Урок "Священные сооружения"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Лучинина Светлана Адольфовна

Материал предназначен для проведения урока по курсу ОРКСЭ модуль "Мировые религии" . Цель урока: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_svyashchennye_sooruzheniya_4_klass.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Тема: «Священные сооружения»

Возраст учащихся: 4 класс

Место проведения:  классный кабинет

Время:  45 минут

Оборудование:  учебник, ПК, раздаточный материал, мультимедиа, иллюстрации.

Цель урока: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи:

  1. Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть.
  2. Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.
  3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.
  4. Воспитание толерантности.
  5. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
  6. Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Структура урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Проверка усвоения материала прошлых уроков и домашнего задания.
  3. Введение в тему. Постановка проблемы.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Закрепление материала.
  6. Домашнее задание.
  7. Подведение итогов.

Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся.

Приветствие детей.

2)  Проверка усвоения материала прошлых уроков и домашнего задания

А)         На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия, какие бывают религии и кто является основоположником тех или иных религий.

- Назовите, какие мировые религии вам известны и расположите их на ленте времени по мере их возникновения.

Христианство

Ислам

Буддизм

Иудаизм

  Иудаизм           буддизм        христианство      ислам

- Вспомните, кто считается основателями мировых религий.

- На прошлом уроке вы получили задание подготовить сообщение о человеке в религиозных традициях мира. Прослушаем эти сообщения.

Б)     Работа по экипажам. Разгадывание кроссворда по теме «Священные книги».  

(Каждому экипажу даётся кроссворд)

 

1

в

2

е

к

д

3

т

о

р

а

               

4

р

   

т

а

п

и

с

а

н

и

я

п

5

б

и

б

л

и

я

т

6

а

в

е

с

т

а

к

По вертикали:         1. Сборник священных писаний индуизма.

                               

    2. Священное писание мусульман.

    4. Священная книга буддизма.

По горизонтали:     3. Священное писание иудаизма.

5.

Священное писание христиан.

6. Собрание священных книг зороастрических божеств.

Угадайте ключевое слово!

Чей экипаж быстрее, вам даётся право расставить карточки, которые вы видите на доске, по порядку.

«Хранители предания в религиях мира»

«Религии мира»

«Священные сооружения»

«Человек в религиозных традициях мира»

«Основатели религий мира»

«Священные книги религий мира»

Проверяем, как вы разгадали кроссворд. Подсчитываем баллы (за правильный ответ 1 б.)

- Согласны ли вы, что карточки нужно было расставить в таком порядке? Объясните почему?

«Религии мира»

«Основатели религий мира»

«Священные книги религий мира»

«Хранители предания в религиях мира»

«Человек в религиозных традициях мира»

«Священные сооружения»

- Кто может назвать тему сегодняшнего урока?

- Как вы думаете, если существуют священные книги. Хранители преданий религий, таинства в каждой из религий, то должны ли существовать священные сооружения?

3) Введение в тему.

Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях, я предлагаю посмотреть как же они выглядят  и чем отличаются друг от друга.

(Выставка фотографий различных  свящённых сооружений)

- Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Давайте попробуем предположить, догадаться к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся и обоснуем наши ответы. (ответы-предположения детей, каждое предположение должно обосновываться). Сложная задача? Но мы с вами предполагали,  а ведь нам нужно знать это точно. Я предлагаю вам посмотреть презентацию, которая поможет нам.

4) Объяснение нового материала.

Уже в далёкой древности  люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и для этих целей  они сооружали определённые строения. Остатки некоторых из них дошли до наших дней (4 слайд Стоунхендж, «стоун»  по –английски камень) 

           ( 5 ,6,7слайды) Священные здания иудаизма

-В середине 10 века до н.э. был построен Иерусалимский храм. Он стал центром  религиозной жизни еврейского народа. В Храме находились священные предметы, например Ковчег со скрижалями. Но захватчики захватили Иерусалим и разрушили Храм. Его смоли восстановить только через 70 лет.  Но и этот Храм был разрушен. Уцелела лишь часть стены. Она считается  святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому стена называется Стеной Плача. Иудеи считают, что Храм единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен. А пока верующие молятся в специальных сооружениях – синагогах (это не храм, а лишь помещение для молитвы).Во внутреннем устройстве синагоги  есть обязательные элементы- арон кодеш(шкаф, для хранения Торы), менора (светильник).

              (9 – 12 слайды) Священные здания христианства.

Первые христиане не строили СПЕЦИАЛЬНЫХ ХРАМОВ, они собирались в жилых домах. Во времена преследования христиане были вынуждены скрываться, и они собирались на молитвы в катакомбах. А позднее появились  церкви Они разные, но есть общие черты. Здание храма венчает купол с установленным на нём крестом. Посмотрите на форму купола. Понять, почему купол именно такой формы, нам поможет небольшой эксперимент.  (зажигается свеча). Форма купола символизирует пламя горящей свечи. 

Символично количество куполов:                                                                              

 один купол знаменует единство Бога, совершенство творения;                                                      

 два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения;                                                                                                   три купола знаменуют Святую Троицу;                                                                              

 четыре купола — Четвероевангелие, четыре стороны света                                                                                            пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов;                                                                                                                         семь куполов знаменуют семь таинств Церкви.

 

         Стены храма расписаны фресками. Самое священное место в  храме – алтарь. Священник молится именно там, и без его благословения никто не может туда входить. Это не секретная комната, просто человек должен понимать, что не всё ему позволено. Часто алтарь отделён от остальной части храма преградой – иконостасом. В центре иконостаса находятся Царские врата.

 

             (13 – 16 слайды) Священные здания мусульман называются мечети. Купол мечети имеет полукруглую форму и увенчан полумесяцем. Рядом с мечетью находится минарет. Внутри мечети нет изображений живых существ, они украшены лишь специальными надписями  и орнаментами..В мечеть входят  без обуви, пол заслан коврами. Женщины не молятся рядом с мужчинами.

            ( 13 -15 слайды) Буддийские священные сооружения. Как, вы уже знает, тело Будды было сожжено  на погребальном костре, а его прах ученики поместили в ступы (первоначально их было 8).                                                   - На что похожа ступа? 

Она похожа на половину шара, на купол, полусферу. Так вот, именно такую форму должно было иметь погребальное сооружение Будды. По легенде, он сам объяснил своим ученикам, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу. Называется такое сооружение   «ступа» - что значит «погребальный холм». Внутри ступы нет пространства, в неё нельзя войти. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка – «дворец богов» - для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы – шпиль, устремленный в небо. Но позже стали строить и другие сооружения – пагоды.

5) Закрепление материала.

- Со священными сооружениями, каких мировых религий мы познакомились? Я думаю, теперь вы легко сможете определить, какие священные сооружения находятся перед нами.

- В чём особенность каждого из сооружений?

- А сейчас возьмите листочки, которые лежат у вас на парте. В паре заполните таблицу. Если кто-то затрудняется, то вы можете открыть учебник на странице 30 – 33.

(Двое человек работают у доски, чтобы можно было потом сверить работу ребят)

Священные сооружения религий мира

Православная

культура

Иудейская

культура

Исламская

культура

Буддийская

культура

Священные сооружения исламской культуры

Священные сооружения православной культуры

Священные сооружения иудейской культуры

Священные сооружения буддийской культуры

Мечеть

минарет

Церковь

Алтарь

Икона

фреска

Синагога

менора

Ступа

пагода

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Да – нет» Если вы согласны с утверждением, то вы стоите, если нет – то приседаете.

ВОПРОСЫ К ИГРЕ «ДА-НЕТ»

  1. У пагоды есть колокола? – нет
  2. У православного храма много куполов? – нет
  3. Ступа это место для молитвы? – нет
  4. Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? – нет
  5. Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? – Да
  6. В синагоге прихожане сидят на полу? – нет
  7. В православном храме мы увидим иконы? – да
  8. Минарет похож на перевернутую чашу? – нет
  9. Синагога – это здание где молятся иудеи? – да
  10. Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры? – да
  11.   У пагоды два купола? – нет

Сейчас снова объединитесь в экипажи. Возьмите конверты. Соберите мозаику из деталей

6) Домашнее задание.

Определите, к какой религиозной культуре относится сооружение и подготовьте дома сообщение об этом сооружении из учебника на стр. 30 – 33. Это и будет ваше домашнее задание.

7) Подведение итогов урока.

- Какие священные сооружения религий мира мы знаем? (мечеть, церковь, пагода, ступа)

- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?

(красивые, величавые, великолепные, необычные,…)

- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему? (ответы детей)

- Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять,…)

- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения? (ответы детей)

- Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. А скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий? (конечно, можем) А почему так бывает? (ответы)

-В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу

- «Гора познания»

 Каждый день в жизни человека приносит ему что-то новое – встречи с людьми, общение, знакомство с новыми местами. У нас с вами пока это заочные путешествия, но и они позволяют нам узнавать много нового. Вспомните тему нашего урока – «Священные сооружения»

И если представить, что тема урока – это вершина горы, а мы альпинисты, определите, удалось ли нам приблизиться к вершине. На столах у вас конверты, выньте оттуда  каждый человечка и поместите его на нашу гору. Если вы считаете, что мы с вами достигли цели, то человечек может быть повыше, а если нет, то у подножия горы.

Вот и закончилось наше первичное знакомство со священными сооружениями религий мира.  На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы. Какое  впечатление у вас осталось от этого «знакомства»? Что ещё вы хотели бы узнать о подобных архитектурных сооружениях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Священные сооружения"

Презентация  по ОРКСЭ "Священные сооружения"...

"священное сооружение"

План- конспект открытого урока по ОРКСЭ. Урок №12 по модулю "Основы мировых религиозных культур"....

уроки курса "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные сооружения"

Уроки подготовлены к курсу "Основы мировых религиозных культур"....

"Священные сооружения". Урок №12 (ОМРК)

Презентация к уроку №12 "Священные сооружения". Знакомство с древними сооружениями, сравнение храма и синагоги....

Азбука архитектурных памятников, строений и сооружений Краснодарского края

Азбука архитектурных памятников, строений и  сооружений Краснодарского края...

Исследовательская работа "Отличие священных сооружений православных христиан от сооружений мусульман"

Работа на научно-практическую конференцию младших школьников "Моё первое исследование"...