УРОК №5. ТЕМА: «Добро и зло»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Смородина Мария Михайловна

Ответить на вопрос: Откуда же взялось ЗЛО? Кто в нашей жизни носитель зла? Можно ли его искоренить? Эти вопросы задает каждый житель планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_i_zlo.doc348 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК №5.  ТЕМА: «Добро и зло»

Цели:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Изучение понятий «добро», «зло».
  • Понимание учащимися отличия доброго и бескорыстного поступка от поступка на основе выгоды.
  • Помочь детям понять, почему нужно избегать зла и стремиться к добру.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать понимания  добра как подражания христианской жертве.
  • Построение знаний о зле и о том, какие есть наиболее распространённые его проявления.
  • Установление логических связей, причин и следствий, умение делать выводы из предложенной информации и заданий, предлагаемых учителем.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитание потребности к совершению добрых поступков.
  • Воспитание нравственных качеств личности, добросовестности.
  • Воспитание культуры речи.

Мотивация выбора данной темы: Ответить на вопрос: Откуда же взялось ЗЛО? Кто в нашей жизни носитель зла? Можно ли его искоренить? Эти вопросы задает каждый житель планеты.

Познакомить детей с понятиями «добро» и «зло», их проявлениями, вести детей «дорогою добра» задача семьи,  школы,  каждого взрослого человека.

Основные термины и понятия: добро, зло, милосердие, поступок, добродетель, сострадание,  грех,  равнодушие, человеколюбие, гуманность, взаимоуважение.

Формы работы:

- Фронтальная;

- Индивидуальная;

- Групповая.

Оборудование:  наглядные пособия, карточки-задания для индивидуальной и групповой работы.

Место проведения: классная комната

Ход урока.

        l.  Организационный момент.

- Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Я рада видеть вас улыбающимися друг другу и желаю  успехов.

II. Введение в тему.

Тему нашего урока поможет определить стихотворение:

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте.

Вся в голубой и звездной красоте

Земля добра: она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

                                                    А. Чепурова

Уч. - О чем говориться в этом стихотворении?

Д. - о ДОБРЕ.

УЧ. - Назовите мне антоним к слову ДОБРО.

Д. - ЗЛО

Уч.- Сегодня тема нашего урока «ДОБРО и ЗЛО»

      - Почему о некоторых говорят: «У него доброе имя, доброе сердце?»                          

      - Могу ли я творить добро, не рассчитывая на что-то взамен?              

 На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся ответить.

      - Что же мы сегодня узнаем на уроке?

  1. Работа по теме урока.

Раскрыть понятия слов «добро» и «зло»

«Добро» и «зло» - главные моральные понятия в жизни.

            Этими   понятиями  руководствуются люди, совершая поступки. С точки

            зрения добра и зла человек  оценивает как свои поступки, так и поступки

            других людей. А задумывались ли вы, что такое «добро» или «зло»?

            Что значит совершить добрый или злой поступок? (ответы детей)

Добро – это поступки, которые помогают преодолеть разобщенность между людьми, способствуют человеколюбию, гуманности и взаимоуважению.

- это отзывчивость,  доброе отношение к людям, стремление делать хорошее другим.

В православии, всё, что связано с добром, называют добродетелью, праведностью.

Зло – противоположность добра,  это сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

- Послушайте притчу о добре и зле. А потом сделайте вывод.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

Давайте сравним последствия добра и зла:

                     Добро                                                           Зло

создаёт

разрушает

любит

ненавидит

помогает

губит

радостно

хмурится

красиво

уродливо

мирно

враждебно

спокойно

раздражается

миролюбиво

задирается

прощает

злопамятно

- Откуда же появляется Зло и Добро на земле? (ответы детей)

Бог сотворил все доброе и ничего злого. Зло появилось от того, что некоторые из сотворенных Богом духоносных существ, Ангелов и людей, имея свободу выбора, избрали зло и отвергли Бога и Его добро.

Бог даровал человеку свободу и ищет добровольного стремления к правде и добру. Свободная воля – это великий дар и огромная ответственность. Свободная воля есть отличительная черта человека. Нам дана полная власть: или следовать данному Богом добру или же уклоняться от него. Именно от  этого зависит вечная участь человека.

IV. Физминутка. 

        - Давайте, немного отдохнем и поиграем.  Хлопайте в ладоши, когда

         услышите слова, связанные с добротой.

сердечный, коварный, душевный, сострадательный, жестокий,           дружелюбный,  милый,  злой,  бескорыстный, жадный,  беззлобный и т.д.

         (при необходимости можно объяснить значение  слов).

V. Работа по учебнику.

А. Я. Данилюк «Основы светской этики» 4-5

Стр 12-13.

Одна группа  читает про «добро», другая группа – читает про «зло».

На стр 13 прочитать Мудрые мысли Г.Гегеля и сделать выводы, послушать ответы детей.

VI. Закрепление темы урока.

Важно сохранить ценное качество – способность делать  добро!

        Добрый человек всегда готов прийти на помощь другому,  не  ради выгоды, а бескорыстно, по велению сердца.

- Как называется такой поступок?  (Благотворительность).                  Состоит из слов  « творить» и «благо».

- В  Библия сказано:  «Торопись делать добро».

- Почему надо спешить делать добро? (ответы детей)

Учитель:        Добрые дела всегда живут с нами рядом!

- Хочу рассказать вам об одном докторе, которого знают очень многие в нашей стране.  (материал с диска - приложения к учебнику)

Леонид Михайлович Рошаль — детский хирург, врач мира. В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. Леонид Михайлович — председатель Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира. Фонд создан для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи. За мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга в ходе операции по спасению заложников в театральном центре на Дубровке 5 ноября 2002 года, Леониду Михайловичу Рошалю вручена премия «Национальный герой».

 

 - Как вы все таки думаете зачем творить добро?

        Человек должен спешить делать добро потому, что в этом мире зло часто бывает активней добра. Деятельная любовь и проявление милосердия требуют не только трудов, но порой и подвига. Зло же приманивает людей мнимыми благами и засасывает человека. Поэтому зло умножается в мире.

        Жизнь быстротечна. Надо уметь использовать драгоценное время. Эту заповедь дал нам апостол Павел: «Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5: 15–16). В русском языке есть страшное (в духовном смысле) выражение – «убить время».  Откладывая какое-нибудь доброе дело, мы можем его не успеть сделать, ибо не знаем часа своей кончины. (Евангелие от Луки. 10, 25-37).

Правила доброго человека:  (распечатать детям памятки)

  1. Делай добро.
  2. Люби и прощай людей.
  3. Относись к людям так, как хотел бы чтобы относились к тебе.
  4. Бойся обидеть человека.
  5. Лучше отдай свое, чем возьми чужое.
  6. Умей дарить людям радость.

        Надо творить добрые дела,  и тогда Господь даст высший дар, высшую награду — любовь к ближнему, а потом и к Богу.

Не зря у наших предков были обычаи: когда в крестьянскую семью приходила болезнь или другая беда, то помогали всем миром. Соседи приходили по очереди топить печь, готовить еду, смотреть за малыми детьми. В случае пожара мир собирал погорельцам деньги и вещи. Семье солдата, ушедшего на войну, помогали косить, обмолачивать хлеб. Плачущих от горя утешали добрым словом. Осиротевших детей принимали в свои семьи родственники или односельчане. Любовь к ближнему проявлялась и в слове, и в деле.

(и сейчас все это соблюдается, но к сожалению не всеми членами нашего общества)

Существует большое множество поговорок и пословиц о добре.  (прочитать, объяснить значение)       

  Добро и во сне хорошо.

  Делать добро спеши.

  Худо тому, кто добра не делает никому.

  Доброе дело и в воде не тонет.

  Добро не умрёт, а зло пропадёт.

  Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт.

- Так же я  Вам хочу показать сегодня скульптуру

Скульптура Зураба Церетели «Добро побеждает зло»

Модель скульптуры "Добро побеждает зло" работы Зураба Церетели. Модель в 10 раз меньше оригинала, который в 1990 году был установлен у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке и стал символом окончания "холодной войны". Скульптура сделана из частей российских ракет СС-20 и американских "першингов", уничтоженных в соответствии с договором об ограничении стратегических наступательных вооружений. Она представляет собой образ Георгия Победоносца, попирающего дракона, и символизирует борьбу со злом.

Можно воспользоваться приложением к учебнику – диском и рассмотреть интерактивный материал (иллюстрации) с дальнейшим обсуждением.

         VI. Итог урока.

- Итак, что же такое добро и что  такое зло?

       - Почему знание о добре и зле важно для людей?

       - Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

       - А как вы думаете, что чаще встречается в нашей жизни, добро или зло?

- Какие добрые поступки можно совершить дома?

- А какие добрые дела можно совершить у нас в классе?

          Давайте творить добро!   Наполняйте свою жизнь солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!   Старайся видеть в людях первым делом хорошее – его намного больше, чем плохого.  Ведь добрые сердца – сады,  добрые слова – корни,  добрые мысли – цветы, добрые дела – плоды.

        

Знаете, какие самые страшные слова может произнести человек? «Это не мои проблемы». Грех — не только недоброе действие, но и преступное бездействие, равнодушие.

         Не бойтесь быть добрыми, проявляйте сострадание к людям, говорите «добрые слова» друг другу, умейте прощать обиды.

 Ведь «Жизнь нам дана на добрые дела».

VII. Домашнее задание.

        Выучите наизусть несколько пословиц о добре. (3-5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Добро и зло"

Урок разработан по курсу ОРКСЭ...

Урок на тему "Добро и зло"

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Добро и зло"...

Урок на тему "Добро и зло"

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Добро и зло"...

Презентация по Основам светской этики (4 класс), урок на тему: "Добро и зло"

В современном мире, где четкие границы добра и зла весьма размыты, ребенку зачастую сложно понять, что такое добро, что такое зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла?Данный урок в ви...

ОРКСЭ курс Светская этика урок по теме "Добро и зло"

Разработка урока Основ религиозных культур и светской этики по курсу Основы светской этики. Тема урока "Добро и зло" (В разработке испильзуются стихи, притчи, высказывания , загадки , анкетирование)...

план-конспект урока ОРКСЭ. Тема "Добро и зло"

Разработка плана-конспекта урока по теме "Добро и зло" явилась зачетной работой по этике на курсах ОРКСЭ....