ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»
методическая разработка по орксэ на тему

Старикова Лариса Павловна

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс ОРКСЭ

Модуль: «Светская этика».

4 класс.

Учитель начальных классов – Старикова Л.П.

Урок:  2

Тема: Знакомство с учебником « Основы светской этики». Что такое светская этика.

Цель урока:

формирование у учащихся представления о том, что такое этика, что изучает светская этика.

Задачи:

  1.  Познакомить обучающихся с понятиями «этика» и  «светская этика».
  2. Развивать умения аргументировать свой ответ.
  3. Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.
  4. Активизировать познавательную деятельность в КТД.
  5. Использовать толковый словарь, учебник, дополнительную литературу.

Оборудование и учебно- методическое обеспечение: компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал, рабочие листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Виды деятельности на уроке:

беседа,

 чтение и анализ учебного текста,

 лексическая работа,

 работа с иллюстративным материалом,

 творческая работа с текстом в парах,

 работа с карточками в группах,

  самостоятельная работа с источником информации.

Основные термины и понятия: этика, светская этика, мораль, нравственность.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационные

Формы

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

 - Давайте пожелаем удачи на сегодняшнем уроке. Что пригодится для успешной работы?

 - Прочитайте эпиграф нашего урока.

 « С малой удачи начинается большой успех».

 -Как вы его понимаете?

 

 Активность, внимание, умение высказывать свои предположения, трудолюбие, не отчаиваться при неудачах.

Высказывания учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

- Поделились ли вы с родителями тем, что узнали на нашем первом уроке? О ком из известных людей вы рассказали дома?

- Каких героев России знают ваши близкие, о ком они советовали вам рассказать?

- Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?

- Люди, о которых вы рассказали, достойны нашего уважения. Они сделали нашу жизнь лучше. Их жизнь может быть для нас образцом для подражания.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Рассказывают о своих родственниках, их заслугах, показывают копии документов, фотографии, награды.

Беседа

3.Актуализация знаний, целеполагание.

 Знакомство с учебником

       «Основы светской этики».

1. Оформление обложки. 2.Содержание.

3.Оформление страниц.

 - У вас в руках новый учебник.

 - Рассмотрите  обложку. 

- Прочитайте  название.

-Встречались, ли вам книги с таким названием?

- Прочитайте серию.

(« Основы духовно – нравственной культуры».)

- В синем кружке – эмблема. Что на ней изображено?

 -Что обозначает эта эмблема?

 - Рассмотрите фотографии на обложке. Кого мы на них видим?

- Как вы думаете, о чём могли думать составители, оформители учебника, поместив именно эти снимки на обложку?

- Верхний знак -  знак ФГОСА -  нового стандарта образования для  современной школы.

 - Как быстрее узнать, чему мы будем учиться с помощью нового учебника?

-Откройте  содержание учебника (с.3),

прочитайте  названия тем уроков.

 - Какие темы вас заинтересовали?

 - Какие новые слова встретились?

 - Какие слова вам уже известны?

- Есть ли у нас некоторые знания  из других предметов по  данным  темам?

 - Вспомните содержание тем из глав « Человек и его внутренний мир», «Человек и многоликое человечество» по учебнику

 «Окружающий  мир».

 - Чему мы учились на этих уроках? Что интересного для себя открыли?

 

 

 

- Вспомните содержание произведений из литературного чтения « В океане света».

 - Какие писатели вложили в свои  произведения  всё лучшее, что было в них самих:  добро, любовь, мудрость, своё представление о красоте мира? 

  - Можно ли предположить, что курс « Основы светской этики» является продолжением, углублением тех знаний о взаимоотношениях людей,  о правилах их поведения в обществе, которые у нас уже есть?

-Как вы думаете, чему же мы будем учиться с помощью нового учебника? Ваши предположения?

 - Расскажите, как оформлены страницы учебника.

 - Итак, мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением, мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет этика.

Ответы учащихся.

Предполагаемый ответ:

 - Древо жизни.

Предполагаемый ответ:

- Детей разных национальностей, детей в семье,  в школе, символ столицы нашей Родины – Кремль.

Предполагаемый ответ:

 - Наверное, они могли думать о том, что ученик должен учиться любить  свою семью, школу, своих друзей, свою школу, одноклассников, быть в дружбе с ребятами разных национальностей; а значит – любить свою Родину.

Предполагаемый ответ:

 - Открыть содержание.

Высказывания учащихся.

Учащиеся работают с содержанием учебника « Окружающий мир».

 (Глава « Человек и его внутренний мир»:

 что даёт человеку  общество;

 как стать личностью;

как понять, что творится у друга на душе;

 кто ты,  оптимист и пессимист.

Глава «Человек и мир людей»: что такое общество;

как жить в мире людей;

 что такое мораль;  

наш   внутренний советчик – совесть.

Глава «Человек и многоликое человечество»: права человека в обществе.)

Учащиеся работают с содержанием учебника по литературному чтению « В океане света».

Ответы учащихся.

Делятся своими предположениями.

Предполагаемый ответ:

 -На страницах учебника мы видим номера уроков, названия тем, цели уроков, вопросы, задания, красочные иллюстрации, высказывания философов.

     

Слайд 2

Слайд 3

Беседа

3.Определение темы и целей урока.

4. Изучение нового материала.

1.Беседа о понятии «этика». 

2. Беседа о понятиях

«нравственность», «мораль»?

3. Беседа о понятии «светская этика», о важности изучения светской этики.

5.Физкультминутка.

6.Применение нового знания.

  1. Чтение и анализ отрывка из «Поучения Владимира Мономаха»

2.Работа с пословицей.

- Предположите тему  сегодняшнего урока.

- Поставьте перед собой цель урока. Что вы сегодня должны узнать?

- Запишите тему и цель урока в  рабочий лист.

- Итак, на сегодняшнем уроке вы узнаете о том, что изучает этика, что такое светская этика. Кроме этого, вам предстоит познакомиться и с другими важными понятиями, без которых изучение нашего предмета невозможно.

- Прочитайте первый абзац учебной статьи « Что такое светская этика. Что изучает светская этика». ( Чтение вслух)

  - Что такое этика? Как вы определите значение этого слова?   - Запишите определение в рабочий лист.

 - Посмотрите на слайде определение  понятия  «этика»  из  философского словаря.

- Кого можно назвать основателем этики?

- Почему в изучении светской этики не обойтись без понятий нравственность, мораль? Что обозначают эти понятия?

 - Выпишите определения этих понятий в рабочий лист. Сверьтесь со слайдом.

- Какой математический знак можно поставить между понятиями «мораль …нравственность», «моральный … нравственный»? Почему?

 - Второй, третий, четвёртый абзацы статьи прочитайте самостоятельно.

 - Подумайте, в чём помогает разобраться светская этика, на какие вопросы она даёт ответы.

 - Прочитайте пятый, шестой абзацы статьи. (Чтение вслух)

 -  Какие ассоциации возникают у вас со словом « светский»? гражданский).

 - Что определяет понятие «светская»? Запишите в рабочий лист, сверьтесь со слайдом.

 - Сформулируйте вывод о том, что вы узнали из учебной статьи,   выполнив  второе задание   в рабочем листе. Закончите  предложения:

- Светская этика изучает …

- Слова мораль и нравственность - это синонимы,  которые обозначают …

- Светская этика помогает разобраться …

- Светская этика помогает ответить на вопросы …

 - Сверьте ответы со  слайдом.

- Сделайте вывод: что помогает понять светская этика?  

-Прочитайте отрывок из      «Поучения  Владимира Мономаха».

 -Что вы знаете о Владимире Мономахе?

 

- Чему мог поучать великий князь детей в конце 11 в.? Интересно ли будет читать « Поучение», спустя почти 900 лет?

  -Прочтите «Поучение»  на слайде. 

   - Почему трудно читать этот текст?

 - Чтобы советы князя стали понятны современному человеку, попробуйте их перевести с древнерусского языка на современный.

  -  Сделайте вывод, почему не стареют наказы Владимира Мономаха?

 - Прочитайте пословицу в рабочем листе.

-  Дайте толкование её смысла, подберите пример. Поясните пословицу примерами из жизни.

Предполагаемый ответ:

 - Тема урока:

Что такое светская этика?

 - Цель урока:

Узнать, что такое этика?

 Что значит светская этика и что она предполагает?

Учащиеся работают по учебнику, выполняют задания в рабочем листе.

Предполагаемый ответ:

 -  Философа Аристотеля, 4 в. до н. э.

Высказывания учащихся.

Предполагаемый ответ:

На свету, на виду, на людях, в миру, а значит публичный, общественный, мирской, гражданский.

Предполагаемый ответ:

Светская этика помогает понять, как самостоятельно совершать правильные поступки и строить отношения с людьми, а значит стать лучше.

Предполагаемый ответ:

Владимир Мономах – русский князь, внук Ярослава Мудрого; был грамотным, образованным человеком своего времени,  составил потомкам, завещание – поучение.

Чтение «Поучений», обсуждение, формулирование, записывание на карточку с текстом.

Предполагаемый вывод:

«Поучения Владимира  Мономаха», написанные в конце 11 в.,  читать сложно, потому что язык за этот исторический период изменился, устарел. С другой стороны, правила поведения, о которых говорит князь, понятны и действенны в современном обществе.

Предполагаемый ВЫВОД: Народная мудрость гласит, что судьба человека напрямую зависит от его поступков. Чем больше хороших поступков совершает человек, тем больше добродетели в его характере, тем счастливее его судьба.

Слайд 4

Рабочий лист.

Учебник

Слайд 5

Рабочий лист

Лексическая работа

  Самостоятельная работа с источником информации.

Слайды 6,7

Рабочий лист

Слайд 8

Работа в группах.

Карточки с заданиями.

Работа в парах.

Рабочий лист

7. Рефлексия

- Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока?  

 - Удалось ли вам достичь ее? Обведи или раскрась тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке: Всё получилось!

Я старался, но получилось не всё.

Было слишком трудно.

   Слайд 9

8.Домашнее задание

1. Расскажите  родителям, что вы узнали на уроке.

2. Подберите и запишите несколько пословиц, которые содержат мораль.

   Слайд 10

6.Итог урока.

7.Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

УРОК 2

Тема:_______________________________________________

Моя цель на уроке:__________________________________

____________________________________________________

Задание 1. Словарная работа

Этика _______________________________________________________

Мораль_______________________________________________________

Нравственность______________________________________________

Светская  ____________________________________________________

Задание 2. Закончи предложения:

Светская этика изучает … ____________________________________________________________________________

Слова «мораль» и «нравственность» - это синонимы, которые обозначают … ____________________________________________________________________________

Светская этика помогает разобраться …  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Светская этика помогает ответить на вопросы …

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Как ты понимаешь пословицу:

Посей поступок – пожнёшь привычку;

Посей привычку – пожнёшь характер;

Посей характер – пожнёшь судьбу.

                                                             

Задание 4. Как я сегодня поработал?

Обведи или раскрась тот смайлик, который соответствует твоим достижениям на уроке.

Домашнее задание.

  1. Расскажи родителям, что ты сегодня узнал на уроке.
  2. Ответь на вопрос: «Что помогает понять светская этика?»
  3. Подберите и запишите пословицы, которые содержат мораль.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок «Знакомство с учебником «Основы светской этики». Что такое светская этика».

Слайд 2

Чему мы будем учиться ? Как мы будем учиться ? Учебник «Основы светской этики»

Слайд 3

План работы с учебником Обложка. Содержание. Расположение учебного материала.

Слайд 4

Тема: «Что такое светская этика» ? Цель нашего урока. Узнать: Что такое этика. Что значит светская этика. Что предполагает светская этика.

Слайд 5

Словарная работа Этика - наука, сложившееся представление о том, что хорошо и что плохо; нормы поведения. Мораль – привычки, обычаи, правила поведения. Нравственность – правила поведения. Светская - мирская, гражданская, общественная, публичная. Нравственность = мораль Нравственный = моральный

Слайд 6

Закончи предложения. Светская этика изучает … Слова мораль и нравственность– это синонимы, которые обозначают … Светская этика помогает разобраться, … Светская этика помогает ответить на вопросы : …

Слайд 7

Закончи предложения. Светская этика изучает мораль. Слова мораль и нравственность– это синонимы, которые обозначают правила поведения. Светская этика помогает разобраться, что такое нравственность, и каким путём она достигается. Светская этика помогает ответить на вопросы : Что нужно делать, чтобы стать добрым ? Как не делать зла ? Как сделать жизнь людей лучше ?

Слайд 8

Из «Поучения Владимира Мономаха» Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; вставайте рано. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

Слайд 9

Как я сегодня работал ? Всё получилось! Я старался, но получилось не всё. Было слишком трудно.

Слайд 10

Домашнее задание 1. Расскажи родителям, что ты узнал на уроке. 2. Подбери и запиши несколько пословиц, которые содержат мораль.