Тематическое планирование по ОРКСЭ для 4-го класса
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему

Ахметова Баглан Нурмагамбетовна

Данное тематическое планирование предназначено к модулю "Основы мировых религиозных культур" учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_po_orkse_dlya_4-go_klassa.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур»

учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

урока

Название

тем модуля

Результаты

Основное

содержание

по темам

УПоЗ,

УПрЗ

по темам

Задания для совместной работы с родителями

Система оценивания

л

м

п

1

Россия - наша Родина.

Л1, Л7

М1, М2, М3, М7

П1, П3

Отечество,

Родина, духовный мир, материальный мир, культурные традиции, вечные ценности.

1.Расскажите,  что такое духовный мир человека. Определите, что такое культурные традиции и для чего они существуют.

2.Приведите пример того, как влияет  духовного мир  человека на его настроение и поведение.

3.Сделайте рисунок, который показывает (иллюстрирует) духовный мир и/ или материальный мир.

4. Определите  вечные ценности, которые позволяют сделать внутренний мир человека чистым и радостным.

5. Создайте символ для дружной семьи народов России.

 6. Оцените значимость культурных традиций для человека, его семьи, его страны.    

Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

дневник самонаблюдений, звездный лист

групповая рефлексия «Прогноз погоды»

2

Культура и религия.

Л5, Л6, Л7

М 4,

М2

П2, П3

1.Религия. Первобытные верования. Древние религии, традиционные верования. Национальные религии (индуизм, иудаизм). Мировые религии (христианство, ислам, буддизм).

Традиционные религии.

Ритуалы.

1. Перечислите, какие мировые религии вам известны. Определите, какие религии являются традиционными для России.

2.Объясните, что такое религия.

3.Докажите, что ритуалы в религии необходимы.

4.Определите, почему одни религии называются национальными, а другие - мировыми.

5.Оформите дорожный указатель, на котором были бы написаны названия,  традиционных для нашей страны (региона) религий.

6.Придите к выводу о том, что право каждого человека быть верующим или неверующим.

Найдите и покажите, где проживают крупнейшие народы нашей страны.

Укажите, какие религии они исповедуют.

Узнайте, какие религии преобладают в вашем городе, области, крае, республике.

дневник самонаблюдений,

звездный лист

рефлексия

портфолио

3

Культура и религия.

Л1, Л2, Л5

М4, М6, М7

П1, П2

Культура.

Памятники материальной и

духовной культуры. Духовные ценности.

Материальные ценности.

Связь религии и культуры.

1. Перечислите памятники духовной и материальной культуры.

2. Объясните, что такое культура.  

3.Докажите, что религия отражается на повседневном поведении человека.

4. Определите, как религия влияет на культуру.

5. Сконструируйте загадки о памятниках духовной и материальной культуры, возникших в связи с религией.

6.Отберите примеры отражения религии в нашем языке

Поговорите со старшими и  приведите примеры влияния религии на культуру.

дневник самонаблюдений, звездный лист

портфолио

4

Возникновение религий.

Л2, Л4, Л6

М1, М4, М6, М7,

П2, П3

Верования первобытных людей. Забота о душах предков. Вера в духов. Почитание священных животных. Пантеон. Многобожие. Авраам. Земля Обетованная.  Моисей. Скрижали. Заповеди. Завет.

Иерусалимский Храм.

1. Расскажите о верованиях первобытных людей.

2. Сделайте краткий обзор преданий иудейского (еврейского) народа об истории заключения  Завета.

3.Представьте информацию об условиях договора (Завета) еврейского народа с Богом графически.

 4.Сравните многобожие и единобожие. Найдите сходства и различия.

5.Предскажите, какой может быть история иудейского народа после того, как они попали под власть римлян.

6.Проверьте, используя карту, существует ли в наше время государства, с которыми связана древняя история еврейского народа.

Расскажите членам семьи, что вы узнали об истории возникновения религий.

дневник самонаблюдений, звездный лист

5

Возникновение религий.

Религии мира и их основатели.  

Л2, Л4, Л5

М2, М3, М6, М7

П2, П3

Мессия. Христос. Иисус Христос. Жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа. Христианство и христиане.  

Мухаммад . Ханиф. Аллах. Ислам, мусульмане.

Буддизм. Сиддхартха Гаутама. Благородные истины буддизма. Нирвана. Будда. Буддизм.

1.Определите, что необычного, удивительного было в земной жизни каждого из основателей мировых религий.

2.Объясните, к чему призывают каждого человека основатели мировых религий.

3.Решите, какими словами  можно обозначить смысл каждой из мировых религий.

4.Определите, какое отношение эти предметы (символы) имеют к каждой из мировых религий.

5.Оформите рисунок (рассказ) на тему «Мои впечатления о какой-либо из мировых религий».

6.Придите  к выводу о том, почему мировые религии, возникнув так давно, существуют  и теперь.

Расскажите старшим, что вы знаете  об истории религий. Попросите старших рассказать, что они знают интересного и важного  о той или иной религии.

звездный лист

портфолио

рефлексия «Незаконченное предложение»

6-7

Священные книги религий мира.

Л2, Л4, Л5

М1, М3, М4, М7

П2, П3

Веды. Трипитака

Священное писание. Танах. Библия. Ветхий и Новый Завет. Тора. Пятикнижие Евангелие. Евхаристия. Апостолы. Апокалипсис. Коран. Суры

1. Перечислите, какие священные книги религий мира вы узнали.

2. Опишите, как появились священные книги религий мира.

3.Проведите презентацию одной  из священных книг.

4. Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника.

5. Оформите стеллаж в библиотеке, каждая полка стеллажа  и священные книги на ней должны быть посвящены определенной религии мира.

6. Обсудите с одноклассниками и учителем вопрос о том, почему писания, о которых вы сейчас узнали, люди назвали  Священными.  

Расскажите старшим и друзьям о религиях мира и их основателях. Прочитайте им статьи из учебника о священных книгах религий мира.

звездный лист

рефлексия

портфолио

8

Хранители предания в религиях мира.

Л1,

Л2

М1, М4, М6, М7

П1, П4

Раввины. Христианская Церковь. Епископы, священники, диаконы.

Умма. Имам. Хафизы

Сангха. Ламы.

1.От какого слова произошло слово хранитель? Что оно обозначает? Как вы думаете, кто такой хранитель предания? Что может хранить этот человек? (Образ хранителя предания)

2.Каких людей и почему особо почитают мусульмане?

3.Кого можно назвать хранителями религии в буддизме?

Узнайте у родителей, (дополнительной литературе, интернете), знают ли они о религиях, в которых нет особых людей, которые хранили бы её традиции и предания

9-10

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Л3, Л4

М1, М3, М5, М6, М7

П1, П4

Грех, грехопадение. Воспитание человека Богом. Раскаяние. Покаяние. Спасение от греха. Притча о блудном сыне.

Главное условие спасения в христианстве, иудаизме, исламе. Суд и воздаяние. Судный день. Освобождение от страдания в буддизме. Завершение истории. Нирвана.

1.Определите, что такое добро и что такое зло. Назовите поступки, которые вы считаете добрыми.

2.Выпишите из учебника, в каких религиях есть понятие греха, а каких нет.

3.Объясните, что рай и ад в представлении разных религий.

Вместе со старшими подготовьте рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.

11

Человек в религиозных традициях мира.

Л2, Л4

М1, М3, М6

П1, П2

Молитва. Чтение. Таинства. Крещение. Евхаристия. Хранение Завета с Богом. Хранение  субботы. Формы служения Богу в исламе: намаз, пост в рамадан, закят.

Мантра.

1.Продолжите предложение: «Молитва – это…» и обсудите в группе результат выполнения задания.

2.Докажите, что религиозные традиции отражаются на повседневном поведении человека.

3.Назовите традиции разных народов.

Вместе с родителями подготовьте рассказ на тему «Что говорит о человеке православная культура (исламская культура, буддистская культура, иудейская культура)» (по выбору учащегося)

12-13

Священные сооружения.

Л2, Л4, Л5, Л6, Л7

М2, М3, М6, М7

П2, П3

Храм Единого Бога в Иерусалиме. Синагоги. Менора.

Христианские храмы. Алтарь. Иконостас. Иконы. Фрески. Колокольня.  

Мечеть минарет. Михраб. Имам.

Ступы. Пагоды.  

Алтырь.

1.Перечислите священные сооружения мировых религий.

2.В чём особенности каждого из сооружений.

3.

4.

5. Сконструируйте инструкцию  о правилах поведения  в священном сооружении для путешественника (можно выбрать любую из мировых религии). Используйте  не только слова, но и знаки,  символы, схемы.

Весте со старшими письменно опишите одно из христианских, иудейских, мусульманских или буддийских религиозных сооружений, находящихся в вашем поселке, городе, другом месте. Объясните назначение разных частей этого священного сооружения.    

звездный лист

рефлексия

«Камни и мосты»

портфолио

14-15

Искусство в религиозной культуре.

Л2, Л4, Л7

М2, М3, М6, М7

П2, П3

Икона. Каллиграфия. Арабески. Семисвечник. Способы изображения Будды.

1.Дать определение слову искусство.

2.Можно ли священные сооружения разных религий назвать произведениями искусства?

3.Познакомившись с религиозным искусством разных конфессий, можно ли утверждать,что при  всем  различии их  объединяет высокая духовность и высокий художественный уровень?

Вместе со старшими письменно опишите одно из религиозных сооружений, находящихся в  вашем поселке, городе, другом месте. Какие художественные произведения религиозного назначения в нем находятся?    

портфолио

16-17

Творческие работы учащихся.

18-19

История религий в России.

Л2,

Л6, Л7.

М1,М4, М6, М7.

П2, П3.

 Митрополия.Патриах.Синод.Протестанты.

1.Перечислите,какие мировые религии уже  известны вам. Какие из них распространены в России?

2.Знаете, в каких религиях России получили .

Найдите на карте России и отметьте районы, в которых распространены буддизм и ислам.

20-21

Религиозные ритуалы.

Обычаи и обряды.

Л2,

Л4,

Л5,

Л6,

Л7.

М2,

М3,

М6,

М7.

П2,

П3.

Обряды.Ритуалы.Таинства.

1.В чём особенности религиозных ритуалов и обычаев?

2.Докажите, что ритуалы в религии  необходимы.

3.Прочитайт фрагмент статьи о ритуалах и обрядах одной из религий и составьте план этого фрагмента.

Посоветуйтесь с родителями и подготовьте рассказ о какой-либо одной традиции или ритуале.

22

Паломничества и святыни.

Л2,

Л4,

Л5.

М1,

М3,М4,М7.

П2,

П3.

 

1.Перечислите, о каких  основных  святынях различных религий узнали на уроке.

2.По каким признакам  можно определить, к каким религиям эти святыни относятся.

3. Что является главной святыней мусульман?Что она символизирует?

4. Определите значение слова  «мощи».

5.Проведите презентацию одной из святынь.

Раскажите членам

семьи и друзьям о местах паломничества святынях.

23

Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Л2,

Л4,

Л5.

М2,

М3,М5,

М6.

П1,

П2.

Песах.

Шавуот.

Суккот.

Ханука.

Пурим.

1.Перечислите религиозные праздники иудаизма.

2.Дайте характеристику  основным  особенностям  иудейского календаря.

Поговорите со старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье, в вашей группе.

дневник самонаблюдений,

звездный лист

24

Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Л2,

Л4,

Л5.

М2,

М3,М5,

М6.

П1,

П2.

Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение.

1.Перечислите религиозные праздники христианства.

2.Дайте характеристику  основным  особенностям  христианского календаря.

Подготовьте рассказ на тему «Религиозные праздники в христианстве»

25

Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Л2,

Л4,

Л5.

М2,

М3,М5,

М6.

П1,

П2.

Курбан-байрам. Ураза-байрам.

1.Перечислите религиозные праздники мусульман.

2.Дайте характеристику  основным  особенностям  мусульманского календаря.

Поговорите с родителями и узнайте, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье.

26

Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Л2,

Л4,

Л5.

М2,

М3,М5,

М6.

П1,

П2.

Вишакха Пуджа. Дончорд-хурал Сагаалган

1.Перечислите религиозные праздники буддизма.

2.Дайте характеристику  основным  особенностям буддийского календаря.

Подготовиться к беседе с членами семьи на тему «Религиозные праздники в буддизме».

27

Религия и мораль.

 Нравственные заповеди в религиях мира.

Л1,

Л2,

Л4.

Л7.

М4,

М2.

П2,

П3.

Притча.

Бодхисаттва.

1.Что такое мораль?

2.Назовите заповеди  христианства и иудаизма.

3.Перечислите основные нормы христианской и иудейской религий.

4.Перечислите  нравственные правила ислама.

5.Назовите заповеди буддизма.

 Заполнить таблицу.

28

Семья

Л2, Л3, Л4.

М1, М3, М5, М7.

П2, П3.

Род, родословная, семья, фамилия.

1.Расскажи, что такое семья.

2.Определите ценности, которые укрепляют семью.

3.Сконструируйте инструкцию по сохранению и укреплению семьи.

С помощью родителей подготовь родословную своей семьи, нарисовав генеалогическое древо: на его ветвях разместите фотографии членов своего рода, сделай подписи.

29

Любовь и уважение к Отечеству.

Л1, Л2, Л7.

М1, М2, М3, М7.

П1, П3.

Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.

1. В чём заключается мораль гражданина своей страны?

2. Как понимаете выражение «Быть патриотом своей страны»?

3. Что для вас значит быть гражданином своей страны?

Расскажите членам семьи о государстве и морали гражданина.

30

Защитники Отечества.

Л1, Л4, Л7.

М1, М2, М3.

П1, П3.

Отечество, защитник, патриот-воин, отчизна.

1.Опредилите для себя образ защитника Отечества.

2.Перечислите состав Вооружённых сил Российской Федерации.

3.Назовите боевое оружие периода Великой Отечественной войны. Нарисуй любое по своему выбору.

4.Составьте план рассказа о великом полководце – Георгии Жукове.

Подготовить с родителями выступление на тему «Мой дедушка - защитник Родины»

31

Подготовка творческих проектов.

32

Выступление обучающихся со своими творческими работами на тему «Как я понимаю свою религию».

33

Выступление обучающихся со своими творческими работами на тему «Моё отношение к миру»

34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня, народов России и т.д.)                                                                                                                                                                                

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков ОРКСЭ 4 класс

Тематическое планирование составлено с учетом ФГОС...

Тематическое планирование по ОРКСЭ 4 класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ 4 класс...

Тематическое планирование курса ОРКСЭ 4 класс, модуль ОПК по учебнику Кураева А.В.

Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГО...

Рабочая программа и тематическое планирование по ОРКСЭ. Автор А.Е. Кураева 4 класс на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена на основе Феде­рального государственного стандарта начального общего об...

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ 4 класс

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ 4 класс Православие...