Рабочая программа. Светская этика. 4 класс.
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Гусарова Анна Прокопьевна

Рабочая программа составлена на основе программы с учётом  нового государственного стандарта 2009 года, из расчёта 1 час в неделю. Адресована учащимся 4 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._svetskaya_etika._4_klass.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 115»

Рассмотрена на заседании ШМО начальных классов

___________Гусарова А.П.

Протокол № ___ от

«____»____________2012г.

Рекомендовано к утверждению педсоветом

Протокол № __ от

«____»____________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №115

_____________Сучкова И.И.

Приказ № ___ от «___»____2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Основы религиозных

культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

4 класс

(1 час в неделю)

(всего  34 часа)

Составитель

Гусарова А.П.

2012 – 2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по курсу «Основы  светской этики».

 

Рабочая программа составлена на основе программы с учётом  нового государственного стандарта 2009 года, из расчёта 1 час в неделю. Адресована учащимся 4 классов.

Актуальность курса – это реализация идей обновленного стандарта образования:

  1. Основана на развитии уважительного отношения к основным мировым культурам: православной культуре,  исламской культуре, иудейской культуре, буддийской культуре. Предложенная система заданий позволяет учителю формировать не только предметные умения, но и  универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные.
  2. Методический аппарат учебников предлагает учителю возможные варианты организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа парами, в группе, индивидуально. Предлагаются темы для проектных и творческих работ.
  3. Учебная деятельность организуется таким образом, что позволяет формировать у учащихся умения работать с разными источниками информации: рисунок, модель, наблюдения, опыт, энциклопедия, Интернет и др.
  4. Учебное содержание представлено отдельными модулями.
  5. Достаточное количество творческих заданий разного уровня сложности позволяет реализовать идеи развивающего обучения.
  6. Учебная информация представлена в таком виде, что позволяет реализовать деятельностный подход к обучению – знания добываются, а не репродуцируются.
  7. Достаточное внимание уделено формированию знаний и умений, которые необходимы ученику не только для учения, но и для его повседневной жизни.
  8. Особое внимание уделено формированию логических операций: анализу, сравнению, обобщению, классификации.
  9.  Широко представлены задания по наблюдению и дальнейшему моделированию природных объектов и явлений, социальных явлений, кодированию и декодированию полученной информации, по добыванию знаний через опытно-экспериментальную деятельность и др.

Новизна: весь программный материал представляется модулями. Система заданий сформирована с учётов возрастных ,

 психофизиологических и индивидуальных особенностей восприятия основ религиозной культуры и светской этики младшими школьниками, с учётом разных уровней усвоения знаний: репродуктивного, продуктивного, творческого, - что даёт возможность учителю варьировать индивидуальную нагрузку.

Значимость: программа оказывает положительное влияние на развитие и обучение младших школьников. Создаёт условия для развития личности  школьника, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, повышает интерес к предмету, познавательную активность, творческое отношение к учебной деятельности  школьников.

«Основы религиозной культуры и светской этики» как самостоятельный предмет изучается с четвёртого класса.

Результаты освоения программы, содержание, тематическое планирование

«Основы светской этики»

№ темы

Тема

Кол-во часов

Содержание учебного занятия

Планируемые результаты

освоения учебного предмета

(требования к уровню подготовки учащихся)

Предметные умения

Универсальные учебные действия

I

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Урок 1. Россия – наша Родина

Показать на карте Россию. Рассказать о ее территории:  городах, реках, морях, озерах, горах. Назвать столицу России, покажите ее на карте.

Назвать русских военачальников, писателей, композиторов, художников.

Назовите известных вам героев России.

Подведение итогов беседы.

Самостоятельная творческая работа учащихся.  (составить и записать в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент и др.

Знать основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.

Иметь представление о геогафмическом положении России. О русских военачальниках, писателях, композиторах, художниках,

героях России.

Уметь показывать на карте нужные объекты

Уметь:

вести беседу, комментировать чтение, составлять устный рассказ на тему, работа ть с иллюстративным материалом, самостоятельно работать с   источниками информации.

II

Основы светской этики.

28

Уроки 2-16

Этика и ее значение в жизни человека.  Мораль и культура. Добро и зло

Добродетель и порок

Свобода и моральный выбор человека.

Ответственность. Моральный долг

Справедливость

Альтруизм и эгоизм

Дружба

Презентация творческих работ.

Знать основные термины и понятия культура, мораль, этика, материальная культура, духовная культура, добро и зло,

Гуманность, добродетель, порок

Уметь: соотносить, изученный материал со своими поступками и действиями

Иметь представление

о чувстве собственного достоинства, свободе. Моральном выборе, ситуации морального выбора, моральном конфликте,

ответственном поведении. свободном выборе личности,.

моральном долге, справедливости, эгоизме, альтруизме, разумном эгоизме,

дружбе.

Уметь вести беседу, комментировать чтение, составлять устный рассказ,  работать с иллюстративным материалом, самостоятельно работать с источниками информации, уметь создавать компьютерную презентацию, выступать публично (отвечать на вопросы аудитории, выдерживать регламент, артистизм)? Выделять главное, обобщать, делать выводы.

5 класс, Уроки:17-27 (24)

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Нравственный поступок

Золотое правило нравственности

Стыд, вина и извинение

Честь и достоинство

Совесть

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

Джентльмен и леди

Этикет

Знать основные термины и понятия: патриот, этикет культура, ценности.

Уметь: соотносить, изученный материал со своими поступками и действиями

 Иметь представление

 Род. Семья. Фамилия. Родословная, Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.

Честь. Достоинство. кодекс чести .

Совесть. Размышления. Чувства, Воля. Богатырь. Рыцарь.  джентльмен, леди

нравственность, культура. Защитник Отечества. Коллективист.. Образец.

Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.

Уметь вести беседу, комментировать чтение, составлять устный рассказ,  работать с иллюстративным материалом, самостоятельно работать с источниками информации.

III

Духовные традиции многонационального народа России

5

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству

Государство, в котором мы живём.

Известные государства .

Мораль гражданина.

Обобщение , изученного ранее материала.

Знать основные термины и понятия: государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.

Уметь: вести беседу, комментировать чтение, составлять устный рассказ на тему, работа ть с иллюстративным материалом, самостоятельно работать с   источниками информаци

Урок 31. Подготовка творческих проектов.

 Обобщение и систематизация изученного материала, через проектную деятельность и индивидуальную творческую работу.

 

Иметь представление об основных понятиях: этики, основах религиозных культур, Родине (большой и малой),

Умение работать в группах, исследовательская деятельность, составлять план, умение делать выбор, выделять главное, самостоятельная работа

Урок 32-33. Выступление обучающихся со своими творческими работами.

Обобщение и систематизация изученного материала, через проектную деятельность и индивидуальную творческую работу.

Умение выступать публично (выдерживать регламент выступления, отвечать на вопросы аудитории, артистизм, )

Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Обобщение и систематизация изученного материала, через проектную деятельность и индивидуальную творческую работу.

Умение создавать компьютерную презентацию (соблюдение правил составления компьютерной презентации), умение выступать публично

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Содержание

Формы и методы

Формы контроля

Домашнее

задание

1.

Россия – наша Родина.

1

 Государство Россия.

Патриотизм в России. Великие люди России.

Эвристическая беседа.

Текущий контроль (устный опрос).

Портрет знаменитого человека России.

Основы светской этики

2.

Что такое светская этика?

1

Галерея портретов. Знакомство с понятиями: светский, этика, культура, мораль.

Эвристическая беседа, работа с иллюстративным материалом, работа со словарем, самостоятельная работа с источником информации (учебник).

Текущий контроль.

Беседа с родителями.

3.

Мораль и культура.

1

История возникновения морали и культуры.

Самостоятельная работа с источником, беседа, работа в парах.

Текущий контроль. Выборочный пересказ.

Запись в словарь терминов и понятий новые слова.

4.

Особенности морали.

1

Виды культур.

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источником информации.

Текущий контроль. Проверка домашнего задания. Выборочный пересказ.

Творческая работа (придумать пример из жизни или из художественного произведения, иллюстрирующий особенности морали).

5.

Добро и зло.

1

Знакомство с понятиями: добро и зло.

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источником информации, работа с иллюстрациями.

Текущий контроль.

Выборочный пересказ, устный опрос.

Творческое задание (на выбор). Нарисовать или найти иллюстрации в сказках доброго и злого героя.  

6.

Добро и зло.

1

Знакомство с понятием гуманность.

Работа с галереей образов, беседа, рассказ с примерами добрых и злых поступков.

Текущий контроль. Сочинение-миниатюра «Почему важно быть добрым?»

Рассказ родителям о добре и зле, гуманности.

7.

Добродетели и пороки.

1

Знакомство с понятиями: добродетель, порок.

Беседа, чтение статьи, выборочный пересказ. Самостоятельная работа по тексту учебника.

Текущий контроль. Выборочный пересказ.

Работа со словарем, найти в тексте пособия 2 определения добродетели и выписать их в словарь.

8.

Добродетели и пороки.

1

Знакомство с понятием чувство собственного достоинства.

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источником информации.

Текущий контроль.

Устный рассказ на тему «Добродетель и порок».

Найти в тексте пособия слова антонимы и выписать их.

9.

Свобода и моральный выбор человека.

1

Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

Урок-практикум. Беседа, работа в группах.

Текущий контроль.

Словарный диктант по содержанию 3-8 уроков. Выборочный пересказ.

Инсценировка конфликтной ситуации.

10.

Свобода и ответственность.

1

Ответственность. Личность. Свободный выбор.

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источником информации.

Текущий контроль, выборочный пересказ, проверка домашнего задания (инсценировка в группах).

Устный рассказ на тему «Ответственное поведение литературного героя» (на примере героя сказки или рассказа).

11.

Моральный долг.

1

Моральный долг. Моральная обязанность.

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источником информации.

Текущий контроль.

Фронтальный опрос.

Работа со словарем (долг), найти 2-3 пословицы о долге.

12.

Справедливость.

1

Справедливость. Моральные правила справедливого человека.

Беседа, самостоятельная работа по составлению плана статьи из учебного пособия.

Текущий контроль. Фронтальный опрос.

Работа в группах (инсценировка ситуаций)

13.

Альтруизм и эгоизм.

1

Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоизм.

Работа в группах. Работа с Толковым словарем.

Текущий контроль.

Проверка домашнего задания (инсценировка ситуации).

Рассказать членам семьи, что такое эгоизм, альтруизм и разумный эгоизм.

14.

Дружба.

1

Дружба. Добродетельные отношения.

Игра «Ассоциации» (Дружба – это…). Беседа. Работа со словарем.

Текущий контроль.

Творческая работа (рассказ о своем друге).

15.

Что значит быть моральным?

1

Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.

Беседа. Работа в парах (Продолжить предложение «Быть моральным – это…»).

Текущий контроль.

Словарный диктант по материалам

9-15 уроков.

Подготовка к сочинению (темы на выбор).

16.

 Творческие работы учащихся

1

Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему.

Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала.

17.

 Презентация творческих работ.

1

Выставка творческих работ

-Организация деятельности учащихся

-Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. -Взаимооценивание  

-Подведение ит. урока.

№ урока

Тема

Кол. часов

Содержание

Формы и методы

Формы контроля

Домашнее задание

18.

Что значит быть моральным?

1

Основные термины и понятия: Род. Семья. Фамилия. Родословная

Понятия рода и семьи. Возникновение родов.

Нравственные отношения в роде.

Семья как основа моральных устоев человека.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

Фронтальный опрос.

Нарисовать родовой герб и родовоегерб и родовыовыися.са " древо.

19.

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

1

Основные термины и понятия: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи .

Защита детских работ.

Фронтальный опрос.

Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать моральным.

20.

Золотое правило нравственности

1

Золотое правило нравственности.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Беседа с учащимися по результатам выполнения домашнего задания. Честь. Достоинство.

Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни.  Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.

21.

Стыд, вина и извинение

1

Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи

Фронтальный опрос.

Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

Подготовка к словарному диктанту.

22.

Честь и достоинство

1

Честь. Достоинство. кодекс чести .

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи

Подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось о чети и достоинстве.

23.

Совесть

1

Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по группам. Задание группам: Прочитайте все пословицы, которые вы подобрали. Выберите две, которые считаете наиболее подходящими к теме. Объясните свой выбор.

Расскажи членам семьи и друзьям о совести, спроси, что нового они узнали, над чем задумались.

Выучить термины.

24.

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

1

Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Подготовь рассказ на тему «Нравственный образец  богатыря».

25.

Нравственный образ богатыря

1

Представление образа богатыря через разные виды искусства.

Работа с музыкой, иллюстративным материалом.

Объяснить смысл пословиц.

26.

Джентльмен и леди

1

джентльмен, леди

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Подготовьте рассказ на тему «Джентльмен и леди»

27.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

1

Нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Обсуди с родителями, кого из наши современников можно назвать героями, защитниками Отечества. Есть ли такие люди в твоей семье?

28.

Этикет

1

Этикет. Образец. Правила этикета.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

Вместе с родителями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.

Духовные традиции многонационального народа России

5

29.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Тестовая работа. Взаимопроверка.

Расскажи членам семьи и друзьям о государстве и морали гражданина.

30.

Подготовка творческих проектов.

1

Формирование групп учащихся для выполнения групповых  проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Выбор тем для индивидуальных творческих работ:

Групповая работа, индивидуальные консультации.

Продолжение работы над проектом.

31.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

Выступление с творческими работами.

Подготовка к празднику.

32.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

1

Выступление с творческими работами.

Подготовка проаздника.

Подготовка к празднику.

33-34.

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

Праздник.