ОРКСЭ Модуль "Светская этика", урок на тему "Справедливость" (4 класс)
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме

Рябова Марина Геннадьевна

Технологическая карта урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" на  тему "Справедливость". Целью урока является создание условий для формирования нравственных качеств личности младших школьников через расширение представлений о справедливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_po_orkse.docx403.97 КБ

Предварительный просмотр:

      Рябова Марина Геннадьевна - учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №149 города Нижнего Новгорода

Технологическая карта урока по учебному предмету «ОРКСЭ» в 4 -ом классе на тему «Справедливость»

Общая информация

Модуль

«Основы светской этики»

УМК

«ОРКСЭ» Издательство «Просвещение»

Тема урока

Справедливость

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель, задачи

Цель: Создание условий для формирования нравственных качеств личности младших школьников через расширение их представлений о справедливости

Задачи:

 1.Познакомить с представлениями о справедливости и моральными правилами справедливого человека.

2. Развивать умение анализировать поступки свои и других людей, исходя из содержательной характеристики понятия «справедливость».

3. Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.

Необходимое оборудование

Мультимедийная установка

Дидактическое обеспечение

 Притча «Справедливость»,  карточки с отрывками  из сказки «Справедливый ветерок», карточки с пословицами, модель «Весы справедливости» с ситуациями для разбора, словари, мультимедийная презентация.

Планируемые результаты  урока
  • личностные

Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм;

объяснять, какие поступки являются справедливыми, а какие – нет.

  • предметные

Осмысление того, что такое справедливость, по каким признакам можно судить о справедливости, какие моральные нормы надо соблюдать, чтобы быть справедливым.

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД:

формировать действия целеполагания, взаимооценки, самооценки.

Познавательные УУД:

развивать умения: осуществлять информационный поиск, извлекать и представлять информацию в форме таблицы, составлять простой план текста, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения и обосновывать её, читать тексты учебника,  и при этом: вести «диалог с автором» (ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);  развивать умение работать в паре, группе, вступать в учебное сотрудничество.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Взаимоконтроль, самоконтроль

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Учебник: Данилюк А.Я. «Основы религиозных культур и светской этики.

Основы светской этики» - М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная

  1. Андрианов М. А. - Философия для детей (в сказках и рассказах). Минск, «Современное слово», 2003 г.

2) Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1-4. — М.,1978.

3) Маленькие притчи для детей и взрослых. 

4)Ступени мудрости:50 уроков о добрых качествах/ А.Лопатина, М. Скребцова - М.: Амрита.- Русь»,2005.

5)Школьный этимологический словарь русского языка; происхождение слов; Н.М. Шанский, Т.А. Боброва,- Москва ДРОФА, 2000  

Интернет-ресурсы

http://svitk.ru/004_book_book/10b/2328_andrianov-filosofiya_dlya_

ЭОРы

Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики»

       План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Применяемые методы и приемы работы, технологии

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(2 минуты)

Учитель предлагает детям   прочитать притчу «О Мурке и Шарике» и поделиться своими мыслями. (Приложение 1)

Справедливо ли поступила Мурка?  

Правильное ли решение приняли хозяева?

В результате определяется тема урока.

Ученики читают со слайда на интерактивной доске притчу, отвечают на вопросы и высказывают предположения по поводу темы урока.

Приемы работы с текстом: определение основной мысли, технология диалогового обучения

Личностные: 

умение откликаться на содержание притчи.

Познавательные: 

умение высказывать свое предположение на основе текста.

Коммуникативные:

слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание

Регулятивные:

целепологание

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

(5 минут)

Учитель предлагает обучающимся  продолжить фразу «Справедливость - это…».

Учитель предлагает найти определение в разных источниках.

Затем учитель предлагает найти и прочитать определение в учебнике (с.28), и записать в тетрадь.

1)Дети пробуют продолжить фразу.

2)Ищут информацию в словарях и учебнике:

1группа работает с толковым словарём В. Даля;

2 группа определяет, откуда к нам пришло это слово по этимологическому словарю и подбирает подходящие по смыслу слова;  (от старо – славянского слова праведный,  правда)

3группа пробует делать вывод о справедливости, изучив народные пословицы.

(Приложение 2)

Вывод: справедливость – это правда.

3) Дети зачитывают найденные ими определения, сравнивают, находят в них сходство.

«Мозговой штурм»

Приём работы с текстом: поиск информации. Приёмы сравнения, обобщения, дифференциации, технология диалогового обучения.

Познавательные: использование словарей и справочников, умение делать выводы. Коммуникативные: 

умение договариваться, умение работать в группе, оформление мыслей в письменной речи.

3. Выявление места и причины затруднения.

(2 минуты)

Учитель проводит побуждающий диалог. Справедливость свойственна всем людям?

Припомните случай, когда с вами обошлись несправедливо.

А кто может вспомнить и признаться в том, что сам был несправедлив к кому-то? 

Как вы считаете, по каким признакам можно определить,   поступок – справедливый или нет?  

Дети пытаются размышлять   над проблемным вопросом.

Побуждающий диалог

Технология проблемного диалога

Личностные:

формирование нравственных ценностей.

Познавательные: сопоставление разных точек зрения, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

 умение слушать и слышать других.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). 

(2 минуты)

Учитель предлагает детям подумать, о чем они хотят узнать и на какие вопросы получить ответы.

Учитель вместе с детьми составляет план работы на уроке.

 Работа с рубрикой «Вы узнаете»

Дети предлагают вопросы, пытаются сформулировать цель урока и планируют свою работу на уроке

Что такое справедливость?

По каким признакам можно судить о справедливости?

Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым человеком?

               План

1. Прочитать текст в учебнике

2. Найти ответы на вопросы и сделать вывод

3.Сравнить свои выводы с выводами автора

Приемы целеполагания и планирования, приемы технологии диалогового обучения.

Регулятивные:

 определение и формирование цели урока с помощью учителя, планирование своей деятельности

Коммуникативные: коммуникативно оправданное высказывание

5.Реализация построенного проекта.

(10 минут)

Учитель организует работу по тексту учебника в парах (с.28-29)  

Предлагает ученикам составить моральные правила справедливого человека, найти и прочитать правила в учебнике.

 Дети работают в парах по тексту учебника (читают текст, делают   пометы, ищут ответы на практические вопросы, составляют схему признаков справедливости), сверяют схему со слайдом на интерактивной доске (Приложение3)

Ребята   пробуют составить в группах свод правил справедливого человека,   предлагают формулировки, обсуждают, на отдельных листочках записывают 3-4 правила и прикрепляют на доску. Знакомятся с моральными правилами справедливого поступка по учебнику. Озвучивают информацию, сравнивают свой ответ с текстом в учебнике и делают вывод.

 (Приложение 4)

Приемы технологии работы с текстом, технология учебного сотрудничества.

Личностные:

ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Познавательные: ориентирование в учебнике, нахождение ответов на вопросы в тексте, умение делать выводы в результате совместной работы, владение и использование поискового чтения, умение представлять информацию в виде схемы 

Регулятивные:

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: 

умение работать в  паре, группе

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

(5 минут)

Учитель предлагает привести примеры из литературных произведений (на слайде  иллюстрации из русских народных  сказок «Морозко», «Золушка»), ответить на вопросы: 

«По каким признакам мы можем судить о справедливости в этих ситуациях?

 Какие правила поведения справедливого человека не выполнили персонажи?»

Обучающиеся приводят свои  примеры, рассматривают иллюстрации к сказкам и отвечают на вопросы учителя

(Приложение 5)

Фронтальная работа

Личностные:  

ориентироваться в нравственном содержании и смысле  чужих поступков.

Познавательные:

извлекать информацию из разных источников, нахождение ответов на вопросы в иллюстрациях.

Коммуникативные: 

слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в устной форме.

7.Самостоятель-

ная работа с самопроверкой по эталону.

(8 минут)

Учитель предлагает   поработать со сказкой «Справедливый ветерок».

Каждой группе надо прочитать отрывок из сказки по ролям (игра «Радиотеатр») и определить правило, которое помогло героям поступить справедливо.  

(Приложение 6)

Дети в группах читают отрывок  по ролям, пытаются определить моральные правила   и прийти к выводу, что нужно оценивать поступки, а не человека, что справедливость требует соблюдения прав других людей и надо стремиться находить решение, которое могло   бы устроить всех. Свои выводы сверяют со слайдом на интерактивной доске.

( у 1группы - 3 правило, у 2 группы - 1 правило, у 3 – 5 правило)

Драматизация, технология учебного сотрудничества, технология диалогового обучения.

Самопроверка

Личностные:  

формирование действия нравственно-этического оценивания, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей

Познавательные:

 владение и использование разных видов чтения

Коммуникативные: драматизация, работа в группе

Регулятивные:

определение степени успешности работы

8. Включение в систему знаний и повторение.

(8 минут)

Учитель предлагает   ответить    на вопрос: «Как вы думаете, быть справедливым сложно?» и обосновать свой ответ. Знакомит ребят с мудрыми высказываниями древних философов.

 (Приложение 7) 

Учитель уточняет задание самостоятельной работы по   модели «Весы справедливости».

На одной чашке весов записана ситуация, детям предлагается оценить поступок и записать на другую чашку, как восстановить справедливость. 

 (Приложение 8)

Дети читают высказывания о справедливости на слайде, знакомятся с богиней правосудия - Фемидой, высказывают свои предположения, почему у неё завязанные глаза, и что обозначают в её руке весы и меч.  

Разбившись в группе на пары, самостоятельно анализируют  одну ситуацию на выбор.

 Слушают ответы, сравнивают свои решения с решениями других детей, вносят изменения и дополнения в свои работы при необходимости, оценивают свою работу с помощью алгоритма самооценки.

- Что тебе нужно было сделать?

– Удалось ли тебе выполнить работу?

– Ты выполнил  правильно или были ошибки?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с ... (имя учащегося) учились оценивать свою работу.

Приёмы сравнения, обобщения, дифференциации, технология учебного сотрудничества

Личностные:

ориентироваться в нравственном содержании и смысле   чужих поступков, оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей отделять поступки человека от него самого.

Регулятивные:

 оценка и корректировка своей деятельности

Познавательные:  осуществления анализа и синтеза для осмысления выбора поступков, извлечение и представление информации в форме модели.

Коммуникативные:

 работа в паре, адекватное использование речевых средств для создания высказывания, развитие умения понимать контекстную речь.

9. Рефлексия учебной деятельности.

(3минуты)

1) Учитель предлагает ребятам встать в круг и обменяться мнениями.

   Был ли разговор полезен для каждого из вас?

 О чём заставил задуматься?

2)  Учитель предлагает выполнить эмоциональную самооценку на уроке. Игра «Мимика»:

«Улыбка» - материал усвоен, «Равнодушие» - есть над чем поработать,

«Грусть» - я что-то не понял.

3)Учитель предлагает выбрать один из вариантов   домашнего задания:

  • Перечислить профессии, в которых справедливость нужнее всего и рассказать о справедливых поступках представителя той или иной профессии.
  • Написать ответ на вопрос в форме мини-сочинения в тетради: а вы себя считаете справедливым человеком и почему?
  • Составить синквейн по теме урока

1)  Ученики  обмениваются мнениями

2) Осуществляют эмоциональную самооценку при помощи мимики         (используется игровой приём)

3) Записывают домашнее задание (по выбору)

Круговая дискуссия.

Приём  самооценки, игровой приём.

Приёмы дифференциации.

Личностные:  смыслообразование через ориентацию в системе личностных смыслов.

Регулятивные: 

осуществление эмоциональной самооценки. Коммуникативные:

умение строить речевое высказывание в устной форме.


Тестовые материалы, дополняющие содержание урока

Приложение 1                              

                                                               Притча «Справедливость»

     Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.
     Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!
     И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив, стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых. 

                                                   

Приложение 2                               Пословицы о справедливости

 

  1. Всяк правды ищет, да не всяк её творит.

  2. Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

  3. Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.

  4. Правду, что шило в мешке не утаишь.

  5. Говоришь правду-правду и делай.

Приложение 3                              

                                      

                                     

                               

                                                                 

                       

                                                       

Приложение 4                            

                                                      Моральные правила справедливого человека

  1. Не унижай достоинство другого человека.
  2. Не обманывай его.
  3. Борись с недостатками, а не с конкретным человеком.
  4. Признавай правоту другого человека.
  5. Находи решение, которое устроит всех.    

                                                               

 

Приложение 5  

Отрывок для 1 группы:                                        Сказка «Справедливый Ветерок»

Над лугами и морями, над высокими горами летал-завывал Бродяга-Ветер, и был у него послушный Сынок-Ветерок, который иногда любил помогать своему отцу нагонять тучи, подметать снег, растить на море волны. Много было забот и работы у Бродяги-Ветра, и потому иногда Сынок-Ветерок оставался сам по себе. Любимым его занятием была игра с лесными зверями и птицами. В один ненастный день, когда отец улетел на работу в далекие страны, Сынок-Ветерок решил поиграть в своем любимом лесу со зверятами и полетел над деревьями, внимательно выискивая своих пушистых и пернатых приятелей.

Вскоре он увидел своего серого хвостатого знакомого Волчишку-Шалунишку. Волчонок был занят тем, что хотел догнать Бабочку и съесть её. Бабочка только недавно родилась и еще не умела хорошо и высоко летать.

Подлетел быстро Ветерок к Волчонку и Бабочке. Сначала он подул сильно в глаза Волчонка, чтобы они закрылись, а потом подул в крылья Бабочки, и та смогла быстро взлететь вверх и сесть на высокое дерево. А Ветерок начал шептать в ухо Волчонка.

– Несправедливо и неправильно ты поступаешь, Волчонок, ведь волки не едят бабочек, а убивать просто так, ради игры и забавы, никого нельзя. Разве ты голодный и мама тебя не кормит дома мясом?

Опустил глаза Волчонок, нечего ему сказать в ответ Ветерку. Стыдно ему стало, что он такой большой и зубастый хотел ради игры убить маленькую Бабочку. Подумал он и решил отныне поступать честно, правильно и по справедливости. Улыбнулся Ветерок, потрепал лохматую спинку Волчонка и полетел дальше.

Отрывок для 2 группы:

Увидел вскоре Ветерок на краю лесной поляны около куста малины трех маленьких медвежат: двух черных и одного бурого. Двое черных лакомились спелыми и сладкими ягодами малины, а третьего все время прогоняли от куста. Возмутился Ветерок такой несправедливостью и налетел на куст малины. Стал куст сильно раскачиваться от ветра, ветки так и машут во все стороны. Никак черным медвежатам не удается схватить ягоды зубами.

Ветерок, раскачав ветви куста, спрашивает медвежат:

– Почему вы, косолапые жадинки, бурого Медвежонка прогоняете, вкусных ягод ему поесть не даете?

– Он не наш братик, – ответили черные медвежата, – у нас мама черная, а его бурая.

Рассердился Ветерок и говорит:

– Разве это справедливо обижать другого и прогонять его только из–за того, что он не такого цвета, как вы, и мама у него другая? Ведь вы же поступаете неправильно и очень даже не по-честному. Стыдно стало медвежатам и позвали они рыжего Медвежонка, чтобы теперь уже вместе лакомиться ягодами. А Ветерок улыбнулся и подул на самые высокие ветки, где было много ягод. Ветки с ягодами наклонились к земле, и медвежата вдоволь наелись малины и стали вместе кувыркаться на зеленой траве.

Отрывок для 3 группы:

Полетел Ветерок дальше. Видит, дерутся два олененка, бодают друг друга маленькими рожками. Подлетел Ветерок и спрашивает их, почему они дерутся. А оленята ему и отвечают:

– Шли мы вместе по тропинке и одновременно увидели соль, рассыпанную человеком, и решили выяснить, чья она.

А вы пробовали ее поделить поровну между собой? – спросил Ветерок.

– Да, пробовали, но соль не делится пополам, она ведь рассыпана по земле, как песок, – ответили оленята. – Вот мы и деремся за то, кто ее первый лизать начнет.

– Давайте поступим справедливо, по-честному, – сказал им Ветерок. – Я посчитаю считалку, и на ком она остановится, тот и начнет первым лизать соль и обязательно, потом оставит половинку другому. Подумали оленята и решили поступить так, как Ветерок им посоветовал. Ветерок посчитал считалку, и оленята мирно по очереди съели рассыпанную соль. А Ветерок полетел искать своего отца, потому что было уже поздно и солнце уже начало прятаться за лесом.

 Андрианов М. А. - Философия для детей (в сказках и рассказах). Минск, «Современное слово», 2003 г. –280 стр. … О справедливости и несправедливости

 Приложение 6                              

http://www.wwww4.com/w3724/398570.jpghttp://architbooks.com.ua/goods/images/big_1286469890.jpg1038666

- Как моральное право было нарушено между сказочными героями в этих сказках?

- По каким признакам мы можем судить о справедливости в этих ситуациях?

- Какие правила поведения справедливого человека не выполнили персонажи?

 

Приложение 7             Глоссарийf20111025133249-femida

Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках

Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит.

Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

  

Приложение 8        Модель «Весы справедливости»

                                                                                                       

                                                                                                                          Ситуации для разбора:

                                                                                    Ситуация1. «Разбитая ваза»http://www.adzinstva.by/wp-content/uploads/2012/12/0_7e8ac_c112dbaf_XL.png

 Внук разбил вазу, а бабушка взяла вину на себя, так как не хотела, чтобы его наказали. 

Ситуация2. «Сердце подскажет»

Дала мама Саше и Жене одну шоколадку на двоих. Разломал ее Саша, да только вот получилось не поровну:

 одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что побольше взял себе.

Ситуация 3. «Дружок»

Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты погулял с Дружком?  Сын ей отвечает: - Погуляй ты сама с Дружком, а то мне         надо уроки учить. – Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась  мама. Мальчик обиделся и сказал маме: - Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОРКСЭ в 4 классе по программе М. Т. Студеникина «Основы светской этики» (учебник за 5 класс) Тема: Доверие и доверчивость.

Данная разработка пригодится не только учителям, которые преподают ОРКСЭ, но и для проведения классного часа....

ОРКСЭ «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики», урок «Заглянем в бабушкин сундук».

У каждого народа России сложились определённые культурные традиции. Они уходят вглубь веков и неразрывно связаны с историей нашей страны. Изучая раздел «Многообразие культуры народов Р...

Урок в 4 классах по ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Фестиваль проектов. История развития этики".

На уроке использовалась проектная деятельность, технология интегрированного обучения.В разработку урока входят;- план урока- приложение (карточки группам)- технологическая карта урока- презентация к у...

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»...

Конспект урока ОРКСЭ «Светская этика» в 4 «б» классе МБОУ «СОШ №7», г.Реутов, Московская область

Тема урока: «Жизнь человека священна.» Разговор пойдет о таком важно понятии, как жизнь человека. О том как к ней надо относится....

Конспект урока ОРКСЭ «Светская этика» в 4 «б» классе МБОУ «СОШ №7», г.Реутов, Московская область Учитель: Костенко Е.Н.

Тема: « Уметь понять и простить». Будем говорить как создать условия для сознательного усвоения нравственных понятий и осознания своих поступков и поступков других людей, через поняти...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ «Православный храм». Урок в IV классе (дети с ОВЗ)

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве....