ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм и другие святыни. Монастырь".
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Шаевич Маргарита Вячеславовна

Конспект ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм  и другие святыни. Монастырь".

Ссылка на презентацию (архив):

https://cloud.mail.ru/public/7a0ce9641294/%D0%A3%D...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры".

Тема: " Православный храм  и другие святыни. Монастырь".

Автор: Шаевич Маргарита Вячеславовна, учитель начальных классов.
Место работы: ГБОУ «Школа №1613».

    Базовый учебник: Основы православной культуры и светской этики. Основы              православной культуры 4-5 класс: учебное пособие для общеобразовательных.  учреждений / А.В.Кураев - : Просвещение, 2010 – 95с.

Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями и храмами, их значением в духовной культуре русского  народа; особенностями монастырской жизни;  расширение представлений о вкладе православного искусства в мировую сокровищницу.

Задачи:

  • дать учащимся первоначальные представления о православных храмах и монастырях;
  • способствовать развитию эстетических чувств учащихся  на   основе   знакомства  с  отечественной православной культурой;
  •  способствовать формированию осознанных эстетических предпочтений и ориентации на  искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • способствовать формированию и развитию основы  гражданской  идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа.

В соответствии с ФГОС НОО в контексте усвоения предметного содержания модуля «Основы мировых религиозных культур» на описываемом уроке должны формироваться (в большей степени) следующие виды универсальных учебных действий (УУД): 

  • Личностные УУД: интерес к себе и окружающему миру; эмоциональное, позитивное отношение к себе и окружающему миру.
  • Регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).
  • Познавательные УУД: 
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (как в диалоге, так и монологически).

логические универсальные действия:

  • анализ (с выделением существенных и  несущественных признаков);
  • синтез;
  • сравнение;
  • классификация объектов.
  • Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы; допущение   возможности   существования   у   людей  различных  точек зрения, в  том числе, не совпадающих с собственной.

Формы и виды деятельности: беседа, театрализация, выборочное комментированное  чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге.

Основные термины и понятия: храм, святыня, монастырь, монах, призвание, послушание.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный  проектор.

Ход урока:

1. Актуализация (8 мин.)

1. Закрепление изученного на прошлом уроке («Библия. Иконы» по стр. 24, 32-34 учебника-тетради).

Фронтальный опрос.

– Какую религиозную культуру мы сейчас изучаем? 
– О чем мы говорили с вами на предыдущем уроке? 
– Какую главную книгу христиан вы знаете?
– Из каких частей она состоит? 
– Что такое икона? Как переводится это слово с греческого языка?
– Какого великого русского иконописца вы знаете?
– Кому посвящались иконы?

2. Подготовка детей к восприятию нового. Беседа.

– Для чего иконописцы пишут иконы?

- Что делают верующие перед иконой? 

– Где молятся православные христиане?

2. Изучение нового материала (25 мин.)

 2.1)    Да, можно молиться и дома, но считается, что …– Храм – это место, где верующие молятся, то есть говорят с Богом или святыми перед иконами, а священнослужители совершают богослужения. По-другому можно сказать, что храм – это Дом Божий. В Библии сказано: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», то есть, по мнению верующих, совместная молитва имеет особую значимость. Вот как говорил о храме великий русский поэт Н.А. Некрасов в стихотворении « ТИШИНА»

Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил -
И облегченный уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной...


 Каждая деталь храма имеет глубокий символический смысл.

 – На что похожи купола с крестами на них, как вы думаете?

– Золотой  купол  с крестом  символизирует  небесный  свод  или   пламя  горящей  свечи, которое связывает небо и землю

 Форма храмов чаще всего бывает в виде креста, круга, восьмиконечной звезды или корабля (ковчега)

 По цвету купола можно определить, кому посвящен этот храм

           Так как золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двенадцати главным праздникам церковного года, кроме  Пасхи. 
Синие купола со звёздами говорят о том,  что храм посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. 
Храмы с зелёными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зелёный – цвет Святого Духа.

         Храмы  по  своему  наружному  устройству  отличаются  от  обычных зданий.
Наружные особенности храма – это купола, главы, колокольни или звонницы и кресты на главах. С древнейших времен христиане предпочитали строить храмы на местах возвышенных: в равнинной части России такой храм был издали, виден жителям многих окрестных деревень, где церкви не было, а видневшийся храм был для них символом Божьего присутствия в их жизни
Русская земля всегда славилась красотой своих  храмов

 Одной из главных деталей интерьера храма является иконостас – стена из икон, которая отделяет алтарь от главного помещения храма. Иконы расположены ярусами, символизирующими историю спасения человечества Богом. В центре иконостаса находятся ведущие в алтарь Царские врата, которые открываются во время  литургии  (главнейшего богослужения, во время которого совершается таинство Евхаристии) – через них выносят Святые дары. Символически через них проходит Христос, как Царь Славы, отсюда и название – «Царские врата».

Алтарь – основная святыня храма (туда не позволяется входить непосвященным), символически изображает «селение Божие». Алтарь всегда находится на восточной стороне храма . Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник» . Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу. 
В центре 
алтаря, напротив царских врат, располагается престол; по форме он представляет собой стол, изготовленный из камня или дерева, он служит для совершения на нем Евхаристии. Кто помнит, что это за таинство? Престол является наиболее священным местом алтаря; прикасаться к нему могут только священнослужители.

Православные храмы очень красивы. Полюбуемся интерьерами наших знаменитых храмов. Замечательны внутреннее убранство храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, внутренняя роспись купола храма Христа Спасителя (в самом центре  изображена Святая троица), роспись стен храма Василия Блаженного .

2.2)Послушайте отрывок из стихотворения Священника Андрея Логвинова
«ВОТ БЫ МНЕ НА ПОКАЯНИЕ…»

Вот бы мне на покаянье
Утренней румяной ранью
Съездить в белый монастырь.
Как бы все преобразилось!
Сразу в сердце обновилось
-Ребята, кто из вас знает, что такое монастырь?

-  Вот как говорили о монастыре Святые старцы.

Монастырь – это место, где небо сходится с землей. Это и чувствует душа человека, отворившего скромную деревянную дверь. Разделяющую мир и монастырь и ступившего на его благодатную землю.

                                                                                                         

 (Входит Странник).

Странник: Здравствуйте, милые дети!  Сколько путей я прошел, сколько дорог –  сколько святых мест посетил! Я – Странник, паломник, хожу по русским монастырям, чтобы обрести Божью благодать. И к вам зашел, чтобы показать те места, где побывал. Помогите мне в моем рассказе, закончите предложения:

В черном, с четками в руках, 
О душе своей в слезах 
Богу молится … (монах).

Ряса, клобук, параман 
Говорят о многом нам: 
Так одет монах, друзья, 
Жить, как все, ему нельзя! 
Инок, мантией одетый, 
Давший Господу … (обеты). 

Молодцы, дети, а теперь посмотрите в каких монастырях я побывал.

 (Странник называет монастыри, места, где они находятся - Свято-Троицкая
Александро-Невская Лавра (Санкт-Петербург), Рождество- Богородичный Коневский монастырь (о-в Коневец на Ладоге), Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь (недалеко от г. Лодейное Поле), Свято - Юрьев монастырь (Великий Новгород), Свято-Успенский Псково - Печерский монастырь.

-Однако  мне пора собираться в путь – дорогу. До свидания! (Уходит).

Учитель: Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди,  чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за  советом  в трудной жизненной ситуации, за  исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

Расскажите. Когда появились монастыри. Кто живет в монастырях? Кто такие монахи?

 (Ответы учащихся: монахи, иноки, послушники).

- Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини?

(Ответы учащихся).

- Да, ребята, монахи одеты по-особенному. На голове носят камилавку или клобук - головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину. Их одежда состоит из рясы и мантии.  В руках неспешно  перебирают четки, произнося «про себя» молитву.

- Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям и призванию согласился  жить без семьи. Что такое призвание?

 (Ответы учащихся).

- Призвание – это ваш смысл жизни.

Призвание – это ваша неповторимость в этом мире, как обязанность.

Все выглядит так, как будто Бог создал нас для какой-то задачи, уклонение от которой – наша вина перед Ним. Может, оно и так, а может, и проще: каждый из нас уникален, но не знать и не понимать этого - значит проигнорировать в этой жизни себя самого и свои возможности.

- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?

(Ответы учащихся).

- Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания,  - работают на полях, в монастырской кухне  или ремонтируют здания монастыря. 

- Монахом стать трудно. Как становятся монахами? Что такое послушание?

- Итак,  какие этапы должен пройти человек, прежде чем станет монахом или монахиней?

(Ответы учащихся: послушание, монашеские обеты, постриг, получение нового имени).

- Какие черты характера воспитываются в монастыре?

(Ответы учащихся: терпимость, смирение, милосердие).

- Такие черты мы ценим и в светских людях, но не всегда мы можем быть образцовыми, часто ссоримся из-за пустяков, обижаемся, в монашеской жизни все несколько иначе.

3. Обобщение.

Мы сегодня узнали новые слова, перечислите их.(Монах, настоятель, игумен, обет, святыня, призвание. послушание)

  Дайте определение каждого слова, запишите слова в словарики.

- Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.

(Учащиеся делятся на группы, в диалогах  обсуждают правила для юных паломников, записывают в рабочий лист урока.)

(Примерные рекомендации «Правила поведения в монастыре»:

В монастыре запрещается:

  • громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;
  • говорить по мобильному телефону на территории монастыря;
  • носить шорты на территории монастыря;
  • лицам женского пола находиться без головного убора.)

4. Итог урока (9 мин.) Рефлексия – осознание и обсуждение увиденного и услышанного – фронтальная беседа. 

– О чем вы узнали сегодня на уроке? (кратко)
– Какая картина, текст или звуки из презентации всплывают сейчас у вас в памяти?
– Какая разница между храмом и монастырем?
– Кто такие монахи?

– А в жизни вы переживали что-то подобное? Когда?

5. Домашнее задание.

 Творческое задание – разработать макет  путеводителя для юных паломников, используя разработанные  на уроке правила поведения, а также информацию о монастыре, фотографии и рисунки (форма представления – рисунок с текстовой информацией на листе А4 или файл в программе Рhotoshop).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема "Семья"

Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий России....

Курс ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» Тема «Православный храм»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве. Задачи: Познакомить с понятием «православный храм».Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством прав...

Урок ОРКСЭ. Модуль: Основы мировых религиозных культур. Тема: Семья.

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Семья", модуль: Основы мировых религий....

Урок ОРКСЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур". 4 класс. "Храм".

Урок ОРКСЭ, Программа  "Школа России". Модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема: Храм. С применением технологии деятельностного метода....