урок основ православной культуры Молитва
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

 

Тема урока «Православная молитва»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока:  изучение нового.

Оборудование:  листы для самостоятельной  работы, учебник(А.В.Кураев «Основы православной культуры» , Москва, Издательство «Просвещение», 2012г.).

Средства обучения: интерактивная доска, презентация Microsoft Office PowerPoint «Православная молитва», Интернет(мультфильм http://pravera.ru/index/pravoslavnye_multfilmy_smotret_onlajn_ili_skachat/0-80, Мультфильм «Отче наш» http://sv-sergiy.ks.ua/publ/detyam/pravoslavnye_multfilmy/multfilm_quot_otche_nash_quot/24-1-0-18).

Цель урока: формировать представление о молитве как форме общения человека с Богом.

Задачи урока.

Обучающая: введение  понятия  “молитва”, знакомство со взаимосвязью молитва – благодать - святые - Священное Предание,  познакомить с видами молитвы и  молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу между видами молитв, между понятиями “молить”, “требовать”, “приказывать”, учить групповой и самостоятельной работе, учить задавать  вопросы и отвечать на вопросы, обращенные к себе, учить формулировать определения, находить нужную информацию в тексте.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_opk_pravoslavnaya_molitva.zip2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Православная молитва»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока:  изучение нового.

Оборудование:  листы для самостоятельной  работы, учебник(А.В.Кураев «Основы православной культуры» , Москва, Издательство «Просвещение», 2012г.).

Средства обучения: интерактивная доска, презентация Microsoft Office PowerPoint «Православная молитва», Интернет(мультфильм http://pravera.ru/index/pravoslavnye_multfilmy_smotret_onlajn_ili_skachat/0-80, Мультфильм «Отче наш» http://sv-sergiy.ks.ua/publ/detyam/pravoslavnye_multfilmy/multfilm_quot_otche_nash_quot/24-1-0-18).

Цель урока: формировать представление о молитве как форме общения человека с Богом.

Задачи урока.

Обучающая: введение  понятия  “молитва”, знакомство со взаимосвязью молитва – благодать - святые - Священное Предание,  познакомить с видами молитвы и  молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу между видами молитв, между понятиями “молить”, “требовать”, “приказывать”, учить групповой и самостоятельной работе, учить задавать  вопросы и отвечать на вопросы, обращенные к себе, учить формулировать определения, находить нужную информацию в тексте.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ход урока

  1. Актуализация(5мин)

Приветствие.

Сегодня я предлагаю  посмотреть мультфильм, а затем самим сделать вывод  о  теме нашего урока. Подумайте, могли ли события мультфильма произойти с каждым из вас в обычной жизни.

Просмотр мультфильма(5мин) (слайд2) (http://pravera.ru/index/pravoslavnye_multfilmy_smotret_onlajn_ili_skachat/0-80)

(«Отче наш. Православная молитва» 2000г., реж. С.Соколов, Е.Ливанова)

У.: -Давайте обсудим, что увидели. Что с девочкой происходило сначала? Почему это произошло? Что она чувствовала при этом? Что сделала девочка потом? Что она почувствовала? Что ей помогло? (Высказывания детей)

Д.: - Девочка молилась.

У.: - Помогла ли ей молитва? Как помогла? К кому обращалась девочка в молитве? (Высказывания детей)

II. Постановка темы урока. 

У.: -Предположите тему нашего занятия.

Д.: - Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 3)

У.: - Что бы вы хотели узнать о ней? Сформулируйте вопросы.(слайд 4) 

Что такое молитва? Кто может молиться? Для чего молиться?

Когда можно молиться? Где молиться? Как молиться? Какие молитвы бывают? Эпиграфом нашего урока будет народная мудрость:

Свет в храме - от свечи, а в душе – от молитвы.(слайд5)

У.: -Как вы понимаете эти слова? (Высказывания детей)

III. Изучение новых понятий и способов действия(25мин)

У.: Молитва - обращение верующего к Богу.(слайд6)

- А что значит православная молитва?

- “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

Православные люди называют Бога своим Господом(Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва. Молитва противоположна магии. Если человек знает какие-нибудь заклинания и считает, что с их помощью может навязать свою волю духам или Богу, значит, он встал на путь магии, или колдовства. Это считается недостойным и опасным путём.

IV. Закрепление.

У.: - Вспомните, молились ли вы  когда-нибудь?  С чем было связано?(Ответы вслух только по желанию детей.   Дети называют ситуации, а учитель  устанавливает соответствие примера и  вида молитвы(просьба, благодарение)(слайд7,8). Как называется третий вид молитвы?(Дети затрудняются ответить.) Найдём ответ в учебнике. (Поисковое чтение с.12-15, дополнение таблицы (слайд9). Какие ещё новые слова вы встретили, читая текст? (Благодать, святые, Священное Предание)(слайд10) Что они означают? (Объяснить затрудняются) Давайте организуем групповую работу для того, чтобы  быстрее найти ответы и больше нового узнать. Каждая группа  после обсуждения формулирует определение своего понятия, на основе прочитанного в учебнике(повторное чтение), а представитель группы коротко рассказывает  об этом понятии.

1группа - благодать

2группа - святые

3группа – Священное Предание

В ходе  защиты своей работы дети  дополняют схему связи изученных понятий(слайд11), расставляя слова на схеме.

У.: - Молитвы могут быть разные(слайд12). Но в христианстве это обращение, прежде всего, к Святой Троице: Богу – Отцу, Иисусу Христу, Святому Духу; а также к Богородице, к святым, к различным ангельским чинам.  Молитва может быть произнесена верующим «своими» словами, прочитана в том варианте, который сложился много веков назад или распета, но всегда произнесение молитвы - это очень ответственный, серьезный момент. Молитва читается, творится сосредоточенно и вдумчиво.

Есть молитвы совсем короткие, концентрирующие в себе основную мысль на языке, близком к бытовому. Например, молитва мытаря(слайд13): «Боже, милостив буди мне, грешному». Молитва – просьба: “Подай, Господи!” ,это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите. Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость. Но есть молитвы, представляющие собой высоко художественные образцы религиозной литературы, написанные знаменитыми гимнотворцами:   Иоанном Златоустом, Василием Великим, Ефремом Сириным, Иоанном Дамаскиным, Макарием Великим. Такие молитвы написаны высоким философско-поэтическим, богословским  языком. Например, покаянная молитва святого Ефрема Сирина, которую верующие должны читать каждый день во время Великого поста(слайд14):

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи. Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Христос дает своим ученикам только одну молитву – «Отче наш»(слайд15). Эту молитву понимают верующие люди как молитву усыновления всего человечества. В основе молитвы лежит не договор, не просьба, а чувство любви к Богу, терпеливому, милостивому, прощающему и щадящему людей. Эта главная молитва христиан изложена в Евангелиях от Матфея и от Луки.

        Отче наш, Иже еси на небесех!

        Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое,

        Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

        Хлеб наш насущный даждь нам днесь,

        И остави нам долги наша,

        Якоже и мы оставляем должником нашим;

        И не введи нас во искусшение,

        Но избави нас от лукаваго.

Домашнее задание: (слайд16)об этой молитве подробнее прочитайте в учебнике с.14-15,  по желанию сделайте сообщения о жизни известных вам  православных святых. Где можно найти информацию о них? (В книгах дома и библиотеке,  спросить у взрослых, в Интернете  (http://radiovera.ru/category/podcast/zhitiya-svyatyx#.VR5Ae_msXeo,   http://azbyka.ru/fiction/zhitiya-svyatyx-dlya-detej/

 )

VI  Контроль усвоения. (слайд17) Самостоятельная работа на индивидуальных листах.(вопросы №1-3)


C:\Users\natalya\Desktop\опк.jpg

VIII. Итог урока. (Слайд 18)

Что нового и интересного узнали?(Высказывания детей)

 Фронтальная самопроверка вопросы №1-3

Озвучивание правильных ответов.

1.Слово «православие» означает умение правильно славить Бога, то есть молиться.

2. Молитвы бывают просьбы, благодарения, славословия.

3.Священное Предание – это действие Божией благодати, воплощенное в добрых поступках и мудрых словах тысяч православных святых.

На вопросы №5-7 ответы можно дать на следующем уроке, т.к. на вопрос №5 уже ответили(можно оставить для повторения на следующем уроке),  на вопрос №6  затруднятся ответить сразу, его можно рассмотреть после знакомства с домашними сообщениями детей о православных святых, вопрос №7 можно использовать для проверки выполнения домашнего задания на следующем уроке)

У:-О чём бы вы молили Господа? Согласны ли вы с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли... да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что вы можешь сказать об этих людях?

А какими вы представляете себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Подумайте про себя (это будет ваш секрет– только ваш) решите, на какого человека вы больше похожи: первого, второго или третьего?

Оглянитесь вокруг: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Теперь вы знаете, что православный человек может молиться везде и всегда, в беде и в радости, один и с другими людьми, про себя и вслух, на любом языке и в любом месте(в храме, дома, на природе, в транспорте и др.). Но молитва всегда должна быть искренняя и не желать зла и боли другим людям. Тогда человек через молитву прикоснётся сердцем к Богу и внутренне изменится.

Использованные источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с учебным материалом на уроках Основ Православной Культуры.

Презентация в помощь учителям дла организации работы с учебной статьёй....

Методическая разработка урока основ православной культуры

Методическая разработка урока выполнена для учеников 2 класса  первого года обучения основам православной культуры с использованием   методического  пособия  Л. Л. Шевчен...

Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе.

Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе по теме "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО"....

Урок основ православной культуры № 15. Икона

Материал урока (текстовый документ и презентация) знакомит учащихся 4 класса с особенностями иконы как особого явления в православной культуре и ее отличем от картин библейского жанра....

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах  уроков православной к...

Тема моего мастер класса «Зачем современной школе урок основ православной культуры?»

Тема моего мастер класса «Зачем современной школе урок основ православной культуры?»...