРКСЭ...

Добро и зло, совесть и раскаяние.

ОРКСЭ Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг  и совесть - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека....

Добро и зло, совесть и раскаяние.

Презентация к уроку основы православной культуры....

конспект урока по курсу ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

 на уроке даётся  представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Возникает потребность детей узнать о значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; уз...

Основы православной культуры. Урок Совесть и раскаяние

Презентация - урок  по предмету "Основы православной культуры"...

ОПК Урок № 10 "Совесть и раскаяние"

Урок по теме "Совесть и раскаяние"...