методическая разработка урока по теме "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Завадская Клавдия Николаевна

план-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_Dobro_i_zlo.doc440 КБ

Предварительный просмотр:

Курс "Основы религиозных культур и светской этики".

Модуль "Основы светской этики"

Урок 5. Тема "Добро и зло".

Автор: Завадская Клавдия Николаевна, учитель начальных классов

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости    определенного поведения,  

           обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи:

  1. формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
  2. развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их

      с общечеловеческими ценностями;

  1. повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий

      в коллективе.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему: "Почему плохо быть равнодушным?",      

           выдвижение гипотезы, выборочное чтение, работа с иллюстрацией, обсуждение и анализ  

           ситуаций, работа в парах, групповая работа

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Оборудование и наглядность: учебное пособие для учащихся, презентация по теме, ПК и

          проектор, рисунки, соответствующие понятиям отношения человека к себе, людям,  

          природе, книги о добре и зле, чашечные весы, фасоль двух цветов, листы бумаги,

          ножницы (по количеству групп).

Ход урока.

  1. Оргмомент. Слайд 1.

Учитель:      В жизни по-разному можно жить –  

                     Можно в беде, а можно в радости.

                     Вовремя есть, вовремя пить,

                     Вовремя делать гадости.

                   А можно так:

                   На рассвете встать –

                   И, помышляя о чуде,

                   Рукой обожженною солнце достать

                   И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

  1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания:

Учитель:

-    Какое домашнее задание было предложено вам?

                                                                        (1. Выяснить, почему плохо быть равнодушным?)

-  Каково ваше мнение, мнение опрошенных? Совпали ли эти мнения?

                 (2. Привести примеры неравнодушного поведения людей в            

                            сложных или опасных ситуациях.)

3. Работа над  рассказом В. Сухомлинского  "Обыкновенный человек".

1) Чтение учителем рассказа.

   - В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

     У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.  

     Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

     На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

 - Что это за человек? – спросил внук деда.

- Это не человек, - ответил дед.

    В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

- Что это за человек? – спросил внук.

- И это еще не человек, ответил дед.

    Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал дальше., а ведро оставил привязанным у колодца.

- А это что за человек? – спросил внук.

- Обыкновенный человек, - ответил дед.

2). Проверка восприятия. Анализ поступков героев рассказа:

- Про кого из проезжающих дед сказал, что "это не человек"?  Почему?

- Почему третьего проезжающего он назвал "обыкновенным человеком"?

- Как еще можно назвать этого человека? (неравнодушным, добрым)

 

4. Сообщение темы урока.

Учитель: Тему добра сегодня мы затронули неслучайно. Как вы думаете почему?

                                             (С 17 по 24 апреля проходит добровольческая    

                                             акция "Весенняя неделя добра")

- И наш урок тоже посвящен теме "Добро и зло".  Слайд 2.

                                            (Запись темы в тетради.)

5. Выдвижение гипотезы:

Учитель: Тема эта ненова. Как вы думаете , какие вопросы мы будем сегодня обсуждать на уроке? (Высказывания детей)

 - Что такое добро и что входит в это понятие?  

- Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

- Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.          

6. Работа над понятиями добро и зло. Слайд 3.

1) Беседа:

Учитель:

 -  Что вы можете сказать о словах добро и зло?   (Антонимы)   

  - Эти два понятия сегодня на уроке будут олицетворять весы. В ходе нашего поиска ответа они нам помогут увидеть, как идет постоянная борьба между злом и добром.

- Сначала мы ответим на вопрос: "Что такое зло?"  

                           (В ходе ответов детей на чашечку весов

    кладется темная фасоль)

- А что мы положим на другую чашу весов? (Высказывания детей)

- Что такое добро?

- Назовите поступки, которые вы считаете добрыми.

                                                        (В ходе ответов детей на чашечку весов                  

                                                        кладется белая фасоль)

2) Чтение подготовленной ученицей стихотворения Ольги Слепенькой "Что такое добро?"  Слайд 4

Добро – это ты!

Добро – это я!

Добро – это целая наша Земля!

Добро – это праздник в семье,

Добро – это песня ручья по весне,

Добро -  это радости море и смеха,

Добро – это также прекрасно, как лето!

Когда мама и папа рядом – Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну в общем, добро – это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

7. Релаксация: смотр клипа песни Фунтика "Доброта".  Слайд 5.

8. Обсуждение ситуаций: Слайд 6.

Учитель:

-  На мой взгляд, и добро, и доброта – синонимы, как мораль и нравственность. Доброта или добро – это стремление человека дарить радость людям. Я вам предлагаю обсудить две ситуации и ответить, по каким мотивам (с какой целью) совершалось доброе дело? Что побудило мальчиков совершить эти дела?

1) Работа в парах: чтение ситуаций и поиск ответов на поставленный вопрос

Ситуация 1.   Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

    В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти дорогу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

Ситуация 2.     Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить для нее хлеба, он согласился, но сказал, что она за это должна чем-то отблагодарить его.

2) Обсуждение поступков:

- По каким же мотивам совершались добрые дела этими мальчиками?

                                            (В первом случае – бескорыстно, во втором –

                                            с выгодой для себя)

- Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?

- Как бы вы поступили на месте этих мальчиков?

9. Работа по учебному пособию (с. 13).

1) Работа с иллюстрациями.

- Рассмотрите рисунки: Почему дети делают уроки?

2) Выборочное чтение

– Прочитайте высказывание немецкого философа Г.Гегеля на с.13 и скажите, как вы поняли эти слова.

10. Так что же вкладывается в понятие добро?

Обобщение: Слайд 7.

"…Добро – это все положительное, хорошее, полезное, бескорыстное"

(Л.Н.Толстой)

                                                (Запись высказывания П.Н.Толстого в тетрадь)

11. Работа в группах:

Учитель:

-  Добро – это все положительное, хорошее, полезное, бескорыстное, которое совершается по отношению…к кому, к чему? Из каких отношений складывается наша жизнь?

(Группам предлагается записать на листах в два столбика доброе и негативное отношение к старшему поколению, к сверстникам и младшим, к себе, природе)

12. Проверка выполнения задания: (К доске выходят по 2 представителя от группы, один перечисляет положительное, другой - отрицательное)

13. Релаксация:

Учитель:

- Давайте, все злое, о котором мы знаем, сейчас отрежем, скомкаем, передавая друг другу, выбросим и постараемся никогда не совершать злые поступки.

14. Повторение золотого правила морали.

15. Подготовка к выполнению домашнего задания:

- О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям, которые не изучают новый предмет?

- Какой ответ вы дадите на главный вопрос нашего урока, что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

16. Домашнее задание:

1. Прочитать и обсудить с членами семьи и друзьями текст в пособии (с. 12-13).

2. Ответить на вопросы (с. 13)

3. Подобрать и записать пословицы о добре и зле.

4. Принять участие в добровольческой акции "Весенняя неделя добра"

17. Итог урока: - Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя?

- Какую же дорогу в жизни мы выберем?

                                   

(Открывается доска и прикрепляются листы  с  результатами групповой работы)

- Всем спасибо за урок. (Звучит песня "Дорогою добра") Слайд 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...