ОРКСЭ основы православной культуры "Православная молитва"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Дуркина Тамара Федоровна

На уроке дети познакомятся с понятием "молитва", с видами молитв, проанализируют молитву "Отче наш".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл православная молитва мой урок25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Православная молитва.

Цель урока: Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы, как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Задачи урока:

Образовательная: узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать», «святые»; познакомить с видами молитвы и с молитвой «Отче наш».

Развивающая: усвоить разницу понятий «молить», «требовать» и «приказывать».

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные термины и  понятия урока: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, учебник, тетради.

Ход урока.

Этапы урока и время, затраченное на них

Содержание

Приёмы обучения и познавательная деятельность обучающихся

Орг. момент (1-2мин.)

Цель: положительная мотивация учащихся к учебной деятельности, психологическая подготовка к общению, доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.

Прозвенел звонок.

Ребята, встаньте все, подравняйтесь.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Забудьте все невзгоды и печали, обиды и огорчения.

Тихонечко садитесь.

Ребята встают, улыбаются друг другу, учителю, садятся на свои места.

Проверка домашнего задания (5-7мин)

Цель: проверить знания учащихся по теме предыдущего урока.

Ребята, на прошлом уроке  мы с вами узнали, почему православные люди называют Бога Творцом и Любовью. Дома вам нужно было поработать вместе с родителями и обсудить вопрос: «Что значит быть православным человеком?»

Выступления учащихся по проблемному вопросу.

Самоопределение к деятельности (2-3мин)

 Цель: активизировать деятельность учащихся, проявить  заинтересованность   в  предстоящей  работе.

Ребята, у каждого человека есть какие-либо мечты, желания. Одни  мечтает о богатстве, другие о здоровье, третьи о том, чтобы хорошо учиться. Но не всегда наши мечты сбываются. Давайте представим себе такую ситуацию, что вдруг кто-то из нас случайно нашёл  волшебную палочку, которая может исполнить только одно желание. О чём бы вы её  попросили?

Ребята, мне было  очень  приятно слушать ваши просьбы к волшебной палочке. Как вы думаете почему?

Правильно, потому что некоторые из наших детей просили  у волшебной палочки не только для себя, но и для своих близких и  родных. Это очень похвально.

Волшебники и волшебные палочки  существуют только в сказках. Но православные  люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог.

Заслушивание ответов детей.

Новый материал (20-25 мин.)

Цель: узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать», «святые»; познакомить с видами молитвы и с молитвой «Отче наш».

Ребята, внимательно вслушайтесь в слово «православие». Как вы думаете, что такое православие?

Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться. Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва.

Тема нашего урока: «Православная молитва». Откроем тетради, подпишем число, тему урока и определение слова «молитва».

- Поднимите, пожалуйста,  руку кто из вас слышал молитвы?

- Какие молитвы вы слышали?

- Где вы их слушали?

У православных людей есть три вида молитвы. А какие? Я хочу, чтобы вы сами с ними познакомились.

Вопросы для закрепления:

- Какие бывают молитвы?

- Какой молитвой человек пользуется чаще всего?

- Что просит человек у Бога?

- Что значит молитва- благодарение?

- Почему люди редко пользуются этой молитвой?

- Что значит молитва- славословие?

- Где и как человек может произносить молитвы?

  В процессе чтения статьи вы узнали о видах молитв, о том, что люди просят у Бога. А теперь поработайте в парах и сделайте  вывод: что нельзя в молитвах  просить у Бога.

Вывод: нельзя  просить у Бога зла и боли другим людям.

Если человек молится искренне и правильно, то он, как говорит опыт православной культуры, прикасается с сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, которое меняет человека, делает его добрым, чутким, внимательным по отношению к другим людям, называется благодать (добрый дар). Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердца струится вера, надежда, любовь, называются святые.

Вспомните имя святого, о котором мы с вами много говорили на уроках литературного чтения. Кто он? Что вы знаете о Сергие Радонежском?

Действие Божией благодати, воплощённое в добрых поступках и мудрых словах тысяч православных святых, называется Священное Предание.

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми. Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.

Слушание молитвы «Отче наш» в грамзаписи (слайд)

- Понравилась ли вам молитва?

- Всё ли вам было понятно?

Давайте, ребята, поработаем над этой молитвой более подробно. Прочитаем молитву ещё раз и объясним слова.

 Отче - Отец;

Иже - который;  иже еси на небесех - который находится на небесах, или небесный;

да - пусть;

святится - прославляется:

яко - как;

на небеси - на небе;

насущный - необходимый для существования;

даждь - дай;

днесь - сегодня, на нынешний день;

остави - прости;

долги - грехи;

должником нашим - тем людям, которые против нас согрешили;

искушение - соблазн, опасность впасть в грех;

лукаваго - всего хитрого и злого, лживого.

Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.  Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах. Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

Заслушивание ответов учащихся.

Работа учащихся в тетради.

Выступления учащихся.

Самостоятельная работа учащихся.

Чтение статьи в учебнике о видах молитвы (стр.12-13). Заполнение таблицы: «Виды молитв».

Ответы учащихся на поставленные вопросы.

Работа в парах.

Слушание учащимися молитвы в грамзаписи.

Ответы учащихся.

Дети читают слова молитвы на  слайде, объясняют значение слов.

Рефлексия  (2-3 мин)

Цель: обобщить знания учащихся, полученные на уроке.

 Мы, ребята, сегодня с вами очень хорошо поработали, узнали много нового и интересного. Я предлагаю вам игру «Дополни рассуждением».

  • Православие – это умение…
  • Молитва – это обращение …
  • Люди молятся – люди … у Бога
  • Молитву могут произносить ….
  • Прощение у Бога помощи и разных благ – это молитва-….
  • Самая высокая молитва – молитва-…
  • Более редкая молитва – молитва-…

Игра «Дополни рассуждение», дети читают  предложения на карточке и дополняют их.

Домашнее задание (1-2 мин)

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

У. стр. 12-15, прочитать текст, поработать вместе с родителями над последним вопросом на стр.15.

Есть выражение «знать, как «Отче наш», то есть очень твёрдо и точно. Спросите  у родителей или других родных, что, по их мнению, вы должны знать как «Отче наш».

Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание.

Итог урока (1мин)

Цель: подвести итог урока и оценить свою работу.

Ребята, у нас осталась 1 минута до конца урока и  я хочу, чтобы вы оценили  свою работу на уроке смайликами (смайлик с жёлтой рожицей – я хорошо работал и всё понял на уроке,  смайлик с зелёной рожицей – я работал, но мог бы работать ещё лучше, смайлик с красной рожицей – я работал недостаточно хорошо)

Дети поднимают смайлики и оценивают свою работу.

Литература:

  1. Кураев В.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы  православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012 г.
  2. Интернет – ресурсы.

Основы религиозных культур и светской этики

Модуль: «Основы  православной культуры»

Православная молитва

Выполнила:

Дуркина Тамара Фёдоровна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 г. Нарьян-Мара.

2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Православная молитва" (модуль "Основы православной культуры")

Урок "Православная молитва" (модуль "Основы православной культуры") был разработан и проведён мною в 4 классе  в рамках практического семинара "Использование современных педагогических технологий...

Молитва – её происхождение и значение православной молитвы в современном мире

Молитвы в мировой религиозно-культурной практике известны со времен язычества. Языческие молитвы отличались пространностью и маломыслием. И даже в Ветхом завете молитвы не имели точных формулировок. В...

урок основ православной культуры Молитва

Тема урока «Православная молитва»Тип урока: комбинированный.Вид урока:  изучение нового.Оборудование:  листы для самостоятельной  работы, учебник(А.В.Кураев «Основы православ...

Методическая разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ Тема: «Православная молитва» ( модуль «Основы православной культуры»)

Методическая разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ Тема: «Православная молитва» ( модуль «Основы православной культуры»)...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Православная молитва" ("Основы православной культуры", 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия православной молитвы и знаний о том, когда и где нужно обратиться к молитве.Задачи урока:Дидактические: 1)познакомить обучающихся с понятием правос...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Православная молитва" (УМК "Основы православной культуры", 4 класс).

Цель урока: формирование у обучающихся представления о православной молитве.  Задачи урока:Дидактические:1)познакомить обучающихся с понятиями: «молитва-славословие»,  &laqu...